Программа эмоционально - волевого развития ребенка дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме

Развитие эмоционально волевой сферы  в игровой форме и беседах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

Ноябрь

Методика

Цель

                Карточка 1

«Мой портрет».

Развивать представление о своём внешнем облике.

Ходьба по линии.

Развитие координации движений, учить обращать внимание друг на друга.

«Лисичка» этюд на выражение внимания.

Развитие эмоционально - волевой сферы.

«Покажи верно».

Развитие внимания.

                Карточка 2

«Настроение».

Знакомство с эмоциональными состояниями и их проявлениями.

«Пройди по верёвочке».

Развитие координации движений.(держать один предмет в руке)

«Ухо - Нос».

Развитие внимания.

                 Карточка 3

«Моя любимая еда».

Определить вместе вкусы и предпочтения детей в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других людей.

«Пройди ровно».

Развитие координации движений. (держать два предмета в руках).

«Карлики - великаны».

Развитие внимания.

                Карточка 4

«Я и моя семья».

Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Воспитывать желание заботиться о близких.

«Ласка» - этюд на выражение удовольствия и радости.

Развитие эмоционально – волевой сферы, учить понимать чувства человека с помощью мимики и пантомимики.

«Замри».

Развитие слухового внимания.

«Прыжок с поворотом».

Развитие координации, ориентировки в пространстве.

                Карточка 5

«Меня никто не любит».

Помочь детям понять, что все нуждаются в любви и сострадании.

«Стыдно» - этюд на выражение вины и стыда.

Развитие эмоционально – волевой сферы, учить понимать чувства человека с помощью мимики и пантомимики.

«Игра с флажком».

Развитие внимания.

Прослушивание музыки (голоса птиц).

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

                Карточка 6

«Мои друзья».

Расширять представления о том, что такое дружба, дружеские отношения.

«Вкусные конфеты» - этюд на выражение удовольствия, радости.

Развитие эмоционально – волевой сферы, учить понимать чувства человека с помощью мимики и пантомимики.

«Съедобное - несъедобное».

Развитие внимания.

Прослушивание музыки (звуки природы).

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

                 Карточка 7

«Что можно делать, а чего нельзя?»

Помочь детям понять необходимость соблюдения норм и правил поведения.

«Выполни уговор».

Развивать внимание.

«Водовозы».

Развитие координации и самоконтроля движений, крупной и мелкой моторики, согласованности между работой зрительного и слухового анализаторов.

«Улыбка».

Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, тренировка эмоций.

 

Декабрь

Методика

Цель

               Карточка 8

Урок тишины

«Тише!»

Развитие психоэмоциональной сферы.

«Какие звуки живут рядом?»

Развитие слухового внимания, саморегуляции.

«Наш тесный круг».

Создание атмосферы единства.

Карточка 9

«Чего я боюсь?»

Познакомить детей с чувством страха; изучать выражение эмоциональных состояний в мимике.

«Гроза» - этюд на выражение страха.

Развитие эмоционально – волевой сферы, учить понимать чувства человека с помощью мимики и пантомимики.

«Раз, два, три – повтори!»

Развитие внимания.

«Улыбнись как…»

Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, тренировка эмоций.

             Карточка 10

«Мои любимые игрушки».

Определить вместе с детьми их предпочтения к игрушкам; вызвать желание рассказать о своих любимых игрушках.

«Пройди с мячом».

Развитие крупной моторики, самоконтроля движений.

«Пожалуйста».

Развитие внимания.

             Карточка 11

«Я и мои любимые питомцы».

Слушание голосов животных.

Определить вместе с детьми их предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей.

Развитие слухового внимания; учить распознавать животных по звукам.

«Угадай - ка».

Формировать умение ориентироваться на окончании слов при согласовании существительного и прилагательного в роде.

«Слушай хлопки».

Тренировка внимания и контроль двигательной активности.

            Карточка 12

«Когда мне радостно».

Развивать эмоциональную сферу.

«Солнечный зайчик» - этюд на эмоции радости.

Развитие эмоционально – волевой сферы, учить понимать чувства человека с помощью мимики и пантомимики.

«Ходьба».

Развитие двигательной активности, крупной моторики, обучение различным видам ходьбы.

«Цветок».

Развитие мелкой моторики, координации движений рук.

            Карточка 13

«Я глазами других».

Дать детям представление индивидуальности, неповторимости каждого из них. Развивать уверенность в себе, формировать умение принимать, отличную от своей, точку зрения.

Развитие координации движений рук.

«Ходьба по линии».

Учить контролировать движения своего тела; двигаться по ограниченному пространству.

«Фея сна» - этюд на выражение удовольствия, радости.

Развитие чувств, учить выражать их понятным другим людям образом; преодолевать барьеры в общении.

             Карточка 14

«На кого я похож».

Развивать воображение, произвольность, наблюдательность, чувство единения; формировать умение вести разговор о самом себе.

Подражание повадкам животных.

Развитие мимики и пантомимики.

«Хлопни в ладоши».

Обучение способности к переключению внимания.

