Развитие игровой активности дошкольников.
консультация по теме
Виды детской активности, методы активизации детей, формы игровой активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.81 КБ |
![]() | 277.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №74 общеразвивающего вида»
Доклад
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовила воспитатель высшей
МАДОУ «Детский сад №74
общеразвивающего вида»
Домашкина А. В.
Сыктывкар, 2012
Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.
Активность – движение в направлении реализации собственной внутренней потребности.
Признаки активности:
- Выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;
- Определяется наличием собственной цели;
- Предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.
В основе данного подхода лежат следующие виды детской активности.
Виды детской активности | Содержание |
Поисковая активность | Выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний |
Познавательная активность | Развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку от рождения. На основе этой потребности формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. |
Творческая активность | Выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности. Творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности |
Двигательная активность | Естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем |
Социальная активность | Направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование социальных отношений. Формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и дальнейшую социальную адаптивность |
Таким образом, мы видим, что в основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка.
Поэтому одна из задач детского сада – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОЙ ВНУТРЕННЕЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА.
Методы активизации собственной деятельности детей включают:
- проблему как внутреннее свойство их знаний и представлений (проблемные задачи, противоречивые ситуации), но высокая степень проблемных задач может тормозить психическую активность ребенка, а любая трудная ситуация в дальнейшем должна разрешаться достижением комфорта (доступом к получению информации);
- неопределенность, дефицит исходной информации об объекте окружающего мира (природы, культуры), но также важно учитывать, что высокая степень неопределенности может тормозить психическую активность ребенка;
- постановку творческих задач.
Для развития собственной внутренней активности ребенка определена важность создания организационно-педагогических условий в ДОУ, к которым относятся:
- разработка системы методических приемов, направленных на развитие всех видов активности ребенка;
- внедрение на их основе в практику работы новых нетрадиционных форм организации детской деятельности;
- создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию активности;
- обучение педагогов и формирование у них новой позиции во взаимодействии с детьми.
1. Методы активизации детей.
Методы активизации | Цель | Содержание |
Метод творческих заданий | Стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность) | Использование педагогом различных творческих заданий с постановкой творческих задач |
Метод развивающего дискомфорта | Стимулировать активно-поисковое поведение (поисковую активность) | Детям предлагается задание с ситуацией повышенной трудности, когда задача поставлена четко и ясно, но имеется дефицит исходной информации |
Метод экспериментирования в исследовательской ситуации | Стимулировать активно-преобразующую деятельность ребенка (поисково-познавательную активность) | Экспериментирование задается не взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте. Ребенок сам ставит цели, достигает их, получая новые знания о предметах. |
2. Нетрадиционные формы игровой деятельности.
Нетрадиционные формы игровой деятельности | Значение, цель | Задачи |
Сюжетно-ролевая игра «Банк» - «Бизнес-класс» для дошкольников | Развитие социальной, личностной и творческой активности. Обогащение игровой деятельности экономическим содержанием | Социальная активность: - содержание игры: социально-экономические отношения, что выводит сюжет игры на новый уровень развития; - воспроизведение в игре профессиональной деятельности взрослых: современные профессии (менеджер, банкир, бизнесмен и т.д.); - возникновение потребности в умении общаться и взаимодействовать с другими людьми (развитие коммуникативных навыков); - овладение нормами и правилами социального поведения, определенными умениями и навыками; - эмоциональное вживание в незнакомый социальный мир. Личностная активность: - возможность осуществлять свободу выбора, поиска и принятия решений (как потратить деньги; какую фирму открыть; как организовать собственное дело, чтобы оно принесло прибыль, и т.д.) - нахождение в игре каждым ребенком области проявления себя (где я успешен и значим). Творческая активность: - выдвижение собственных творческих идей; - создание новой пространственной и предметной среды по ходу игры; - придумывание разнообразных сюжетов игры, игровых действий, правил, оригинальных замыслов; - использование в игре нетрадиционного игрового материала. |
