Главные вкладки

    Консультация"Гражданское воспитание"
    консультация (старшая группа) по теме

    Консультация для родителей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения, а также период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали Ж. Пиаже, Б. Эльконин и многие другие.

    К сожалению, настали времена, когда детство оказалось украденным у наших детей. Детство лишилось «статуса неприкосновенности». Дети слишком мало бегают, прыгают, лазают, они не воспринимают в движении самих себя и всё многообразие мира. Их осязательные переживания скудны, тонкая моторика не развита из-за отсутствия движений. Ещё в 40-Енисейский годы XX века швейцарский психолог Жан Пиаже видел в движении ребёнка основу эмоционального, социального и интеллектуального развития.

    Право на детство включает в себя и право на собственные мысли: ребёнка нужно учить самостоятельно думать, чтобы понять мир и самого себя. Если ребёнок живёт среди людей, действия которых осмысленны, понятны, связаны между собой, он подражает этому внутреннему порядку и перенимает его сначала в собственной деятельности, а затем в мире чувств и, позднее, в сфере собственного мышления.

    Вся современная  система образования сконцентрирована на передаче знаний, что в большей степени подходит детям школьного возраста и взрослым. Сейчас даже игра в детских садах постепенно оттесняется и заменяется занятиями, поскольку всё больше родителей озабочены не столько полноценным развитием ребёнка-дошкольника, соблюдением его права на детство, на игру, сколько его подготовкой к школе. Нельзя лишать ребёнка специфических детских занятий. Особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте.

            Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. "Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

     Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

    Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

    Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

    • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
    • присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
    • безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
    • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
    • низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
    • нежеланный ребенок;
    • умственные или физические недостатки ребенка;
    • "трудный" ребенок.

    В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. 
           Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.

    • Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
    • Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
    • Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
    • Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
    • Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
    • Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
    • Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
    • Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
    • Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
    • Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.

     К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

    Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в то, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.

    Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы не вольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям. 
             Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?

    • В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
    • На жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
    • Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

       Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?

    Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду. 
    В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

    • ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
    • решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

    Таким образом, задача педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка. 
    На сегодняшний день проблема домашнего насилия стоит особенно остро. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих питомцев. 
    В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка. 
    Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:

    •  разработка системы планирования;

    •  обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

    •  подготовка дидактического материала;

    •  определение содержания работы;

    •  создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

    Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др. 
        Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве  дошкольников с правами ребенка

    •  Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

    • Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). 
    •  Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

    •  Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

    • Разъяснять общественные нормы и правила поведения. 
          Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН "Неразлучные друзья - взрослые и дети"; праздники - концерты "Бабушка любимая моя", "Вместе дружная семья"; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств. 
    Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

    Вся работа должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей можно использовать разнообразные методы и приемы:

    - использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);

    -  решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в ...; дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?" 
           Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

    Большую часть времени следует уделять практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

    Начать следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, вместе с детьми можно решать следующие задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях?

    В своей работе должно учитываться  право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитываю сложившийся социальный опыт ребенка, наличный "фонд его действенных знаний, умений, навыков".

    Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения, а также период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали Ж. Пиаже, Б. Эльконин и многие другие.

    К сожалению, настали времена, когда детство оказалось украденным у наших детей. Детство лишилось «статуса неприкосновенности». Дети слишком мало бегают, прыгают, лазают, они не воспринимают в движении самих себя и всё многообразие мира. Их осязательные переживания скудны, тонкая моторика не развита из-за отсутствия движений. Ещё в 40-Енисейский годы XX века швейцарский психолог Жан Пиаже видел в движении ребёнка основу эмоционального, социального и интеллектуального развития.

    Право на детство включает в себя и право на собственные мысли: ребёнка нужно учить самостоятельно думать, чтобы понять мир и самого себя. Если ребёнок живёт среди людей, действия которых осмысленны, понятны, связаны между собой, он подражает этому внутреннему порядку и перенимает его сначала в собственной деятельности, а затем в мире чувств и, позднее, в сфере собственного мышления.

    Вся современная  система образования сконцентрирована на передаче знаний, что в большей степени подходит детям школьного возраста и взрослым. Сейчас даже игра в детских садах постепенно оттесняется и заменяется занятиями, поскольку всё больше родителей озабочены не столько полноценным развитием ребёнка-дошкольника, соблюдением его права на детство, на игру, сколько его подготовкой к школе. Нельзя лишать ребёнка специфических детских занятий. Особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте.

            Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. "Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

     Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

    Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

    Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

    • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
    • присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
    • безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
    • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
    • низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
    • нежеланный ребенок;
    • умственные или физические недостатки ребенка;
    • "трудный" ребенок.

    В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. 
           Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.

    • Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
    • Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
    • Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
    • Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
    • Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
    • Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
    • Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
    • Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
    • Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
    • Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.

     К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

    Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в то, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.

    Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы не вольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям. 
             Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?

    • В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
    • На жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
    • Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

       Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?

    Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду. 
    В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

    • ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
    • решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

    Таким образом, задача педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка. 
    На сегодняшний день проблема домашнего насилия стоит особенно остро. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих питомцев. 
    В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка. 
    Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:

    •  разработка системы планирования;

    •  обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

    •  подготовка дидактического материала;

    •  определение содержания работы;

    •  создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

    Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др. 
        Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве  дошкольников с правами ребенка

    •  Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

    • Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). 
    •  Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

    •  Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

    • Разъяснять общественные нормы и правила поведения. 
          Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН "Неразлучные друзья - взрослые и дети"; праздники - концерты "Бабушка любимая моя", "Вместе дружная семья"; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств. 
    Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

    Вся работа должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей можно использовать разнообразные методы и приемы:

    - использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);

    -  решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в ...; дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?" 
           Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

    Большую часть времени следует уделять практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

    Начать следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, вместе с детьми можно решать следующие задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях?

    В своей работе должно учитываться  право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитываю сложившийся социальный опыт ребенка, наличный "фонд его действенных знаний, умений, навыков".



    Предварительный просмотр:

    Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения, а также период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали Ж. Пиаже, Б. Эльконин и многие другие.

    К сожалению, настали времена, когда детство оказалось украденным у наших детей. Детство лишилось «статуса неприкосновенности». Дети слишком мало бегают, прыгают, лазают, они не воспринимают в движении самих себя и всё многообразие мира. Их осязательные переживания скудны, тонкая моторика не развита из-за отсутствия движений. Ещё в 40-Енисейский годы XX века швейцарский психолог Жан Пиаже видел в движении ребёнка основу эмоционального, социального и интеллектуального развития.

    Право на детство включает в себя и право на собственные мысли: ребёнка нужно учить самостоятельно думать, чтобы понять мир и самого себя. Если ребёнок живёт среди людей, действия которых осмысленны, понятны, связаны между собой, он подражает этому внутреннему порядку и перенимает его сначала в собственной деятельности, а затем в мире чувств и, позднее, в сфере собственного мышления.

    Вся современная  система образования сконцентрирована на передаче знаний, что в большей степени подходит детям школьного возраста и взрослым. Сейчас даже игра в детских садах постепенно оттесняется и заменяется занятиями, поскольку всё больше родителей озабочены не столько полноценным развитием ребёнка-дошкольника, соблюдением его права на детство, на игру, сколько его подготовкой к школе. Нельзя лишать ребёнка специфических детских занятий. Особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте.

            Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. "Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

     Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

    Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

    Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

    • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
    • присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
    • безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
    • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
    • низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
    • нежеланный ребенок;
    • умственные или физические недостатки ребенка;
    • "трудный" ребенок.

    В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. 
           Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.

    • Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
    • Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
    • Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
    • Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
    • Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
    • Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
    • Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
    • Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
    • Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
    • Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.

     К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

    Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в то, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.

    Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы не вольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям. 
             Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?

    • В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
    • На жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
    • Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

       Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?

    Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду. 
    В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

    • ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
    • решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

    Таким образом, задача педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка. 
    На сегодняшний день проблема домашнего насилия стоит особенно остро. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих питомцев. 
    В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка. 
    Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:

    •  разработка системы планирования;

    •  обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

    •  подготовка дидактического материала;

    •  определение содержания работы;

    •  создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

    Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др. 
        Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве  дошкольников с правами ребенка

    •  Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

    • Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). 
    •  Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

    •  Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

    • Разъяснять общественные нормы и правила поведения. 
          Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН "Неразлучные друзья - взрослые и дети"; праздники - концерты "Бабушка любимая моя", "Вместе дружная семья"; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств. 
    Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

    Вся работа должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей можно использовать разнообразные методы и приемы:

    - использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);

    -  решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в ...; дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?" 
           Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

    Большую часть времени следует уделять практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

    Начать следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, вместе с детьми можно решать следующие задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях?

