Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»
проект

НУРАЛИЕВА АЙИДА ЗАЙНУЛОВНА

 

Образовательный проект

«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx343.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

детский сад «Тополек»

р.п. Дергачи Саратовской области

Образовательный проект

«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»

Подготовила:

Воспитатель  детского сада «Тополек»

Нуралиева А.З.

2020

Содержание:

  1. Паспорт Проекта
  2. Актуальность проблемы
  3. Цели и задачи проекта
  4. Ожидаемые результаты проекта. Эффекты проекта.
  5. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности Проекта
  6. Календарный план реализации Проекта

   

 Паспорт проекта

Наименование образовательной организации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» р.п.Дергачи Саратовской области

Направление реализации проекта

Повышение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова

Патриотическое воспитание в ДОУ, Музеи, память.

Тип проекта: 

Познавательный

Название Проекта

«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»

Срок реализации Проекта

Декабрь 2020- январь 2021гг.

Актуальность темы: 

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.

Включение личности в общество должно сопровождаться воспитательно -образовательным процессом, через социокультурные институты, а именно через музеи – хранителей нашей с вами истории, ценностей, быта и культуры. В этом и заключается главная актуальность моего образовательного проекта.

Во все времена развитие культуры и образования, нравственности и патриотизма было связано с изучением исторического прошлого. В новом осмыслении прошлого любое общество пытается найти решение многих вопросов дня сегодняшнего. Вот почему мы всё чаще обращаемся к своим историческим корням, традициям, к духовному и материальному наследию.

Очень важно помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости и славы  за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств  необходимо вести в ДОУ.

Проблема исследования:  роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника.

Цель проекта: формирование представления о  роли музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника.

Объект: патриотическое и гражданское воспитание личности дошкольника.

Предмет: изучение роли музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника.

Задачи:

  •  Формирование у старших дошкольников представления о музее, уточнить знания детей о назначении музеев, их разновидностях;
  • Раскрыть особенности, функции рассматриваемых музеев.
  • Формирование социально значимых качеств на основе традиций патриотического воспитания;
  • Расширять и активизировать словарный запас детей;
  • Развивать познавательный интерес и коммуникативную компетентность через новые формы работы.

Ожидаемый результат

На уровне ребенка:

  • Расширится представление детей о музеях, о назначении музеев, их разновидностях.
  • Закрепляется знания о функцию музеев.
  • Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников
  • Знакомы с Эрмитажем, краеведческими музеями города Саратова и р.п.Дергачи

На уровне педагога:

  • Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
  • Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

4.2 Ожидаемые эффекты проекта:

  • Организация работы ДОУ в воспитании патриотических чувств.
  • Приобщение детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. 
  • Повышение интереса воспитанников к изучению истории народа, города Саратова, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.
  • Совершенствуются формы проектной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея.

Вид проекта – образовательный.

Продолжительность:  краткосрочный декабрь 2020 г. – январь 2021г.

Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательные области:  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тип проекта:  познавательный, групповой, информационно-просветительский, индивидуально-развивающий.

Этапы реализации проекта:

I этап. Организационно-подготовительный

  1. Выявить проблему, поставить цель, сформулировать задачи; сделать подборку литературы, методического обеспечения для реализации поставленных задач.
  2. Определила уровень развития патриотического воспитания дошкольников.
  3. Подобрать  материал для проведения диагностики.
  4. Выявить уровень родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
  5. Включить элементы музейной педагогики в организованную деятельность детей.
  6. Разработать перспективно-тематический план работы (Приложение 1).

II этап. Практический

  1. Получение детьми знаний о музее, как учреждении культуры; музейных экспонатах; музейных профессиях; правилах поведения в музее.
  2. Посещение Мини - музей «Русская изба». Знакомство с русским народным бытом; с традициями, с народным творчеством, игрушкой и костюмом.
  3. Посещение виртуальных экскурсий музеев России, музеев города Саратова  и Дергачевского краеведческого музея.
  4. «Творческие работы детей и родителей».

III этап – заключительный:        

Дети знают, что такое музеи, экспонаты, могут объяснить, что такое «патриотизм»; у них появился интерес к истории, прошлому нашей страны.

Благодаря посещениям виртуального музея, дети имеют представления о значимых музеях России и мира. Дети способны самостоятельно развернуть сюжетно-ролевые игры «Экскурсовод», «Выставочный зал» и т.д. Родители стали активными участниками всех совместных познавательно-тематических мероприятий.