Пространственная игра | Реализация потребности в движениях. Свободное движение ребенка в свободном неорганизованном пространстве | - моторно-чувственные переживания своего тела, его положения и взаимоотношения с пространством; - изучение возможностей своего тела через движение; - освоение структуры и геометрии пространства: его трёхмерности и объемности; - развитие тонкой дифференцировки движений и сложно-координированной ловкости; - получение положительного эмоционального заряда за счет сброса психологического напряжения и стенического тонизирования; - осуществление двигательного взаимодействия детей друг с другом, установление согласованных действий, развитие рефлексии партнера по общению; - создание условий для возможности экспансивного воздействия на мир как проявление собственной активности; - развитие регуляции собственного поведения и контроля над ним; - решение частных коррекционных задач (например: нарушение взаимоотношений; проявлении агрессивности, гиперактивности, робости, замкнутости и пр. в поведении; снижение психической активности и т.п.). |
Режиссерская игра | Развитие личностной активности с учетом индивидуально-типологических особенностей. Осуществление собственных замыслов в режиссерских постройках | - получение множества первичных разрозненных знаний о мире, которые не складываются в единую картину; - уравнивание в возможностях детей с различными индивидуально-типологическими особенностями; - осознание ценности своей внутренней позиции и идей других детей, так как не бывает «плохих» и «хороших» построек, есть только мир, такой, какой ты захочешь; - осмысление через рассказ о своем мире модели, взаимосвязи в нем; - обмен опытом. |
Игра - соревнование | Формирование умения подчиняться игровым правилам, развитие соревновательных мотивов и произвольности поведения | - активизация работы мыслительной деятельности в процессе самостоятельного поиска решений; - развитие умения планировать и анализировать деятельность, согласовывать усилия, считаться с общим замыслом, договариваться, помогать и сопереживать друг другу; - формирование произвольности поведения через умение удерживать и подчиняться правилам игры. |
Игры по созданию образов с элементами ряженья и грима | Развитие творческой активности. Расширение опыта ребенка через новые формы взаимодействия со взрослым. | - получение опыта и возможности перевоплощения; - реализация собственных чувственных переживаний; - развитие умения выражать свои представления в словесном плане и доносить их до партнера по деятельности; - открытие новой позиции взаимодействия «на равных» между ребенком и взрослым; - поиск способов воплощения собственного внутреннего замысла через внешнюю атрибутику; - снятие страха публичных выступлений; - проживание опыта «Я – другой» по отношению к себе и окружающим. |
Все игры и методы ориентированы на развитие различной активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества – основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.
3. Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребенка.
Функции предметно-пространственного мира:
- Информативная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире;
- Побуждающая ребенка к проявлению собственной активности.
Среда считается побуждающей к активности, если она отвечает следующим требованиям:
- включает элементы новизны;
- является многофункциональной;
- содержит умеренный элемент риска.
Характеристика окружающей среды
Окружающая среда | Признаки и функции | Недостатки | Формы организации среды, сочетающие в себе статичность и динамичность |
Статичная среда | - Содержит неподвижные конструкции, заданную организацию, твердо установленные границы либо отсутствие таковых. - Неизменна и постоянна во времени и пространстве. - Создает ощущение порядка и безопасности. | - Не способствует активности и поисковому поведению. - Снижает адаптивность и «притупляет» чувство собственной безопасности - Объекты окружения перестают воздействовать на человека | 1.Статичная среда, постоянно включающая новые, неоформленные и многофункциональные объекты; 2.Включение в статическую среду предметов и объектов с заданной функцией действия и пространственных перемещений; 3.Пространственное перемещение сегментов постоянного пространства; 4.Введение в статичное пространство полностью нового сегмента с новым содержанием и структурной организацией. |
Динамическая среда | - Способствует поисково- познавательной активности | - Создает фон напряжения из-за отсутствия стабильности и постоянства |
Приемы моделирования окружающей среды, повышающие активность ребенка.
- Наличие свободного сегмента пространства.
Выделение абсолютно свободного незаполненного пространства в группе, которое может заполняться по желанию детей для игры, но по правилу должно полностью освобождаться, как только игра закончена.
- Организация «склада ненужных предметов».
Склад в буквальном смысле – сундук, шкаф, ящик, в который складываются предметы, как только они выходят из постоянного употребления. Складом можно пользоваться только по разрешению с целью "найти то, что надо для игры». В данном контексте старая вещь может пробудить новый интерес и стимул к действию.
- Передвижные сегменты.
Они могут либо целиком вновь создаваться, либо переноситься из группы в группу по круговому циклу в течение года. Такими сегментами могут быть:
- имитация большого пространственного объекта создающего заданную среду или предназначенную для игры или обживания: шатер, дом, горка, ширмы, имитация транспорта, большая коробка и т.п.;
- часть ролевой игры, новый сюжет, атрибутика;
- имитация театра, сцены, кукольного театра с предметами для ряженья;
- угол отдыха, место для «валяния», предназначенное для совместного вживания и распределения пространства, заполненное мягкими неоформленными объектами: шариковой мебелью, матами, мягкими мячами, кольцами, подушками и т.п.;
- бассейны обычные и «сухие», песочницы;
- реальные объекты с реально-практическим действием, для расширения сферы деятельности детей, швейная машина, столярные инструменты, гончарные принадлежности, плита и т.п.;
- большие конструкторы, Лего и т.п.;
- живые объекты – передвижной зоопарк;
- выставки игрушек по теме.
Требования к организации жизненного пространства детей, способствующего развитию форм детской активности.
- Многофункциональность.
Деление пространства на отдельные функциональные зоны и создание интеграционной связи между ними. Каждый центр не обязательно имеет определенное, строго заданное зонирование, а может включать элементы других центров. Например, центр познания содержит дидактические, настольно-печатные игры познавательного характера, а также познавательно-художественную литературу, предметный материал для исследовательской и продуктивной деятельности по заданному тематическому содержанию.
- Трансформируемость.
Старшие дошкольники склонны реорганизовывать окружающую среду, поэтому в детском саду должно быть неорганизованное пространство, где они могут реализовать потребность в трансформации и перемещении объектов. Очень важно предоставлять детям возможность самостоятельно менять пространственную среду в соответствии с их замыслами.
- Элементы новизны.
Своевременное изменение среду педагогом через:
- внесение нового материала, расширяющего интересы детей;
- новых игровых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием детских игр. Для развития творческой, познавательно-поисковой активности важно, чтобы предлагаемый материал носил проблемный характер, а также имел определенную зону «неизвестного» и «малознакомого», что стимулирует самостоятельное получение новых знаний детьми. Любая среда должна включать зону нового и зону постоянства. Сочетание этих компонентов обязательно.
- Личное пространство.
Для ребенка важно иметь собственное пространство, в котором он может реализовать свои интересы или пережить определенные чувства.
- Универсальность.
Позволяет самим детям и вместе с педагогом строить, менять, трансформировать ее в соответствии с видом деятельности, игры, ее содержанием и перспективами развития.
Для развития творческой активности старших дошкольников большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров:
- модульная мебель для дидактических, развивающих и настольно-печатных игр;
- игровой материал для организации сюжетно-ролевых игр;
- игровые макеты для режиссерских игр и игр-макетирований;
- уголки ряженья для организации игр по созданию образов;
- неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;
- исследовательский, проблемный материалы для организации игр-экспериментирований;
- сборно-разборные мягкие модули, домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр.
В понятие предметно-развивающей среды включают и отношения, которые складываются у ребенка с взрослым в процессе игры. Роль взрослого определяется формой организации игровой деятельности. Так, в организованной игре он выступает как равноправный партнер и включается в нее для связи отдельных игровых моментов, коррекции ролевых отношений. В свободных и самостоятельных играх дошкольников его роль сведена к минимуму и строится на наблюдении за ходом развития сюжета и всего игрового процесса в целом. Эту позицию педагога можно считать условно «пассивной», так как она в гораздо большей степени стимулирует собственную активность ребенка в игре.
Развить активного ребенка может только взрослый, обладающий собственной внутренней активной позицией. Такой педагог отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию, верой в собственные силы, самоуважением. Он склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности, имеет внутреннюю мотивацию к своей работе, эффективен в общении с детьми.
(Литература: Развитие игровой активности дошкольников.
Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2010.
Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды детской активности Виды детской активности Содержание Поисковая активность Выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний. Познавательная активность Развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку от рождения. На основе этой потребности формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Творческая активность Выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности. Творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности. Двигательная активность Естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем . Социальная активность Направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование социальных отношений. Формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и дальнейшую социальную адаптивность.
Методы и формы развития внутренней активности ребенка
Методы активизации Методы активизации Цель Содержание Метод творческих заданий Стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность) Использование педагогом различных творческих заданий с постановкой творческих задач Метод развивающего дискомфорта Стимулировать активно-поисковое поведение (поисковую активность) Детям предлагается задание с ситуацией повышенной трудности, когда задача поставлена четко и ясно, но имеется дефицит исходной информации Метод экспериментирования в исследовательской ситуации Стимулировать активно-преобразующую деятельность ребенка (поисково-познавательную активность) Экспериментирование задается не взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте. Ребенок сам ставит цели, достигает их, получая новые знания о предметах.
Нетрадиционные формы игровой деятельности Нетрадиционные формы Значение, цель Задачи Сюжетно-ролевая игра «Банк» - «Бизнес-класс» для дошкольников Развитие социальной, личностной и творческой активности. Обогащение игровой деятельности экономическим содержанием Социальная активность: - содержание игры: социально-экономические отношения, что выводит сюжет игры на новый уровень развития; - воспроизведение в игре профессиональной деятельности взрослых: современные профессии (менеджер, банкир, бизнесмен и т.д.); - возникновение потребности в умении общаться и взаимодействовать с другими людьми (развитие коммуникативных навыков); - овладение нормами и правилами социального поведения, определенными умениями и навыками; - эмоциональное вживание в незнакомый социальный мир. Личностная активность: - возможность осуществлять свободу выбора, поиска и принятия решений (как потратить деньги; какую фирму открыть; как организовать собственное дело, чтобы оно принесло прибыль, и т.д.) - нахождение в игре каждым ребенком области проявления себя (где я успешен и значим). Творческая активность: - выдвижение собственных творческих идей; - создание новой пространственной и предметной среды по ходу игры; - придумывание разнообразных сюжетов игры, игровых действий, правил, оригинальных замыслов; - использование в игре нетрадиционного игрового материала.
Нетрадиционные формы игровой деятельности Значение, цель Задачи Пространственная игра Реализация потребности в движениях. Свободное движение ребенка в свободном неорганизованном пространстве - моторно-чувственные переживания своего тела, его положения и взаимоотношения с пространством; - изучение возможностей своего тела через движение; - освоение структуры и геометрии пространства: его трёхмерности и объемности; - развитие тонкой дифференцировки движений и сложно-координированной ловкости; - получение положительного эмоционального заряда за счет сброса психологического напряжения и стенического тонизирования; - осуществление двигательного взаимодействия детей друг с другом, установление согласованных действий, развитие рефлексии партнера по общению; - создание условий для возможности экспансивного воздействия на мир как проявление собственной активности; - развитие регуляции собственного поведения и контроля над ним; - решение частных коррекционных задач (например: нарушение взаимоотношений; проявлении агрессивности, гиперактивности , робости, замкнутости и пр. в поведении; снижение психической активности и т.п.).
Нетрадиционные формы игровой деятельности Значение, цель Задачи Режиссерская игра Развитие личностной активности с учетом индивидуально-типологических особенностей. Осуществление собственных замыслов в режиссерских постройках - получение множества первичных разрозненных знаний о мире, которые не складываются в единую картину; - уравнивание в возможностях детей с различными индивидуально-типологическими особенностями; - осознание ценности своей внутренней позиции и идей других детей, так как не бывает «плохих» и «хороших» построек, есть только мир, такой, какой ты захочешь; - осмысление через рассказ о своем мире модели, взаимосвязи в нем; - обмен опытом. Игра - соревнование Формирование умения подчиняться игровым правилам, развитие соревновательных мотивов и произвольности поведения - активизация работы мыслительной деятельности в процессе самостоятельного поиска решений; - развитие умения планировать и анализировать деятельность, согласовывать усилия, считаться с общим замыслом, договариваться, помогать и сопереживать друг другу; - формирование произвольности поведения через умение удерживать и подчиняться правилам игры.
Нетрадиционные формы игровой деятельности Значение, цель Задачи Игры по созданию образов с элементами ряженья и грима Развитие творческой активности. Расширение опыта ребенка через новые формы взаимодействия со взрослым. - получение опыта и возможности перевоплощения; - реализация собственных чувственных переживаний; - развитие умения выражать свои представления в словесном плане и доносить их до партнера по деятельности; - открытие новой позиции взаимодействия «на равных» между ребенком и взрослым; - поиск способов воплощения собственного внутреннего замысла через внешнюю атрибутику; - снятие страха публичных выступлений; - проживание опыта «Я – другой» по отношению к себе и окружающим.
Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребенка
Характеристика окружающей среды Окружающая среда Признаки и функции Недостатки Формы организации среды, сочетающие в себе статичность и динамичность Статичная среда - Содержит неподвижные конструкции, заданную организацию, твердо установленные границы либо отсутствие таковых. - Неизменна и постоянна во времени и пространстве. - Создает ощущение порядка и безопасности. - Не способствует активности и поисковому поведению. - Снижает адаптивность и «притупляет» чувство собственной безопасности - Объекты окружения перестают воздействовать на человека 1.Статичная среда, постоянно включающая новые, неоформленные и многофункциональные объекты; 2.Включение в статическую среду предметов и объектов с заданной функцией действия и пространственных перемещений; 3.Пространственное перемещение сегментов постоянного пространства; 4.Введение в статичное пространство полностью нового сегмента с новым содержанием и структурной организацией. Динамическая среда - Способствует поисково- познавательной активности - Создает фон напряжения из-за отсутствия стабильности и постоянства
Приемы моделирования окружающей среды, повышающие активность Наличие свободного сегмента пространства Организация склада «ненужных предметов» Передвижные сегменты Требования к организации окружающей среды, развивающей активность Многофункциональность Трансформируемость Элементы новизны Личное пространство Универсальность
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-140711-1352637860.jpg)
Самоанализ "Использование игровых технологий в развитии познавательной активности дошкольников"
самоанализ по методической теме...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-388289-1390404016.jpg)
Развитие игровой активности дошкольников
На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение в развитие ребёнка имеет активная позиция по отношению к миру. Она направлена в первую очередь на самостоятельный поиск и приобретение знаний...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-569670-1421926662.jpg)
Консультация для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности"
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/29/picture-659290-1440877373.jpg)
«Развитие творческой активности дошкольников средствами театрализовано-игровой деятельности».
Рекомендации для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-685404-1444582585.jpg)
"Развитие речевой активности дошкольников посредством игровой деятельности"
Сообщение из опыта работы...
Развитие игровой активности дошкольников
Презентация "Развитие игровой активности дошкольников"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/26/picture-1066625-1569501687.jpg)
«Развитие игровой активности дошкольника как одно из условий формирования личности ребенка, с помощью театральной деятельности».
laquo;Развитие игровой активности дошкольника как одно из условий формирования личности ребенка, с помощью театральной деятельности». Мастер-класс для педагогов....