Программа "Формирование пространственных и квазипространственных представлений"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Деркачева Людмила Геннадьевна

 

Описание опыта
коррекционно-развивающей работы
«Формированию пространственных
и квазипространственных представлений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty2.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Отдел образования
Кировского района г. Ростова-на-Дону»

СИСТЕМА РАБОТЫ

педагога-психолога
муниципального дошкольного образовательного учреждения: детского сада общеразвивающего вида
(физического приоритетного направления
развития воспитанников)
второй категории № 88
Кировского района города Ростова-на-Дону
Деркачевой Людмилы Геннадьевны

Описание опыта
коррекционно-развивающей работы
«Формированию пространственных
и квазипространственных представлений»

за период с 2008 года по 2011 год

город Ростов-на-Дону

2011 г.

Я, Деркачева Людмила Геннадьевна, работаю в должности педагога-психолога МДОУ№88 с мая 2005 г., защитила высшую квалификационную категорию в апреле 2008 г. по проблеме коррекции агрессивного и гиперактивного поведения старшего дошкольника.

В рамках системы психологического сопровождения образовательного процесса детского сада  обратила внимание на такую важную для подготовки детей предшкольного возраста проблему как наиболее часто встречающиеся у детей 6-7 лет несфоримрованности пространственных и квазипространственных представлений.  Запрос на решение данной проблемы дали как родители наших детей, так и преподаватели начальных классов школ №№2 и 51, в которые чаще всего поступают выпускники нашего детского сада.

Теоретической основой для создания авторской программы послужили одноименная программа Н.Я. Семаго, «Комплексная методика психомоторной коррекции» А.В. Семенович.  Ожидаемый результат реализации программы было создание базовых предпосылок для полноценного участия высших психических функций в учебной деятельности с учетом психологических и индивидуально-типологических особенностей детей с парциальным дефицитарным развитием.

Описание опыта коррекционно-развивающей работы
«Формированию пространственных
и квазипространственных представлений».

Данная программа по «Формированию пространственных и квазипространственных представлений» была составлена на основе одноименной программы Н.Я. Семаго и «Комплексной методики психомоторной коррекции»  А.В. Семенович, расширена психогимнастикой М.И. Чистяковой в игровой форме и дополнена системой упражнений И.В.Данилова по развитию произвольности и подготовке к школе.  Поводом для подобного синтеза послужили размышления  Семаго Н.Я. о путях подготовки детей к школе, его рассуждения, что положения  методики А.В.Семенович не противоречат, а наоборот, могли бы дополнить его систему, а использование упражнений М.И Чистяковой способно повысить эффективность работы (из книги Н.Я.Семаго «Проблемные дети»,М., «Аркти», 2000 г.).

Данная программа успешно применяется для дошкольников с 5 лет с дефицитарным развитием, парциальной несформированностью высших психических функций (преимущественно вербального и вербально-логического типа, когда наиболее затруднена работа по образцу) . Рассчитана на 2 года.

Работа строится по концентрическому принципу, т.е. идем от простого к сложному, опираясь на прошлый опыт и полученные знания, наращивая объем новой информации и практических навыков. Второй год начинается с тех же разделов, что и предыдущий, но берутся более сложные упражнения и задания с расширенной речевой инструкцией.

В программе 2 раздела:

1. Формирование собственно пространственных представлений, в котором 3 этапа коррекционно-развивающей работы.

2. Формирование квазипространственных представлений (с 4 по 7 этап).

Начиная со 2 этапа первого раздела вводятся задания и упражнения в игровой форме из «Психогимнастики» М.И.Чистяковой.

С 5-го этапа в занятия включаются элементы “Системы упражнений для развития у детей произвольных познавательных процессов” И.В.Данилова.

Опираясь на положения «Комплексной методики психомоторной коррекции» А.В.Семенович в начале коррекционного процесса на уровне «Активации, энергосбережения и баланса психических процессов» отдается предпочтение двигательным методам, восстанавливающим и «выстраивающим» взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.  В это время дети осваивают действия и навыки ориентации на уровне пространства собственного тела, далее – на уровне расположения объектов по отношению к собственному телу.

На уровне «Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром» идет актуализация телесных навыков и ориентировочных умений.  А на уровне «Произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов» происходит закрепление сформированных телесных навыков.  Такое закрепление предполагает обращение к таким психическим функциям, как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д.  Так создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями и другими практическими умениями, необходимыми для успешного обучения в школе.

Далее психолог формирует лингвистическое пространство, включая временные представления (квазипространственные характеристики).

Технология работы по программе:

1. Овладение “материалом” согласно задачам формируемого уровня.

2. Прочное закрепление сформированных двигательных навыков с использованием постепенно усложняющихся речевых конструкций.

3. Переход к следующему этапу, когда ребенок самостоятельно может совершать действия и практические операции, освоенные на данном уровне.

Приемы и способы работы на каждом этапе работы меняются. Сначала больше говорит, делает, показывает психолог; дети – пассивны. Они присматриваются и ко взрослому, и друг к другу в необычной для них обстановке. Когда приходит понимание, что ошибаться не страшно, что взрослый всегда придет на помощь, поддержит, дети раскрепощаются. У них просыпается интерес к предложенной деятельности, стремление сделать лучше. Начинается процесс сотворчества, ребята сотрудничают не только с психологом, но и друг с другом, выступают инициаторами игровых действий, новых сюжетных линий занятий.