Критерии и показатели оценки результативности.

№ п/п

Критерии

Показатели оценки результативности

1.   

Актуальность и значимость

Цель проекта соответствует требованиям ФГОС ДОУ

2.    

Рентабельность

Проект не требует  затрат

3.   

Эффективность

Определяется при анализе диагностических данных, анкетировании.

4.    

Воспроизводимость

Можно  использовать в других дошкольных учреждениях.

5.       

Результативность работы педагогов

Увеличение доли  педагогов  оптимально использующих проектную деятельность на70 %

6.      

Научно-практические

конференции, семинары, совещания различного уровня

Участие, проведение  (дистанционная форма)

7.          

Обобщение опыта

 

Освещение результатов работы в сети Интернет, на сайте ДОУ, СМИ

8.          

Изменение характера взаимодействия ДОУ с семьёй и социумом по патриотическому воспитанию детей

 

Увеличение числа  родителей осознанно участвующих в воспитательно-образовательном процессе в рамках проекта на  15 %, через совместные мероприятия как участников проекта : праздничные концерты, проводимые в дистанционной форме,  выставки, участие в акциях

 

Приложение 1

Календарный план реализации Проекта

Период проведения

Мероприятия

Декабрь, 2020

  1. Беседы с дошкольниками на тему « музеи России»
  2. Знакомство с эрмитажем.
  3. Ссылка на  музей: http://www.youtube.com/watch?v=a93HwWjM-no
  4. Экскурсии в  краеведческий музей  г.Саратова Цикл из 20 экскурсий по программе "Здравствуй, музей!"
  5. Рассматривание картинок, презентаций соответствующей теме.
  6. Виртуальная экскурсия в "Парк Победы - символ славы, нам вечно о героях говорит"
        
    Трудовая слава Саратовской области
  7. Работа с родителями .Буклеты  « Музеи России»

Знакомство с краеведческим районным музеем р.п.Дергачи .Ссылка на экскурсию: https://ok.ru/video/1981759752870

Январь 2021

  1. Музей Космонавтики Ссылка на музей: http://www.youtube.com/watch?v=MkVbxv4a5a4

  1.    Виртуальная экскурсия  Цикл из 30 экскурсий "История Саратовского края XVI - XX вв."

  1. Проигрывание сюжетно-ролевые игры «Экскурсовод», «Выставочный зал»

  1. Работа с родителями. Рисунки на тему   «Экспонаты музеев»

  1. Уникальные и редкие экспонаты музея

  1. Знакомство, экскурсия в краеведческий музей     Космонавты и Саратовский край

Список литературы:

1. «Проектная деятельность в дошкольных учреждениях» - Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса 

2. «Приобщение к истокам русской народной культуре» - О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой;

3.  «Патриотическое воспитание дошкольников» - Н.В.Алёшина - М., 2004;

4.«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного  возраста» - М.Д. Маханёва – М.,2004;

6.«Мой родной дом» - (программа нравственно-патриотического   воспитания) -  М., 2004;

7. «Дошкольнику – об истории и культуре России» - Г.Н. Данилина – М., 2004;

 

Пояснительная записка

Музеи России и Мира.

Рассмотрим некоторые.

Эрмитаж – это один из самых посещаемых музеев в Мире. Этот музей занял 2 место в Мире по популярности среди туристов за 2020 год. И это самый крупный музей нашей страны. Эрмитаж активно «шагает в ногу со временем»: сотрудниками музея проводятся прекрасные онлайн трансляции (мастерские, здания, экспонаты, балет и многое другое). Это рубрика «Эрмитаж в гостях у коллег» - посещение музеев: Ледокол Красин, музей железных дорог России и многое другое. Ссылка на музей: http://www.youtube.com/watch?v=a93HwWjM-no

Музей Космонавтики – это один из крупнейших научно-технических музеев России и Мира. В нем собраны самые значимые предметы космонавтики: первый спутник Земли, костюмы космонавтов, космический корабль Союз, экспозиция «Белка и Стрелка», большое место уделено значимым людям: Ю.А. Гагарину, С.П. Королеву и другим. Музей также ведет онлайн трансляции: космические новости, репортажи и беседы с космонавтами в космосе, и многое другое. Ссылка на музей: http://www.youtube.com/watch?v=MkVbxv4a5a4

Данные музеи прекрасно выполняют свою главную задачу: показывают зрителю ценности страны, которые они берегут и охраняют; через принцип наглядности можно видеть экспонаты крупным планом и восхищаться ими; пробуждают чувство гордости, патриотизм. Также присутствуют методы игры, например, Эрмитаж – это один из немногих музеев Мира, кто разрабатывает и внедряет программы по воспитанию детей, ведут кружки и включают детей в деятельность свою; музей Фаберже – рисуют онлайн фигурки или вырезают поделки из музейной коллекции (через онлайн трансляции или обучающие видео): музей Космонавтики – дают возможность детям составить космическое меню, составить распорядок дня космонавтов, задать вопросы космонавтам, находящимся на земной орбите.

Музеи  города Саратова,    Дергачевского района  Саратовской области

Музей истории города Саратова.

Остановимся на некоторых из них.

Саратовский областной музей краеведения (СОМК) - старейший в Поволжье. День основания - 12 (24) декабря 1886 года, когда была создана Саратовская учёная архивная комиссия, при которой сформировался историко-археологический музей.  СОМК - крупнейшее музейное объединение, является научно-методическим центром по музееведению и краеведению для музейной сети области, имеет 10 филиалов. В фондах, около 400 тыс. предметов, собраны  археологические, этнографические, палеонтологические, энтомологические коллекции, образцы рукописной и старопечатной книги, предметы религиозного культа, плакатной графики, нумизматики, материалы по истории политической, экономической и культурной жизни города и края. Особый интерес представляют мемориальные коллекции Ю.А. Гагарина, авиаконструктора О.К. Антонова, выдающегося ученого-генетика Н.И. Вавилова, композитора А.Г. Шнитке, актёров Б.А. Бабочкина, О.П. Табакова, О.И. Янковского, Е.В. Миронова. Музей обладает единственной в стране коллекцией материалов о П.А. Столыпине, раритетными экспонатами о голоде в Поволжье в 1921 году, об истории немцев Поволжья. В 30 экспозиционных залах представлено все многообразие природы и истории края с древнейших времен до наших дней.  Победитель конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" 2012 г. - проект "Атлас рима"

http://www.museum.ru/img.asp?2180

    С 1930 года музей располагается в одном из лучших городских памятников русского классицизма начала XIX века. Здание, принадлежавшее ранее одному из богатейших купцов Саратова - М.А. Устинову, было перестроено по проекту архитектора И.Ф. Колодина

http://www.museum.ru/img.asp?33519 

Основные экскурсии:
    
История Саратовского края с древнейших времен до наших дней
    
Цикл из 5 экскурсий "Загадки живой природы"
    
Цикл из 20 экскурсий по программе "Здравствуй, музей!"
    
Цикл из 30 экскурсий "История Саратовского края XVI - XX вв."
    
Искусство первобытного общества
    
Государство Золотая Орда на территории Нижнего Поволжья
    
Уникальные и редкие экспонаты музея
    
Космонавты и Саратовский край
    
Из истории одежды
    
Наши знатные земляки. Деятели науки и культуры
    
Хозяйство и быт народов Поволжья
    
История денег в истории страны
    
Саратовские губернаторы
    
П.А.Столыпин - Саратовский губернатор
    
Из истории немцев Поволжья
    
Волга и ее жизнь
    
Цикл экскурсий "Прогулки по старому Саратову"

Музей Боевой и трудовой  славы

6 мая 1999 года был создан Саратовский государственный музей боевой славы. В 2015 году его преобразовали в Саратовский государственный музей боевой и трудовой славы.

Музей расположен в живописном уголке города Саратова в Парке Победы на Соколовой горе.  В фондах музея собрано свыше 26 тысяч единиц хранения, среди которых: реликвии, связанные с жизнью и деятельностью саратовцев, участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, тружеников тыла, участников локальных войн и вооруженных конфликтов; знамена, награды, вооружение и техника, предметы обмундирования и снаряжения отечественных Вооруженных Сил и армий других государств, в том числе и трофейные; материалы о развитии промышленности, сельского хозяйства, науки, образования, здравоохранения, культуры региона; коллекции о саратовцах, внесших огромный вклад в развитие экономики региона: Героях Социалистического Труда, Лауреатах Государственных премий, Почетных гражданах Саратовской области.

