Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Патриотическое и гражданское воспитание в опыте народа»
    консультация

    Антипова Кристина Федоровна

    В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задачи формирования патриотизмапатриотических чувств и патриотического сознания у граждан России как важнейшей ценности определены в Государственной программе Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

    Современное российское общество нуждается в такой личности российского гражданина, основными качествами которой были бы духовность, стремление делать добро, сопричастность к судьбе своей малой Родины, любовь к Отечеству, забота о природе, гражданская ответственность, забота о близких, о своем здоровье.

    Проблема воспитания молодежи в духе любви к Родине и преданности Отечеству всегда стояла в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества.

    Исследуя проблемы патриотизма, ряд ученых включают в содержание понятия «патриотизм» любовь к Отечеству, готовность к его защите, непримиримость к любым проявлениям национализма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности.

    Под патриотическим воспитанием понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование у ребенка нравственных общечеловеческих качеств личности, приобщение к истокам национальной религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. В числе основных задач патриотического воспитанияподрастающего поколения можно назвать:

    - укрепление исторической памяти;

    воспитание уважения к другим народам и их истории; диалог культур;

    - знание истории и культуры родного края;

    - восстановление семейных традиций, преемственности поколений.

    Патриотизм как общечеловеческая ценность для каждого конкретного школьника может проявляться в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды. Важно воспитать у школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.

    Любовь к родной земле, к своему народу – одно из важнейших качеств личности в культуре мордовского народа. Эти качества воспитываются в человеке с раннего возраста, передаются в виде опыта из поколения в поколение, а также непосредственно от старших младшим через устное народное творчествоНародная мудрость является бесценным источником патриотического воспитания детей. В пословицах, сказках, песнях мордовского народа воспеваются патриотические чувства, отражаются любовь к родине, преданность своему народу, смелость и героизм в борьбе с врагами. О любви мордвина к земле гласит народная мудрость«В родном краю, как в раю»«Красивее Родины места не найти». О патриотических чувствах человека, оказавшегося за пределами родины, народная мудрость гласит«Родное место за семью землями к себе тянет». Людей, покинувших родные края, утверждает народ,ждет несчастье«Родной дом, село покинешь - счастья не увидишь»«Забудешь родной край - он тебя забудет».

    Тема любви мордовского народа к своей земле находит отражение и в мордовских сказках.

    «Сказка о том, как Иван счастья искал»

    Среди лесов дремучих, среди болот зыбучих, в родимом краю, в Мордовии, жил-был мужик Иван Горемыкин. Неглупый человек, да нуждою-бедою забитый. Была у него лошаденка хромоногая, и ту барин к себе свел за недоимки. Была и коровушка-буренушка, пришлось и ее за долги отдать, а из нужды так и не выбрался. Так и жил мордвин, плетьми сеченный, нуждой крученный. Да разве он один в нужде ходил?

    Почитай, все мужики такое горе мыкали. Одни баре да кулаки наживались от трудов мужицких.

    Тошно стало Ивану жить на свете. Бросил он родную деревеньку, пошел по свету белому свое счастье искать, свою долю мужицкую.

    Много дорог прошел, много деревенек повидал, а не увидел нигде, чтоб люди лучше жили. Был на Волге у чувашей и марийцев, но и там никто лучше не живет. Все страдают от барского гнета да кулаков-мироедов. Велика река русская, да не может она затопить горе народное!

    Шел, шел Иван да притомился.Присел на пенек и задумался: куда дальше идти? Видит,идет ему навстречу человек: нетто плотник, нетто охотник, за поясом топор, за плечами ружье.Спрашивает Ивана:

    — Куда путь держишь, добрый человек, и откуда идешь? Чего на свете высмотрел и что ищешь?Отвечает ему Иван:

    — Иду я с Мокши-реки, а куда — и сам не ведаю. Много я по деревням-селам горя нужды видел, и ищу я счастье мужицкое, а где оно затерялось — не знаю. Как бы мимо не пройти, не разминуться.

    — Ладно, — говорит охотник, — вставай, пойдем. Может, помогу тебе, коли поймешь. Только не там, ты его ищешь.

