Диагностическая программа
рабочая программа (старшая группа) по теме

Светлана Борисовна Бондаренко

Диагностическая программа для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Диагностическая программа88 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическая программа

I. ВЫЯВЛЕНИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ

            Ориентировка в окружающем выявляется в беседе с ребенком.

Разговаривать с ним надо неофициально, доверительно. В случае, если ребенок затрудняется в ответе, ему оказать помощь, задавая наводящие вопросы, подбадривая; ни в коем случае не осуждать и не проявлять недовольство за неправильный ответ. Давать достаточно времени для ответа.

           

          I.I. Вопросник на осведомленность:

               1. Как тебя зовут? Как твоя фамилия?

               2. Сколько тебе лет?

               3. Как зовут твоих родителей?

               4. Как называется город где ты живешь?

               5. Каких ты знаешь домашних животных? Каких диких животных?

               6. В какое время года на деревьях появляются листья?

               7. Что остается на земле после дождя?

               8. Чем отличается день от ночи?

         Оценка результатов производится в баллах:

          I балл – правильный, самостоятельный ответ, допустимы уточняющие вспомогательные вопросы педагога ребенку;

          0,5 балла – ответ неточный, много наводящих вопросов для получения правильного ответа;

          0 баллов – не может ответить на вопрос даже с помощью педагога.

         

          Итоговый уровень определяется на основе подсчета числа баллов по вопросам 1-8 в протоколе обследования.

           Высокий – 7-8 баллов

           Средний – 5-6 баллов

           Низкий – 4-0 баллов.

I.2. Методика "Дополнение фраз" диагностирует способность детей устанавливать причинно-следственные связи в окружающей среде. Дает возможность получить более объективную информацию об осведомленности ребенка, его ориентировке в окружающем.

Инструкция к проведению: "Мы будем сейчас играть с тобой в интересную игру. Я буду говорить тебе начало предложения, а ты его будешь заканчивать. Давай попробуем: " Если кусочек льда принести в комнату, то … Продолжай". Можно задать вопрос: "То, что случится?" Если ребенок не понял правила игры, предложить еще одно предложение.

"Воспитательница похвалила мальчика (девочку), потому, что … После проигрывания ребенку предлагается 10 тестовых фраз.

  1. Мальчик весело смеялся, потому что …
  2. Если зимой будет очень сильный мороз, то…
  3. Если взлететь высоко как птица, то …
  4. Девочка стояла и плакала потому, что …
  5. Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому, что …
  6. Если наступит день рождения, то …
  7. Девочка стояла одна около дома, потому, что …
  8. Если весь снег растает, то …
  9. В комнате погас свет, потому что …
  10.  Если пойдет сильный дождь, то …

          В процессе тестирования не следует торопить ребенка с ответом. Если ему трудно, используйте дозированную помощь, одобрение: "Молодец, ты обязательно ответишь. Ты все знаешь. Не бойся ответить. Как считаешь нужным, так и говори!" Наводящих вопросов задавать не следует. Ответы детей фиксируются в типовом бланке (см.приложение 2), которые оцениваются в баллах; подсчитывается суммарный показатель, определяется уровень.

             Оценка результатов

      Ответ считается правильным, если в содержании ответа даны причина или следствие предложенной ситуации. Например: "Мальчик весело смеялся, потому что смотрел мультфильм", "вспомнил, увидел что-то смешное" и т.д. Такой ответ оценивается I баллом. За полупричинный ответ – 0,5 балла (типа "Мальчик весело смеялся, потому что ему было смешно". За неверный ответ или отказ отвечать (типа "потому что снег растаял", "не знаю") – 0 баллов.

Итоговый уровень

Высокий уровень – 8-10 баллов. Дети дополняют все предложения с верной причинностью, допускают не более двух полупричинных ответов.

Средний уровень – 6-7 баллов. Дети принимают правила игры. Содержание ответов носит полупричинный характер, частично установлены причина, следствие.

Низкий уровень – 0-5 баллов. На этом уровне дети часто отказываются дать ответ или дают ответ с неверной причинностью. Например, пятый вопрос: "надо вызвать врача".

        

2. МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ

             Тест в картинках (приложение 7)

            Материал: стандартный лист бумаги разделен на девять квадратов, в каждом из которых изображены рисунки, отражающие определенный вид деятельности: игровую, трудовую, учебную.

            Инструкция к проведению: ребенку предлагается рассмотреть рисунки. Убедившись, что ему понятно их содержание, педагог спрашивает: "Чем бы тебе хотелось заниматься в первую очередь, во вторую очередь, в третью?"

            Оценка результатов: если ребенок выбирает учебную деятельность, как наиболее желаемую, в первую очередь, то это свидетельствует о высоком уровне мотивационной готовности, если во вторую очередь, то о среднем уровне, и если в третью или вообще не выбирает, то о низком уровне. В протоколе обследования фиксируются очередность трех выборов. Итоговый уровень мотивационной готовности определяется по двум заданиям.

                         3. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

        Для проверки уровня развития образных представлений могут быть использованы следующие методики.

                  3.1. Методика "Разрезные картинки"

                  Инструкция к проведению: ребенку вперемешку даются части одной картинки. Педагог предлагает ребенку опознать изображение и сложить картинку. Дается последовательно три картинки: от простых к сложным. Во всех случаях педагог никак не называет изображенные предметы (матрешка, заяц, чайник) Приложение 7а.

        Оценка результатов:

                  Высокий уровень: все три картинки складывает самостоятельно, использует целенаправленные пробы при складывании.

                  Средний уровень: не справляется с одной из картинок (зайцем или чайником). При складывании картинок требуется помощь педагога.

        Низкий уровень: самостоятельно складывает только матрешку, остальные только с помощью воспитателя или вообще не справляется.

        

                 3.2. Соотнесение свойств предмета с заданны эталоном

          Методика позволяет установить, владеют ли дети глазомерным действием соотнесения общей формы конкретного предмета с формой заданного эталона.

                 Материал: три карточки : образцы-эталоны сложной формы, которые различны по форме, но одинаковы по размеру (каждый эталон вписывается в квадрат размером 4*4 см).

Набор карточек с 15 изображенными предметами по 5 картинок на каждый эталон (приложение 8).

  1. Машина
  2. Собака (голова)
  3. Ботинок (сапог)
  4. Коляска
  5. Трактор

  1. Пирамида
  2. Морковь
  3. Желудь
  4. Утюг
  5. Кукла

  1. Гитара
  2. Лампа
  3. Матрешка
  4. Жук
  5. Груша

        Инструкция к проведению: карточки с картинками раскладываются перед ребенком изображениями вниз, чтобы последовательность предъявления их ребенку была случайной. Карточки-эталоны раскладываются перед ребенком так, чтобы он мог хорошо видеть их изображение. Перед каждым эталоном можно поставить коробочку или подносик. Ребенку дается следующая инструкция: "Перед тобой лежат карточки. На каждой из них есть картинка. Ты должен взять любую карточку, посмотреть на картинку и на фигурки, которые лежат перед тобой, затем положить в ту коробочку (подносик), где фигурка больше похожа на твою картинку. Когда ты положишь эту картинку в коробочку, возьми еще одну и разложи так все картинки.

              В процессе работы необходимо обращать внимание ребенка на изображение эталонов, чтобы он не раскладывал картинки случайно. Если ребенок проявляет нерешительность и обращается за помощью, доверительно предложить ему самостоятельно сделать выбор. В типовом бланке (см. приложение 2) по мере того, как ребенок раскладывает картинки, фиксируется: с каким эталоном он соотнес картинку.

          Оценка результатов: максимальный балл 15 начисляется в том случае, если все карточки правильно разложены под эталонами-образцами. Каждая неправильно положенная карточка рассматривается как ошибка.

           Итоговый уровень: высокий уровень – от 13 до 15 баллов; средний уровень – от 8 до 12 баллов, низкий уровень от 0 до 7 баллов.

