Методическая разработка. Тема: Планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени с 1-3 год обучения. Примерное тематическое планирование.
методическая разработка на тему

Чуваева Елена Игоревна

В данной методической разработке приведён материал по планированию работы в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени с первого по третий год обучения, а также примерное тематическое планирование с первого по третий год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.docx75.46 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени (первый год обучения)

Лексическая тема

Изобразительная деятельность

Сюжетно-отобразительная игра

Игры с предметами

Игры с природным материалом

Формирование навыков самообслуживания

Представление о себе.

Игрушки.

Лепка:

1.Знакомство с пластилином.

2. «Мостик для киски» (колбаски из пластилина)

3. «Мячик» (пластилин)

4. «Разноцветные колечки для пирамидки» (пластилин)

Аппликация:

1.Знакомство с бумагой, клеем, клеевой кистью.

2. «Мостик через речку» ( из готовых форм)

3. «Разноцветные мячики» (из готовых форм)

4. «Пирамидка» (из готовых форм)

Рисование:

1.Разноцветные краски. (знакомство с красками – гуашь)

2. «Королева-кисточка» (знакомство с кистью)

3. «Мячик» (гуашь)

4. «Пирамидка» (гуашь)

Ручной труд:

1.Осенние листья. (Рваная бумага)

2. «Шарик для котёнка» (из бумаги)

«Познакомьтесь – это кукла Маша»;

«Кукла Катя ходит»;

«Кукла Маша и её игрушки»;

«Кукла Маша и её любимая игрушка»

(способы игры с игрушками).

«Волшебный мешочек»;

«Рассматривание своих фотографий»;

«Прячем ручки»;

«Спрячь в ладошке»;

«Собери пирамидку»;

«Сделай целую игрушку»;

«Собери бусы»;

«Сдуй игрушку!»;

«Погремушка».

«Следы на песке»;

«Пересыпем ложечкой»;

«Найди игрушку»;

«Волшебная мельница»;

«Найди игрушку»;

«Мягкие игрушки»;

«Спрячь игрушку»;

«Что в мешочке лежит»;

«Выложи по контуру»;

«Кукла Маша гуляет по песку».

«Переложи пробочки в банку»;

«Нанизывание шары на стержень»;

«Где у игрушки место»;

«Переложи игрушки»;

«Сделай целую игрушку»;

застёжки, пристёжки, втыкалочки, шнуровки.

Времена года. Осень.

Овощи и фрукты.

Лепка:

1.Знакомство с солёным тестом.

2. «Крендельки»

(солёное тесто)

3. «Яблочко»

(пластилин)

4. «Огурчик» (пластилин)

Аппликация:

1. «Разноцветные листочки» (из готовых форм)

2. «Тарелка с фруктами» (из готовых форм)

Рисование:

1.Знакомство с цветными карандашами, цветными мелками «Каляки-маляки»

2. «Дождик капает»

(цветные мелки)

3. «Яблоко» (раскрашивание поролоновыми тампонами готовых форм)

4. «Помидор» (рисование кистью, гуашь)

Ручной труд:

1.Оенний лист (резанные нитки)

2. «Репка» (комок из бумаги)

«К нам в гости пришли матрёшки»;

«Оденем куклу на прогулку»;

«Кукла Маша любит овощи»;

«Кукла Аня любит фрукты».

«Жёлтый, красный»;

«Листочки» (разрезные картинки 2 части);

«Сложи зонтик»;

«Построим стул для матрёшки»;

«Собери пирамидку большую и маленькую»;

«Четвёртый лишний» (овощи);

«Что пропало»(фрукты);

«Нанизывание бус»;

«Сварим суп из овощей»;

«Сварим компот из фруктов»;

«Разрезные картинки»(продольный разрез, поперечный разрез);

«Катится – не катится»;

«Посади репку».

«Собери букет из осенних листьев»;

«Выложи дорожку из камешков»;

«Дождик»;

«Водяная мельница»;

«Нарисуй яблочко на песке»;

«Большие и маленькие орешки»;

«Найдём игрушку»;

«Волшебное ситичко».

«Тучка и дождик» (с использованием прищепок);

«Собери бусинки в коробочку»;

«Поймай мяч»;

«Сделай целую игрушку»;

«Разноцветные стаканчики»;

Застёжки, шнуровки, втыкалочки.

Дикие животные.

Праздник Новый год.

Лепка:

1. «Ягоды для мишки» (пластилин)

2. «Лепёшки большие и маленькие» (солёное тесто)

3. «Шарики для ёлочки» (пластилин)

4. «Снеговик» (солёное тесто)

Аппликация:

1. «Медведь» (из готовых форм)

2. «Снежинки падают, кружатся»(вата)

Рисование:

1. «Мишка» (рисование клеевой кистью методом тычка)

2. «Зайка» (закрашивание шаблона гуашью)

3. «Снежинки» (тонированная бумага, гуашь)

4. «Снеговик» (гуашь, цветной картон)

Ручной труд:

1. «Лисичка» (вата)

2. «Новогодняя шишка» (раскрашивание и украшение шишки)

«Прогулка в лес с куклой Машей»;

«Одеваем куклу в нарядную одежду»;

«Кукла любит танцевать»;

«Украшаем ёлку вместе с куклой».

«Найди одинаковые предметы»;

«Найди всё круглое»;

«Угадай, кто в домике живёт»;

«Кто спрятался в лесу»;

Игры с блоками Дьенеша;

«Один-много»;

«Покажи ёлочку, деда Мороза»;

«Прокати мяч»;

«Украсим ёлочку»;

«Разложи игрушки» (по цвету);

«Собери бусы» (чередование по цветам.

«Угости медведя шишками»;

«Медведь идёт по песку»;

«Кто что любит»;

«Строим дорожку из камешков»;

«Выложи ёлочку из фасоли»;

«Собери шишки в корзиночку»;

«Дай мне столько звёздочек сколько у меня ёлочек»;

«Большой – маленький».

«Переложи снежки в коробку»;

«Собери ёлочку» (с использованием прищепок);

«Нанизывание бус»;

«Тёплый – холодный»;

«Развяжи бантик»;

«Ёлочка» (с использованием прищепок);

«Нарядим ёлочку».

Времена года. Зима.

Одежда. Обувь.

Лепка:

1. «Снежки» (пластилин)

2. «Ёлочка» (солёное тесто)

3. «Пряники для мишки» (солёное тесто)

4. «Украсим платочек» (из готовых форм)

Аппликация:

1. «Красивая салфеточка» (из готовых форм)

2. «Снежинка» (из полосок бумаги)

Рисование:

1. «Ёлочка» (раскрашивание поделки из солёного теста)

2. «Огоньки для ёлочки» (рисование поролоновыми тампонами)

3. «Шапочка для Машеньки» (раскрашивание готовых форм продольными полосами)

4. «Шарф для Ванечки» (раскрашивание поролоновым тампоном готовых форм)

Ручной труд:

1. «Санки» (коробки, пластилин, верёвочка)

2. «Сапожок» (салфетки)

«Покатай куколку на санках»;

«Кукла играет в снежки»;

«Во что одета кукла Катя»;

«Одень куклу на прогулку».

«Волшебный мешочек»;

«Большой – маленький»;

«Где шарик»;

«Прокати шарик»;

«Ветерок»;

«Разрезные картинки»;

«Одень куклу Аню»;

«Покажи и назови»;

«Построим башенку»;

«Достань колечко»;

«Собери бусы» (по двум цветам).