    Привел его охотник в свой шалаш, накормил, чаем напоил, спать уложил. Да только не спится Ивану. «Почему, — думает, — человек в лесу один живет? Или своего дома нет? И зачем он меня сюда привел? Не замышляет ли лиха какого?»

    Только подумал так, глядь, а у костра охотник уже с другим человеком шепчется. Страшно стало Ивану. «Вдруг ограбят?» Подумал, тут же рассмеялся. «Кого грабить-то? Босого, раздетого?» И уснул спокойно. А наутро глядит — другие люди у костра сидят, беседуют.

    Так и пошло чередом: одни уйдут, другие придут.

    Стал Иван прислушиваться, о чем речи ведут. Да только долго пришлось ему в суть вникать. И ведь вникнул наконец. А как понял,то и охотник русский ему свое слово сказал:

    — Доля-счастье, Иван, не кошель с деньгами, на дороге не валяется. Да и найдешь кошель, только сам разбогатеешь. А разве народу от этого легче станет? Долю нашу надо брать руками своими. Счастье наше — в земле нашей. А земля-то у кого? У богатеев. Так-то. И ничего ты один не сделаешь. Не возьмешь счастья. Но коль станут с тобой рядом тысячи, плечом к плечу, ты почувствуешь силу, приложи ее с разумом против тех, кто на нашей шее сидит, нашим трудом кормится. Нет, Иван, на земле счастья, отдельного от другого народа. Чуваши ли, мордва ли — все под гнетом царя да его прислужников живем. Понял, где оно, счастье-то мужицкое?

    Вернулся Иван в родные края, рассказал народу про русского охотника да про разговоры с ним. А люди будто и ждали этого. Раскалились сердца гневом. Стали они плечом к плечу, рука к руке. А рядом стали и другие народы — и большие, и малые.

    А как объединились, так и почувствовали в себе силу могучую. И ничто эту силу не могло остановить, потому что вместе с ней встала правда мужицкая! А где правда — там и победа!

    Живет теперь мордва в своем краю, как равные среди равных. А само солнце теперь светит им ярче и теплее.

    Огромным потенциалом в воспитании патриотизма у подрастающего поколения обладают колыбельные песни. Как отмечает Г. Н. Волков, в простенькой колыбельной песне мать рассказывает о труде, о Родине, о важности труда в повседневной жизни, рассказывала непринужденно, в удивительно поэтической форме. В такой простой форме ребенку преподносится своеобразный курс «родиноведения»,построенный на предметах и явлениях самой близкой действительности«чистые поля»«зеленые луга». Кроме того, колыбельные песни выполняют важную роль в установлении внутрисемейных отношений «мать, бабушка, нянька, ребенок».

    Колыбельные песни не только успокаивают и убаюкивают детей, но и пробуждают и развивают чувства, прежде всего любви к матери, родственникам, привязанности к родной земле. Они воспевают достоинства предков, своего народа, красоту родной природы, устанавливают между матерью и ребенком сильный эмоциональный обмен. Большинство мордовских колыбельных песен построено как обращение к ребенку. В них поется о будущем ребенка, о занятиях родителей, о заботах, обременяющих женщину. В этих песнях женщина-мордовка высказывала свои мечты увидеть сына сильным и ловким в любой работе, а дочь – проворной рукодельницей, быстро управляющейся по хозяйству.

    В педагогических воззрениях мордвы особое место занимает воспитание любви к родине, которая ассоциировалась, прежде всего, с родным домом, окружающей природой, народной культурой.

    В традиционном мировоззрении дом является сосредоточением основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода. О родном доме мечтает, думает каждый человек. Народная мудрость гласит«Дом построишь - ума наберешься»«Как нельзя прожить без хлеба – соли, так нельзя жить без дома»«Каждая птичка хлопочет – по себе гнездо свить хочет». Само сооружение жилища сопровождалось многочисленными символическими действиями. Выполняя различные обрядовые действия (нарисованные на дверях и над окнами кресты на Крещение, украшение зеленью на Троицу, обеспечивали защиту дома от нечистой силы, способствовали обеспечению благополучия.

    Народ любит сильных, смелых, находчивых и мужественных.Именно такими он хочет видеть подрастающее поколение«Смелого и огонь боится». Такие герои занимают центральное место в мордовском героическом эпосе. Некоторые герои, становясь символами времени, получали известность во всей эрзя-мокшанской земле.

    Центральный герой мордовского героического эпоса Тюштя, выступает как воин и богатырь. Героизм обычно сводится к созидательной деятельности героя, к организации хозяйственной деятельности людей и более совершенных культурных подвигов, к защите народа от внешних врагов. До избрания царем он обыкновенный человек, после избрания получает качества богочеловека, способного творить чудеса, и перевоплощается в классического героя. Он призван организовать мордовское общество, внести в него закон и порядок. Тюштя выполняет и воинские функции, иногда совершает богатырские подвиги, однако это в его образе второстепенное. Еще один герой мордовского героического эпоса - Сабан. Ему совершенно чуждо стремление к славе, власти, общественному поприщу. Он отвергает предложение московского царя стать первым русским богатырем. Его интересы не идут дальше родного села. Бог наделил его гигантской силой, развитым умом, бесстрашным волевым характером, но он этот свой бесценный дар тратит на обычные сельские дела.

    Из глубины веков передавались из уст в уста повествования о прошлом мордовского народа: рассказы о первых поселенцах необжитых мест, об основании городов и деревень, сказания о героической борьбе наших далеких предков против иноземных захватчиков, княжеских междоусобицах. С преданиями о первожителях связаны героико-богатырские предания, обобщившие действительные факты вековой борьбы народа за свободу и независимость против чужеземных захватчиков. Согласно дошедшим до нас легендам, даже на территории покорившейся части люди оказывали ожесточенное сопротивление захватчикам.Легенда повествует: «Жила мордва, и правила ею вдовая княгиня Наровчатка. Мордва охотилась, земли обрабатывала, в лесах борти с пчелами водила помногу. Но пришла лихая година – монголо-татары пришли воевать мордовскую землю. Собрала княгиня свое мордовское войско и вышла воевать с ними. Сильно и ловко бились-сражались. Дело было зимой, сражались на льду на реке Мокше. Почти вся мордва полегла. Как увидела Наровчатка, что побито ее войско, с горя бросилась с конем в прорубь».

    Герои легенд самоотверженно борются с врагами, предпочитая смерть ненавистному плену. Но если не удалось избежать неволи, то они не только стремятся вырваться из-под власти хана, но и стараются отомстить за поругание своей земли. Одна из мордовских легенд повествует о мужественной девушке Киле. Захватили ее татары и доставили своему хану на потеху. Понравилась эрзянская красавица степному владыке, щедро наградил он своих слуг. Но ночью задушила Киля хана, взяла его саблю, вышла из шатра и начала рубить спящее войско. Лишь на заре один молодой татарин проснулся и, увидев кровавое побоище, закричал и разбудил своих товарищей. Набросились они на Килю, но не тут-то было. Разбила их девушка-богатырь, и бежали татары. Сама же Киля пошла домой, но не дошла, умерла на берегу Суры от глубоких ран, нанесенных вражескими стрелками.

    О тяжести татаро-монгольского ига и борьбе за освобождение Родины мордовский народ рассказывает в исторических песнях «Вирь чиресэ» («На опушке леса»«Тейтеренть ногайть полонизь» («Девушку ногайцы полонили»«Ушман Байкась» («Ушман Байка») и др.Главные сюжетные линии мордовских исторических песен и легенд: приход Ивана Грозного под Казань, подкоп стены крепости, установка свечей на пороховых бочках, гнев царя и взрыв. Другие сюжеты исторических песен, исполняемых мордвой, связаны с событиями Отечественной войны 1812 г., в том числе о царе Александре I и атамане Донского казачьего войска генерале М. И. Платове.

    История творится людьми, каждый вносит в нее свой персональный вклад. Но есть личности, которые оказали заметное влияние на развитие событий, оставили заметный след в истории, что их будут помнить всегда. К таковым можно отнести патриарха Никона, протопопа Аввакума, флотоводца Ф. Ф. Ушакова и многих других славных сынов земли мордовской.

    Патриотические чувства мордвы и в прошлом и в настоящем не ограничивались узкими рамками своей нации. Мордовия многонациональна исторически. Вся история народов, проживающих на территории Мордовии, свидетельствует о добрых соседских отношениях людей между собой. В мордовской сказке Д. Куляскина «Пичай» очень ярко прослеживается тема дружбы и взаимопомощи между русским и мордовским народом. Герой сказки вступает в битву с Дурбаем, а когда силы его иссякли, на помощь приходит русский витязь.

    Стал Пичай –не верит чуду:

    - Кто ты, дядя, и откуда?

    Витязь пахарю в ответ:

    - Я из русских. Твой сосед.

    Прикоснулся парень к латам:

    - Будь мне, дядя, старшим братом.

    Как пойдешь за правду в бой,

    То возьми меня с собой. [40]

    Тот в ответ поклон: - Я рад,

    Славно молвил ты, мой брат.

    Перед трудностью любою

    Встанем вместе мы с тобою.

    И пошли навеки в ряд –

    Старший брат и младший брат.

    Не случайны и частые межэтнические браки, например, мордвин женится на русской иди наоборот.Старшие по этому поводу говорят«Какая разница, лишь бы человек был хорошим». Кстати, в советское время межнациональные браки у мордвы становились обычным явлением. В настоящее время более половины браков заключаемых мордовским населением, проживающим в городах Мордовии, являются смешанными, главным образом, мордовско-русскими. Ныне и на селе наблюдается рост частоты межнациональных браков. Все это говорят об уважительном отношении мордвы к русским, к их традициям, обрядам. Доброжелательно и отношение русских к мордве.

    Таким образом, в пословицах, поговорках, сказках, традициях мордовского народа мы находим черты патриотизмаНарод издревле высоко ценил в человеке достойные черты, воспитывал их с детства, поэтому народный опыт патриотического воспитания, содержащийся в устном народном творчестве, традициях, может оказать неоценимую помощь в работе с детьми.

    Список используемой литературы

    1. Волков, Г. Н.Этнопедагогика: учебник для студ. Сред. ивысш. пед. Учеб. Заведений. – М.: Академия, 1999. -168 с.

    2.История и культура мордовского края: учебник для вузов / В. М. Арсентьев, Н. М. Арсентьев, Э Д. Богатырев и др. ; под ред. Н. М. Арсентьева. –Саранск :Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2008. – 416 с.

    3.Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. –Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004. – 991 с.

    4. Мордовские пословицы, поговорки,приметы и загадки: поэтические образцы житейского опыта / сост. Л. В. Седова. –Саранск: Мордов. Кн. Из-во, 2009. – 336 с.

    5. Чуриков, И. А. Этнопедагогика финно-угорских народов / И. А. Чуриков. –Йошкар-Ола : Изд-во _аар. Гос. Ун-та, 2009. – 327 с.

    6. Шаронов, А. М.Мордовский героический эпос: Сюжеты и герои.Саранск: Мордов. Кн. Изд-во, 2001. – 207 с.

    7. Юрчёнков, В. 1000 историй к Тысячелетию / В. А. Юрчёнков. –Саранск: Издатель Константин Шапкарин, 2011. – 336 с.

    Литература для самостоятельного чтения

    Масторава: мордовский народный эпос / сост.: Г. Я. Меркушкин [и др. ]; пер. с мордов. яз. В. Ю. Юшкин; худож. В. И. Федюнин. — Изд. 2-е. —Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. — 584 с.

    Сияжар: Сказания мордовского народа / Собр. и лит. обраб. В. Радаев; Пер. с мордов. -эрзя С. Поделков; Худож. Н. Протасов. — М.: Современник, 1989.— 303с.

    Сурай: Древнее мордовское сказание / Пер. с мордов. -эрзя В. Юшкин; Худож. Ю. Смирнов. —Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. — 64 с.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл консультация38.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    НА ТЕМУ: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОПЫТЕ НАРОДА»

    В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задачи формирования патриотизма, патриотических чувств и патриотического сознания у граждан России как  важнейшей ценности определены в Государственной программе Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

    Современное российское общество нуждается в такой личности российского гражданина, основными качествами которой были бы духовность, стремление делать добро, сопричастность к судьбе своей малой Родины, любовь к Отечеству, забота о природе, гражданская ответственность, забота о близких, о своем здоровье.