             3.3. Методика "Самое похожее" диагностирует способность вычленять признаки в объекте (приложение 7а)

             Инструкция к проведению.

             Перед ребенком в случайном порядке выкладываются в ряд восемь фигур. Воспитатель говорит : "Смотри, эти фигуры разных цветов – красные и синие, они разных размеров – большие и маленькие (вот большой квадрат, но есть и маленький и т.д.) разных форм – круги и квадраты". Ребенку предлагается три задания.

              Первое задание : "Я дала тебе большой красный квадрат (вынимается из ряда и складывается перед ребенком). Найди самую непохожую на нее фигуру из остальных". Ребенку дается время для самостоятельного выбора. Педагог не должен подсказывать и направлять ребенка на правильный выбор. Правильный выбор синий круг, выделен предмет по трем признакам: цвету, форме, величине.

             Второе задание: положить перед ребенком маленький красный круг.

             Третье задание: положить перед ребенком большой синий круг. Могут быть другие варианты заданий.

        Итоговый уровень.

              Высокий уровень: в трех заданиях преобладает выбор по трем признакам или в первом задании – по двум признакам, двух других – по трем признакам.

              Средний уровень: преобладает выбор по двум признакам в трех заданиях.

              Низкий уровень: в трех заданиях преобладает выбор по одному признаку.

              Материал для проведения методики может быть других цветовых соотношений.

              В протоколе фиксируется количество выделенных признаком в каждом задании.

4. Выявления уровня произвольного запоминания

          Методика "Заучивание десяти слов " используется для оценки объема запоминания материала, утомляемости, активности внимания.

Набор I  - дом, хлеб. Дождь, боль, лес, машина, картина, кукла, пальто, сосна.

Набор II – мяч, крик, сон, тень, флаг, свет, игра, топор, мост, река.

Набор III – окно, мост, дым, книга, лес, день, шляпа, кот, пыль, часы.

Можно пользоваться одним из наборов. Желательно чередовать использование наборов при проведении методики, чтобы дети не могли друг от друга услышать.

Инструкция к проведению: в помещении, где проводится обследование ребенка, должна соблюдаться тишина: не должно быть каких-либо посторонних разговоров.

Первое предъявление: "сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду тебе их читать, а ты слушай внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнил в любом порядке".

Второе предъявление: "Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты должен (на) повторить их, и те, которые я уже назвал (а), и те, которые в первый раз пропустил (а), все вместе, в любом порядке".

При 3-ем и 4-том предъявлении: "Слушай еще раз". При 5-ом: "Сейчас я прочитаю слова в последний, а ты постарайся повторить больше".

Читать слова необходимо медленно, четко. В промежутках между предъявлениями педагог говорить ничего не должен и стараться не давать такой возможности ребенку. Однако если он молчит, или воспроизводит слова очень медленно, можно стимулировать словами "Еще постарайся вспомнить" или напомнить первое слово.

Воспроизведенные слова и их количество фиксируются после каждого предъявления в протоколе обследования (см. приложение 1; 1а).

По горизонтали вписываются слова, которые предъявляются ребенку; по вертикали отмечаются крестиками воспроизведенные слова.

Стим-ые сл.

                    Предъявление

Дом

Хлеб

Дождь

Боль

Лес

Маши

на

Карти-

на

Кукла

Паль-

то

Сосна

Лишн.

слово

К-во воспр

слов

1

2

3

4

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

4

5

5

7

       

        Оценка результатов может производится:

         а) по количественному показателю воспроизводимых слов:

         Высокий уровень: при 1-ом предъявлении воспроизводит не менее 5-6 слов; при 5-ом – 9-10 слов.

          Средний уровень: при 1-ом предъявлении воспроизводит не менее 3-4 слов; при 5-ом – 6-8 слов.

          Низкий уровень: при 1-ом предъявлении воспроизводит не более 3 слов; при 5-ом – 4-5 слов, медленный темп воспроизведения, отказ от выполнения задания.

