Проектная деятельность и особенности ее организации детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал на тему

В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно- исследовательской деятельности ребенка на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_i_osobennosti_ee_organizatsii.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность и особенности ее организации

детей дошкольного возраста.

Деятельность человека всегда общественна. В своей подлинно социальной деятельности человек выступает как представитель человеческого рода, учитывающий и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности.    

Изучение деятельности в качестве особого предмета было начато отечественными психологами Л. С. Выготским и С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течение многих лет оно проводилось А. Н. Леонтьевым и его последователями.

Именно А. Н. Леонтьев заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Деятельность рассматривалась им, как одинаково присущая и человеку и животным; правда, в последнем случае она трактовалась как жизнедеятельность.

В толковом словаре С.И Ожегова дается следующая характеристика значения слова “деятельность” – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование [37,с.237].

Опираясь на исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, можно зафиксировать, по крайней мере,  три различных смысла, которые вкладываются в это понятие:

- деятельность как совокупность результатов и последствий - продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность предстает как производство;

- деятельность как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения;

- деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни [49,с.123].

Из вышесказанного следует, что “деятельность” – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Задачей нашего исследования является раскрыть специфику проектной деятельности и особенности ее организации в начальной школе, следовательно, требуется раскрыть сущность данного понятия.

Сегодня в науке нет однозначного трактования понятия проектной деятельности. Тем не менее, осуществлена систематизация этого понятия в русле современных исследований.

Как справедливо отмечает Г.Е. Муравьева, проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса [33,с.143].

В частности Е.Н. Землянская считает, что проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижения результата - создание проекта [12,с.55].

Рассмотрев точки зрения ученых, можно сказать, что проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка [18,с.70].

Опираясь на научные труды Л.В. Выготского, П.Я. Гальперина, Е.Н. Землянской, Н.В. Матяш и В.Д. Симоненко, мы обращаем внимание на то, что проектная деятельность, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания;
  • развитие творческих способностей и активности;
  • формированию проектного мировоззрения и мышления;
  • адаптации к современным условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как воспитанники видят конечный результат своей деятельности  [30,c.33].

Значит, приоритетная цель проектной деятельности заключается “в приобретении функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции в образовательном процессе” [39,c.56].

Следуя утверждениям Ю.Л.Хотунцева и В.Д. Симоненко, под проектом мы будем подразумевать специально организованный воспитателем  и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению значимой для ребенка проблемы, завершающийся созданием продукта; под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности [56,c.85].

Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком [32, c.41]. 

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность, сообразуясь с его личным интересом. Чтобы ребенок воспринимал знания, как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование – запрещено. В данный момент этот метод является образовательной технологией 21 века [58,c.156].

Отечественные ученые Е. Г. Каганов, А.П. Пинкевич, В.Ф. Натали и д.р. придерживались мнения, что “проект- это проблематический акт выполняемый  вплоть до своего завершения” [17,c.14].

В.Ф. Натали в своей работе дает следующую характеристику проектного метода обучения: “Сущность нового метода в том, что ребенок воспринимает новые факты и явления не со слов учителя, а путем самостоятельного искания и открытия их. Главный момент – момент открытия, познания из наблюдений и опыт того, что еще не известно ребенку” [19, c.69].

Таким образом, проект учащегося в трактовке ученых-педагогов начала XX века- это слияние теории и практики, заключающее в себе не только постановку определенной “умственной задачи”, но и ее практическое выполнение. Главная цель проекта определялась возможностью включения ребенка в самые разнообразные виды деятельности.

Из вышесказанного следует, что проектная деятельность, - это совместная учебно-познавательная деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проектирование всегда направлено на решение практической задачи.

Также следует отметить, что любой учебный проект имеет два аспекта: для ребенка - это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для него или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для педагога - это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания. Ценным   в  учебном   проекте  является   не  столько  результат  познавательной деятельности, сколько обучение его умениям проектирования, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии,  умению принимать решения.

Для  того чтобы реализовать проектную деятельность, необходимо прежде всего знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует серьезной подготовительной работы [14,c.96].

Определимся с классификацией проектов.

Проекты, могут быть:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная и пр (Е.С. Полат).
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект (В.В. Тузеев, И.Д.Чечель).
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта) (И.Д.Чечель).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта (В.Д. Симоненко, Ю.Л.Хотунцев).
  6. Продолжительность выполнения проекта (М.Б. Павлов, Е.С. Полат).

Опираясь на научные труды П.Р. Атутова, А.А. Карачева, М.Б. Павловой, Н.Ю.Пахомова,  В.Д. Симоненко, можно констатировать, что включение детей в процессе выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями: исследовательскими; социального взаимодействия; оценочными; информационными; презентационными; рефлексивными  [46,с.52].

Итак, можно сказать, что выполняя проект, ребенок обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно-следственные связи, формируются технологические знания [28,с.10].

Для того чтобы реализовать проектную деятельность, необходимо каждый проект обеспечить всем необходимым:

  • материально- техническое и учебно – методическое оснащение;
  • кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники);
  • информационные ресурсы (каталоги библиотеки, Интернет и т.д);
  • информационно- технологические ресурсы;
  • организационное обеспечение (специальное расписание занятий, классы, работы библиотеки, выход  в Интернет);
  • отдельное от урочных занятий место [52,c.67].

При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет ожидаемые положительные результаты [35,c.3].

Также при организации проекта необходимо:

  1. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.      
  2. Обеспечить заинтересованность в работе над проектом- мотивацию.

3. Внимательно  относится к выбору основополагающего вопроса проекта.  Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся.

 4. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение,  математика. Поскольку систематическое построение учебной программы- условие высокого качества знаний “на выходе” – диктует жесткий отбор форм и методов обучения.

6. Учесть и избежать “подводных камней”  

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей,  перепоручить родителям. Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса [34,с.37].

Проанализировав требования к проектной деятельности можно сделать вывод, что проект должен обладать значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Проект должен обладать практической, теоретической, познавательной значимостью предполагаемых результатов.

При анализе научных трудов мы выделили последовательность этапов при реализации проектной деятельности:

  • выбор темы и цели проекта;
  • выдвижение первоначальных идей и выбор лучших идей;
  • планирование проектной деятельности, непосредственная реализация проекта;
  • презентация  проекта;
  • оценка проекта и своей деятельности в нем, самооценка [36,с.155].  

В настоящее время проекты все чаще рассматривают как метод обучения, при котором дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

В пособии представлены методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе реализации проектов.В данной разработке предложены тематические проекты для дет...

«Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

В пособии представлены методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в процессе реализации проектов.В данной разработке предложены тематические проекты для дет...

Проектная деятельность в гражданско- патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

 Патриотизм- многогранное по своему содержанию, сложное и высокое человеческое чувство. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Проблема патриоти...

Применение проектной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

В презентации представлен опыт работы по применению проектной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста в дошкольном отделении ГБОУ Школа № 933. Руководитель проектовов старший в...

Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Поддержка детской инициативы в проектной деятельности как средство развития речи дошкольников....

Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Мы все прекрасно знаем, что в современном  мире с каждым годом растет количество людей попавших под влияние виртуальной реальности. Что стирается грань между вымышленным и фактическим,  сгла...