    Проблема воспитания молодежи в духе любви к Родине и преданности Отечеству всегда стояла в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества.

            Исследуя проблемы патриотизма, ряд ученых включают в содержание понятия «патриотизм» любовь к Отечеству, готовность к его защите, непримиримость к любым проявлениям национализма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности.

    Под патриотическим воспитанием понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование у ребенка нравственных общечеловеческих качеств личности, приобщение к истокам национальной религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. В числе основных задач патриотического воспитания подрастающего поколения можно назвать:

    • укрепление исторической памяти;
    • воспитание уважения к другим народам и их истории; диалог культур;
    • знание истории и культуры родного края;
    • восстановление семейных традиций, преемственности поколений.

    Патриотизм как общечеловеческая ценность для каждого конкретного школьника может проявляться в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды. Важно воспитать у школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.

    Любовь к родной земле, к своему народу – одно из важнейших качеств личности в культуре мордовского народа. Эти качества воспитываются в человеке с раннего возраста, передаются в виде опыта из поколения в поколение, а также непосредственно от старших младшим через устное народное творчество. Народная мудрость является бесценным источником патриотического воспитания детей. В пословицах, сказках, песнях мордовского народа воспеваются патриотические чувства, отражаются любовь к родине, преданность своему народу, смелость и героизм в борьбе с врагами. О любви мордвина к земле гласит народная мудрость: «В родном краю, как в раю», «Красивее Родины места не найти». О патриотических чувствах человека, оказавшегося за пределами родины, народная мудрость гласит: «Родное место за семью землями к себе тянет». Людей, покинувших родные края, утверждает народ, ждет несчастье: «Родной дом, село покинешь - счастья не увидишь», «Забудешь родной край - он тебя забудет».

    Тема любви мордовского народа к своей земле находит отражение и в мордовских сказках.

    «Сказка о том, как Иван счастья искал»

    Среди лесов дремучих, среди болот зыбучих, в родимом краю, в Мордовии, жил-был мужик Иван Горемыкин. Неглупый человек, да нуждою-бедою забитый. Была у него лошаденка хромоногая, и ту барин к себе свел за недоимки. Была и коровушка-буренушка, пришлось и ее за долги отдать, а из нужды так и не выбрался. Так и жил мордвин, плетьми сеченный, нуждой крученный. Да разве он один в нужде ходил?

    Почитай, все мужики такое горе мыкали. Одни баре да кулаки наживались от трудов мужицких.

    Тошно стало Ивану жить на свете. Бросил он родную деревеньку, пошел по свету белому свое счастье искать, свою долю мужицкую.

    Много дорог прошел, много деревенек повидал, а не увидел нигде, чтоб люди лучше жили. Был на Волге у чувашей и марийцев, но и там никто лучше не живет. Все страдают от барского гнета да кулаков-мироедов. Велика река русская, да не может она затопить горе народное!

    Шел, шел Иван да притомился. Присел на пенек и задумался: куда дальше идти? Видит, идет ему навстречу человек: нетто плотник, нетто охотник, за поясом топор, за плечами ружье. Спрашивает Ивана:

    — Куда путь держишь, добрый человек, и откуда идешь? Чего на свете высмотрел и что ищешь? Отвечает ему Иван:

    — Иду я с Мокши-реки, а куда — и сам не ведаю. Много я по деревням-селам горя нужды видел, и ищу я счастье мужицкое, а где оно затерялось — не знаю. Как бы мимо не пройти, не разминуться.

    — Ладно, — говорит охотник, — вставай, пойдем. Может, помогу тебе, коли поймешь. Только не там, ты его ищешь.

    Привел его охотник в свой шалаш, накормил, чаем напоил, спать уложил. Да только не спится Ивану. «Почему, — думает, — человек в лесу один живет? Или своего дома нет? И зачем он меня сюда привел? Не замышляет ли лиха какого?»

