Справка об использовании диагностических программ
методическая разработка на тему

В справке описываются диагностические программы. используемые педагогом-психологом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_ob_ispolzovanii_diagnostich_programm.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

 

Справка

об использовании диагностических программ педагогом-психологом МДОУ «ЦРР -детский сад № 17 «Ладушки» г Вольска Саратовской области»

 Педагогом-психологом Субботиной Т.В. используются следующие диагностические программы, используемые в образовательном процессе:

1.   Программа диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста Авторы:  Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.

 

Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).

 

 Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием  ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.В графе «Заключение» проставляется группа развития. В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.

2.Программа диагностики познавательных процессов дошкольников. Автор Р.С. Немов.

В каждой из представленных в комплексе методик, после её подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способы оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребёнка на основании полученных данных. Все методики описаны и представлены так, чтобы пользуясь текстом книги можно было проводить практическую психодиагностику , оценивать результаты, делать необходимые заключения, выводы и практические рекомендации.В предлагаемом комплексе психодиагностических методик для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделанно это не только для получения надёжных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребёнка.

3.  Программа диагностики психологической готовности к школе, предложенную и апробированную Н.И. Гуткиной  

Диагностическая программа включает ряд методик:

— Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в  аффективно-потребностной  сфере ребёнка (в названии  обозначена цель методики);

— Методика выявления сформированности "внутренней позиции школьника" (специально построенная беседа с дошкольником);

—  Методика "домик", включающая задание по срисовыванию образца и позволяющая диагностировать особенности произвольного внимания, сенсомоторики, умения работать по образцу;

— Методика "да и нет",  применяющаяся для диагностики умения ребёнка действовать по правилу и представляющая собой модификацию известной игры "да" и "нет" не говорите, черного с белым не носите";

— Методика "сапожки", направленная на диагностику умения пользоваться правилом для решения задачи и особенностей развития процесса обобщения;

— Методика  "последовательность  событий",  предназначенная  для  изучения особенностей развития логического мышления, речи и способности к обобщению;

— Методика "звуковые прятки", предназначенная для проверки фонематического слуха.

На основе обследования ребёнка по данной диагностической программе составляется специальная психологическая карта.

В результате обследования выявляются дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе, позволяющей сформировать необходимый уровень готовности к школе. В ходе обследования выявляются также дети с опережающим развитием, в отношении  которых  психологом  должны   быть  сформулированы  рекомендации  по индивидуальному подходу к ним.

 

 4. Программа  диагностики интеллектуального развития Л. А. Венгера.

Доктор психологических наук, профессор Л. А. Венгер, который руководил лабораторией НИИ дошкольного воспитания, и его коллеги работали над проблемой диагностики умственного развития. Умственное развитие рассматривается авторами методик как процесс присвоения ребенком определенных форм общественного опыта, материальной и духовной культуры, созданной человечеством. Центральным звеном. Как показали авторы исследования, именно лежит детей раннего и дошкольного возраста. Авторами методик главным ориентиром при создании методик стало познавательное ориентировочное действие как основная структурная единица познания. По их мнению, в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий (перцептивными и мыслительными).

Венгером были выделены 5 типов познавательных действий:

3 типа перцептивных действий

- перцептивное моделирование

- действия идентификации

- приравнивание к эталону

2 типа мыслительных действий.

  • наглядно-образное мышление
  • логическое мышление

На основе этого, Л.А.Венгер и его коллеги создали методику, позволяющую определить уровень интеллектуального развития для дошкольников.

6. Программа диагностики психолого-педагогической готовности к началу школьного обучения  (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2001).

методические основы предлагаемой программы скрининговой оценки

Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Таким образом оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом. 
 Задание № 1. «Продолжи узор»

Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (

 торов

Задание № 2. «Сосчитай и сравни»

Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

Задание № 3. «Слова»

Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.

Задание № 4. «Шифровка»

Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. 

Задание № 5. «Рисунок человека»

Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

суммарная оценка выполнения заданий

Как уже отмечалось, выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням — в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы.
1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе.
2-й уровень. Условная готовность к началу обучения.
3-й уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения.
4-й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения.
Исследования, проведенные на детской популяции г. Москвы и Московской области (458 наблюдений), и ретестирование детей (220 наблюдений) дали возможность выделить следующие диапазоны балльной оценки для каждого из выделяемых уровней готовности к началу школьного обучения:
Готовность к началу регулярного обучения (1-й уровень): от 17 до 25 баллов.
Условная готовность к началу обучения (2-й уровень): от 14 до 17 баллов.
Условная неготовность к началу регулярного обучения (3-й уровень): от 11 до 14 баллов.
Неготовность к началу регулярного обучения (4-й уровень): суммарная оценка ниже 10 баллов.

Педагог-психолог МДОУ № 17                                            Субботина Т.В.

Заведующий МДОУ «ЦРР-

детский сад № 17 «Ладушки»                                               Чалова В.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по проверке диагностических материалов ДОУ.

Содержит аналитический материал на соответствие предъявляемым требованиям. Может использоваться в контролирующей деятельности старшего воспитателя, методиста ДОУ....

СПРАВКА О ПРОВЕДЕНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Проявляя педагогическое творчество, импровизацию, внимание к каждому ребенку и проводя планомерную, целенаправленную работу с детьми по разделам программы «Детство», мы совместно с родителями к концу ...

Итоговая справка по результатам диагностического обследования воспитанников

определить степень освоения общеобразовательной программы Радуга Т.Н.Дороновой, влияние образовательного процесса организуемого в дошкольном учреждении, на  динамику развитие воспитанников....

СПРАВКА О ПРОВЕДЕНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Результаты мониторинга на начало учебного года детей старшего дошкольного возраста...

Аналитические справки по результатам диагностических обследований состояния речи детей логопедического пункта

Аналитические справки по результатам диагностических обследований состояния речи детей  логопедического пункта...

Аналитическая справка по результатам диагностического обследования детей. Подготовительная группа «Зернышко» сентябрь 2019 учебный год.

Цель диагностического обследования:- Выявить уровень знаний, умений и навыков детей подготовительного и старшего возраста по адаптированной программе ДОУ....