«Патриотическое и гражданское воспитание детей посредством стихов Мусы Джалиля»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Проект для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_m.dzhalile.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад общеразвивающего вида №31 “Жемчужинка”

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

 «Патриотическое и гражданское воспитание детей посредством стихов  Мусы Джалиля»

(для детей подготовительной группы)

   

Составила:  воспитатель по обучению

родного языка Крешкова Любовь Павловна

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Знакомство детей с героями стихов М. Джалиля,вызвать интерес к творчеству поэта, воспитание гражданско- патриотических чувств к своей Родине.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Способствовать воспитанию чувства гордости за исторические и культурное наследие своего народа, приобщать к изучению национальной культуры и народного искусства, прививать глубокое уважение к своему народу.
  • Познакомить детей с жизнью и творчеством великого поэта М. Джалиля, вызвать интерес к его творчеству.
  • Привитие интереса  к  творчеству и книгам Мусы Джалиля.
  • Воспитание патриотизма и любви  к Родине.

Тип проекта: творческо-информационный, исследовательский

Продолжительность:в течение 1 квартала.

Возраст: 6-7лет

Деятельность детей:

  • Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, дидактические игры, словесные игры;
  • театрализованная деятельность;
  • чтение стихов, загадок, пословиц;
  • развивающие беседы по стихам М.Джалиля.

Постановочные вопросы:

1.Что  я знаю  о Мусе Джалиле?

2. Что нового  узнаю  сегодня?

3. Чему  удивился?

4. Что стал  ценить?

Предварительная работа:

  • Подбор иллюстративного материала по теме «Путешествие по книгам М. Джалиля»;
  • Дидактические игры «Моя семья»,  «Что в волшебном сундучке?», «Узнай по описанию», «Я знаю пять…(названий улиц; театров; парков; имен спортсменов и т.д.)», «Кто больше загадок отгадает», «Узнай по рисунку» способствовали развитию активности и любознательности детей, развитию речи и других психических процессов.
  • дидактические игры «Найди семь отличий», «Найди 2 одинаковых Мияу», и.т.д.
  • атрибуты для игр маски-бабушки, мальчика, Акбая и Мияу.
  • Что означает слово "Патриотизм"
  • аудиозаписи песни М.Джалиля «Жырларым»
  • фотографии, иллюстрации, художественная литература, пословицы, поговорки о родном крае (стране).

Роль родителей в реализации проекта:

  • Участие в проектной деятельности «Воспитание детей посредством

стиховМ. Джалиля».

  • организация выставки книг и  рисунков;
  • домашние задания - совместноеразучиваниес детьми стихотворений, песен поэта;
  • оформление альбома - «Путешествие по книгам М. Джалиля»;
  • поделки героев стихов  из природного материала « Герои М. Джалиля»

Этапы проекта:

IЭТАП (подготовительный):

  • Формирование темы;
  • постановка цели и задач;
  • разработка содержания;
  • разработка перспективно-тематического плана;
  • планирование мероприятий для родителей и детей.

II ЭТАП:(подготовительный):

  • Совместная деятельность детей с воспитателем;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • взаимодействие с родителями.

III ЭТАП:(заключительный)

  • Итоговое занятие:стихотворение «Каракпеси» М. Джалиля.
  • Выставка фотоальбома героев “Карак песи”.
  • Театрализация стихотворения М.Джалиля «Каракпеси»

Перспективно-тематическое планирование

п.п

Совместная деятельность педагога и детей (НОД)

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

I этап подготовительный

1.

Сбор информации о поэте М. Джалиле, знакомство с песней“Җырларым”

Рассматривание портрета поэта М. Джалиля и слушание песни “Җырларым”

Ознакомление с темой проекта «Патриотическое и гражданское воспитание  посредством стихов»

2.

Анализ детской деятельности (рассказы о городе, стране; рисунки, аппликация, сюжетно-ролевые игры на общественную тематику, дидактические игры).

Рассматривание картин, книг М. Джалиля.

3.

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Почта», «Театр», «Путешествие по городу».

Рассматривание новых приобретенных книг

Акция «Подари книгу детскому саду»

4.

Оформление родительского уголка

Изготовление костюмов, масок для театра

5.

Оформление альбома - «Путешествие по книгам М.Джалиля»;

Рассматривание альбома «Путешествие по книгам» .

Предоставление материала для альбома «Путешествие по книгам М.Джалиля».

II этап основной

I

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Ознакомление с биографией великого поэта М. Джалиля.

Рассматривание портрета великого поэта М. Джалиля.

Выставка книг татарского поэта М. Джалиля.

Знакомство со стихами поэта, развивающий диалог в стихах М. Джалиля.

Рассматривание книг татарского поэта М. Джалиля.

Выставка портретов татарских народных писателей

II

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Чтение стиха «Каракпеси»,  развивающий диалог  на тему «Каракпеси»

Рассматривание иллюстрации «Каракпеси»

Консультация на тему: «Взгляд детей на мир через стихи М. Джалиля».

Продолжение чтение стихотворения «Каракпеси» беседа о героях.

Рисование: нарисовать героя из стихотворения «Каракпеси».

Консультация «Эксклюзивная книжка для ребёнка»

III

Н
Е

Д

Е

Л

Я

Чтение стихотворения «Моей дочери Чулпан»

Муса Джалиль очень любил свою жену Амину и дочку Чулпан и посвятил им очень много стихов, где выражает свою любовь.

Оформление альбома «Путешествие по книгам М. Джалиля».

Дидактические игры «Моя семья», «Что в волшебном сундучке?».

«Как привлечь внимание детей к татарским народным играм»

№ п.п

Время проведения

Мероприятия

Ответственные

IV

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Т

А

Т

А

Р

С

К

О

Г

О

Я

З

Ы

К

А

Понедельник

Во всех группах оформление стендов для родителей.

Мобильные библиотеки «Всё о Тукае»

Воспитатели групп

Вторник

Беседы о творчестве и биографии писателя.

Чтение произведений «Родной язык», “Туган тел”, «Малыш и мотылек», «Бала белән күбәләк», «Озорной котенок», «Бедняга заяц», «Забавный заяц»

Воспитатели групп

Воспитатели по обучению татарскому языку

Среда

Лепка по произведению Г. Тукая «Забавный заяц»

Воспитатели групп

Четверг

Конкурс детских рисунков и поделок  по прочитанным произведениям Г. Тукая.

Воспитатели групп Воспитатели по обучению татарскому языку

Пятница

Просмотр мультфильма Г. Тукая «Су анасы»

Воспитатели по обучению татарскому языку

Воспитатели групп

Подведения итогов

III этап заключительный

1.

Итоговое занятие по стихотворению «Каракпеси» М. Джалиля.

Разукрашивание рисунков из стихотворения «Каракпеси»

Выставка рисунков из стихотворения «Каракпеси»

2.

Театрализация стихотворения М.Джалиля «Каракпеси»

Выставка фотоальбома героев “Карак песи”.

ПРИЛОЖЕНИЕ

            Муса Җәлилнең “Карак песи” шигыренә нигезләнеп, әкият сәхнәләштерү.

Максат:  Муса Җәлилнең “Карак песи” шигыре аша балаларда хөрмәт,әдәплелек,мәрхәмәтлелек тәрбияләү.

Бурычлар:

1.Балаларда патриотик хисләр тәрбияләү.

2.Шигырьне сәхнәләштерү аша балаларда артистлык күнекмәләрен үстерү.

“Карак песи”

Катнашалар: Әби, Малай, Мияу, Акбай, 3 тычкан.

(Өй эче. Әби песине итәгенә куеп иркәләп,шигырь сөйләп утыра)

----Әби: Мияу, Мияу пескәем,

Бик акыллы дускаем.

Ап-ак йомшак күлмәгең..

Бизи сине дускаем.

(Малай белән Акбай керә.)

----Малай: Әби, әби.

----Әби: Нәрсә булды улым?

----Малай:  Әби, Акбай белән уйнарга барыйк әле.

----Әби:Ярар улым, тик озак йөрмәгез.

----Малай:  Рәхмәт әби.

Җыр “Маэмай”

---Малай:Минем бар бер, маэмаем

                 Кара борын Акбаем.

                  Күп йөгерә , күп өрә

                  Күп ишетә, күп күрә.

----Акбай: Һау, Һау.

----Малай: Акбай, Акбай әйдә киттек.

----Акбай:Һау, Һау, өйне кем саклар?

---Малай: Әби рөхсәт бирде, әйдә киттек. Өйне Мияу саклый.