Прослушивание «Пение птиц»

Развитие активного внимания, снятие эмоционального напряжения.

             Карточка 15

«С кем бы ты хотел дружить?»

Учить детей обращать внимание друг на друга, дать возможность им раскрепоститься, ощутить свою силу и уверенность в себе.

«Колючка» - сказка.

Развитие слухового внимания, речи; отражение внутреннего мира, разрешение внешнего конфликта.

«Води в круг».

Осмысление форм общения.

«Спасибо за приятное занятие».

Символическое окончание занятия.

Январь

Методика

Цель

       Карточка 16

Урок тишины.

«Мир моих фантазий».

Развивать воображение, раскованность коммуникативные навыки.

Прослушивание «Звуки леса».

Снятие эмоционального напряжения, развитие слухового внимания.

«Разноцветные листочки».

Овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по образцу.

              Карточка 17

Сказка «О ленивой звездочке» (автор В. Максюта)

Формирование стремления к реализации своих способностей, развитие речи.

Раз, два, три повтори…

Развитие внимания, самоконтроля действий.

Упражнение «Покажи…»

Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим; тренировать эмоции.

Упражнение «Замри».

Развивать внимание, координацию движений; развитие самоконтроля.

Карточка 18

Я и другие

Вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу; развивать в детях адекватные способы выражения отношения к другим; способствовать сплочению группы.

Игра «Представьте и покажите»

Развивать эмоциональную сферу; эмоциональное состояние.

Аппликация «Цветок моего настроения»

Развивать эмоциональную сферу; закрепить названия цветов.

Игра с флажком.

Развитие внимания; координации движений, самоконтроль за правильностью действий.

Карточка 19

Тайна моего «Я»

Создание доверительной обстановке, позволяющей детям проявить свои чувства и говорить о них, нарабатывать средства эмпатического общения, умения принять и выслушать другого человека; развивать умение глубже понимать себя.

«Деревья - грибочки».

Развитие внимания, крупной моторики, координации движений.

«Не урони мяч»

Развитие координации и самоконтроля движений; крупной моторики, согласованность между работой мозга и соответствием движений тела, рук и ног.

Воздушный шар.

Развитие саморегуляции; снятие психоэмоционального напряжения.

Карточка 20

Что мне нравиться в других и не нравиться в самом себе.

Создать положительный эмоциональный фон; развивать способность понимать эмоциональное состояние своё и других, умение его адекватно выражать, испытывать доброжелательное отношение детей друг к другу правильным способом, критически оценивать свои недостатки; дать возможность высказать свои чувства и отразить их в рисунке, используя различную гамму красок; активизировать в речи детей ласковые слова.

Психологическое упражнение «Золотой свет».

Снятие психоэмоционального напряжения.

Эмоциональный этюд

«Радуга».

Развитие мимики,

внимания.

Рисование своего чувства.

Закрепить знание цветов,  следить за осанкой детей во время работы; воспитывать аккуратность.

Карточка 21

Что я знаю и чему хочу научиться.

Развивать познавательную мотивацию и готовность к восприятию нового, умение принимать решение самостоятельно, побуждать детей к самопознанию, формировать мотивацию достижения успеха.

 Упражнение «Штанга»

Развитие психоэмоциональной сферы, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Упражнение «Прыжок с поворотом»

Развитие координации и самоконтроля движений, крупной моторики, согласование между работой слухового и зрительного анализаторов.

«Выполни уговор».

Развитие внимания, оперативной памяти.

Карточка 22

Мир моих фантазий.

Развивать воображение, раскованность, коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Пальчиковая игра «Цепочка».

Активизировать моторику рук; развивать ловкость, умение управлять своими движениями.

Рисование «Моя мечта».

Развивать воображение, помочь детям выразить своё эмоциональное состояние;  закрепить умение пользоваться красками; воспитывать аккуратность.

Карточка 23

Почему люди сердятся?

Учить детей понимать свой внешний и внутренний мир, окружающих людей, выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику, расширить круг понимаемых эмоций.

Рисунок «Гнев».

Развивать воображение, закрепить знание эмоциональных состояний, развивать мимику. Закрепить умение пользоваться красками.

Февраль

Методика

Цель

Карточка 24

Что значит быть добрым?

Расширять круг понимаемых детьми эмоций, учить детей вести позитивный внутренний разговор о самом себе, анализировать результаты своей деятельности.

Карточка 25

«Что значит удивление?»

Расширять круг понимаемых эмоций, познакомить с чувством удивления; обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки.

Упражнение " Корректурные пробы "

Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Карточка 26

«Что такое хорошо, а что такое плохо?»

Развивать произвольность, наблюдательность, самоконтроль, умение глубже понимать себя и других, формировать адекватную самооценку.

            Игра «Жук»

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики, памяти; развитие речи.

Игра «Замри»

Развитие внимания, координации движений

Карточка 27

«Добрые волшебники»

Формировать гуманное отношение к сверстникам, развивать воображение, коммуникативные навыки, концентрацию внимания.

Рисунок «Добрый волшебник».

Развитие воображения, речи, закрепить знания детей об эмоциях.