«Насыпь горох в стаканчик»;

«Прокати орех по дорожке»;

«Идёт снег»;

«Тёплый – холодный»;

«Переливание воды большой спринцовкой»;

«Дай кукле Маше горох, а кукле Ане – фасоль»;

«Дорожка для куклы»;

«Насыпь горох в стаканчик»;

«Купание куклы».

«Сомни бумагу»;

«Разорви бумагу на мелкие кусочки»;

«Собери снежинку» ( с использованием прищепок);

«Оденем куклу»;

«Сушим бельё»;

«Разложи пуговицы»;

Шнуровки, застёжки, пристёжки, втыкалочки.

Семья.

Посуда.

Лепка:

1. «Сосульки» (пластилин)

2. «Я пеку булочки» (солёное тесто)

3.»Тарелочки для медведей» (пластилин)

4. «Бублики для куклы» (солёное тесто)

Аппликация:

1. «Мамочка» (использование готовых форм)

2. «Чашка с блюдцем» (из готовых форм)

Рисование:

1.Салфеточка для мамы» (раскрашивание поролоновыми штампами)

2. «Пирожки для бабушки» (гуашь)

3. «Чашка для мамы» (готовая форма, гуашь, кисть)

4. «Расписная тарелочка» (готовая форма, поролоновые штампы)

Ручной труд:

1. «Сосулька» (сахарный песок, акварель, лист бумаги)

2. «Укрась кастрюлю для куклы» (готовые формы)

«Праздник в семье: мамин день»;

«Укладывание куклы спать»;

«Накормим Анечку обедом»;

«Угостим Анечку чаем».

«Бусы для мамы»;

«Дорожка к домику» (из шнурков);

«Складывание матрёшки с 2-3 вкладышами»;

«Чудесный мешочек»;

«Что изменилось»;

«Маленькие и большие»;

«Подбери блюдечко к чашке»;

«Разноцветные кубики»;

«Разбитая посуда».

«Выложи бусы из фасоли»;

«Укрась пирожки»;

«Пересыпь ложечкой»;

«Волшебная мельница»;

«Разложи шишки на тарелочки»;

«Насыпь горох в чашку»;

«Перелей водичку»;

«Спрячь ручки»;

«Пересыпь крупу»,

«Печём пирожки».

«Переложи игрушки»;

«Сделай целую игрушку»;

«Солнышко» (с использованием прищепок);

«Заполни чашечки»;

«Открути крышечки»;

Мозаика, втыкалочки, застёжки.

Домашние животные.

Домашние птицы.

Времена года.

Весна.

Цветы.

Лепка:

1. «Угощение для Шарика» (солёное тесто)

2. «Мисочка для собачки» (пластилин)

3. «Зёрнышки для курочки» (отщипывание от целого куска пластилина)

4. «Яичко для курочки» (круговое раскатывание пластилина)

Аппликация:

1. «Кошка» (из готовых форм)

2. «Домашние животные» (коллективная работа из готовых форм)

3. «Курочка» (из готовых форм)

Рисование:

1. «Клубочек для кошечки» (цветные карандаши)

2. «Дорожки для животных» (гуашь)

3. «Цыплёнок» (закрашивание готовых форм методом тычка)

4. «Травка для лошадки» (гуашь)

Ручной труд:

1. «Кошечка» (обклеивание контура рваной бумагой)

2. «Цыплёнок» (рваная бумага)

Лепка:

1. «Веточка с почками» (размазывание пластилина)

2. «Солнышко» (пластилин)

3. «Мячики большие и маленькие» (пластилин)

4. «Одуванчик» (пластилин)

Аппликация:

1. «Весенняя веточка» (из готовых форм)

2. «Весна» (коллективная работа из готовых форм)

Рисование:

1. «Веточка с почками» (гуашь)

2. «Дождик» (рисование пальчиками спец.  красками)

3. « Листочки на деревьях» (дорисовка гуашью)

4. «Первые цветочки» (раскрашивание паралоновым тампоном готовых форм)

Ручной труд:

1. «Солнышко» (салфетки)

2. «Одуванчик» (вата)

«Идём к собачке в гости»;

«Нам подарили котёнка»;

«Покатаемся на лошадке»;

«Покормим нашу курочку с цыплятами»;

«Покормим нашу уточку с утятами».

«Путешествие с куклами к ручейку»;

«Запускаем бумажный кораблик»;

«Собери букет для мамы»;

«Оденем куклу на прогулку».

«Построим заборчик из счётных палочек»;

«Котёнок» (игрушки-пищалки);

«Построим домик для собачки»;

«Кто как кричит»;

«Собери пирамидку» (с учётом величины);

«Длинная дорожка»;

«Угадай, кто в домике живёт»;

«Кто это»;

«Весёлая лесенка»;

«Собери картинку» (разрезные картинки из 2-х частей).

«Кто в домике живёт»;

«Солнышко»;

«Цветные ленточки»;

«Разрезные картинки» (2-3 части);

«Разноцветные кубики»;

Игры с блоками Дьенеша;

«Собери бусы»(чередование по цвету и форме);

«Непослушные колечки»;

«Выложи цветок»;

«Кубики» (4 штуки);

«Волшебный мешочек»;

«Собери цветок» (разрезные картинки).

«Найди игрушку»;

«Сварим киске кашу»;

«Прокати орешек киске»;

«Волшебные пузырьки»;

«Поймай рыбку»;

«Курочка клюёт зёрнышки»;

«Налей уточке водички в тазик»;

«Озеро»;

«Водяная мельница»;

«Пересыпь в стаканчики».

«Печём куличики»;

«Плывёт кораблик»;

«Разноцветные крышечки»;

«Перелей из бутылочки в бутылочку»;

«Разложи ракушки»;

«Собери букет»;

«Нарисуем травку на песке»;

«Выложи цветок».

«Выложи дорожку из цветных пробок»;

«Поймай мяч»;

«Нанизываем бусы»;

«Цыплёнок» (с использованием прищепок);

«Сплетём коврик»;

Шнуровки, застёжки, пристёжки, игры-вкладыши.

«Заполни кувшин»;

«Закрути крышечки»;

«Переложи игрушки»;

«Развяжи узелок»;

«Весёлые цветы» (с использованием прищепок);

«Разноцветные перчатки»;

«Солнышко» (с использованием прищепок);

Шнуровки, застёжки, втыкалочки, вкладыши.

Времена года. Лето.

Мебель.

Лепка:

1. «Надувной круг» (пластилин)

2. «Цветок» (размазывание пластилина на плоскости)

3. «Стол для кукол» (лепка на плоскости, продольное раскатывание)

4. «Пирожки» (солёное тесто)

Аппликация:

1.«В ручейке плывёт кораблик» (коллективная работа из готовых форм)

2. «Стул для куклы Нины» (из готовых частей)

Рисование:

1. «Расписной платочек» (раскрашивание готовых форм поролоновыми штампами)

2. «Ведёрко и лопатка» (цветные карандаши)

3. «Стол и стульчик» (рисование на шаблонах цветными карандашами)

4. «Расписная скатерть» (цветные мелки)

Ручной труд:

1.Куличики из песка, составление букетов.

2. «Стульчик» (спичечный коробок)

«Летняя прогулка»;

«Моем руки Ане»;

«Укладывание куклы Нины спать».

