Главные вкладки

    Проект в подготовительной группе "Природа родного края"
    проект (подготовительная группа) по теме

    Лутфрахманова Альбина Хатифовна

     

    Прими все, что есть в природе.

    Ищи истину в природе вместе с ребенком.

    Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.

    Искренне восхищайся красотой природы и всем, что есть вокруг.

    Цель проекта:

    Формирование у воспитанников и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края посредством поэтапного решения задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_1_ispravlennyy.docx54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

    Центр развития ребенка - детский сад № 30 «Улыбка» городского округа

    город Октябрьский Республика Башкортостан

       

    Проект

    в  группе  №1 компенсирующего вида

    на тему: «Природа родного края»

     

       

       

    Лутфрахманова Альбина Хатифовна

                                                                 воспитатель

                    Согласовано: зам. зав. по ВМР

                                                                                                                           _____________ Ф.У. Насырова

              Дата проведения: сентябрь 2013г.

    г. Октябрьский

    2013г.

                                                                 

     Охранять природу — значит охранять Родину.

    Пришвин М. М

    Актуальность проекта.

    Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

    Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

    В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.

    Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.

    Для чего нужно изучать природу родного края?

    Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

    Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и

    свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

    Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

    В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.  

    Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данный проект решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.

    Наиболее значимыми для себя дети считают:

    Представления детей 5-7 лет об экологической культуре человека.

    владение правилами поведения в природе        

    32%;

    потребность в общении с природой        

    20%;

    убежденность в необходимости ответственно относиться к природе

    20%;

    понимание многосторонней (универсальной) ценности природы        

    12%;

    практические экологические умения

    8%;

    интерес к экологическим проблемам        

    8%.

    Проблема - экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

    Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края. Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой  Башкортостана, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.

    Наш девиз:

    «Природа и мы – одно целое!»

    Я считаю, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно - философской категорией «Мы», то есть единство.

    Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.

    Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.

    Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.

    Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщение к нему.

    Мы – то дети и взрослые, живущие в Башкортостане и любящие свою природу.

    Мы – это коллектив педагогов и родителей, осуществляющих экологическое образования детей!

    Успех моей педагогической деятельности.

    Готовность осуществлять экологическое образование детей.

    Совместно взаимодействовать с детьми в природе.

    Каждый день общаться с природой, изучать ее и беречь.

    Создавать экологическую развивающую среду в группе.

    Быть примером для своих воспитанников в общении с природой.

    Быть защитником, а не только потребителем природных богатств.

    Мои заповеди.

    Прими все, что есть в природе.

    Ищи истину в природе вместе с ребенком.

    Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.

    Искренне восхищайся красотой природы и всем, что есть вокруг.

    Цель проекта:

    Формирование у воспитанников и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края посредством поэтапного решения задач.

    Задачи проекта:

    1.Познакомить воспитанников с разнообразием растительного и животного мира   Башкортостана, ее экологией.

    2.Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.

    3.Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе родного края.

    4.Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ для реализации приоритетного направления.

    5.Развитие познавательных умений детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;

    6.Организовать практическую природоохранную деятельность воспитанников  и родителей;

    7.Реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей  семьи»

    Объект проектной деятельности

    Развивающая среда и система работы с родителями и воспитанниками  как основа приобщения воспитанников старшего дошкольного возраста к экологической культуре родного края

    Предмет проектной деятельности

    Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте

    Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

    Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.

    Продолжительность:2 года

    Принципы работы:

    Принципа регионализма, реализация проекта с учетом своеобразия региона и успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона.

    Принцип гуманизма, экологическая культура воспитания, осознанного бережного отношения к природным экосистемам региона.

    Принципа системности, знания об особенностях животного и растительного мира родного края.

    1 этап проекта – подготовительный (сентябрь-декабрь 2013 года)

    • Разработка стратегии реализации проекта;
    • Постановка цели и выработка задач;
    • Подбор методического материала, разработка конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
    • Создание предметно-развивающей среды (пособия, наглядность, фотоальбомы).

    1. Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.

    Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения.

    2.Составление перспективно - творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края.

    1. Блок « Башкортостан самый, самый». (Природа Башкортостана и ее уникальность).

    2. Блок «Растения Башкортостана».

    (знания о растительном мире Башкортостана, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира).

    3. Блок «Животные нашего края».

    (знания о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).

    4. Блок «Защитим природу».

    ( проблемы экологии, охраны).

    2 этап проекта - основной

    (Январь2014 года – декабрь2014 года)

    • Проведение занятий познавательного и художественно-эстетического циклов;

    • Разучивание стихотворений о природе родного края;
    • Проведение консультаций, мастер-классов, презентаций для педагогов и родителей;
    • Совместное участие детей, педагогов и родителей в конкурсах, выставках, праздниках и акциях.

    Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

    1. Использование словесных методов
    • Беседы, легенды о Башкортостане (знакомство воспитанников с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
    • Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов ( шум леса, голоса птиц, зверей. Игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).
    • Воспитание экологической культуры воспитанников и бережного отношения к природе (составление сказки на тему: « Лес  в беде», «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»)
    • Загадалки – обогащение словаря ( придумывание  загадок, использование прилагательных, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка).
    • Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (подготовка сообщений  и выступление с ними на занятиях о диких животных, о зимующих птицах и др.)
    1. Использование метод экспериментирования и моделирования.
    • Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам», «Приключения капельки»).
    • Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты парка им.Гагарина , составление маршрута для путешествия  к реке Ик ).

    • Экспериментирование с природным материалом – развитие  познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).
    • Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).
    1. Практические методы.
    • Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов воспитанников, мотивация отношения к природе. Участие в субботниках, в озеленении участков.
    • Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний (викторина                « Животные и птицы Башкортостана», КВН «Лес – наше богатство).
    • Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Составление  гербарии: «Деревья и кустарники Башкортостана». «Цветы и травы Башкортостана .
    • Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (отражение воспитанниками последовательности изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).
    • Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (конкурсы «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).
    1. Наглядные методы.
    • Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести воспитанникам  всю красоту нашего края («Заповедники  Башкортостана», «Цветы Башкортостана», «  Реки и озера Башкортостана»).
    • Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика, (Башкирские легенды», «Жемчужины Башкортостана»).
    1. Создание зон экологической среды.

    • Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, журналы « Акбузат », легенды, сказки, карта Башкортостана).
    • Мини – музей «Башкортостан » (фотоальбомы, наборы открыток, буклеты, гербарии, коллекции, календарики, значки, сувениры).
    • Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).
    1. Работа с родителями.
    • Беседы родителей с детьми о  Башкортостане и природе родного края.
    • Помощь в составлении гербариев.
    • Участие в оснащении мини – музея.
    • Организация поездок – экскурсий на природу.
    • Пополнение художественной и научной литературы.
    • Участие в соревнованиях (викторины, КВН).
    • Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).
    • Консультации, беседы  за круглым столом,ширмы.
    • Анкетирование.

    3 этап проекта   - итоговый (май 2015 года)

    • Интегрированное итоговое занятие «Родной свой край люби и знай! »
    • Выставка продуктов детской деятельности (рисунки)
    • Создание мини-музея «Дары природы»

    Ожидаемые результаты проекта:

    1. Создание на участке  экологически благоприятной среды;
    2. Повышение уровня знаний по экологии у воспитанников, проявления

    воспитанниками устойчивого, познавательного интереса к  природе Башкортостана;

    1. Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

    1. Изменения процентного соотношения в таблице параметров о представлениях детей 5-7 лет об экологической культуре человека.

    Литература:

    1. Золотова Е.И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.
    2. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
    3. Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». – М.: «Политиэдат», 1990 год.
    4. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». М.: «Сфера», 2003 год.
    5. Рыжова Н., Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». – М: 2008 год.
    6. Кондратьева Н.Н, «Мы. Программа экологического образования детей». «Детство – пресс», 2000 год.

    Приложение № 1.

    Примерная диагностическая методика выявления представление о природе родного края, старшего дошкольного возраста.

    Цель:  Определить уровни освоения представлений детей о природе родного  края, согласно программе, соответствующие им познавательные,  речевые умения, отношения.

    I.  Блок Башкортостан самый, самый»

    1.Выявить представление детей о природе  Башкортостане, его уникальности.

    а) Покажи на карте, где находится Башкортостан.

    б) Чем он необычен?

    в) Что знаешь о Башкортостане?

    II. Блок «Животный мир»

    1. Выявить представления детей о насекомых и птицах.

    а) Какие птицы и насекомые передвигаются по воздуху?

    б) Определить существенные признаки птиц.

    в) Назвать признаки насекомых.

    г) Чем питаются птицы, насекомые

    2. Выявить представления о животных   Башкортостана.

    а) Каких знаешь животных Башкортостана?

    б) Чем питаются?

    в) Знаешь ли ты бобра?

    г) Как бобр приспосабливается к жизни в разное время года?

    д) Чем питается бобер?

    е) Когда у бобра рождаются детеныши?

    3. Выявить представления  о подводных обитателях.

    а) Кто живет над водой?

    б) Как называются водоросли?

    в) Кто питается водорослями?

    г) Какие рыбы живут в реках ,озерах Башкортостана?

    д) Определить существенные признаки рыб (чешуя, плавники, жабры, икра, форма тела).

    е) Могут ли жить без воды?

    ж) Чем питаются?