       Игра с флажком.

Развитие внимания, самоконтроля за правильностью действий, памяти.

Психомышечная тренировка

Снятие эмоционального напряжения

Карточка 28

«Что  такое дружба?»

Учить детей ощущать близость, тепло другого, развивать чувство принадлежности к группе, единства, сплоченности, повышать уверенность в себе, развивать коммуникативные навыки.

Карточка 7

(картотека игр для развития внимания, памяти, восприятия)

Развитие внимания, памяти и восприяти

Карточка 29

«Что такое радость?»

Расширять знания детей о чувстве радости, развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние, способность понимать эмоциональное состояние другого.

Карточка 30

«Как помириться?»

Формировать доброжелательное отношение друг к другу, сблизить детей в группе, вызвать желание общаться, помочь ребенку открыться, почувствовать себя свободно и раскованно, а также увидеть себя как бы со стороны.

Рисунок «Упрямые козлята»

Учить детей рисовать животных, передавая в рисунке характерные их отличия, воспитывать аккуратность при работе с красками.

Карточка 31

«Почему возникают ссоры?»

Расширять круг понимаемых эмоций, формировать умение глубже понимать себя и других, развивать эмпатию.

Март

Методика

Цель

            Карточка  32

«Радостное событие в нашей группе».

Учить детей «раздвигать» границы своего образа «Я», адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Карточка 33

«Праздники в нашей семье»

Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние, понимать настроение и чувства другого человека, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.

Карточка 34

«Кого называют любознательным?»

Расширять знания детей о чувстве удивления, развивать наблюдательность, умение понимать глубже себя и других, коммуникативность, формировать умение определять эмоциональное состояние по схематичным изображениям.

Карточка 35

 «Копилка добрых дел»

Вырабатывать у детей привычку фиксировать достижения своей жизни, умение осознавать и вербально описывать собственные достижения, развивать умение вести разговор о самом себе

Карточка 5 (картотека релаксационных упражнений).

Снятие мышечного напряжения, расслабление всего тела.

Карточка 36

«Кого называют смелым»

Расширять знания детей о смелости, развивать наблюдательность, умение понимать глубже проявление смелости, героизма, характеризовать поступки людей, смелых защитников; формировать умение отличать смелые поступки от ложно смелых, ненужно рискованных.

Карточка 4(картотека подвижных игр для гиперактивных детей)

Развитие внимания, памяти

              Карточка 37

«Что больше всего люблю делать»

Помочь преодолеть барьеры в общении развивать навыки понимания себя и других.

Карточка 2 (картотека игр с тревожными детьми)

«Зайки и слоники».

Формирование уверенности в себе, дать детям возможность почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

             Карточка 38

«Возьмемся за руки»

Способствовать сплочению детей, созданию чувства группового единства.

Карточка 5 (картотека подвижных игр для гиперактивных детей)

Тема: «Расставь посты»

Развитие навыков волевой регуляции. Способность концентрировать внимание на определенном сигнале.

Карточка 8 (картотека релаксационных упражнений)

Тема: «Цветок»

Снятие эмоционального и мышечного напряжения

            Карточка 39

«Угадай-ка»

Карточка 1 (картотека речевых игр для детей 4-5 лет).

Формировать умение ориентироваться на окончания слов при согласовывании существительного и прилагательного в роде.

«Веселая игра с колокольчиком».

Карточка 2 (картотека подвижных игр для гиперактивных детей)

Развитие слухового восприятия, внимания.

«Полет  высоко в  небо».

Карточка 10 (картотека релаксационных упражнений)

Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Апрель

Методика

Цель

Карточка 40

«Как я провел день»

Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внешний вид и внутренний мир.

Игра «Слушай   команду».

Карточка 8 (картотека подвижных игр для гиперактивных детей).

Развитие внимания, произвольности поведения

Карточка 41

«Самодовольство»

Познакомить с чувством самодовольства.

Чтение сказки «Мышка - хвастунишка»

Развивать внимание, активизировать словарный запас.

Карточка 42

« Текстура»

Обучение способности распознавать предмет по тактильным ощущениям.

« Погода»

Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке.

Психомышечная тренировка

Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Тряпичная кукла

Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Карточка 43

«Мышка — птичка»

Обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции.

«Найди отличия»

Развитие концентрации внимания

«Погода»

 

Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке.

«Психомышечная тренировка»

Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

« Скульптура»

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНА ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ....

"Развитие эмоционально - волевой сферы ребенка дошкольного возраста"

Консультация для родителей содержит материал по развитию эмоционально - волевой сферы детей дошкольного возраста. Рассматриваются задачи и пути воспитательного воздействия....

Игры для родителей и педагогов детского сада на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста

Развивающие игры  для родителей и педагогов детского сада для регулирования эмойиональной сферы дошкольников...

Театрализованная деятельность как средство развития и коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста

      В статье говорится о том, что театрализованная деятельность являетс источником  развития чувств, глубоких переживаний и открытий, развивает эмоциональную сферу ре...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ с ТНР

Специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной...