Игровая деятельность как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа) на тему

  Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятие, образного мышления, воображения. Появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У детей формируются представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие игровой деятельности

как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста.

    «Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятие, образного мышления, воображения. Появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У детей формируются представления о доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни».

   В данный период закладываются основы нравственности. Ребенок  усваивает основные моральные нормы, принятые в нашем обществе. Нормы поведения.

   «Возрастает активность ребенка в разных видах деятельности: игровой, трудовой, учебной. Возникает  самостоятельная игровая деятельность. Психологи называют игру ведущей деятельностью дошкольника. Ведущая деятельность – та, что ведет вперед, способствует развитию психических процессов, образованию новых качеств личности».

     «Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • Развитие игровой деятельности;
  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • Формирование у ребенка гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

       Игра  выполняет свою важную роль в воспитании дошкольника, в  его социально-личностном развитии. Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов. Основными из которых являются классификация детских игр и методика руководства ими.

   Условно все детские игры можно разделить на 3 большие группы:

1.Сюжетно-ролевые творческие игры.

2. Игры с  правилами.

3. Театрализованные игры

    Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:

- игры на бытовые темы;

- игры с производственной тематикой;

- строительные игры, игры с природным материалом;

- игры с общественно-политической тематикой;

- театрализованные игры;

- игры-забавы и развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные.

Дидактические игры:

Игры с предметами и игрушками;

Словесные дидактические игры;

Настольно-печатные игры;

Музыкально-дидактические.

Подвижные игры:

Сюжетные;

Бессюжетные;

С элементами спортивных игр.

    Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. В игровую среду необходимо включать игрушки, отражающие предпочтения, как мальчиков, так и девочек. Игровые интересы мальчиков и девочек обусловлены как половой принадлежностью, так и современной социокультурной средой.

    В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли формируется у детей умение договариваться, распределять между собой материал, согласовывать действия.

    «Важно побуждать детей к планированию. То есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощаться в игре, учить их описывать сюжетные события, называть круг действующих лиц  (персонажей) в игре. Так же необходимо вызвать речевую активность ребенка, учить вступать в диалог со сверстниками. Для обозначения игровой ситуации нужно помочь малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры), а так же сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, шишек, кубиков, брусков, колесиков и др.)». Одновременное использование в игре предметов-заместителей и игрушек, с одной стороны, способствует адекватному восприятию ситуации и развитию замысла, а с другой стороны – развитию символической функции сознания.

     Можно предложить практический материал, который возможно использовать   для развития игровой деятельности детей 4-5 лет:

- игры в семью;

-игры в транспорт;

- игры в больницу;

- игры в магазин;

- игры в мастерскую;

- игры в парикмахерскую;

- игры в почту;

-игры в детский сад.

     Наиболее востребованными сюжетами у детей средней группы становятся игры в семью. Играя в дочки-матери, дети проигрывают отношения родителей и их детей. При этом они довольно часто используют в игре кукол, мишек и другие игрушки, но их внимание больше привлекают не сами предметы, а семейные отношения. Ребенок должен отражать характер главной роли. Так, если ребенок берет роль мамы, то он знает, что может  делать мама (кормить ребенка, водить его в детский сад, покупать игрушки и др.).

Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «СЕМЬЯ»

  • Совместный отдых
  • Встреча (проводы)
  • Уборка
  • Ремонт квартиры.
  • Приготовление подарков.
  • Подготовка к празднику.
  • Забота (о людях, животных).

Роли: Мама, папа, дети, внуки, бабушка, дедушка. Сестры. Братья. Соседи, друзья.

Игровые действия и поведение. Приезжать из командировки, приходить с работы, встречать и провожать гостей, убирать квартиру, ремонтировать квартиру, готовить еду, вызывать врача для членов семьи.

     Любимыми сюжетами у детей 4-5 лет остаются игры в больницу.  Ролевые действия продолжают отражать жизненный опыт детей. (Медсестра делает уколы, ставит градусник, выдает таблетки, продавец отпускает товар, считает деньги, шофер привозит продукты, а так же могут выступать в роли грузчиков).

     Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.

Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «БОЛЬНИЦА»

  • Больница
  • Поликлиника (кабинет врача, процедурный кабинет, регистратура)
  • Травпункт.
  • Аптека.
  • Ветеринарная клиника.

Роли: Врач (доктор); ветеринар, больной, медсестра, аптекарь.

Игровые действия и поведение. Осматривать больного (слушать. Ставить градусник, осматривать больное место); лечить; назначать лечение и отпускать процедыры, лекарства, делать уколы, прививки.

         Играя в детский сад педагогу важно обращать внимание детей на особенности взаимоотношений воспитателя и воспитанников и на ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду (в группу пришел новичок, воспитатель учит рисовать и т.д. 

Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «ДЕТСКИЙ САД».

  • Занятия с воспитателями (музыкальными руководителями)
  • Труд в детском саду и на участке.
  • Прогулки 9игры, наблюдения, экскурсии)
  • В музее и на выставке в детском саду.
  • В театральной комнате.

Роли: Воспитатель, воспитанник, музыкальный руководитель.

Игровые действия и поведение. Проводить занятия и развлечения; учить трудиться на участке и в игровых комнатах; учить правильному поведению на участке и в игровых комнатах, готовить сцену к выступлению.

Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «ПАРИКМАХЕРСКАЯ».

  • Парикмахерская (мытье, окрашивание волос, завивка, укладка, стрижка, прическа, маникюр.
  • Салон красоты 9макияж, солярий, маски и ванночки, прически, стрижки, маникюр.

Роли: Мастер (парикмахер, мастер по маникюру, массажист, косметолог, клиент, администратор).

Игровые действия и поведение: оформлять заказ, мыть голову шампунем, стричь, завивать, красить волосы, делать прическу, покрывать волосы лаком, красить ногти лаком, делать массаж).

     Для мальчиков можно рекомендовать такие ситуации: подводная лодка, гараж, корабль.

     Таким образом можно сделать вывод:

      «Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоночальных представлений социального характера и включает детей в систему социальных отношений».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста

  Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятие, образного мышления, воображения. ...

Игровая деятельность как средство социализации ребенка дошкольного возраста.

Материал представлен в виде презентации. Подготовила воспитатель Рыбас Дарья Юрьевна....

«Игровая деятельность в развитии социализации детей младшего дошкольного возраста»

I. Анализ предметно-развивающей среды на соответствие ФГТ:задачи;принципы построения предметно-развивающей среды;требования к организации предметно-развивающей среды.II. Создание предметно-развивающей...

Отчёт по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

Тема: "Театрализованная деятельность как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"...

Театрализованная деятельность как средство социализации детей среднего дошкольного возраста

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.Решение этих...

Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Формирование у детей социальных навыков посредством театрализованной деятельности при взаимодействии ДОУ и семьи....

Развитие игровой деятельности как средство социализации ребенка среднего дошкольного возраста.

laquo;Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется  развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения. Появляе...