          б) качественный анализ методом графического построения:

по результатам протокола составляется "кривая запоминания". Для этого по горизонтальной оси откладываются номера предъявлений и по вертикали – число воспроизведенных слов (приложения 1а).

Выводы: у здоровых детей "кривая запоминания" носит примерно такой характер: количество воспроизведенных слов возрастает к 3-ему предъявлению и увеличивается до максимума к 5-ому. Например: 5,7,9; или 6,8,9; или 5,7,10 и т.д. "Кривая запоминания" может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость. Ко второму разу ребенок может воспроизвести, к примеру 6-8 слов, а в последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее количество слов. Такой ребенок страдает забывчивостью и рассеянностью, причиной которых могут быть преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая, имеющая зигзагообразный характер, свидетельствует о неустойчивости внимания, о его колебаниях. Кривая, имеющая форму "прямой" наблюдается при слабоумии с апатией.

Рекомендуется детей, имеющих такие показатели "кривой запоминания" и низкие количественные данные, проконсультировать у психоневролога.

5. Выявление уровня развития мышления и речи

Для оценки уровня мыслительной деятельности ребенка могут быть использованы следующие методики.

5.1. Методика "Четвертый лишний" выявляет способность детей находить обобщающие понятия для трех объектов (приложение 9).

Инструкция к проведению. Ребенку предлагается рассмотреть изображение четырех картинок, три из которых могут быть объединены между собой по понятийному признаку. Ребенку необходимо указать на картинку, которая не подходит, является лишней. Если правильно сделан выбор, педагог просит обосновать выбор: "Почему?".

Оценка результатов: при правильном исключении объекта и обосновании на понятийном уровне – 1 балл. (например: "Книга лишняя, не подходит, потому что шкаф, стул и стол – это все мебель, а книга – не мебель").

При неправильном исключении, но при обосновании на функциональном уровне – 0,5 б. ("Шкаф не подходит, потому, что книгу надо читать за столом и сидеть на стуле"). При неправильном исключении и обосновании выбора – 0 б.

Итоговый уровень: высокий уровень – 5,5б; преобладает понятийное мотивирование выбора.

Средний уровень: 4-5 баллов, обосновывает выбор на функциональном и понятийном уровне.

Низкий уровень: 0-3 балла.

          5.2.Методика "Назови одним словом" выявляет уровень сформированности понятий.

Инструкция к проведению: "Я буду говорить тебе слова. Тебе надо подумать и назвать их одним словом".

  1. Тарелка, миска …

пауза - ответ

  1. Столы, стулья, диваны …
  2. Рубашки, брюки, платья…
  3. Воробьи, голуби, гуси …
  4. Караси, щуки, окуни …
  5. Малина, земляника, вишня…
  6. Башмаки, галоши, валенки…
  7. Супы, каши, кисели…
  8. Одуванчики, розы, ромашки…
  9. Березы, липы, ели…
  10. Морковь, капуста, огурцы…
  11. Яблоки, груши, мандарины…
  12. Танкисты, пехотинцы, артиллеристы…
  13. Столяры, маляры, плотники.

Оценка результатов: при правильном ответе 1 балл. Если ответ ошибочный: "Неправильно, подумай еще". При правильном ответе после второй попытки – 0,5 балла, при неправильном ответе со второй попытки – 0 б.

Итоговый уровень: высокий уровень – 12-15 б; средний – 8-11 б; низкий уровень – 7-0 б.

  1. Рассказ по картинам (последовательность событий).

         Материал: картинки (4-5 штук), на которых изображены события, хорошо знакомые ребенку (приложение 10).

          Например: 1) девочка спит; 2)девочка просыпается; 3) девочка умывается; 4) девочка причесывается; 5) девочка убирает постель.

 

          Инструкция к проведению: перед ребенком в случайном порядке раскладываются картинки, воспитатель предлагает их рассмотреть и расположить в определенном порядке. Ребенок должен объяснить: почему именно так их надо разложить, а не иначе.

Оценка результатов: задание считается выполненным, если ребенок распределил картинки в логической последовательности. Рассказ последователен, эмоционален, содержателен.

Средний уровень: нарушена логичность последовательности событий, но при рассказе исправляется. Задание не выполнено, если последовательность картинок случайна. Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обоснованно ребенком (например: девочка спит, просыпается, убирает постель, умывается, причесывается).

                    6. Выявление уровня саморегуляции

Методика "Да и Нет" выявляет уровень произвольности внимания, памяти, умение работать по правилу.

Инструкция к проведению: "Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово "да" или "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить (ребенок повторяет слова). Теперь будь внимателен: я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова "да" и "нет". Понятно?" После этого педагог задает вопросы, среди которых встречаются провоцирующие ребенка высказать свое отношение.

Задаются следующие вопросы:

  1. Ты любишь, когда тебе читают сказки?
  2. Тебе нравиться болеть?
  3. ТЫ любишь смотреть мультфильмы?
  4. Тебя часто наказывают?
  5. Ты любишь играть с детьми?
  6. Ты ссоришься с детьми?
  7. Ты любишь мороженное?
  8. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?
  9. Ты любишь умываться с мылом?
  10. Ты хочешь научиться писать?

Варианты поведения детей:

           1.Сдерживает непосредственное желание ответить словами "да" и "нет" и одновременно обдумывает содержательный ответ: "люблю", "не хочу", "не нравится" и т.д.

           2. Подмена слов "да" и "нет" утвердительным или отрицательным мотанием головы или словами "ага", "неа"  и тому подобные или просто напряженны молчанием, тем самым соблюдая правила игры, но не утверждая себя поисками адекватного правильного ответа.

Оценка результатов проводится путем подсчета количества ошибок, под которыми понимаются только слова "да" и "нет". Другие формы поведения не считаются ошибкой. В протоколе указывается количество ошибок. С хорошо развитой саморегуляцией считаются дети, сделавшие не более одной ошибки.

        7. Выявление уровня развития моторики руки

       Чтобы проверить уровень развития мелких движений можно предложить ребенку выполнить задание "езда по дорожке". Педагог предлагает ребенку проехать по дорожке, соединив линией изображение машины (самоката, тележки и т.д.) и дома. Ребенку нужно объяснить, что он должен проводить линию не отрывая карандаша от бумаги. Для каждого ребенка подготавливается карточка (половина альбомного листа) с изображенными дорожками. Первая дорожка для воспитателя: наглядный показ выполнения задания. Вторая дорожка – для самостоятельного выполнения задания ребенком.

               

                                          Карточка - образец

Оценка результатов: результат оценивается как "высокий" если отсутствуют выходы за пределы дорожки, отрывы карандаша от бумаги, уверенное проведение линии.

Средний уровень: отмечаются отрывы карандаша от бумаги (1-2) линия может быть дрожащей, неуверенной, либо с сильны нажимом при медленном темпе проведения.

Низкий уровень: частый отрыв карандаша от бумаги, неровная, дрожащая линия, слабая, почти невидимая, с многократным наведением по одному и тому же месту, выходы за пределы дорожки.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)

Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...

Диагностическая программа для обследования речи детей от 3- 5 лет.

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки обще...

Диагностическая программа школьной зрелости

В материале представлена диагностика псиологической  готовности  ребёнка к школьному обучению...

Справка об использовании диагностических программ

В справке описываются диагностические программы. используемые педагогом-психологом...

Диагностическая программа "Готовность к школе"

Диагностическая программа "Готовность к школе"...

Диагностическая программа для определения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей от 2 до 7 лет

Диагностическая программа для определения уровня сформи­рованности элементарных математических представлений у детей от 2-7 лет...

Коррекционно-диагностическая программа для детей дошкольного возраста с недоразвитием речи

методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития детей с ОНР в соответствии с требованиями ФГОС АООП ДОУ....