                               (Малай белән Акбай чыгып китәләр)

----Әби: Мин дә идәнне себереп алыйм да, кибеткә барып кайтырмын.Тәмле-тәмле кәнфитләр, ипи, сөт алырмын.

(Әби тора да, идән себерә башлый, песи ятып кала, шул арада тычканнар йөгереп китә.)

---Әби: Тагын өйгә тычканнар кергән.Мияу, Мияу тор пескәем, тор тиз бул.

                                          (Мияу әкрен генә тора.)

----Мияу:  Мияу, мияу, нәрсә булды әбекәй?

----Әби:Тычканнар кергән, йоклап ятма, тор. Тычканнарны тот.

---Мияу:  Ярар әбием, ярар тотармын.

----Әби:   Мияу, мияу пескәем,

                Колак салчы сүземә.

                Каравылдан бушагач,

                 Сөт бирермен узеңә.

---Әби:  Хәзер мин кибеткә барып кайтам, син өстәл өстендәге майларны тычканнардан сакла.

                                                  ( Әби чыгып китә)

---Мияу: Ярар әбекәем, ярар.Әй тотсам шул тычканнарны, кирәкләрен бирер идем.

---1нче тычкан:  Нишләтер идең?

---Мияу: Тотып ашыйм.

---2 нче тычкан:Тотсаң - ашарсың. Пи-пи-пи.

---3 нче тычкан:Син бит ялкау, гел йоклыйсың.

----Мияу:  Хәзер мин сезнең кирәгегезне бирәм...

(Куышлы уйный башлыйлар, песи тычканнарны куа башлый)

----Мияу:Уф ардым, мин сезне тотып азапланганчы, өстәлдәге майны гына ашыйм да, йоклап алырмын.

--1 нче тычкан: Мияу, әйдә гел йоклап ятма инде, әз генә уйнап алыйк.

                            (Җыр: “Тычканнар җыры”)

---Мияу: Уф , ардым.Бүтән сезнең белән уйнамыйм.Минем ашыйсым килә.Мин ашап алам, аннары ятып йоклыйм.

(Мияу өстәлгә менә дә,майны ялый башлый, ялгыш  кына сөтне түгә.Ашап алгач,йокларга ята.)

                                    ( Малай белән Акбай кайтып керәләр).

---Малай:Акбай кил әле ,кара, нәрсә булган монда?

---Акбай:  Һау-Һау нәрсә булган бу өйдә?

---Малай: Песи өйдә тәртип бозган.

(Акбай сөтне ялый башлый.Ул арада әби кайтып керә.Песине уята.)

--Әби: Песекәем тор,тор,нәрсә булды монда?Мин бит сиңа тычканнарны тотарга , тәртип сакларга куштым.Ә син сүземне тынламадың.

(Песи киерелеп кенә тора)

--Әби:            Мияу-мияу пескәем,

                          Хыянәтче икәнсең.

                          Саклый торган маеңны,

Үзең ашап киткәнсең.

---Мияу:  Әби мин гаепле түгел, тычканнар котыртты,алар гаепле.

--1 нче тычкан:Мин түгел.

--2 нче тычкан:Мин түгел.

--3 нче тычкан:Мин дә түгел. Мияу үзе гаепле.

                         ( Мияу әби янына барып баса, гаебен таный.)

----Мияу:  Әби, мин гаепле, гафу ит.Бүтән алай эшләмәм,сүземдә торырмын!!!

----Әби:  Без сине бу юлы гафу итәрбез, икенче юлы җәзасын бирербез.

(Җыр “ Дуслык”)

Стихотворения

МОЕЙ ДОЧЕРИ ЧУЛПАН 
Я стоял на посту, а в рассветной мгле 
      Восходила Чулпан-звезда, 
      Словно дочка моя Чулпан на земле 
      Мне тянула руки тогда. 

      Когда я уходил, почему ты с тоской 
      Поглядела в глаза отца? 
      Разве ты не знала, что рядом с тобой 
      Бьется сердце мое до конца? 

      Или думала ты, что разлука горька, 
      Что, как смерть, разлука страшна? 
      Ведь любовью к тебе навсегда, на века 
      Вся душа у меня полна. 

      Я уехал и видел в вагонном окне 
      Моей милой дочки черты. 
      Для меня ты звездой зажглась в вышине, 
      Утром жизни была мне ты. 