    Только подумал так, глядь, а у костра охотник уже с другим человеком шепчется. Страшно стало Ивану. «Вдруг ограбят?» Подумал, тут же рассмеялся. «Кого грабить-то? Босого, раздетого?» И уснул спокойно. А наутро глядит — другие люди у костра сидят, беседуют.

    Так и пошло чередом: одни уйдут, другие придут.

    Стал Иван прислушиваться, о чем речи ведут. Да только долго пришлось ему в суть вникать. И ведь вникнул наконец. А как понял, то и охотник русский ему свое слово сказал:

    — Доля-счастье, Иван, не кошель с деньгами, на дороге не валяется. Да и найдешь кошель, только сам разбогатеешь. А разве народу от этого легче станет? Долю нашу надо брать руками своими. Счастье наше — в земле нашей. А земля-то у кого? У богатеев. Так-то. И ничего ты один не сделаешь. Не возьмешь счастья. Но коль станут с тобой рядом тысячи, плечом к плечу, ты почувствуешь силу, приложи ее с разумом против тех, кто на нашей шее сидит, нашим трудом кормится. Нет, Иван, на земле счастья, отдельного от другого народа. Чуваши ли, мордва ли — все под гнетом царя да его прислужников живем. Понял, где оно, счастье-то мужицкое?

    Вернулся Иван в родные края, рассказал народу про русского охотника да про разговоры с ним. А люди будто и ждали этого. Раскалились сердца гневом. Стали они плечом к плечу, рука к руке. А рядом стали и другие народы — и большие, и малые.

    А как объединились, так и почувствовали в себе силу могучую. И ничто эту силу не могло остановить, потому что вместе с ней встала правда мужицкая! А где правда — там и победа!

    Живет теперь мордва в своем краю, как равные среди равных. А само солнце теперь светит им ярче и теплее.

           Огромным потенциалом в воспитании патриотизма у подрастающего поколения обладают колыбельные песни. Как отмечает Г. Н. Волков, в простенькой колыбельной песне мать рассказывает о труде, о Родине, о важности труда в повседневной жизни, рассказывала непринужденно, в удивительно поэтической форме. В такой простой форме ребенку преподносится своеобразный курс «родиноведения», построенный на предметах и явлениях самой близкой действительности: «чистые поля», «зеленые луга». Кроме того, колыбельные песни выполняют важную роль в установлении внутрисемейных отношений «мать, бабушка, нянька, ребенок».

    Колыбельные песни не только успокаивают и убаюкивают детей, но и пробуждают и развивают чувства, прежде всего любви к матери, родственникам, привязанности к родной земле. Они воспевают достоинства предков, своего народа, красоту родной природы, устанавливают между матерью и ребенком сильный эмоциональный обмен. Большинство мордовских колыбельных песен построено как обращение к ребенку. В них поется о будущем ребенка, о занятиях родителей, о заботах, обременяющих женщину. В этих песнях женщина-мордовка высказывала свои мечты увидеть сына сильным и ловким в любой работе, а дочь – проворной рукодельницей, быстро управляющейся по хозяйству.

            В педагогических воззрениях мордвы особое место занимает воспитание любви к родине, которая ассоциировалась, прежде всего, с родным домом, окружающей природой, народной культурой.

    В традиционном мировоззрении дом является сосредоточением основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода. О родном доме мечтает, думает каждый человек. Народная мудрость гласит: «Дом построишь - ума наберешься», «Как нельзя прожить без хлеба – соли, так нельзя жить без дома », «Каждая птичка хлопочет – по себе гнездо свить хочет». Само сооружение жилища сопровождалось многочисленными символическими действиями. Выполняя различные обрядовые действия (нарисованные на дверях и над окнами кресты на Крещение, украшение зеленью на Троицу), обеспечивали защиту дома от нечистой силы, способствовали обеспечению благополучия.

    Народ любит сильных, смелых, находчивых и мужественных. Именно такими он хочет видеть подрастающее поколение: «Смелого и огонь боится». Такие герои занимают центральное место в мордовском героическом эпосе. Некоторые герои, становясь символами времени, получали известность во всей эрзя-мокшанской земле.

