Коррекционно-диагностическая программа для детей дошкольного возраста с недоразвитием речи
рабочая программа по коррекционной педагогике
методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития детей с ОНР в соответствии с требованиями ФГОС АООП ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт
Коррекционно-диагностической программы для детей дошкольного возраста с недоразвитием речи
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. УчениеР.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. Данная рабочая программа предназначена для обучения, воспитания и коррекции недостатков в развитии речи детей 6-7 лет с ОНР и определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности, с учетом реализации специфики учреждения, реализации социального запроса общества. Приоритетным направлением деятельности является обеспечение равных стартовых возможностейдля детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Рабочая программа предусматривает интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Цель программы: методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития детей с ОНР в соответствии с требованиями ФГОС АООП ДОУ.
Задачи:
- Создать систему психологического сопровождения реализации (осуществлять раннюю диагностику, определять пути профилактики и координации психических нарушений (своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ОНР; определять особые образовательные потребности детей с ОНР; определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; укреплять физическое и психическое здоровье детей с ОНР, обеспечивая их эмоциональное благополучие);
- обеспечивать формирование и достижение планируемых результатов освоения программы, подбирая, совершенствуя и систематизируя методы работы педагога-психолога и учителя – логопеда в соответствии с программным содержанием;
- осуществлять взаимосвязь с педагогическим коллективом при взаимодействии с детьми;
- подготавливать методические материалы по психологическому сопровождению;
- консультировать и поддерживать семью, с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.2. Принципы построения работы с детьми с ОНР.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость.
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Задачи коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); профилактического; развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3. Приоритетность коррекции каузального типа.
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.
4. Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
5.Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
6. Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы
2.2.Диагностика
Диагностическое направление в группе детей с ОНР осуществляется с разрешения законных представителей ребенка.
Цель диагностики: выявление и изучение индивидуальных психологических особенностей детей, определение зоны ближайшего и актуального развития.
Задачи диагностики:
- проводить психологическую диагностику, в том числе используя ИКТ;
-проводить регулярные скрининговые обследования с целью анализа динамики психологического развития детей;
-проводить углубленную индивидуальную диагностику;
-составить психологические заключения по результатам диагностики.
В начале учебного года (сентябрь) – с целью выявления уровня развития психических процессов и в конце года (май) – с целью определения достигнутых результатов и дальнейшего пути развития у детей.
Методические приемы
Психогимнастика
Релаксационные методы
Коммуникативные упражнения
Мимические и пантомимические этюды
Психомышечная тренировка
Элементы тренинга
Ролевые игры
Коммуникативные игры
Игры - драматизации
Рисунок
Танцевально - двигательные техники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с недоразвитием речи".
Статья освещает методику работы по обучению рассказыванию с использованием графического плана детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Статья адресована педагогам дошкольных учреждений и учите...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-319224-1382168247.jpg)
Инновационные технологии, как средство развития сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.
Коррекционная работа по сенсомоторному развитию детей для укрепления их здоровья «как физического, так и психического"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-319224-1382168247.jpg)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
За основу коррекционной работы использована здоровьесберегающая «Методика» авторов А. В. Семенович, Е. А. Воробьева, которая опирается на современные (по А. Р. Лурия) представления о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-279300-1383061829.jpg)
особенности общение детей дошкольного возраста с недоразвитием речи
у детей с недоразвитем речи есть особенности о которых нужно знать....
Коррекционно-развивающая программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе
В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/26/picture-152579-1353949704.jpg)
«РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Разработанные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО определяют основные цели и задачи воспитания и образования каждого ребёнка в новых условиях, что предполагает индивидуальный подх...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/31/picture-331119-1383242503.jpg)
Формирование слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи
Консультация для воспитателей логопедических групп по формированию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста....