Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника
презентация по окружающему миру

Наш современник, академик Д.С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле». Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет.

В современных программах воспитания и образования дошкольников говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка уже в дошкольном возрасте сознания своей причастности к судьбе Родины, о том, что необходимо формировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-ds76.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательный проект на тему: «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности до школьника». Самсоновой Алины Владимировны Воспитателя 1 квалификационной категории

Слайд 2

В настоящее время в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 17 октября 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от № 1155 был утвержден (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). Очень важно то, что ФГОС разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п.6.2. ст.9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка – где бы он ни проживал. Согласно «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», ФГОСу ведущими направлениями содержания образовательной программы, реализуемой в ДОУ, выступают: · физическое развитие, · познавательно-речевое развитие, · социально-личностное развитие, · художественно-эстетическое развитие. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчерки­вается, что «система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов Рос­сии, граждан, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравст­венностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Слайд 3

Наш современник, академик Д.С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле». Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. В современных программах воспитания и образования дошкольников говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка уже в дошкольном возрасте сознания своей причастности к судьбе Родины, о том, что необходимо формировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Слайд 4

Социологические исследования показывают, что для большинства взрослых первое посещение музея оказывается и последним. Естественно, такое посещение не дает «пищи» ни для ума, ни для души. Следовательно, вводить зрителя в мир музея необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны мироздания и красоты. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею, тем эффективнее будет педагогический результат. Всевозможные аспекты патриотического воспитания дошкольников исследовались специалистами различных областей науки: философами, педагогами, психологами (К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.). Результаты исследований отечественных ученых и практиков (Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, Л.Н. Воронецкая, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, Е.А. Казаева , С.А. Козлова, Л.В. Кокуева, Н.Г. Комратова , Е.И. Корнеева, Л.В. Любимова, Л.Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э.К. Суслова, Л.В. Филатова, Н.Ю. Ясева и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования.

Слайд 5

Участники проекта Дети дошкольного возраста Родители Общество Педагоги

Слайд 6

Цель проекта : создание условий для формирования нравственных качеств ребенка, его гражданской позиции, толерантности, уважения к своей и другим культурам, их понимание, принятие. Задачами проекта являются: воспитание патриотизма, гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и поражения, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа; создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников в процессе ознакомления с музеями города. воспитание гуманистических качеств личности, уважения к другим народам и странам; развитие познавательной деятельности воспитанников в работе с первоисточниками, воспоминания военачальников, писателей, журналистов, ветеранов Великой Отечественной войны; формирование коммуникативной культуры общения со сверстниками и старшим поколением.

Слайд 7

Предполагаемый результат: Возрождение традиции посещения музеев города всей семьей; Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста; Умение видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей; Сформированность понимания взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; Сформированность нравственных качеств ребенка, гражданской позиции воспитаников ; Сформированность устойчивой потребности и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем; Сформированность толерантности, уважения к другим культурам, их понимание, принятие.

Слайд 8

Для успешного восприятия детьми мероприятий, реализуемых в ходе данного проекта необходимо соблюдение ряда условий: - каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель; - учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему; - посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию; - следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»; - отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка; - итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.). Музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.

Слайд 9

Педагогические решения, направленные на реализацию проекта: Традиционные технологии: игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения; детско-взрослые совместные проекты; занятие, как спектакль. к ультурно-массовые мероприятия, дела: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Нетрадиционные технологии : интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж; занятия на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация; занятия с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз; занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Слайд 10

Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура. Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции: - позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов; - позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы; - позиция музейного педагога , который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем. Взаимодействие данных позиций и задаёт ситуацию музейной коммуникации.

Слайд 11

В современных программах воспитания и образования дошкольников говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка уже в дошкольном возрасте сознания своей причастности к судьбе Родины, о том, что необходимо формировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Задачами современного дошкольного учреждения являются: воспитание патриотизма, гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и поражения, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа; создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников в процессе ознакомления с музеями города; воспитание гуманистических качеств личности, уважения к другим народам и странам; развитие познавательной деятельности воспитанников в работе с первоисточниками, воспоминания военачальников, писателей, журналистов, ветеранов Великой Отечественной войны; формирование коммуникативной культуры общения со сверстниками и старшим поколением.

Слайд 12

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности. И что немаловажно, реализация таких проектов возможна в других дошкольных учреждениях и другими педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального фольклора в воспитании личности дошкольника

Тема нравственного и патриотического воспитания актуальна всегда. Работать в этом направлении можно и нужно с  детьми с самого раннего возраста, и, конечно, не последнюю роль в здесь играет музык...

Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»

Образовательный проект«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»...

Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»

Образовательный проект«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»...

Статья на тему: " Роль физической культуры в духовно-нравственном воспитании личности дошкольника."

Здоровье нашего тела, отличные физические данные - это бесценный дар. Поэтому жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души....

Образовательный проект: «Роль музеев, как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»

Образовательный проект: «Роль музеев, как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»...

Рабочая программа «Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников» Для средней группы

Цель программы: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, Родине, семье и дому через возрождение исторической памяти и народной куль...