    Центральный герой мордовского героического эпоса Тюштя, выступает как воин и богатырь. Героизм обычно сводится к созидательной деятельности героя, к организации хозяйственной деятельности людей и более совершенных культурных подвигов, к защите народа от внешних врагов. До избрания царем он обыкновенный человек, после избрания получает качества богочеловека, способного творить чудеса, и перевоплощается в классического героя. Он призван организовать мордовское общество, внести в него закон и порядок. Тюштя выполняет и воинские функции, иногда совершает богатырские подвиги, однако это в его образе второстепенное. Еще один герой мордовского героического эпоса - Сабан. Ему совершенно чуждо стремление к славе, власти, общественному поприщу. Он отвергает предложение московского царя стать первым русским богатырем. Его интересы не идут дальше родного села. Бог наделил его гигантской силой, развитым умом, бесстрашным волевым характером, но он этот свой бесценный дар тратит на обычные сельские дела .

           Из глубины веков передавались из уст в уста повествования о прошлом мордовского народа: рассказы о первых поселенцах необжитых мест, об основании городов и деревень, сказания о героической борьбе наших далеких предков против иноземных захватчиков, княжеских междоусобицах. С преданиями о первожителях связаны героико-богатырские предания, обобщившие действительные факты вековой борьбы народа за свободу и независимость против чужеземных захватчиков. Согласно дошедшим до нас легендам, даже на территории покорившейся части люди оказывали ожесточенное сопротивление захватчикам. Легенда повествует: «Жила мордва, и правила ею вдовая княгиня Наровчатка. Мордва охотилась, земли обрабатывала, в лесах борти с пчелами водила помногу. Но пришла лихая година – монголо-татары пришли воевать мордовскую землю. Собрала княгиня свое мордовское войско и вышла воевать с ними. Сильно и ловко бились-сражались. Дело было зимой, сражались на льду на реке Мокше. Почти вся мордва полегла. Как увидела Наровчатка, что побито ее войско, с горя бросилась с конем в прорубь».

    Герои легенд самоотверженно борются с врагами, предпочитая смерть ненавистному плену. Но если не удалось избежать неволи, то они не только стремятся вырваться из-под власти хана, но и стараются отомстить за поругание своей земли. Одна из мордовских легенд повествует о мужественной девушке Киле. Захватили ее татары и доставили своему хану на потеху. Понравилась эрзянская красавица степному владыке, щедро наградил он своих слуг. Но ночью задушила Киля хана, взяла его саблю, вышла из шатра и начала рубить спящее войско. Лишь на заре один молодой татарин проснулся и, увидев кровавое побоище, закричал и разбудил своих товарищей. Набросились они на Килю, но не тут-то было. Разбила их девушка-богатырь, и бежали татары. Сама же Киля пошла домой, но не дошла, умерла на берегу Суры от глубоких ран, нанесенных вражескими стрелками.

    О тяжести татаро-монгольского ига и борьбе за освобождение Родины мордовский народ рассказывает в исторических песнях «Вирь чиресэ» («На опушке леса»), «Тейтеренть ногайть полонизь» («Девушку ногайцы полонили»), «Ушман Байкась» («Ушман Байка») и др. Главные сюжетные линии мордовских исторических песен и легенд: приход Ивана Грозного под Казань, подкоп стены крепости, установка свечей на пороховых бочках, гнев царя и взрыв. Другие сюжеты исторических песен, исполняемых мордвой, связаны с событиями Отечественной войны 1812 г., в том числе о царе Александре I и атамане Донского казачьего войска генерале М. И. Платове.

    История творится людьми, каждый вносит в нее свой персональный вклад. Но есть личности, которые оказали заметное влияние на развитие событий, оставили заметный след в истории, что их будут помнить всегда. К таковым можно отнести патриарха Никона, протопопа Аввакума, флотоводца Ф. Ф. Ушакова и многих других славных сынов земли мордовской.

    Патриотические чувства мордвы и в прошлом и в настоящем не ограничивались узкими рамками своей нации. Мордовия многонациональна исторически. Вся история народов, проживающих на территории Мордовии, свидетельствует о добрых соседских отношениях людей между собой. В мордовской сказке Д. Куляскина «Пичай» очень ярко прослеживается тема дружбы и взаимопомощи между русским и мордовским народом. Герой сказки вступает в битву с Дурбаем, а когда силы его иссякли, на помощь приходит русский витязь.