    В настоящее время в музее представлены: уникальная в Поволжском регионе выставка военной техники и вооружения под открытым небом; экспозиция «Трудовая слава Саратовской области» (в новом выставочном павильоне); экспозиция «Трагедия и подвиг. Век ХХ» (в выставочном павильоне); «Поезд милосердия» в военно-санитарном вагоне


Зданиеhttp://www.museum.ru/img.asp?33536http://www.museum.ru/img.asp?42773

   

Основные экскурсии:
    
"Парк Победы - символ славы, нам вечно о героях говорит"
    
Трудовая слава Саратовской области
    
Поезд милосердия
    
Трагедия и подвиг. Век ХХ

Краеведческий музей р.п. Дергачи

 Дергачевский краеведческий музей начал создаваться в 1994 г. и был открыт 7 мая 1995 г. Его открытие было приурочено к 50-летию Великой Победы.

Перед музеем стоит двойственная задача: сохранение культурного наследия для будущего потомков и открытие культурного наследия для настоящего, современников. Музейное дело – сфера деятельности, имеющая отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом. Музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, документируя процессы и явления природы и общества, а также использует их в научных и образовательных целях.

Создателем, первым директором музея была Черкасова Елена Всеволодовна.

Елена Всеволодовна заложила не только материальный, но и духовный фундамент работы: стиль общения с посетителями, трепетное отношение к историческим фактам.

Первой экспозицией музея стала военная: «Дергачёвцы на фронте и в тылу».

В настоящее время, на основе собранного материала, работают 5 экспозиций: «Геологическое прошлое Саратовского Заволжья», «Археологические находки на территории Дергачёвского района», «История заселения нашего края», «История семьи — история России», «Быт дергачевцев в начале ХХ века».

Первая экспозиция представляет окаменевших моллюсков, почвы, характерные для морского дна, каким когда–то была территория нашего района. Вторая — относится к срубной культуре и находки этой экспозиции имеют возраст около 3,5 тысяч лет. В тот период времени население по берегам реки Алтаты и её притоков было многочисленным, в нашем районе учтено 34 поселения срубников.

Следующая экспозиция рассказывает о том, что заселение нашего края началось благодаря царским указам Екатерины II от 1785 и 1788 г.г. Заселение происходило неоднородно и в несколько этапов, вплоть до начала XX в. Не все переселенцы выдерживали суровые степные условия, оставались самые выносливые и сильные.

Экспозиция «История семьи — история России» повествует о родословной семьи Ливиновых.

В начале XX в. Дергачи стало богатым, зажиточным селом с многочисленными мастерами–ремесленниками и купцами, любившими свою землю. Об этом рассказывает экспозиция «Быт дергачевцев в начале ХХ века».

Кроме того, проводятся временные выставки из фондов музея по темам: «История денег», «Уникальный экспонат», «Природа родного края» и др. Кроме того организуются выставки к памятным датам.

Целевой аудиторией для музея являются дети. Мы работаем с детскими садами райцентра и школами. В летний период проводятся мероприятия для детей, посещающих оздоровительные площадки при школах.

Темы экскурсий и бесед очень разнообразные — краеведческого материала накоплено немало, а детям интересно всё, главное — рассказать доступно и увлекательно. Ну и, конечно, если при этом можно ещё какую–то старую вещь подержать в руках, это запомниться и слово «музей» не будет навевать скуку и желание сбежать.

Каждый может найти в музее то, что ему наиболее интересно. Для кого-то это – древняя история, археология, кто-то не может оторвать взгляд от объектов живой природы. Для мальчишек любимый раздел – оружие. Всем детям без исключения нравится макет крестьянской усадьбы. Взрослые посетители с удовольствием читают информацию, рассматривают старые фотографии.

Основная форма работы музея – экскурсия. Одна и та же тема экскурсии может быть предложена и малышам и взрослым — это задача экскурсовода.

         Фондохранилище музея содержит интересные экспонаты различной направленности, что говорит о потенциале и возможностях музея дополнять существующие экспозиции, создавать новые выставки, что возможно при обеспечении систематизации и хранении музейных экспонатов.

http://mkdo-dergachi.edusite.ru/images/p31_dergach-vcyinafronteivtyilu.jpghttp://mkdo-dergachi.edusite.ru/images/p31_505015.jpg

Ссылка на экскурсию: https://ok.ru/video/1981759752870


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»

Образовательный проект«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»...

Семья – как основа воспитания личности дошкольника в современном обществе .

Семья – как основа воспитания личности дошкольника в современном обществе .Сколько бы мы ни прожили, мы всё равно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран про...

Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника

Наш современник, академик Д.С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местно...

Образовательный проект: «Роль музеев, как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»

Образовательный проект: «Роль музеев, как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»...