Проект сюжетно – ролевой игры «Космос»
проект (подготовительная группа) по теме

Проект сюжетно – ролевой игры включает: цели и задачи; актуальность и научно – методическое обеспечение; ожидаемые результаты; распределение деятельности по этапам; активизацию словаря дошкольника; план схему конспекта методического руководства игрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._metod_organizatsii_s.r.igr_.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод организации  сюжетно – ролевых игр

Освоение проектного метода, в том числе организации сюжетно – ролевых игр, позволяет создать в ДОУ условия для планомерной и эффективной воспитательно – образовательной работы. Проект сюжетно – ролевой игры включает: цели и задачи; актуальность и научно – методическое обеспечение; ожидаемые результаты; распределение деятельности по этапам; активизацию словаря дошкольника; план схему конспекта методического руководства игрой. В процессе проектной деятельности педагог вместе с детьми выполняет заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапное движение к цели. Продуктом проекта становится самостоятельная развёрнутая детская игра.

Проект сюжетно – ролевой игры «Космос»

Цели: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

Задачи: учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры; формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнёров – сверстников; воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.

Актуальность проекта

Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определённую роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможности в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

   В сюжетно – ролевой игре успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение  и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надёжным диагностическим средством психического развития детей.

Научно – методическое обеспечение

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадывается направление его будущей жизни» Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения – стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.

Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

Ожидаемые результаты

  1. Развёртывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.
  2. Парное ролевое взаимодействие со сверстниками.
  3. Ролевое общение, короткий диалог.

Этапы игровой деятельности

Процесс

Совместная деятельность

педагога и детей

Деятельность педагога

1

2

3

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика: игровых навыков;

                        игровой среды

Диагностика

Каталог: материалы и оборудование для детского сада под ред. Т.Н. Дороновой, Н.Н. Коротковой

Обрисовка сюжетной канвы

Изучение литературы

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Скоролупова О.А. Покорение Космоса (М., 2002)

Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей (М., 2005)

Организационная работа

Чтение художественной литературы

Булычёв К. «Тайна третьей Планеты», Медведев В. «Звездолёт Брунька», Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чём рассказал телескоп», Леонов А. «Шаги над планетой».

Продуктивные виды деятельности

Изготовление атрибутов для игры.

Оформление панно «Космическое пространство»

Беседы с детьми

«Земля – наш дом во Вселенной»,

«Путешествие на Луну»,

«Звёзды – какие они?»,

«Что такое Солнечная система?».

Дидактические игры

«Звёздный путь»,

«Найди лишнего», «Разведчики», «Что изменилось».

Строительная «Космодром»

Непосредственно образовательная деятельность

«Земля – наш дом во Вселенной», «Ракета летит к звёздам», «Большое космическое путешествие», «Наш космический корабль».

НОД по продуктивной деятельности:

Рисование «Путь к звёздам»

Аппликация + рисование «Космический коллаж»

Работа с родителями

Информационный листок для родителей о НОД на тему «Покорение космоса»

Основной

Систематизация

информации

Принятие на себя роли.

Обсуждение содержания игры.

Организация игрового пространства.

Обеспечение руководства

Распределение ролей.

Взятие на себя второстепенной роли.

Обсуждение содержания игры – вопросы

Руководство организацией игрового пространства.

Игровая деятельность детей

Игра.

Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнёром (конструктор – строитель)

Изменение ролевого действия в ходе игры

Выступает как создатель проблемно игровых ситуаций

Заключительный

Итог

Принимает участие в обсуждении проведённой игры.

Оценивают умение играть вместе

Подведение  итогов игры. Диагностика игровых умений

   Словарный минимум

Часть словаря

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Профессии

Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, биотехник

Генеральный конструктор, научно – космический центр, руководитель научно – исследовательских полётов, спортивные тренажёры

Орудия труда

Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео - барокамера, спутниковая связь.

Трудовые действия

Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать

Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать

Качества труда

Качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно

Высококачественно, добросовестно, организованно, чётко

План – схема конспекта сюжетно – ролевой «Космос»

Цели: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; учить до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий; способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого  в игре, изменение атрибутики и хода игры); создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры; развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.

Структура игры

Общие методические приёмы

Методические приёмы, используемые в игре

1

2

3

Задачи

Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнёров – сверстников

Формировать умение комбинировать предложенные ребёнком и другими участниками игры события в общем сюжете

Формировать умения восстанавливать события космического путешествия, состоящего из четырёх эпизодов, развивать умения детей играть с партнёрами (тренер – космонавты, строители – конструкторы т. д.)

Формировать умения выстраивать  сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания сверстников)

Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми

Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру)

Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о космосе, создать заинтересовывающий момент.

Предварительно обсудить содержание игры

Выслушивать мнения детей о том, какая подготовка необходима на Земле, что может случиться в космосе, что надо сделать в первую очередь и т.п., помочь детям с помощью краткого логического заключения выстроить последовательность действий в процессе игры

Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры

С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию и т.п.

Обсудить результат игры

В конце игры предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, всё ли предусмотрели и т.п.

Способы руководства игрой

Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент (шифрограмма)

Задать вопросы о том, что такое космическое пространство, звёзды, планеты, метеориты; на чём можно полететь в космос. Рассказать о сообщении с призывом о помощи с неизвестной планеты, которое необходимо расшифровать. Подвести детей к решению полететь и помочь незнакомым существам, попавшим в беду.

Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям.

С помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры

Взять на себя роль

Взять на себя роль руководителя (с согласия детей)

Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений

В процессе игры направить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра "Космос"

Сюжетно-ролевая игра "Космос" представлена в виде презентации. организовавать игру можно с детьми старшего  дошкольного возраста....

Сюжетно-ролевая игра "Космос"

Обучение детей подготовительной группы сюжетно- ролевой игре "Космос"....

Учебно-методическая разработка сюжетно - ролевой игры«Космос»

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте....

Проект сюжетно - ролевой игры "Полет в космос"

Проект сюжетно - ролевой игры "Полет в космос"...

Проект сюжетно - ролевой игры «Космос»

Проект сюжетно - ролевой игры «Космос»...