Консультация для педагогов ДОУ "Приобщение дошкольников к детской художественной литературе"
материал на тему

Королёва Валентина Михайловна

Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей. Забота о детском чтении - это забота о будущем России и поэтому надо осознать проблему чтения, как общегосударственную проблему развития культуры, науки, благосостояния нации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc37.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ комбинированного вида д/с №51

Доклад на тему:

«Приобщение дошкольников к детской художественной литературе»

Воспитатель Королёва В. М.

г. Арзамас 2012г.


ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Наше время - время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключён огромный духовный мир человечества.

« Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедительно, как было велико моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга открывает передо мною окно в новый неведомый мир» (М. Горький). Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать для детей такие книги, которые ответили бы на все их «почему».

Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей. Забота о детском чтении - это забота о будущем России и поэтому надо осознать проблему чтения, как общегосударственную проблему развития культуры, науки, благосостояния нации.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.

Интерес к книге надо формировать у дошкольника с ранних лет, приобщая его к фольклору: потешкам, прибауткам, колыбельным песням, сказкам. На примере такого репертуара с первых лет жизни малыш знакомится с доступными ему образцами художественной литературы.

Дети младшего дошкольного возраста отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за пределы той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они готовы: эмоционально реагируют на услышанное произведение, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Младших дошкольников знакомят с произведениями: А. Пушкина, К. Чуковского, А. Барто, Л. Толстого и другими писателями.

Читательские интересы старших дошкольников разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания бытовых и игровых ситуаций. Знакомят с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой - способствует расширению читательского кругозора.

Чем раньше старший дошкольник знакомится с настоящей литературой, тем успешнее происходит его интеллектуальное развитие и овладение грамотной литературной речью.

Дошкольник и книга, как сделать их встречи яркими, запоминающимися? Как влюбить ребёнка - дошкольника в художественную литературу? Как удержать в них радостное увлечение? Необходимо выбрать книгу, увлечь ею, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность, вызвать эмоциональную отзывчивость - ответственная задача родителей и педагогов, имеющая большое значение на отбор художественных произведений и формирование литературного вкуса. А главное не принуждать, не заставлять, а заинтересовать, приглашая ребёнка к сотрудничеству, взаимопониманию, для этого существуют интересные формы приобщения детей к книге:

- выразительное чтение вслух - воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребёнка, а небольшое по объёму произведение способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста это: русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» - для младших дошкольников, Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк» - для старших дошкольников.

-   использование иллюстративного комментария   - при чтении вслух младшим дошкольникам   небольших   по   объёму   произведений,   например,   стихотворений   А. Барто,   К.   Чуковского   -   воспитатель   читает   вслух   художественный   текст,   дети показывают предметы и героев изображённых на иллюстрации к книге.

-   иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской   литературы   -   предложить   детям   нарисовать   запомнившегося   героя, понравившийся сюжет, что способствует развитию не только литературного вкуса, но и развитию творческих способностей, фантазии, воображения.

-  литературные викторины - их организацию следует продумать досконально, придавая   особое   значение   подготовительному  этапу:   чтению   книг,   организации книжной выставки, предварительному ознакомлению с вопросами.

-  кукольные драматизации - дошкольники под руководством взрослого занимаются изготовлением   кукол,   могут  быть  не  только   слушателями,   но   и  полноценными участниками спектакля. Кукольный театр помогает ребёнку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, следить за развитием действия.

- литературная игра - оказывает огромное значение на развитие интереса к книге у дошкольников, является  одним из эффективных приёмов, проверки и корректировки знаний по художественной литературе; тренирует память, способствует развитию речи, чувства юмора; формирует привычку к самостоятельной организации занимательного досуга и благоприятно влияет на формирование детского коллектива

Сложно предугадать, что будет дальше, каким читателем станет дошкольник, ведь его отличает скрытое восприятие литературы. Он накапливает материал, который может быть, не так скоро скажется на росте его души и литературных предпочтениях.

Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Возможности семьи в воспитании любви к книге, культуры чтения безграничны. Если в доме есть небольшая библиотека, где у ребёнка своя полка и покупка книги - это праздник, то почва подготовлена.

Дети, получившие «книжную прививку» в дошкольном детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определённом занятии, хорошо говорят.

Результаты нашей работы мы видим в воспитании интереса и любви к книге у своих воспитанников. Кроме того, в нашей группе имеются замечательные традиции, которые мы вместе с родителями своих воспитанников соблюдаем: презентуем новую книгу, приобретенную в группу; приглашаем библиографа из детской библиотеки, которая знакомит с новинками литературы; посещаем с воспитанниками детскую библиотеку; приветствуем выступление родителей на праздниках, театральных представлениях.

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда, тот, кто читает, много знает. Сложно предугадать, что будет дальше, каким читателем станет дошкольник, ведь детей отличает скрытое восприятие литературы. Он накапливает материал, который может быть, не так скоро скажется на росте его души и литературных предпочтениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста».

Хорошо известно, что воспитание культурного человека начинается в годы дошкольного детства. Приобщение к духовному наследию, развитие его чувств и речи невозможно представить вне художественной литера...

Консультация для родителей «Использование фольклора и детской художественной литературы в развитии культурно-гигиенических навыков воспитанников раннего дошкольного возраста»

В консультации даны рекомендации родителям по использованию фольклора при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в домашних условиях....

Консультация для педагогов "Методика ознакомления детей с художественной литературой"

Материал для воспитателей детского сада по методике ознакомления детей с художественной литературой...

Консультация для педагогов "Формирование нравственных установок средствами художественной литературы у детей дошкольного возраста"

Важную роль в формирование нравственных суждений и оценок у детей дошкольного возраста играет художественная литература. В данной консультациии детская книга рассматривается как средство нравственного...

Консультация для педагогов и родителей "Современная детская художественная литература"

Обзор современноых художественных произведений и авторов для детей дошкольного возраста...