"Право на участие в культурных мероприятиях". Гражданское воспитание.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кужелева Наталья Александровна

Конвенция о правах ребенка, статья 31. Открытое занятие, которое закончилось аплодисментами присутствующих педагогов (за эмоциональность). Схемы придуманы не мной, прошу прощения, что забыла, с какого сайта. Проведено в декабре 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravo_na_kulturu_-_kopiya.doc76.5 КБ
Office presentation icon kuzheleva_n._pravo_na_kulturu.ppt630 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:             Знакомство   с правом ребёнка  

          на участие  в культурных мероприятиях.

Цели. Закреплять представление о правах ребенка, понятие о том, что каждый ребенок имеет права; продолжать знакомить с правами детей.

Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.

Воспитывать эстетические чувства.

Материал. ТСО: проектор, экран, ноутбук, презентация с репродукциями картин, мольберт, магнитофон, аудиозапись. Демонстрационный: схемы по правам ребёнка. Раздаточный: муляжи фруктов, небьющиеся блюда, медали, фломастеры.

Предварительная работа. Цикл бесед о правах ребёнка, разучивание стихов.

Ход занятия.

Дети входят в музыкальный зал, выстраиваются в ряд.

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями. Рома, порадуй гостей стихотворением, которое ты выучил.

1й чтец: В музыкальном зале мы

Снова собрались.

Значит, воспитатели

Готовят нам сюрприз.

 2й чтец: Здесь светло, уютно, чисто,

Здесь все дети как артисты,

Здесь нам не бывает грустно,

Здесь мы входим в мир искусства.

Воспитатель: Скажите, какими видами искусства мы занимаемся в д/с?

Дети: В д/с мы занимаемся лепкой, аппликацией, рисованием, музыкой, хореографией.

Воспитатель: А вы хотите продолжать знакомиться с искусством? Я хочу показать вам картину, которая меня очень сильно взволновала? (Дети проходят за воспитателем к экрану проектора. На экране изображение картины В.Г. Перова «Тройка».) Вот она! (Созерцательная пауза.)

  1. Кого вы видите на картине?
  2. Что делают дети?
  3. Что вы можете сказать о бочке, какая она?
  4. Как чувствуют себя дети, изображённые на картине?
  5. Этот труд по силам детям?

Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер насквозь продувает их драную одежду.

  1. Сколько детей изображено на картине?

Трое детей, как упряжка из трёх лошадей, выполняют трудную, непосильную работу. Когда трёх лошадей запрягают в телегу или сани, их называют «тройка». А здесь тройка измученных детей. Автор картины Василий Григорьевич Перов так и назвал свою картину – «Тройка».

  1. Как вы думаете, можно заставлять детей выполнять такую тяжёлую работу?
  2. Как вы думаете, чем должны заниматься дети?

Молодцы, ребята, вы всё правильно поняли и я с вами совершенно согласна: детство должно быть другим, счастливым, а не таким, как у этих бедных детей. Мне жаль их, поэтому картина «Тройка» так сильно взволновала меня. В ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Но посмотрите, какой-то добрый человек помогает детям втащить сани на пригорок. Такие добрые люди объединились и придумали закон, в котором описали, как должны жить дети во всём мире. Этот закон, этот документ, называется Конвенция о правах ребёнка.

Я не сомневаюсь, что все вы знаете права ребёнка. Я хочу посмотреть, сможете ли вы угадать права ребёнка по схемам, которые я вам покажу.  Эта игра называется «Угадай, какое право». Правило игры: я показываю схему, а вы называете право, которое она изображает. (Схемы расположены на мольберте, «лицом» вниз. Воспитатель поочерёдно переворачивает их.)

  1. Какое право отображает эта схема?
  2. Какие ещё права мы не назвали? (Право на имя, гражданство, семью, защиту от насилия, охрану здоровья, образование.)
  3. Какие права есть лично у вас?
  4. Что такое право, как вы думаете?
  5. Что такое обязанность?
  6. Какие есть обязанности у детей? (Не причинять вреда своему здоровью и здоровью окружающих; с уважением относиться к окружающим; заботиться о своём жилище (поддерживать порядок в своей комнате, помогать родителям)).
  7. Как вы думаете, можно ли безгранично пользоваться правами? (Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека.)
  8. У вас, дети, есть право на игру. Можно ли всё время играть, не есть, не спать? (Нет, это причинит вред моему здоровью).
  9. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? (Нет, нужно с уважением относиться к окружающим).
  10. Я хочу вам рассказать одну очень правдивую историю. Когда писали Конвенцию о правах ребёнка, то обычной ручкой записали права детей с белой кожей, жёлтой ручкой – права детей с жёлтой кожей, а чёрной ручкой – права детей с чёрным цветом кожи. Это правда? Почему вы так решили? Ну конечно, это неправда. Все права записали одной ручкой. Только права детей с белой кожей написали на белых страницах, на жёлтых страницах записали права детей с жёлтой кожей… продолжайте мою мысль. (Дети исправляют). Правильно, у всех детей права одинаковые. Я рада, что вы хорошо это знаете, и что у вас есть чувство юмора.

Молодцы, ребята, вы знаете права ребёнка и смогли узнать их на схемах. Я думаю, можно уже убрать их с мольберта. (Воспитатель снимает схемы с мольберта и как бы нечаянно роняет одну из них.)

Дети: Наталья Александровна, у Вас упала одна схема!

Воспитатель: Пожалуйста, подними ее и назови, какое право отображает эта схема. (Дети затрудняются.) Можно мне взглянуть поближе? Ой, да это новая схема, мы такую не рассматривали. Наверное, карточки склеились и мы не заметили её. Что нарисовано на схеме? Что бы это могло означать? ... Я вспомнила! Эта схема обозначает право ребёнка на участие  в культурной жизни и занятие искусством. Как же я могла забыть рассказать вам о таком светлом, добром и жизнерадостном праве? Скажите, какие культурные мероприятия проходят у нас в д/с?

Дети: У нас в д/с проходят выставки рисунков и поделок, утренники, чаепития, гастроли театра, цирка, планетария, просмотр мультфильмов, возложение цветов к памятнику, поездки в музей, цирк, ботанический сад.

Воспитатель: И во всех этих мероприятиях вы участвуете: рисуете, поёте, танцуете, читаете стихотворения. Именно Конвенция о правах ребёнка даёт вам право участвовать в культурных мероприятиях.

Да, много культурных событий происходит в нашем д/с! Сегодня у нас ещё одно культурное событие – выставка картин. Одну картину мы уже видели. Запомнили, как она называется? Хотите увидеть другие картины? (Дети присаживаются на стулья, стоящие перед экраном. На экране -  репродукция картины В.Васнецова «Снегурочка». Созерцательная пауза.)

Воспитатель: Эта картина называется «Снегурочка». Автор – Виктор Васнецов.

Лунная зимняя ночь, под луной ярким блеском искрится снег, мерцают звёзды; тёмный лес, раскиданные ёлочки, вдалеке домики с заснеженными крышами. И конечно, сама Снегурочка. Она одета в длинное пальто белого цвета, украшенное узорами, бледные варежки и шапку.  Она очень красивая. Волшебство и загадочность.

Ребёнок читает стихотворение «Заклинание зимы» М. Пожаровой.
Разукрасилась Зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звёздочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льёт вокруг сиянье,
Шепчет заклинание:
«Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Лёгкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Зачаруй сердца людей
Красотой своих затей:
Пусть вникают взоры
В светлые узоры.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового расцвета!»

Воспитатель: Закрывайте ваши глазки

В ожиданье новой сказки.

Ваши глазки притомились,

Отдохнули и открылись.

(На экране новая репродукция. Созерцательная пауза.)

Воспитатель: Эта картина называется «Февральская лазурь». Лазурь – это светло-синий цвет, синева. Автор – Игорь Грабарь.