    Стал Пичай – не верит чуду:

    - Кто ты, дядя, и откуда?

    Витязь пахарю в ответ:

    - Я из русских. Твой сосед.

    Прикоснулся парень к латам:

    - Будь мне, дядя, старшим братом.

    Как пойдешь за правду в бой,

    То возьми меня с собой!...[40]

    Тот в ответ поклон: - Я рад,

    Славно молвил ты, мой брат.

    Перед трудностью любою

    Встанем вместе мы с тобою!...

    И пошли навеки в ряд –

    Старший брат и младший брат.

    Не случайны и частые межэтнические браки, например, мордвин женится на русской иди наоборот. Старшие по этому поводу говорят: «Какая разница, лишь бы человек был хорошим». Кстати, в советское время межнациональные браки у мордвы становились обычным явлением. В настоящее время более половины браков заключаемых мордовским населением, проживающим в городах Мордовии, являются смешанными, главным образом, мордовско-русскими. Ныне и на селе наблюдается рост частоты межнациональных браков. Все это говорят об уважительном отношении мордвы к русским, к их традициям, обрядам. Доброжелательно и отношение русских к мордве.

    Таким образом, в пословицах, поговорках, сказках, традициях мордовского народа мы находим черты патриотизма. Народ издревле высоко ценил в человеке достойные черты, воспитывал их с детства, поэтому народный опыт патриотического воспитания, содержащийся в устном народном творчестве, традициях, может оказать неоценимую помощь в работе с детьми.

    Список используемой литературы

    1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студ. Сред.ивысш. пед. Учеб. Заведений. – М.: Академия, 1999. -168 с.
    2. История и культура мордовского края: учебник для вузов / В. М. Арсентьев, Н. М. Арсентьев, Э Д. Богатырев и др.; под ред. Н. М. Арсентьева. – Саранск :Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2008. – 416 с.
    3. Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004. – 991 с.
    4. Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтические образцы житейского опыта / сост. Л. В. Седова. – Саранск: Мордов. Кн. Из-во, 2009. – 336 с.
    5. Чуриков, И. А. Этнопедагогика финно-угорских народов / И. А. Чуриков. – Йошкар-Ола : Изд-во _аар. Гос. Ун-та, 2009. – 327 с.
    6. Шаронов, А. М. Мордовский героический эпос: Сюжеты и герои. Саранск: Мордов. Кн. Изд-во, 2001. – 207 с.
    7. Юрчёнков, В. 1000 историй к Тысячелетию / В. А. Юрчёнков. – Саранск: Издатель Константин Шапкарин, 2011. – 336 с.

    Литература для самостоятельного чтения

    Масторава: мордовский народный эпос / сост.: Г. Я. Меркушкин [и др.]; пер. с мордов. яз. В. Ю. Юшкин; худож. В. И. Федюнин. — Изд. 2-е. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. — 584 с.

    Сияжар: Сказания мордовского народа / Собр. и лит. обраб. В. Радаев; Пер. с мордов.-эрзя С. Поделков; Худож. Н. Протасов. — М.: Современник, 1989.— 303с.

    Сурай: Древнее мордовское сказание / Пер. с мордов.-эрзя В. Юшкин; Худож. Ю. Смирнов. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. — 64 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Патриотическое воспитание дошкольников"

    Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного образовательного учереждения.Эта задача решается во многох видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту...

    Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

    Создавшиеся в обществе условия благоприятны для формирования гражданско-патриотической позиции, и начинать надо уже с детского сада. Именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патри...

    Консультация для воспитателей: "Патриотическое воспитание через приобщение к народной культуре"

    Консультация посвящена патриотическому воспитанию и одном у из направлений работы по решению этой задачи с использованием  материалов народной культуры....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

    О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

    Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

    Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

    Патриотическое и гражданское воспитание в ДОУ по теме "День Победы - 75 лет!"

    Творческая работа по теме: «День Победы – 75 лет»Группа:      «Бусинки»Участник:   Клименко АлександрВозраст:     3...