    В своей работе должно учитываться  право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитываю сложившийся социальный опыт ребенка, наличный "фонд его действенных знаний, умений, навыков".

    Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения, а также период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали Ж. Пиаже, Б. Эльконин и многие другие.

    К сожалению, настали времена, когда детство оказалось украденным у наших детей. Детство лишилось «статуса неприкосновенности». Дети слишком мало бегают, прыгают, лазают, они не воспринимают в движении самих себя и всё многообразие мира. Их осязательные переживания скудны, тонкая моторика не развита из-за отсутствия движений. Ещё в 40-Енисейский годы XX века швейцарский психолог Жан Пиаже видел в движении ребёнка основу эмоционального, социального и интеллектуального развития.

    Право на детство включает в себя и право на собственные мысли: ребёнка нужно учить самостоятельно думать, чтобы понять мир и самого себя. Если ребёнок живёт среди людей, действия которых осмысленны, понятны, связаны между собой, он подражает этому внутреннему порядку и перенимает его сначала в собственной деятельности, а затем в мире чувств и, позднее, в сфере собственного мышления.

    Вся современная  система образования сконцентрирована на передаче знаний, что в большей степени подходит детям школьного возраста и взрослым. Сейчас даже игра в детских садах постепенно оттесняется и заменяется занятиями, поскольку всё больше родителей озабочены не столько полноценным развитием ребёнка-дошкольника, соблюдением его права на детство, на игру, сколько его подготовкой к школе. Нельзя лишать ребёнка специфических детских занятий. Особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте.

            Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. "Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

     Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

    Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

    Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

    • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
    • присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
    • безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
    • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
    • низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
    • нежеланный ребенок;
    • умственные или физические недостатки ребенка;
    • "трудный" ребенок.

    В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. 
           Перечислим основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога.

    • Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
    • Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
    • Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).
    • Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
    • Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
    • Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.).
    • Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери.
    • Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
    • Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
    • Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.

     К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

    Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в то, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.

    Что делать, если, познакомившись с названными признаками поведения, вы не вольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально не только к ребенку, но и его родителям. 
             Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?

    • В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
    • На жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
    • Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

       Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?

    Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду. 
    В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

    • ваше предположение подтверждается (не подтверждается);
    • решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

    Таким образом, задача педагогов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка. 
    На сегодняшний день проблема домашнего насилия стоит особенно остро. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих питомцев. 
    В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка. 
    Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:

    •  разработка системы планирования;

    •  обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

    •  подготовка дидактического материала;

    •  определение содержания работы;

    •  создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

    Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др. 
        Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве  дошкольников с правами ребенка

    •  Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

    • Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). 
    •  Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

    •  Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

    • Разъяснять общественные нормы и правила поведения. 
          Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН "Неразлучные друзья - взрослые и дети"; праздники - концерты "Бабушка любимая моя", "Вместе дружная семья"; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств. 
    Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

    Вся работа должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей можно использовать разнообразные методы и приемы:

    - использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);

    -  решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в ...; дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?" 
           Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

    Большую часть времени следует уделять практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

    Начать следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, вместе с детьми можно решать следующие задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях?

    В своей работе должно учитываться  право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитываю сложившийся социальный опыт ребенка, наличный "фонд его действенных знаний, умений, навыков".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Право на участие в культурных мероприятиях". Гражданское воспитание.

    Конвенция о правах ребенка, статья 31. Открытое занятие, которое закончилось аплодисментами присутствующих педагогов (за эмоциональность). Схемы придуманы не мной, прошу прощения, что забыла, с какого...

    Мой мир, моя страна, мой город. ВОПРОС О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Мой мир, моя страна, мой город. ВОПРОС О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

    Программа Гражданского воспитания дошкольников "Я и мир вокруг меня"

    Таблица 1. План занятий в рамках программы «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»  1 неделя2неделя3 неделя4 неделя 1 БЛОК. «Я и мир вокруг меня...

    консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

    консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ»Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по в...

    МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

           Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

    Консультация «Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников в семье»

    laquo;Любовь к Родине начинается с семьи».Ф. Бекон.Патриотическое воспитание дошкольников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его прибл...

    Консультация для воспитателей «Патриотическое и гражданское воспитание в опыте народа»

    В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задачи формирования патрио...