«Выложи дорожку из ниток»;

«Подбери шарики по цвету»;

«Коврик из ленточек»;

«Собирание башни из колец разного размера»;

«Построй кроватку для куколки»;

«Спрячь коробку в коробку»;

«Выложи стол из счётных палочек»;

«Починим мебель»;

«Построим стол и стул».

«Узоры на песке»;

«Выложи солнышко из веток»;

«Ракушки»;

«Собери веточки  (камушки) в мешочек»;

«Весёлые кораблики»;

«Гора из песка»;

«Разложи камушки по размеру»;

«Найди игрушки»;

«Достань шарик»;

«Выложи стол (стул) по контуру» (камешки);

«Брызгалки».

«Солнышко» (с использованием прищепок);

«Интересная подушка»;

«Пересыпь ложечкой»

Примерное тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени ( первый год обучения )

Месяц

Лексическая тема

Литературные произведения

Игры, речь с движениями

Октябрь

Представления о себе.

Игрушки.

Картотека потешек, направленных на формирование навыков самообслуживания.

Русская народная сказка «Курочка Ряба»;

Картотека потешек, направленных на формирование навыков самообслуживания;

А.Л.Барто «Игрушки»;

Утешалочка «Погремушечка».

Игра «Человечек»;

Игра «Мы топали»;

Игра «Вышли пальчики гулять»;

Игра «Ходит Вова маленький»;

Игра «Прячем ручки».

Этюд «Курочка-рябушечка»;

Игра «Вышла курочка гулять»;

Этюд «Весёлые игрушки».

Ноябрь

Времена года. Осень.

Овощи и фрукты.

Е.Благинина «Дождик»;

Картотека потешек, направленных на формирование навыков самообслуживания;

Стих. «Дождик прочь со двора»;

Песенка «Дождик, дождик не шуми».

Русская народная сказка «Репка»;

Потешка «Не жалей воды и мыла».

Игра «Дождик, дождик кап! кап! кап!»;

Игра «Пальчики в лесу»;

Этюд «Под дождиком»;

Игра «Мы подуем высоко, мы подуем низко»;

Игра «Листочки».

«Мы капусту рубим, рубим»

Декабрь

Дикие животные.

Праздник Новый год.

Русская народная сказка «Колобок»;

Потешка «Мишка – косолапый».

«Я весёлый снеговик»;

А.Л.Барто  «Снег»;

Потешка «На прогулку нам пора».

Игра «Зайка беленький сидит»;

Этюд «Кто как ходит»;

Этюд «Леса по лесу ходила»;

Этюд «Скачет зайка маленький»;

«Игра с мишкой».

Новогодние хороводы;

Игра «На поляну, на лужок тихо падает снежок».

Февраль

Времена года. Зима.

Одежда. Обувь.

Стихи С.Я.Маршака «Январь», «Февраль»;

Картотека загадок о зиме.

Потешки, стихи, направленные на формирование навыков самообслуживания.

Игра «Ой мороз, мороз, мороз»;

Этюд «Зимние забавы».

Этюды: «Сапожки»,

«Одеваемся на прогулку»,

«Ванины сапожки»,

«Мы матрёшки»;

Игра «Ножками потопали».

Март

Семья.

Посуда.

Русская народная сказка «Три медведя»;

Стихи: «Люблю я маме помогать», «Каша вкусная дымится».

С.Капутикян «Машенька обедает»;

Картотека потешек, направленных на формирование навыков самообслуживания.

Игры: «Семья»,

 «Я пеку, пеку, пеку»;

Этюд «Наша Маша».

Игры: «Сорока – белобока»,

«Пальчики- мальчики».

Апрель

Домашние животные.

Домашние птицы.

А.Шабад «Лесенка»;

Потешки: «Киска умывается»,

«Ах, ты котенька-коток»,

«Ходит Васька серенький»

В.Сутеев сказка «Утёнок и цыплёнок»;

Стих. «Петушок – золотой гребешок»;

Прибаутки про домашних птиц.

Игры: «Кошка»,

 «Собака Жучка»,

«Лапки-царапки»,

«Бегал по двору щенок»,

«Солнышко и дождик»;

Этюд «Шла собака».

Игры: «Птички»,

«Вышла курочка гулять»,

«Курочка»;

Этюд «»Курочка-тараторочка».

Май

Времена года. Весна.

Цветы.

Н.Артюхова «Ручеёк»;

С.Я.Маршак «Апрель», «Май»;

И.Токмакова «Весна»;

Потешка «Зачирикал воробей».

Стихи А.Л.Барто: «Воробей», «Колокольчик»;

Песенка «Застучали ножки по ровненькой дорожке».

Игры: «Дождик, дождик поливай»,

 «Землю мы копаем, репу сеем там», «Солнышко».

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики. Ладушки.

Игра «Одуванчик».

Июнь

Времена года. Лето.

Мебель.

Стих. «Кораблик»;

Картотека загадок о лете.

С.Михалков «Пальчики»

Игра «Солнечные зайчики»

Игры: «Починим стул (стол)»,

«Забьём гвоздик».

 

Планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени ( второй год обучения )

Лексическая тема

Изобразительная деятельность

Сюжетно-ролевая игра

Игры с предметами

Игры с природным материалом

Формирование навыков самообслуживания

Я и моя семья.

Времена года. Осень.

Лепка:

1. «Ягодки для мамочки» (пластилин)

2. «Баранки к чаю» (солёное тесто)

3. «Жёлуди» (пластилин)

4. «Листочек» (размазывание пластилина на готовом шаблоне)

Аппликация:

1. «Платочек для бабушки» (из готовых геометрических форм)

2. «Веточка рябины» (из готовых форм)

Рисование:

1. «Бусы для мамы» (гуашь)

2. «Ленточка для мамы» (раскрашивание готовых форм продольными полосами и точками, чередование)

3. «Весёлый дождик» (дорисовка капель дождя  к тучке)

4. «Листопад» (рисование методом тычка)

Ручной труд:

1. «Весёлые бусинки» (использование разноцветной фольги)

2. «Листопад» (рваная бумага)

«Дочки-матери»;

«Оденем куклу Машу на прогулку».

«Соберём бусы»;

«Разрезные картинки» (2, 4 части);

«Одень маму (папу)»;

«Сложи зонтик»  (использование счётных палочек);

Игры с блоками Дьенеша;

«Собери мячики в корзинку»;

«Выбери одинаковые по размеру ракушки»;

«Сварим маме кашу» (различная крупа);

«Соберём букет из листьев для мамы»;

«Переложи жёлуди в мисочку»;

«Волшебный мешочек» (шишки, жёлуди);

«Дождик».

Игры: «Собери грибочки» (втыкалочки);

«Собери солнышко, тучку» ( с использованием прищепок);

«Нанизываем шары на шнурок»;

«Волшебная яблоня» (пристёжки);

«Сделай целую игрушку»;

«Сомни бумагу».

Овощи и фрукты.

Домашние животные.

Лепка:

1.«Морковка» (оттягивание пластилина);

2. «Банан» (пластилин);

3. «Щенок» (пластилин);

4. «Корова» (пластилин).

Аппликация:

1.Праздничные флажки (коллективная работа);

2. «Тарелка с овощами» (из готовых форм).

Рисование:

1. «Красные и жёлтые яблоки». (закрашивание шаблона гуашью);

2. «Помидор» (закрашивание шаблона гуашью);

3. «Пушистый котёнок» (гуашь, рисование методом тычка);

4. «Домик для щенка» (рисование на шаблонах цветными карандашами).

