Консультация «Сказка как средство социализации ребенка»
консультация

Шелдовицина Ольга Вячеславовна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_kak_sredstvo_sotsializatsii_rebenka.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Сказка как средство социализации ребенка»

 

                        «Детство - это особый период в жизни человека,

который нужно прожить содержательно, радостно,

а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка»

                                                                                     Д. Родари

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В.А. Сухомлинский

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.

Сказка - одно из важнейших социально - педагогических средств формирования личности. Она является одним из элементов культуры, её эстетическим слагаемым и базируется на народно - этнической культуре, на фольклорных корнях. Сказка обладает богатым социальным, нравственно - педагогическим потенциалом.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Все сказки мира: народные, авторские - содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Специфика сказки в том, что она всегда является продуктом творчества определенного народа. В сказках сюжет, характеристики персонажей, зачины, концовки могут переходить из одной в другую («Жил да был», «В некотором царстве...»), т.е. всегда вариативны. Это имеет большое значение для социально - педагогической практики, поскольку позволяет развивать творческое воображение слушателя, его композиционное мышление на базе стандартных элементов, а также внутреннее предвосхищение, додумывание, дорисовывание сюжета.

Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Любая сказка ориентирована на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию, лечит. При этом потенциал сказки гораздо богаче её художественно - образной значимости.

В нашем  дошкольном образовательном учреждении сказка традиционно используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развития художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками во время непосредственно образовательной деятельности, чтения художественной литературы, игр. Герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием в общих и групповых помещениях детского сада предметной среды. Лучшему пониманию сказки помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра и др. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные отношения взрослого ( воспитателя) и детей, происходит не только знакомство с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры «в сказку» - все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.

Используя возможности сказки, педагог может помочь ребенку быстрее перенять опыт предшествующих поколений и найти свое место в обществе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста

  Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятие, образного мышления, воображения. ...

Игровая деятельность как средство социализации ребенка дошкольного возраста.

Материал представлен в виде презентации. Подготовила воспитатель Рыбас Дарья Юрьевна....

Игровая деятельность как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятие, образного мышления, воображения. Появляется гот...

"Сказка, как средство социализации дошкольника"

Статья из сборника "Рождественские чтения"....

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

Тема актуальна,так как игра является неисчерпаемым средством развития личности дошкольника              В первой части показана педагогическая ценность детской игры....

Консультация для родителей "Сказка-как средство социализации ребенка"

Консультация для родителей, которые считают что время , когда детям читали сказки, ушло в прошлое....

Статья "Сказка как средство социализации ребёнка"

Сказка как средство социализации ребёнка...