Особенности квазипространственных представлений у детей с ОНР
статья по логопедии

Особенности квазипространственных представлений у детей с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования квазипространственных представлений у детей с ОНР.

Полиенко Ольга Андреевна

г. Санкт-Петербург, Россия

Среди прочих нарушений речи авторы отмечают, что у детей с ОНР неправильно сформирована способность понимание и продуцирование сложных логико-грамматических конструкций, предлогов, возможность словообразования, подбор антонимов, а также восприятие и использование в речи пространственно-временных и причинно-следственных речевых конструкций. Исследования А.Р. Лурия доказывают, что все эти элементы лексико-грамматической системы относятся к комплексу симптомов поражения или несформированности третичных височно-теменно-затылочных (ТРО) отделов коры головного мозга. Лурия обозначил их как квазипространственные представления, выделял «квазипространственный» анализ и синтез, имея ввиду словесное обозначение пространственных координат, а также логические отношения, требующие для своего понимания соотнесение входящих в них элементов в некотором условном пространстве.

Исследователи квазипространственных представлений, такие как А. Р. Лурия, Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова, Л. С. Цветкова, Семаго Н. Я., Семаго М. М., А.В. Семенович Н.М., доказали, что формирование квазипространственных представлений  является сложным процессом, а их нарушения в дальнейшем влечет за собой  нарушения формирования мыслительных операций невербального и вербального мышления, познавательной деятельности, возникновение трудностей освоения письма и счета.

В норме, пространственные представления развиваются постепенно, формируются с рождения ребенка до 7-8 летнего возраста. Сначала осваивается схема собственного тела и реального пространства окружающей среды, затем происходит вербализация пространства, и последний этап -  усвоение лингвистических представлений. Два последних уровня и являются квазипространственными представлениями.

Целью исследования являлось определить особенности нарушений формирования квазипространственных представлений, их количественный и качественный характер у старших дошкольников с ОНР.

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга. В исследовании учувствовали 15  детей с диагнозом ОНР III.

На основе методов и приемов, описанных в работах Семенович А.В., Семаго Н. Я., Семаго М. М., были выделены пять серии диагностических заданий.

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что уровень сформированности квазипространственных представлений у дошкольников с ОНР ниже, чем у детей без речевых нарушений. Нарушения наблюдаются уже на предвербальном уровне пространственных отношений.

У детей с ОНР наблюдалось недостаточная сформированность квазипространственных представлений, при анализе взаиморасположения внешних объектов. Навык словообразования сравнительных прилагательных у детей с ОНР так же сформирован недостаточно. У этих детей наблюдался низкий уровень понимания и продуцирования пространственно-временных конструкций. Большие трудности возникли при продолжении фраз «перед средой бывает…», «после пятницы наступает…». Так же у детей был выявлен низкий уровень понимания причинно-следственных конструкций.

У детей с ОНР был выявлен низкий уровень  сформированность навыка понимания и продуцирования логико-грамматических конструкций, с акцентом на флективные отношения и с нарушением слов во фразе, а так же понимания и продуцирования логико-грамматических конструкций, состоящих из пассивных речевых конструкций.  

По итогам проведенной диагностики видно, что у детей с ОНР уровень сформированности квазипространственных представлений ниже нормы, данный вывод подтверждает мнение теоретико-практических исследователей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования представлений о времени у детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с ЗПР) старшего дошкольного возраста.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно и ежеминутно. Данное умение жизненно необходимо, оно даёт возможность успешно развиваться, планировать свою деятельность.Познание категории времени п...

Значение и особенности формирования представлений о цвете у детей с нарушенным слухом

В статье представлен теоретический материал, подкреплённый практическими наблюдениями и результатами....

Программа "Формирование пространственных и квазипространственных представлений"

Описание опытакоррекционно-развивающей работы«Формированию пространственныхи квазипространственных представлений»...

Особенности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

описание особенностей нравственных редставлений у детей старшего дошкольного возраста г=на основании педагогической литературы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ КВАЗИПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ

Презентация дает общее представление пб использовании пособия "Палочки Кюизенера"...

Формирование квазипространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование квазипространственных представленийу старших дошкольников с общим недоразвитием речи           Пространственные представления - необходим...

Особенности пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлен материал по теме "Особенности пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи", список литературы в конце статьи...