Февральское утро, морозный воздух, лазурное небо, берёзовая роща и глубокие сугробы снега. Вот  высокая, слегка изогнутая береза. Она красива в своём бело-коричневом наряде. На макушке остались прошлогодние жёлтые листья. Снег светло-голубой, на снегу лежат тёмно-синеватые тени от стволов берёз, небо сине-голубое. Маленькие берёзки водят хоровод на опушке леса. Мне нравится эта картина, потому что она вызывает радостное и праздничное настроение. Как будто ты находишься там, у берез.

Ребёнок читает стихотворение «Береза» Сергея Есенина.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Воспитатель: Глазки закрываются

И зима кончается.

А теперь смотри, весна,

Всё проснулось ото сна.

(На экране следующая репродукция. Созерцательная пауза.)

Воспитатель: Эта картина называется «Весна. Большая вода». Автор – Исаак Ильич Левитан.

Мы видим реку, она разлилась и вода затопила всё кругом – и березовую рощицу, и поля, и часть деревни. По этой причине весной некоторые деревеньки оказываются отрезанными от остального мира. А единственным средством связи становится некрепкая лодочка. В реке, спокойной и неподвижной, как в зеркале, отражаются и весеннее голубое небо, и тонкие голые стволы и ветви деревьев.
Каждое деревце, изящное, трепетно-изогнутое, написано художником с любовью и восхищением. Словно живые, трогательно и доверчиво ожидают березки чего-то хорошего, что принесет им весна. Когда я смотрю на эту картину, я чувствую тепло весеннего солнца и прохладу зеркальной воды. Мне кажется, что сейчас к лодке подойдёт дед Мазай, а на островок выбегут зайцы. Мазай сядет в лодку и поплывёт спасать ушастых.
Воспитатель читает стихотворение Сергея Северного «Весна».

На тоненьких липках
Разбухли толстые почки.
На березках гибких
Зашевелились клейкие листочки.
Кудрявятся рыжие кочки,
И мох завивается
Тонко в лесочке.
Дни прибавляются,
Первою травка росой
Умывается.
Синей, синей красой
Полосой
Небо глядит,
Проясняется.
На льдинах Зима унеслась,
Река разлилась,
Прошумела, сбывает -
Тихо плескает
Старой привязанной лодкой.
Звон колокольный гудит,
Разливается,
Зовет и шумит,
Расплывается
Над сонной слободкой.
Весна спешит,
Возвращается.

Воспитатель: Глазки закрываются,

Ветер поднимается.

Открываются глаза,

Начинается гроза.

(На экране сменяется репродукция. Созерцательная пауза.)

Эта картина называется «Дети, бегущие от грозы». Автор – Константин Егорович Маковский.

Мы видим буйство луговых трав, лес вдали, неглубокую речушку, протекающую сквозь густую растительность. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике — сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы.

Видимо, дети ходили в лес за грибами или ягодами — в руках у девочки корзина. Может быть, они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Где бы им спрятаться и переждать ливень?

Ребёнок читает стихотворение  П. П. Потемкина «Ветер». 

Ветры по небу гуляют,

Ветры щеки надувают;

Дуют, дуют, листья рвут,

Злятся, злятся, травки мнут.

Над рекою ивы гнутся,

На реке валы мятутся.

Жучка по полю бежит,

Шерсть на ней колом стоит.

Брат с сестрицей схоронились.

У сестрицы косы взбились.

Ветер, ветер, не замай,

Перестань! Ведь нынче май!

Воспитатель: Закроем глазки я и ты.

Приходят летние мечты.

Смотри скорее, мой дружок,

Вот небо, море, бережок.

 (На экране возникает новая репродукция. Созерцательная пауза.)

Эта картина называется «Рыбаки на берегу моря». Автор  картины - Иван Константинович Айвазовский. Море на этой картине совсем как настоящее. Кажется, ещё мгновение, и мы услышим звуки разыгравшихся волн. (Воспитатель подходит к роялю. Незаметно включает аудиозапись этюда Шумана по своему выбору. Садится за рояль и изображает игру на нём.)

(Как вариант: произнесение текста под музыку. По-моему, эта музыка очень подходит к этой картине. В этой музыке я слышу  шум разыгравшихся волн, и в то же время я слышу торжество спокойствия, которое обязательно наступает после бури, и о котором говорит нам луч света, пробившийся сквозь тучи.)