    III. Блок «Растительный мир»

    1. Выявить представления о деревьях и кустарниках.

    а) Какой лес называется ельник?

    б) Назови признаки деревьев?

    в) Назови хвойные деревья?

    г) Назови кустарники?

    д) Чем кустарники отличаются от деревьев?

    2. Выявить представление о цветах и травах.

    а) Какие знаешь цветы?

    б) Назови первые весенние цветы?

    в) Где растут цветы?

    г) Назови травы?

    д) Какие лечебные травы знаешь?

    е) Какие растения занесены в «Красную книгу»?

    IV. Блок «Защитим родную природу»

    1. Выявить представления о труде людей  в Башкортостане, об их отношении к   природе.

    а) Любишь ли ты свой край?

    б) Почему?

    в) Расскажи о правилах поведения в природе?

    г) Кто охраняет?

    д) Какие знаешь заповедники Башкортостана?

    е) Какие знаешь загадки, стихи о Башкортостане?                                                      

    Приложение № 2.

    Акция «Защитим природу родного края».

    Цель: Воспитывать желание защищать и охранять природу, чувство любви к родному краю.

    Формы работы:

    Просмотр видеофильма «Башкирские фантазии».

    Беседа на теме «Что грозит нашей природе».

    Конкурс рисунков детей «Берегите природу».

    КВН «Башкортостан самый самый!».

    Составить книжки из рассказов детей «Защитим природу родного края».

    Конкурс чтецов «Башкортостан – край мой родной».

    Провести «День  защиты природы Башкортостана»

    Акция «Покормите птиц зимой!»

    Цель: Закрепить и уточнить представления о зимующих птицах. Воспитывать любовь к птицам, вызвать желание помочь им.

    Формы работы:

    Беседа о зимующих птицах.

    Чтение рассказов о зимующих птицах.

    Конкурс «Лучшая кормушка».

    «Открытие столовой для птиц».

    Фотомонтаж «Как мы помогаем птицам зимой».

    Викторина «Зимующие птицы».

    Акция «Берегите елки!»

    Цель: Дать знания детям о пользе елей для людей (лекарство, чистый воздух). Дать представление о том. Какой вред вырубкой елей, люди наносят вред природе.

    Формы работы:

    Чтение рассказов «Ели». Шорыгина.

    Беседа на тему «Зачем рубят елки».

    Конкурс плакатов «Берегите елки».

    Составление творческих рассказов «Не рубите елки!»

    Праздник елки.

    Приложение №3

    Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

    Ф.И.О

    2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?

    3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?

    4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

    5. Как часто вы вместес ребенком совершаете выезды на природу?

    6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

    7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или в городе?

    8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

    Приложение №4

    Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию

    1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)

    2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)

    3. Поклонись   ягодке. (Поговорить   о ягодах   Башкортостана,   рассказать,   какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)

    4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)

    5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

    6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.

    Приложение №5

    Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию

    1. Азбука поведения в природе.

    2. Прогулки в природу.

    3. Войди в природу другом!

    4. Очей очарованье!

    5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).

    6. В лес по грибы.

    7. Поможем крылатым докторам (о птицах).

    8. Наши друзья — насекомые.

    9. Защитим друзей леса!

    10. Пожар — это беда леса!

    11. Сбережем нашу елочку.

    12. Цветы — земной красы начало.

    13. Первоцветы — вестники весны.

    14. Давайте беречь воду!

    Приложение №6

    Сбережем родную природу.

    Материал круглого стола для родителей

    1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.

    • Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?

    • Оказывает ли общество влияние на природную среду?

    • Может ли  мораль  (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

    2. Разобрать следующие ситуации.

    • Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но

    предложила сыну   внимательно   ее   рассмотреть   и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

    Вопросы

    Правильно ли поступила мать?

    Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

    Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

    Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?

    Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

    • Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой    в    саду,    заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.

    Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

    Вопросы

    Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?

    Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

    Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода ваши дети?

    3. Концерт силами детей «Башкирская  природа».

    4. Обсуждение с родителями увиденного.

    • Считают ли они, что такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь ее.

    • Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного? «Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них  нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее  относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому». (К. Станиславский)

    5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).

    Приложение №7

    Интеллектуально-творческая игра  «В гармонии с природой»

    Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Участвуют воспитатели и родители детского сада.

     На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.

    Конкурс 1. «Разминка».

    Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.

    1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)

    2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)

    3. Как называется растительный мир? (Флора)

    4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)

    5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)

    6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)

    7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)

    8. Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)

    9. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)

    10. Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)

    Конкурс 2. « Урожай плодов».

    Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в ходе эстафеты перечисляют методы и приемы ознакомления дошкольников с природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней.

    Музыкальная пауза.