Ручной труд:

1. «Морковь» (использование рваной бумаги);

2. «Кошечка» (использование ваты).

«Овощной магазин»;

«Наш щенок».

«Идём в магазин»;

«Какой предмет лишний»;

«Накормим животных»;

«Выложи флажок» (счётные палочки);

«Высокий – низкий»;

«Большой – маленький»;

«Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов);

«Разрезные картинки» (продольный, поперечный разрез);

«Сбей кеглю мячом».

«Весёлый дождик»;

«Наполни кувшин фасолью»;

«Следы на песке» (большие и маленькие);

«Найди игрушки»;

«Разложи разную крупу в разные баночки».

Вкладыши «Фрукты»;

«Нарисуй яблоко» (использование  цветных ниток);

«Поймай мячик»;

Застёжки, пристёжки, шнуровки.

Дикие животные.

Праздник Новый год.

Лепка:

1. «Зайка» (солёное тесто на картонной основе);

2. «Лисичка-сестричка» (солёное тесто на картонной основе);

3. «Ёлочка» (пластилин);

4. «Бусы для ёлочки» (пластилин).

Аппликация:

1. «Лисичка под ёлочкой» (из готовых форм);

2. «Около дома растёт ёлка» ( из готовых форм).

Рисование:

1.Зайка (раскрашивание гуашью работы из солёного теста);

2. «Лисичка-сестричка» (раскрашивание работы из солёного теста);

3. «Ёлочная гирлянда» (рисование поролоновыми штампами);

4. «Высокая и низкая ёлочка» (цветные мелки).

Ручной труд:

1. «Зайка-беленький» (использование ваты);

2. «Ёлочка нарядная» (готовые шаблоны, разноцветные резанные нитки).

«Зоопарк»;

«Кукла Аня и медвежонок Даня»;

«Кукла Катя показывает детям свой наряд»;

«Праздник Новый год».

«Выложи домик» (счётные палочки);

«Построй башенку» (из кубиков);

«Дорожки» (цветные ленточки);

«Покажи и назови диких животных»;

«Плывёт, рычит, скачет»;

«Пластилиновые узоры»;

«Выложи ёлочку»;

«Выложи иголки ёжику».

«Накорми белочку орешками»;

«Выложи столько шишек, сколько видишь мишек»;

«Кто быстрее переложит камешки»;

«Дорожка из песка»;

«Выложи столько фасолек, сколько ёлочек»;

«Что растёт на ёлке».

«Ёжик и яблочки»;

Пальчиковый театр «Звери»;

«Разноцветные крышечки»;

«Ёлочка» (с использованием прищепок);

«Наряди ёлочку»;

«Сложи стаканчик в стаканчик».

Времена года. Зима.

Одежда. Обувь.

Лепка:

1.«Снеговик»(пластилин);

2. «Саночки»(пластилин);

3. «Шапочка с помпоном» (пластилин);

4. «Шарфик» (раскатывание колбаски из пластилина с последующим расплющиванием).

Аппликация:

1. «Дети около дома слепили снежную бабу» (прорисовка мелких деталей фломастером);

2. «Шапочка с узором» (готовые детали).

Рисование:

1. «Снеговик» (тонированный лист бумаги, гуашь);

2. «Снежки» (белая гуашь, раскрашивание поролоновыми тампонами готовых форм);

3. «Шарфик для куколки» (цветные мелки, готовая форма);

4. «Ботиночки для Ниночки» (гуашь, готовые формы).

Ручной труд:

1. «Снежная баба» (салфетки);

2. «Шарфики» (лоскутки ткани, гуашь).

«Зимние забавы куклы Кати»;

«Одевание куклы после сна»;

«Куклы пришли с прогулки».

«Поиграй на пианино»;

«Спрячь шарик»;

«Выложи узор»;

«Подбери шарфик к шапочке»;

«Одень куклу»;

«Сорока-воровка»;

«Снег идёт, кружится»;

Игры с блоками Дьенеша;

«Собери пирамидку» (большая и маленькая).

«Идёт снег»;

«Найди игрушку»;

«Узоры на песке»;

«Выложи из фасоли»;

«Собери снег в ведёрко»;

«Построй горку из снега»;

«Спрячь игрушку»;

«Тёплый – холодный».

«Снежинка» (с использованием прищепок);

«Собери снежки в коробочки»;

«Сделай целую игрушку»;

«Подбери крышку к банке»;

Шнуровки, пристёжки, застёжки, втыкалочки.

Посуда.

Мебель.

Лепка:

1.Кастрюлька для мамы

(пластилин);

2. «Вазочка для цветов»

(пластилин);

3. «Стульчик для куколки»

(пластилин);

4. «Стол»

(пластилин).

Аппликация:

1.Расписной поднос

(готовые формы);

2. «Коврик для куклы Маши»

(готовые формы).

Рисование:

1.Расписной чайник

(раскрашивание поролоновыми тампонами готовых форм);

2. «Вазочка для цветов»

(закрашивание шаблона гуашью);

3.  «Стульчик»

( цветные карандаши);

4. «Расписная скатерть»

(Раскрашивание поролоновыми тампонами готовых форм).

Ручной труд:

1.Украсим вазочку

(бутылочки от «Актимель», пластилин, крупа);

2. «Цветок»

(палочка, цветные салфетки).

«Мамин праздник»;

«Куклы пришли в гости».

«Подбери ложечки к тарелочкам»;

«Мастер – ломастер»(домик);

«Построй стул и стол»;

«Сварим суп»;

«Сосчитай тарелочки»;

«Выложи тарелочку»(счётные палочки);

«Выложи из ниток стол»;

Игры с блоками Дьенеша;

«Разрезные картинки» (посуда.

«Разложи по тарелочкам»;

«На тарелке – фасоль, а в чашке – горох»;

«Весёлый счёт» (фасоль);

«Коврик из крупы»;

«Разложи камушки по величине»;

«Большие и маленькие шишки».

«Разноцветные стаканчики»;

«Нанизай бусы»;

«Переложи игрушки»;

«Ёжик» (застёжки);

Шнуровки.

Транспортные средства.

Профессии.

Лепка:

1 «Самолёт» (пластилин);

2. «Лодочка для зайки» (пластилин);

3. «Батон и булочки» (солёное тесто);

4. «Витаминки для кукол» (пластилин).

Аппликация:

1 «Автобус» (использование готовых форм);

2. «Мы построим новый дом» (готовые формы).

Рисование:

1 «Автобус» (цветные карандаши);

2. «Вагончики для поезда» (гуашь);

3. «Новый дом» (прорисовка деталей на шаблоне);

4. «В доме зажглись огни» (гуашь).

Ручной труд:

1 «Весёлый поезд» (использование коробочки от зубной пасты, цветного картона, клея);

2. «Витаминки»

( использование цветных салфеток).

«Шофёр»;

«Наша дочка заболела».

«Сделай поезд» (конструктор);

«Разборные картинки» (пазлы крупного размера);

«Собери пирамидку» (5-7 колец);

«Прокати куклу на машинке»;

«Выложи домик из палочек»;

«Готовим обед»;

«Разрезные картинки» (транспорт);

Игры с блоками Дьенеша.

«Грузовик везёт на стройку»;

«Следы на песке»;

«Ямки»;

«Построим домик из веточек»;

«Разложи витаминки в коробочки»;

«Весёлая мельница»;

«Перелей водичку в чашечки».