Предложенная программа не ограничивается формированием пространственных представлений, она позволяет решать и такие задачи, как:

- закладывание основ вербального анализа и вербально-логического мышления,

- расширение словарного запаса и увеличением объема общей осведомленности ребенка,

- коррекция трудностей понимания сложных грамматических конструкций,

- профилактика трудностей овладения числовым рядом,

- развитие умения работать со схемами и планами,

- развитие навыков самостоятельной творческой работы.

Эффективность данной программы повышает то, что в ней методы двигательной (моторной) коррекции, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения, и когнитивные методы, направленные на формирование ВПФ и на преодоление трудностей усвоения знаний, применяются в едином комплексе. Осуществляется всесторонняя помощь ребенку: затрагиваются и его интеллектуальная, и личностная, и коммуникативная сфера. На втором году работы по данной программе  для детей 7-го года жизни большая доля учебного времени отдана формированию и развитию мотивационной готовности к школе и умения принимать учебную задачу.

После выпуска из детского сада дети легче и быстрее адаптируются к школьной жизни, к новым требованиям, переходя от игрового к учебному виду деятельности.

Литература:

  1. Данилов И.В. Системы упражнений для развития у детей произвольных познавательных процессов – М.: «Станкин», 1993
  2. Семаго Н.Я. Проблемные дети. – М., «Аркти», 2000 г.
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение

Раздел I. Формирование собственно пространственных представлений

1 этап. Формирование представлений о собственном лице, теле

«Уровень  активации, энергосбережения и  баланса психических процессов»

(Задача:  активация подкорковых образований головного мозга)

 - по вертикали                      части лица – перед зеркалом

2 этап. Формирование представлений о собственном теле

- по горизонтали                   «лего»    , понятие – впереди

                                                 на плоскости стола

3 этап. «Право-левая» ориентировка (относительно вертикали)

«Уровень операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром»

(Задача: взаимодействие левого и правого полушария)

                                                   слева-справа

                                                   левее-правее

                                                    сзади (с 5 лет)

Раздел II Формирование квазипространственных представлений

4 этап. Формирование числовых порядковых, временных и через них –

                                                   иных квазипространственных и собственно лингвистических

                                                   представлений

   Формируется общность представлений о количественных, пространственно-временных

                                                    понятиях и их соотношений.

                                                    в числовом ряду ( 123…10) и

                                                    в ряду предметов количеством 10

                                                    перед, за, после, справа, слева

-   последовательность             времен года, времен суток,

                                                    дней недели, месяцев в году

                                                    ( до, после, между)

-   сложные конструкции        ( после какого времени суток бывает…)

                                                   ( перед каким временем суток бывает…)

5 этап  Навыки ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов

 «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов»

(Задача: активизация передних отделов головного мозга)

                                                  что было раньше, что было позже

6 этап. . Формирование сравнительных степеней прилагательных ( с антонимами)

                                                  Высоко-низко, широкие-узкие, тонкие-узкие,

                                                  добрый-злой, хороший-плохой

                                                  + работа с эмоционально значимыми понятиями

-   конструкции:                     маленький,    чуть больше, чем…,      еще больше, чем…

7 этап. Понимание и использование сложных речевых конструкций:

                                                   после того, как пришел домой…

                                                   перед тем, как идти гулять, я…

                                                   какое время года бывает перед осенью? и пр.


Приложение 2

Структура занятия

  • Разминка         (основная задача: оценить степень закрепления       уже отработанных заданий)

  • Овладение новым материалом (основная задача: познакомить детей с элементами осваиваемых ориентационных и квазипространственных действий и навыков)

  • Игровой этап (основная задача: формирование произвольности на двигательном уровне, а так же с акцентом на произвольность ВПФ)

  • Завершающий этап (основная задача: релаксация и выход из игровой ситуации занятия с подведением итогов).

Приложение 3

Динамика изменения уровня развития ВПФ
Чигладзе Марго, 24.02.2003 года рождения,
посещавшей занятия по программе «Формирование
пространственных и квазипространственных представлений»

Уровень

Мышление

Внимание

Память

Моторика

Восприятие

Высокий

Май
2010г.

Май
2010г.

Выше среднего

Май
2010г.

Май
2010г.

Май
2010г.

Май
2009г.

Май
2009г.

Средний

Май
2009г.

Май
2009г.

Май
2009г.

Ниже среднего

Сентябрь 2008 г.

Сентябрь 2008 г.

Сентябрь 2008 г.

Сентябрь 2008 г.

Сентябрь 2008 г.

Низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных и временных представлений

Формирование пространственных и временных представленийС целью развития и уточнения пространственно-временных представлений необходимо учитывать закономерности формирования пространственно-временных ф...

Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями

Формирование пространственных и временных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ КВАЗИПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ

Презентация дает общее представление пб использовании пособия "Палочки Кюизенера"...

Особенности квазипространственных представлений у детей с ОНР

Особенности квазипространственных представлений у детей с ОНР...

Формирование квазипространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование квазипространственных представленийу старших дошкольников с общим недоразвитием речи           Пространственные представления - необходим...