      Ты и мама твоя, вы вдвоем зажглись, 
      Чтобы жизнь не была темна. 
      Вот какую светлую, славную жизнь 
      Подарила нам наша страна. 

      Но фашисты вторглись в нашу страну. 
      За плечами у них топор. 
      Они жгут и грабят, ведут войну. 
      Как их можно терпеть до сих пор! 

      Но фашист наше счастье не отберет, 
      Я затем и ринулся в бой. 
      Если я упаду, то лицом вперед, 
      Чтоб тебя заградить собой. 

      Всею кровью тебя в бою защищу, 
      Клятву родине дам своей, 
      И звезду Чулпан на заре отыщу 
      И опять обрадуюсь ей. 

      Моя кровь не иссякнет в твоей крови, 
      Дочь, на свет рожденная мной. 
      Я отдам тебе трепет своей любви, 
      Чтоб спокойно спать под землей. 

      Разгорайся же ярче и ярким лучом 
      Отражай волненье мое. 
      Мне за счастье твое и смерть нипочем, 
      Я с улыбкой встречу ее. 

      До свиданья, Чулпан! А когда заря 
      Разгорится над всей страной, 
      Я к тебе возвращусь, победой горя, 
      С автоматом своим за спиной. 

      И отец и дочь, обнимемся мы, 
      И, сквозь слезы смеясь легко, 
      Мы увидим, как после грозы и тьмы 
      Ясный день встает высоко. 

      Август 1941 г. 

КРАСНАЯ РОМАШКА

1942 г.

Луч поляну осветил
И ромашки разбудил:
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.

Ветерок их приласкал,
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой
Свежею росой душистой.

Так качаются они,
Наслаждаются они.
Вдруг ромашки встрепенулись,
Все к подружке повернулись.

Эта девочка была
Не как все цветы бела:
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.

Все -- как снег, она одна,
Словно кровь, была красна.
Вся поляна к ней теснилась: --
Почему ты изменилась?

-- Где взяла ты этот цвет?
А подружка им в ответ:
-- Вот какое вышло дело.
Ночью битва здесь кипела,

И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой.
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.

Он их бил, не отступил,
Только утром ранен был.
Кровь из раны заструилась,
Я в крови его умылась.

Он ушел, его здесь нет --
Мне одной встречать рассвет.
И теперь, по нем горюя,
Как Чулпан-звезда горю я.

«Петушок»

На заре петух

Крикнул во весь дух:

- Кукурек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

Слышно там и тут

Петушки поют:

- Кукарек-ку,

Кукарек-ку,

Кукарек-ку!

И скорей, скорей, скорей

В сад бежать гурьбою всей:

- Кукарек-ку,

- Кукарек-ку!

«Сәгать» («Часы»)

                                             Сәгать суга : «Дан-дан!»

Хәбәрбирә таңнан:

Бакчагабарырга

Унбиш минут калган.

Сикерепторды Марат,

Күрә:эшләр харап,

Тагынсоңга калган

Шулйокыгакарап.

Сәгать йөри: «келт-келт,

Тиз мәктәпкә кит-кит!»

Марат ана дәшә:

«Тукта, мине көт-көт!»

«Храбрый заяц»

Заяц в сугробе

Продрогший сидит:

Уши обвисли,

И хвостик дрожит.

Ну-ка, возмем его

В школу с собой,

Чтобы в тепле

Отогрелся косой...

Заяц, однако,

Был вовсе не трус.

Глянул сердито:

Без вас обойдусь!

Прыгнули только

Следы на снегу:

Сам отогреюсь-

В лесу на бегу!...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Гражданское воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства"

quot; Гражданское воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства"...

Консультация для воспитателей «Патриотическое и гражданское воспитание в опыте народа»

В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задачи формирования патрио...

Патриотическое и гражданское воспитание в ДОУ по теме "День Победы - 75 лет!"

Творческая работа по теме: «День Победы – 75 лет»Группа:      «Бусинки»Участник:   Клименко АлександрВозраст:     3...

Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»

Образовательный проект«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»...

Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»

Образовательный проект«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»...

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Гражданское воспитание дошкольников посредством взаимодейсвия с социумом"( из опыта работы).

Социальное партнерство в ДОО – современная эффективная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, представителей других организаций, которая способствует открытости, доступности...