«Перекладывание шаров»;

«Открути и закрути крыжечку»;

Шнуровки, втыкалочки, вкладыши, пристёжки.

Времена года.

Весна.

Деревья.

Лепка:

1 «Флажок» (пластилин);

2. «Первый цветок» (мать-и-мачеха);

3. «Дерево с листьями» (пластилин);

4. «Листочек» (лепка на плоскости, пластилин).

Аппликация:

1 «Флажок и шарик»

(готовые формы);

2. «Дерево с листочками» ( готовые формы).

Рисование:

1 « Большой и маленький флажок» (закрашивание готовых форм);

2. «На дереве появились листочки» (рисование штампами);

3. «Веточка вербы» (гуашь);

4. «Салют» (гуашь).

Ручной труд:

1 «Флажок» (использование гофрированной бумаги, палочка, клей);

2. «Разноцветный салют» (скатывание шариков из цветной бумаги).

«Одевание куклы на прогулку»;

«Садоводы».

«Подбери ниточки к шарикам»;

«Разложи флажки по цвету»;

«Подбери шапочки к шарфикам»;

«Чудо-дерево» (из ковралина);

«Разрезные картинки» (деревья);

«Один-много»;

Рамки Монтессори;

Игры с блоками Дьенеша;

«Весёлые зонтики».

«Посади семечку, чтобы выросло дерево»;

«Узоры на крупе»;

«Следы на песке»;

«Выложи дерево из желудей»;

«Дорожка из камешков».

«Сложи стаканчики один в другой»;

«Ёлочка» (с использованием прищепок);

Застёжки, пристёжки, втыкалочки.

Времена года. Лето.

Цветы.

Лепка:

1 «Кораблик» (пластилин);

2. «Клумба с цветами» (коллективная работа, пластилин);

3. «Цветик – семицветик» (пластилин);

4. «Бусинки» (пластилин).

Аппликация:

1 «Ромашка» (объёмная; из готовых деталей);

2. «Посади на клумбе вот такие цветы» (2-4 элемента).

Рисование:

1 «Озеро» (гуашь);

2. «По реке плывёт кораблик» (закрашивание готовых форм);

3. «Волшебный цветок» (рисование с помощью поролоновых штампов);

4. «Букет полевых цветов» (использование техники примакивания).

Ручной труд:

1 «Лодочка» (использование скорлупы грецкого ореха);

2. «Цветок» (папиросная бумага).

«Купание куклы»;

«Цветоводы».

«Ловим раков» (ведро, прищепки);

«Собери пирамидку» (5-7 колец);

«Цветы» (разрезные картинки;

«Весёлый счёт»;

«Чудо-дерево»;

Игры с блоками Дьенеша.

«Попади в ведро шишкой»;

«Ловись рыбка»;

«Следы на песке»;

«Перелей водичку в разные баночки»;

«Больше-меньше»;

«Выложи по контуру»;

«Собери букет».

«Достань колечко»;

«Переложи игрушки»;

«Найди игрушки»;

«Солнышко» (с использованием прищепок);

Шнуровки, застёжки, пристёжки.

Примерное тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени (второй год обучения)

Месяц

Лексическая тема

Литературные произведения

Игры, речь с движениями

Октябрь

Я и моя семья.

Времена года. Осень.

 Сказка «Волк и козлята» (в обработке А.Толстого);

Я.Аким «Мама»;

А.Ануфриева «Кукла Ляля»;

Е.Благинина «Посидим в тишине»;

Стих. Про бабушку (картотека);

Картотека потешек, направленных на формирование навыков самообслуживания.

Б.Заходер «Дождик»;

Л.Разводова «Озорники»;

Стих. «Тучка-злючка», «Резиновые сапоги».

Игра «У меня большая, дружная семья»;

Игра «Сорока-белобока»;

Игра «Этот пальчик- папа, этот пальчик-мама»;

Игра «Печём блины»;

Игра «Моем руки»;

Этюд «Под  дождиком».

Игра с пальчиками «Грабли», «Корзинка»;

Игра «Ветер дует нам в лицо»;

Игра «Чижик»;

Игра «Ветер по лесу летал, ветер листики считал».

Ноябрь

Овощи и фрукты.

Домашние животные.

Ю.Тувим «Овощи» (обработка С.Михалкова);

Картотека потешек, направленных на формирование навыков самообслуживания;

Б.Заходер «Повара»;

Песенка «Дождик, дождик не шуми».

«Кот, петух и лиса» (обработка М.Боголюбской);

А.Л.Барто «Грузовик»;

С.Рещиков «Пёс Барбос», «Идёт коза с ребятами»;

Загадки про кошку, про корову;

Б.Заходер «Кискино горе»;

В.Берестов «Котофей», «Бычок», «Коровушка»;

Е.Тихеева «Котик по двору идёт».

Пальчиковое упражнение «Вырос у нас чесночок» (О.И.Крупенчук);

Игра «Веточки на яблоньке» (М.Ю.Картушин);

Игра «Мы подуем высоко, мы подуем низко»;

Игра «Будем мы варить компот».

Игра «К нам ты пёсик приходи»;

Пальчиковое упражнение «Сел здесь кто-то у окошка»;

Игра «У собаки».

Декабрь

Дикие животные.

Праздник Новый год.

Русская народная сказка «Маша и Медведь»;

С.Я.Маршак «Где обедал воробей»;

В.Берестов «Заяц – барабанщик»;

К.Усачёв «Когда сова ложится спать».

Стих. «В лесу родилась ёлочка», «Наша ёлка высока», «Подарки»;

Игра «Тише, тише, тише, тише,

Поселились в доме мыши»;

Пальчиковое упражнение «Стоит в поле домок»; «Ёжик», «Черепашка»;

Игра «Зайка беленький сидит».

Игра «Падают первые с неба снежинки»;

Пальчиковое упражнение «Ёлка»;

Февраль

Времена года. Зима.

Одежда. Обувь.

Сказка «Снегурушка и лиса» (обработка М.Булатова);

Пестушка «Ножки, вы ножки»;

С .Маршак «Перчатки»;

Загадки про шарф, шубу;

Стихи из серии «Как мы одеваемся»;

Стихи «У моей сестрички – чудо рукавички»;

«Вот они сапожки», «Как у Вари, Варечки, потерялись варежки».

Самомассаж  «Вот на улице мороз»;

Игра «Вот у нас какие глазки»;

Игра «Рукавички мы надели»;

Пальчиковое упражнение «В таз воды я наливаю, свои вещи достаю».

Март

Посуда.

Мебель.

Сказка «Заюшкина избушка» (обработка О.Капицы);

Потешка  «Стоит чашка творогу»;

Загадки про кровать, шкаф;

Стих. «Утром»; потешка «У неряхи Саши».

Игра «Жил-был чайник».

Пальчиковое упражнение «Чтобы сделать новый стол»;

Апрель

Транспортные средства.

Профессии.

И.Токмакова «На машине ехали»;

А.Л.Барто «Грузовик», «Самолёт»;

Э.Мошковская «Мчится поезд»;

Т.Волгина «Паровоз»;

Я.Тайц «Поезд»;

В.Берестов «Про машину».

Б.Заходер «Шофёр», «Портниха», «Сапожник», «Строители», «Повара»;

К.И.Чуковский «Доктор Айболит»;

В.Берестов «Больная кукла»;

В.Степанов «Продавец».

Игра «Едет, едет и гудит»;

Игра «Полетел наш самолёт».