Какая красивая музыка! Увы, дети, я не умею играть на рояле. Сейчас звучала аудиозапись. Мне бы очень хотелось самой сыграть вам на рояле. К сожалению, я в своём детстве не воспользовалась правами на образование и на занятие искусством. Я не научилась играть на рояле. Я не научилась рисовать такие красивые картины. Но у вас всё ещё впереди. Вы у меня такие талантливые! Я верю, что вы обязательно воспользуетесь своими правами и научитесь многому, в том числе играть на рояле и рисовать такие картины! Ах, до чего же она хороша! Так и хочется обернуться чайкой и увидеть это море с высоты птичьего полёта! А потом обернуться самой собой и искупаться в нём! Помогите исполниться моей мечте! Превратимся в чаек и полетим над морем!

Физкультминутка «А над морем мы с тобою!».

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

(Дети идут по кругу, машут руками, словно крыльями. По окончании четверостишия меняют направление движения.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

Спасибо вам. Будто я и вправду побывала на море

Воспитатель: Закроем глазки я и ты. 

У нас осенние мечты.

Пришла пора для детворы

Увидеть осени дары.

(На экране возникает новая репродукция. Созерцательная пауза.)

Мы видим натюрморт. Картина называется «Две груши и одно яблоко». Натюрморт – это картина с изображением фруктов или цветов.

Ребёнок читает фрагмент стихотворения М.Яснова «О картинах».

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это – натюрморт.

Может быть, кто-нибудь хочет сам составить натюрморт? Натюрморт лучше расположить вот на этих столиках. А цветы и фрукты лежат на сцене.  Эта игра называется «Составь натюрморт». Игровая задача: составить очень красивый натюрморт, выразить, как вы понимаете красоту.

Посмотрите, мы создали прекрасную галерею натюрмортов! Сначала мы как зрители побывали в картинной галерее, а потом и сами создали свои натюрморты.

  1. Можно ли сказать, что мы поучаствовали в культурной жизни?
  2. Каким правом мы воспользовались?
  3. Хорошо ли детям иметь свои права и пользоваться ими?
  4. Когда вы станете взрослыми, вы будете следить, чтобы права детей соблюдались?
  5. Когда вы станете взрослыми, вы поведёте своих детей в картинную галерею?
  6. Какую картину вы им покажете? Какая картина вам больше всего понравилась?

 Пришло время воспользоваться вам правом на отдых. Но сначала я хочу одарить вас за ваши труды, за ваши толковые ответы на мои вопросы и за ваши красивые натюрморты. (Воспитатель раздаёт бумажные медали.) Если хотите, вы можете сами написать на медалях своё имя. Если хотите, это сделаю я. Молодец, иди в группу, отдыхай. Можешь показать свою медаль остальным ребятам.

Литература:

  1. Ребёнок в мире культуры. – Ставрополь: ставропольсервисшкола, 1998.
  2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конвенция ООН о правах ребёнка Статья 31 1. Государства-участники признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. 2. Государства-участники уважают и поощряют право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Слайд 9

Спасибо за внимание! Воспитатель д\с №78 г. Ставрополя Кужелева Наталья Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия с участием родителей по вопросам гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) на тему: «Мальчики и девочки: сходства и различия»

Представленный материал позволяет познакомить родителей с современными научными подходами к осуществлению процесса гендерного воспитания дошкольников, расширяет знания  об анатомо – физиологическ...

2019 Г. Участие детей в мероприятиях. Праздничное мероприятие, посвященное ДНЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.

Торжественные мероприятия, приуроченные к 74 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, начались с почетного караула "Вахта памяти" у обелисков и памятников Нижневартовс...

Реализация права детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов на участие в культурной жизни, проведение досуга, отдыха через взаимодействие с социумом

Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВЗ) и детей-инвалидов требует деликатного и гибкого подхода. Возможность реализовать свой потенциал у категории данных дете...

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности

Активное участие в работе методического объединения,участие в проведении мероприятий методической направленности...