    Конкурс 3. «Загадалки».

    Ведущий. У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых.

    Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.

    Информационная справка для зрителей «Известное об известном»

    1. Самый крупный:

    - из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров

    - из птиц – страус 90 кг, высота 270 см

    - из змей – анаконда длина 5-10 метров

    2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 м

    Самые толстые - баобаб до 50 метров в окружности

    Самые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 400 метров в длину

    3.Быстрее всех:

    бегает гепард

    плавает меч-рыба

    летает стриж

    4.Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота - 36 метров.

    5.Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас.

    Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов.

    6.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.

    7.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.

    8.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.

    9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.

    10. При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.

    Конкурс 4. «Угадай мелодию».

    Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе.

    Подсказки:

    1. Песня о неразделенной любви. (Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?)

    2. Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)

    3.То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)

    4. О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды)

    5.О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)

    6. Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)

    7. Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони в цвету)

    8.Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)

    Конкурс 5. «Домашнее задание».

    Командам дано задание нарисовать плакаты экологической направленности, придумать им название и защиту. Жюри оценивает домашнее задание по этим критериям.

    Конкурс 6. «Театр-экспромт»».

    Команды разыгрывают сценку-пантомиму на темы басен Крылова.

    1 команда – басня «Свинья под дубом»

    2 команда – басня «Ворона и лисица»

    жюри оценивает оригинальность и точность изображаемых образов, язык пантомимы.

    Пока команды готовятся, совершим небольшое путешествие в мир сказок. Из каких сказок эти отрывки?

    «…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями!... стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.» (С. А. Маршак «Двенадцать месяцев»).

    «Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов. «Каменный цветок»)

    «…зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона. ( Х.К.Андерсен. «Дюймовочка»)

    «Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой» (В.П.Катаев. «Цветик-семицветик»).

    «Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни». (С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».)

    «В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался цветочным городом». (Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)

    Конкурс 7. «Проявим фантазию – создадим образ».

    Экологическое воспитание неразрывно связано с изобразительной деятельностью, в частности с нетрадиционной техникой рисования.

    Задания командам: в течение 3 минут подобрать технику рисования, которая соответствует раскрытию данной темы:

    1 команда – тема «Подводный мир»

    2 команда – тема «Царство снежной королевы»».

    Жюри оценивает творчество воспитателей, нетрадиционность изображения.

    Игра для болельщиков «Перевертыши».

    Конкурс 8. «Дуэль».

    Команды по очереди называют народные приметы. Выигрывает тот, кто назовет их больше. В это время капитаны команд за отдельным столиком вырабатывают правила поведения детей на природе, начинающихся с частицы НЕ.

    1. В лесу много орехов, но мало грибов – зима будет суровая и снежная.

    2. Деревья покрылись инеем – к теплу.

    3. Если выпадает снег, когда деревья еще не сбросили листву – он скоро растает.

    4. Если осина в сережках (цветет богато) – то будет богатый урожай овса.

    5.Зацвела осина – пора сеять морковь.

    6. На дубе много желудей – перед морозной зимой и плодородному лету.

    7. Листопад скоро проходит – к холодной зиме. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме, к неурожайному году.

    8. Много сока в березах – к дождливому лету.

    9. Хорошо цветет рябина – к урожаю льна.

    10. Если в пору цветения рябины тепло, то все лето будет сухое и погожее.

    11. Если летом в лесу на рябине мало плодов – осень будет сухая, а много плодов – к дождливой осени и малоснежной зиме.

    12. Зазеленела черемуха – пора сеять картофель.

    13. Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплым.

    14. Если на черемухе много цветов.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект Тема: «История родного края»

    Проект для детей и родителей подготовительной группы Тема: «История родного края»...

    Экологический проект «Хвойные деревья родного края»

    Цель проекта: развитие экологической   культуры  детей старшего   дошкольного возраста в процессе ознакомления  с хвойными деревьями....

    Проект «Лучше нет родного края»

    Региональный компонент...

    Детский проект "Сказание о родном крае"

    Для успешности работы с детьми   по  ознакомлению  с  городом,  где  они  живут,  необходимо применить проектный метод.  Дошкольное детство можно назв...

    Проект "Лучше нет родного края!"

    ЦельОбобщить  знания детей о родном городе.Формировать начальные представления о родной стране, городе, его истории и культуре.Побеседовать с детьми о домашних адресах.Напомнить зачем нужно знать...

    Познавательно-творческий проект «Природа моего родного края»

    тема проекта.актуальностьобъект исследованияцель проектазадачи проекта.вид проекта.сроки реализации.этапы проектаработа с родителями...

    Проект "Берегите природу родного края"

    Краткосрочный проект по нравственному и экологическому воспитанию старших  дошкольников....