Пальчиковое упражнение «Дружно строим мы корабль»;

«Мы строители с тобой»;

Пальчиковое упражнение  «Мы отвёрткой покрутили»;

Май

Времена года. Весна.

Деревья.

С.Маршак «Апрель», «Май»;

И.Токмакова «Весна»;

Б.Заходер «Ласточка».

Е.Благинина «Деревья».

Игра «Раз –весна, два – капель»;

Пальчиковое упражнение «Выйди, выйди солнышко».

Пальчиковая гимнастика «Как на дереве есть ветви, ствол большой ….»

Июнь

Времена года. Лето.

Цветы.

С.Маршак «Июнь»; В.Берестов «Лягушки»;

А.Майков «Летний дождь».

Е.Серова «Колокольчик», «Одуванчик», «Ландыш»;

А.Плещеев «Сельская песня».

Игра «Наши уточки с утра»;

Игра «Цветочек в бутончик сложил лепестки».

Игра «Что делать, чтоб вырос красивый цветок»;

Игра «Наши алые цветки».

Планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени (третий год обучения)

Лексическая тема

Изобразительная деятельность

Сюжетно-ролевая игра

Игры с предметами

Игры с природным материалом

Формирование навыков самообслуживания

Я и мой дом.

Время года.

Осень.

Лепка:

1. «Домик-пряник» (тесто)

2. «Мухомор»  (пластилин)

3. «Осень наступила» (пластилин, листья)

4.Герой из сказки «Мойдодыр»(пластилин)

Аппликация:

1. «Домик» (из готовых форм)

2. «Весёлый мухомор»

( из готовых форм)

3. «Разноцветные зонтики» (из готовых форм)

4. «Мишка в осеннем лесу» (из готовых форм)

Рисование:

1. «Осенний букет» (гуашь)

2. «Осенний хоровод деревьев» (гуашь)

3. «Весёлый зонтик» (восковые мелки, гуашь)

4. «Ветер качает деревья» (гуашь)

Ручной труд:

1. «Человечек» (из природного материала)

2. «Дом, в котором я живу» (картонная коробка, готовые формы)

3. «Герой из сказки Мойдодыр» (природный материал)

4. «Объёмное дерево» (цветной картон, бумага)

«Оденем куклу Машу на прогулку»;

«Встреча гостей в гостиной»;

«Готовим вместе с Машей угощение на кухне».

«Собери домик»;

«Рассматривание   фотографий с изображением кухни, гостиной, спальни и др.»;

«Выложи зонтик из цветных шнурков»;

«Разрезные картинки» (2,4,5 частей);

«Собери пирамидку» (5 колец).

«Выложи домик из камушков»;

«Собери осенний букет» (на прогулке);

«Пересыпь песочек в баночку»;

«Волшебная мельница»;

«Выложи коврик из осенних листьев» (на прогулке).

Игровое упражнение «Кто первым поздоровается»;

«Весёлый ёжик» (липучки);

«Тучка» (прищепки);

Шнуровка «Яблонька».

Овощи. Фрукты.

Овощи и фрукты.

Лепка:

1. «Груша, яблоко» (тесто)

2. «Репка на грядке» (композиция на бруске пластилина)

3. «Собака со щенком» (пластилин)

4. «Кошечка спит» (пластилин)

Аппликация:

1. «Выросла репка большая-пребольшая» (из готовых форм)

2. «Мы собрали урожай» (из готовых форм)

3. «Кошечка под зонтиком» (из готовых форм)

4. «Собачка спит на коврике» (из готовых форм)

Рисование:

1. «Ягодка за ягодкой» (цветной картон, ватные палочки, гуашь)

2. «Яблоко с листочком»

(цветные мелки)

3. «Кошка на окошке» (гуашь)

4. «Корова» (рисование кистью, гуашь)

Ручной труд:

1.Роспись фруктов из теста (гуашь)

2. «Яблоко» (резанные нитки)

«Магазин»;

«Нам подарили котёнка».

«Сосчитай морковки, огурцы, помидоры»;

Разрезные картинки (продольный, поперечный рез);

«Сложи коврик из мозаики»;

«Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов);

«Что лишнее?»;

«Кто спрятался?» (домашние животные).

«Накорми корову травкой»;

«Киска играет в камушки»;

«Накорми свинью с поросятами желудями»;

«Сухой или мокрый».

«Сделай целую игрушку»;

Шнуровки, застёжки-пристёжки;

«Подбери крышку к банке»;

«Нанизай бусы».

Дикие животные.

Праздник Новый год.

Лепка:

1. «Ягоды для мишки» (пластилин)

2. «Лепёшки большие и маленькие» (солёное тесто)

3. «Шарики для ёлочки» (пластилин)

4. «Снеговик» (солёное тесто)

Аппликация:

1. «Медведь» (из готовых форм)

2. «Падает снежок» (вата)

Рисование:

1. «Мишка» (рисование клеевой кистью методом тычка с использованием готовых форм)

2. «Зайка» (закрашивание шаблона гуашью)

3. «Снежинки» (тонированная бумага, гуашь)

4. «Снеговик» (гуашь, цветной картон)

Ручной труд:

1. «Лисичка» (вата)

2. «Новогодняя шишка» (раскрашивание и украшение шишки)

«Прогулка в лес с куклой Машей»;

«Одеваем куклу в нарядную одежду»;

«Кукла любит танцевать»;

«Украшаем ёлку вместе с куклой».

«Найди одинаковые предметы»;

«Найди всё круглое»;

«Угадай, кто в домике живёт»;

«Кто спрятался в лесу»;

Игры с блоками Дьенеша;

«Один-много»;

«Покажи ёлочку, деда Мороза»;

«Прокати мяч»;

«Украсим ёлочку»;

«Разложи игрушки» (по цвету);

«Собери бусы» (чередование по цветам.

«Угости медведя шишками»;

«Медведь идёт по песку»;

«Кто что любит»;

«Строим дорожку из камешков»;

«Выложи ёлочку из фасоли»;

«Собери шишки в корзиночку»;

«Дай мне столько звёздочек сколько у меня ёлочек»;

«Большой – маленький».

«Переложи снежки в коробку»;

«Собери ёлочку» (с использованием прищепок);

«Нанизывание бус»;

«Тёплый – холодный»;

«Развяжи бантик»;

«Ёлочка» (с использованием прищепок);

«Нарядим ёлочку».

Времена года. Зима.

Одежда. Обувь.

Лепка:

1. «Снежки» (пластилин)

2. «Ёлочка» (солёное тесто)

3. «Пряники для мишки» (солёное тесто)

4. «Украсим платочек» (из готовых форм)

Аппликация:

1. «Красивая салфеточка» (из готовых форм)

2. «Снежинка» (из полосок бумаги)

Рисование:

1. «Ёлочка» (раскрашивание поделки из солёного теста)

2. «Огоньки для ёлочки» (рисование поролоновыми тампонами)

3. «Шапочка для Машеньки» (раскрашивание готовых форм продольными полосами)

4. «Шарф для Ванечки» (раскрашивание поролоновым тампоном готовых форм)

Ручной труд:

1. «Саночки» (салфетки)

2. «Сапожок» (салфетки)

«Покатай куколку на санках»;

«Кукла играет в снежки»;

«Во что одета кукла Катя»;

«Одень куклу на прогулку».

«Волшебный мешочек»;

«Большой – маленький»;

«Где шарик»;

«Прокати шарик»;

«Ветерок»;

«Разрезные картинки»;

«Одень куклу Аню»;

«Покажи и назови»;

«Построим башенку»;

«Достань колечко»;

«Собери бусы» (по двум цветам).

«Насыпь горох в стаканчик»;

«Прокати орех по дорожке»;

«Идёт снег»;

«Тёплый – холодный»;

«Переливание воды большой спринцовкой»;

«Дай кукле Маше горох, а кукле Ане – фасоль»;

«Дорожка для куклы»;

«Насыпь горох в стаканчик»;

«Купание куклы».

«Сомни бумагу»;

«Разорви бумагу на мелкие кусочки»;

«Собери снежинку» ( с использованием прищепок);

«Оденем куклу»;

«Сушим бельё»;

«Разложи пуговицы»;

Шнуровки, застёжки, пристёжки, втыкалочки.

Семья.

Посуда.

Лепка:

1. «Сосульки» (пластилин)

2. «Я пеку булочки» (солёное тесто)

3. «Тарелочки для медведей» (пластилин)

4. «Бублики для куклы» (солёное тесто)

Аппликация:

1. «Узоры на тарелочке» (использование готовых форм)

2. «Чашка с блюдцем» (из готовых форм)

Рисование:

1.Салфеточка для мамы» (раскрашивание поролоновыми штампами)

2. «Пирожки для бабушки» (гуашь)

3. «Чашка для мамы» (готовая форма, гуашь, кисть)

4. «Расписная тарелочка» (готовая форма, поролоновые штампы)

Ручной труд:

1. «Сосулька» (сахарный песок, акварель, лист бумаги)

2. «Укрась тарелочку для куклы» (готовые формы)

«Праздник в семье: мамин день»;

«Укладывание куклы спать»;

«Накормим Анечку обедом»;

«Угостим Анечку чаем».

«Бусы для мамы»;

«Дорожка к домику» (из шнурков);

«Складывание матрёшки с 2-3 вкладышами»;

«Чудесный мешочек»;

«Что изменилось»;

«Маленькие и большие»;

«Подбери блюдечко к чашке»;

«Разноцветные кубики»;

«Разбитая посуда».

«Выложи бусы из фасоли»;

«Укрась пирожки»;

«Пересыпь ложечкой»;

«Волшебная мельница»;

«Разложи шишки на тарелочки»;

«Насыпь горох в чашку»;

«Перелей водичку»;

«Спрячь ручки»;

«Пересыпь крупу»,

«Печём пирожки».

«Переложи игрушки»;

«Сделай целую игрушку»;

«Солнышко» (с использованием прищепок);

«Заполни чашечки»;

«Открути крышечки»;

Мозаика, втыкалочки, застёжки.

Домашние животные.

Домашние птицы.

Времена года.

Весна.

Цветы.

Лепка:

1. «Угощение для Шарика» (солёное тесто)

2. «Мисочка для собачки» (пластилин)

3. «Зёрнышки для курочки» (отщипывание от целого куска пластилина)

4. «Яичко для курочки» (круговое раскатывание пластилина)

Аппликация:

1. «Кошка» (из готовых форм)

2. «Домашние животные» (коллективная работа из готовых форм)

3. «Цыпленок» (из готовых форм)

Рисование:

1. «Клубочек для кошечки» (цветные карандаши)

2. «Дорожки для животных» (гуашь)

3. «Цыплёнок» (закрашивание готовых форм методом тычка)

4. «Травка для лошадки» (гуашь)

Ручной труд:

1. «Кошечка» (обклеивание контура рваной бумагой)

2. «Цыплёнок» (салфетки)

Лепка:

1. «Веточка с почками» (размазывание пластилина)

2. «Солнышко» (пластилин)

3. «Мячики большие и маленькие» (пластилин)

4. «Цветочная полянка» (соленое тесто)

Коллективная работа

Аппликация:

1. «Весенняя веточка» (из готовых форм)

2. «Весна» (коллективная работа из готовых форм)

Рисование:

1. «Веточка с почками» (гуашь)

2. «Дождик» (рисование пальчиками спец.  красками)

3. « Листочки на деревьях» (дорисовка гуашью)

4. «Первые цветочки» (раскрашивание паралоновым тампоном готовых форм)

Ручной труд:

1. «Солнышко» (салфетки)

2. «Одуванчик» (вата)

«Идём к собачке в гости»;

«Нам подарили котёнка»;

«Покатаемся на лошадке»;

«Покормим нашу курочку с цыплятами»;

«Покормим нашу уточку с утятами».

«Путешествие с куклами к ручейку»;

«Запускаем бумажный кораблик»;

«Собери букет для мамы»;

«Оденем куклу на прогулку».

«Построим заборчик из счётных палочек»;

«Котёнок» (игрушки-пищалки);

«Построим домик для собачки»;

«Кто как кричит»;

«Собери пирамидку» (с учётом величины);

«Длинная дорожка»;

«Угадай, кто в домике живёт»;

«Кто это»;

«Весёлая лесенка»;

«Собери картинку» (разрезные картинки из 2-х частей).

«Кто в домике живёт»;

«Солнышко»;

«Цветные ленточки»;

«Разрезные картинки» (2-3 части);

«Разноцветные кубики»;

Игры с блоками Дьенеша;

«Собери бусы»(чередование по цвету и форме);

«Непослушные колечки»;

«Выложи цветок»;

«Кубики» (4 штуки);

«Волшебный мешочек»;

«Собери цветок» (разрезные картинки).

«Найди игрушку»;

«Сварим киске кашу»;

«Прокати орешек киске»;

«Волшебные пузырьки»;

«Поймай рыбку»;

«Курочка клюёт зёрнышки»;

«Налей уточке водички в тазик»;

«Озеро»;

«Водяная мельница»;

«Пересыпь в стаканчики».

«Печём куличики»;

«Плывёт кораблик»;

«Разноцветные крышечки»;

«Перелей из бутылочки в бутылочку»;

«Разложи ракушки»;

«Собери букет»;

«Нарисуем травку на песке»;

«Выложи цветок».

«Выложи дорожку из цветных пробок»;

«Поймай мяч»;

«Нанизываем бусы»;

«Цыплёнок» (с использованием прищепок);

«Сплетём коврик»;

Шнуровки, застёжки, пристёжки, игры-вкладыши.

«Заполни кувшин»;

«Закрути крышечки»;

«Переложи игрушки»;

«Развяжи узелок»;

«Весёлые цветы» (с использованием прищепок);

«Разноцветные перчатки»;

«Солнышко» (с использованием прищепок);

Шнуровки, застёжки, втыкалочки, вкладыши.

Времена года. Лето.

Мебель.

Лепка:

1. «Надувной круг» (пластилин)

2. «Цветок» (размазывание пластилина на плоскости)

3. «Стол для кукол» (лепка на плоскости, продольное раскатывание)

4. «Пирожки» (солёное тесто)

Аппликация:

1.«В ручейке плывёт кораблик» (коллективная работа из готовых форм)

2. «Стул для куклы Нины» (из готовых частей)

Рисование:

1. «Расписной платочек» (раскрашивание готовых форм поролоновыми штампами)

2. «Ведёрко и лопатка» раскрашивание готовых форм (цветные карандаши)

3. «Стол и стульчик» (рисование на шаблонах цветными карандашами)

4. «Расписная скатерть» (цветные мелки)

Ручной труд:

1.Куличики из песка, составление букетов.

2. «Столик» (маленькие коробочки, палочки, пластилин)

«Летняя прогулка»;

«Моем руки Ане»;

«Укладывание куклы Нины спать».

«Выложи дорожку из ниток»;

«Подбери шарики по цвету»;

«Коврик из ленточек»;

«Собирание башни из колец разного размера»;

«Построй кроватку для куколки»;

«Спрячь коробку в коробку»;

«Выложи стол из счётных палочек»;

«Починим мебель»;

«Построим стол и стул».

«Узоры на песке»;

«Выложи солнышко из веток»;

«Ракушки»;

«Собери веточки  (камушки) в мешочек»;

«Весёлые кораблики»;

«Гора из песка»;

«Разложи камушки по размеру»;

«Найди игрушки»;

«Достань шарик»;

«Выложи стол (стул) по контуру» (камешки);

«Брызгалки».

«Солнышко» (с использованием прищепок);

«Интересная подушка»;

«Пересыпь ложечкой»

 Примерное тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью в лёгкой степени (третий год обучения)

Месяц

Лексическая тема

Литературные произведения

Игры, речь с движениями

Октябрь

Я и мой дом.

Времена года. Осень.

К. Чуковский «Мойдодыр»;

В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» (отрывки);

загадки про дом (его части, названия комнат: гостиная, столовая, спальня);

картотека потешек, направленных на формирование навыков самообслуживания.

А.Плещеев «Осень наступила»;

М.Пришвин «Осенние листики»;

загадки про осень.

Игра с пальчиками «Домик»;

Игра «Переезд»;

Игра «Дом большой – дом маленький»;

Игра «На полянке стоит дом»;

Игра «Моем руки».

Игра с пальчиками «Грабли», «Корзинка»;

Игра «Ветер дует нам в лицо»;

Игра «Ветер по лесу летал, ветер листики считал».

Ноябрь

Овощи. Фрукты.

Домашние животные.

Домашние птицы.

«Пых» (белорусская сказка);

загадки об овощах и фруктах.

Л.Толстой «Котёнок»;

А.Л.Барто «Трезор», «Кузя-кот»;

загадки о домашних животных.

В.Сутеев «Цыплёнок и гусёнок»;

загадки о домашних птицах;

Песенка «Жили у бабуси два весёлых гуся»;

картотека потешек, направленных на формирование навыков самообслуживания.

Пальчиковое упражнение «Вырос у нас чесночок» (О.И.Крупенчук);

Игра «Капуста»;

Игра «Подарок ёжика»;

Игра «Будем мы варить компот».

Игра «Вышли пальчики гулять» (Щербакова Т.Н.);

Пальчиковое упражнение «Собачка», «Котик умывается».

Пальчиковое упражнение «Сел здесь кто-то у окошка»;

Игра «Петушок кота любил»;

Этюд «Вышла курочка гулять».

Декабрь

Дикие животные.

Праздник Новый год.

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»;

загадки о диких животных ;

В.Берестов «Заяц – барабанщик».

Н.А.Мигунова «Возле ёлки Новый год»;

Новогодние загадки;

С.Есенин «Белая берёза».

Пальчиковое упражнение «Серый волк»; «Ёжик»;

Игра «Зайка беленький сидит».

Игра «Падают первые с неба снежинки»;

Пальчиковое упражнение «Ёлка»;

Игра «Ёлочка – зелёная иголочка».

Февраль

Времена года. Зима.

Мебель.

Праздник – 23 февраля.

Русская сказка «Рукавичка»;

И. Суриков «Белый снег пушистый»;

А.Ахундова «Сосульки».

Русская народная сказка «Три медведя»;

загадки про мебель.

Стихотворение «Кораблик», «Самолёт»;

Картотека потешек, направленных на формирование навыков самообслуживания.

Самомассаж  «Вот на улице мороз»;

Игра «Накормим птиц»;

Этюд «Ой мороз, мороз,мороз».

Игра «У стола ножки»;

Пальчиковая игра «Стол», «Стул».

Игра «Кораблик»;

Пальчиковая игра «Самолёт».

Март

Праздник – 8 марта.

Посуда.

Транспортные средства.

Е.Благинина «Посидим в тишине»,

«Мамин день»;

Е.Трутнева «Наша бабушка» (отрывок).

К.Чуковский «Федорино горе»;

Потешка «У неряхи Саши»;

Стихотворение «Март» В. Мусатов;

Картотека потешек, направленных на формирование навыков самообслуживания.

М.Ильин и Е. Сегал «Машины на нашей улице» (отдельные рассказы);

Е. Чарушин «Как лошадка зверей катала»;

С Михалков «Песенка друзей»;

Загадки про автобус, троллейбус, машину.

Игра «Жил-был чайник»;

Пальчиковое упражнение «Чашечка и блюдечко».

Игра «Ехала машина»;

Этюд «Солнышко и автомобиль».

Апрель

Профессии.

Инструменты.

С. Михалков «Дядя Стёпа»;

В. Маяковский «Кем быть» (отрывок);

К. Чуковский «Доктор Айболит» (отрывок);

Б. Заходер «Портниха».

Е.Пермяк «Торопливый ножик»;

Картотека потешек, направленных на формирование навыков самообслуживания.

Пальчиковое упражнение «Мы строители с тобой»;

«Мы отвёрткой покрутили».

Пальчиковая игра «Молоток»;

Игра «Пили-пили пила»;

Пальчиковое упражнение «Дружно строим мы корабль»;

«Мы строители с тобой»;

Май

Времена года. Весна.

Деревья.

Украинская сказка «Колосок»;

З.Александрова «Май в Москве»;

К.Ушинский «Ласточка»;

Н.Саконская «Божья коровка».

Л.Толстой «Старик сажал яблони»;

И.Токмакова цикл стихов о деревьях.

Пальчиковая игра «Две сороконожки»;

Игра «Весенний дождик»;

Игра «Воробей».

Игра «Ветер дует нам в лицо»;

Игра «Я похлопаю в ладошки».

Июнь

Времена года. Лето.

Цветы.

Словацкая сказка «У солнышка в гостях»;Н.Калинина «Как Вася ловил рыбу» (из цикла «Летом»);

И.Токмакова «Кораблик»;

И.Соколов-Микитов «Радуга».

Е.Серова «Колокольчик», «Одуванчик», «Ландыш»;

А.Плещеев «Сельская песня».

Игра «Пальчики в лесу»

Этюд «Кузнечик играет на бубне»;

Игра «Мы водицей поливаем».

Игра «Что делать, чтоб вырос красивый цветок»;

Игра «Шла ворона через поле»;

Этюд «Капелька с цветочка медленно стекает»;

Игра «Одуванчик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени

Уважаемые родители нашей группы. Я размещаю небольшую презентацию по теме "Методы и приемы обучения детей изобразительной деятельности" Надеюсь вам моя презентацию поможет....

Методическая разработка творческой мастерской" Самоделки" средней группы компенсирующей направленности для детей ( ТНР).

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми. Работая с разными крупами можно усовершенствовать моторику у детей....

ПЛАН ПОЭТАПНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ

В плане поэтапной работы с родителями детей с ОВЗ представлены основные этапы взаимодействия в течение учебного года с указанием темы и целей встреч....

Рабочая программа учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью

Рабочая программа учителя-дефектолога разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью (легкая и умеренная)....

Методическая разработка. Экологический проект в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР) "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...