Возможности сенсорной комнаты в развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Шумкина Евгения Александровна

О значении дошкольного детства в жизни человека мы узнаем из исследований ученых, таких как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др. Этот жизненный период они характеризуют как сензитивный, т.е. наиболее чувственный к воздействию, обладающий огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления, воображения. Поэтому многие знания, которые дети получают в этот период, остаются на всю жизнь. Большое знание в развитии ребенка отдается приобретению сенсорного опыта через совокупность анализаторов: слух, зрение, тактильная чувствительность, обоняние. Эту возможность предоставляют условия, созданные в сенсорной комнате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozmozhnosti_sensornoy_komnaty.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности сенсорной комнаты

в развитии детей дошкольного возраста

О значении дошкольного детства в жизни человека мы узнаем из исследований ученых, таких как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др. Этот жизненный период они характеризуют как сензитивный, т.е. наиболее чувственный к воздействию, обладающий огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления, воображения. Поэтому многие знания, которые дети получают в этот период, остаются на всю жизнь. Большое знание в развитии ребенка отдается приобретению сенсорного опыта через совокупность анализаторов: слух, зрение, тактильная чувствительность, обоняние. Эту возможность предоставляют условия, созданные в сенсорной комнате.

Сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др.

Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушённый свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка - вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребёнку развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.

Предлагаю более детально рассмотреть возможности использования сенсорной комнаты с детьми раннего возраста на практике нашего учреждения.

Методика организации занятия имеет свои особенности. На занятиях применяются различные источники света, звуков, запахов. Поэтому перед началом основной работы мы знакомим детей с каждым прибором, учим концентрировать на нём внимание, выполнять определённые действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы и т.д. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. В работе мы стремимся гармонизировать сочетание включаемых приборов, направленных на развитие и коррекцию различных ощущений. Например, занятие с пузырьковой колонной, установленной на мягкой платформе, может сопровождаться спокойной мелодией, в то время как другие проекторы одновременно включаться не должны, поскольку каждый из них в зависимости от сюжета занятия требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.

Изменения, происходящие в ребёнке, видно уже с первого посещения занятия. Уже с порога комнаты у ребёнка активизируется познавательный интерес и включается внимание. Чтобы ребёнок смог рассмотреть всё, ему необходимо своё внимание правильно распределить и переключить его с одного объекта на другой. Чтобы получить максимум сенсорных впечатлений, необходимо столько всего увидеть, услышать, потрогать, понюхать, а для этого на всё надо внимание, восприятие. Мы только на пороге, а ребёнком с присущей ему непосредственностью, получено столько информации.

Соответствующая обстановка очень сильно влияет на эмоциональное состояние ребенка: уводит его от мрачных мыслей, снимает напряжение. Агрессивные, тревожные, застенчивые дети под влиянием этой атмосферы успокаиваются, сенсорные впечатление, которые они получают, уводят их в мир спокойствия, радости, фантазии. Ребёнок забывает на время о своих сомнениях, трудностях. Его внимание привлечено к красоте звука, цвета, волшебству и таинственности. Здесь рождаются сказки, позволяющие ребёнку перевоплощаться и уже другой реальности находить ответы на свои вопросы. Такой вид работы как сказкотерапия, песочная терапия используется в работе в коррекции поведения и эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Их больше привлекают пузырьковые колонные, волшебные нити, звездное небо, музыка, песок, прозрачный мольберт. То есть то, что позволяет им понять и раскрыть свои эмоциональные переживания. Задача педагога в этом случае направить мысли ребёнка в правильном направлении.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста присущ активный познавательный интерес. Чаще всего их внимание привлекают панно с демонстрационным материалом, где ребенок может увидеть и потрогать геометрические фигуры, фигуры животные, природных явлений и др., увидеть их сходства и различия в форме, цвете, размере. Детям также нравиться узнавать голоса диких и домашних животных. Это также сложный психический процесс. Услышав голос животного, ребёнку необходимо понять чей он. А для этого ему необходимо сосредоточить своё внимание, за отдельный промежуток времени охватить весь объем информации, далее проанализировать, подключив мыслительные процессы, представить в зрительном образе, вспомнить где он это слышал, и назвать. Но раз уж мы заговорили о речи, то как ребёнок может удержаться от словесного выражения своих эмоций! Даже очень застенчивый и малообщительный ребёнок начинает говорить, а педагог  с радостью подхватывает эту активность, стимулировать которую уже не так проблематично. Таким образом, можно говорить о том, что сенсорная комната – это благоприятная среда для снятия невротических переживаний, развития мыслительных процессов и вербальной коммуникации у детей. Часто бывает, что детям находящимся большую часть времени с родителями дома, бывает труднее расстаться с ними в детском саду. Уход родителей может вызвать массу отрицательных эмоций: от обиды до страхов. Даже с такими переживаниями ребенку помогают справиться занятия в сенсорной комнате. Ребенка увлекает волшебный поток воздушных пузырьков и сухой бассейн.

Занятия проходят в группах по 2-3 человека и индивидуально. Их длительность варьируется в зависимости от возраста: для детей младшего и среднего дошкольного возраста занятия проводятся в течении 15-20 минут, для детей старшего дошкольного возраста – 20 минут. Но даже за это время ни за одним ребёнком не было замечено утомляемости. Наоборот, если такое состояние имело место, то к концу занятия ему на смену приходило легкое расслабление и спокойствие.

В своей работе с крайней осторожностью подходим к выбору оптимальных нагрузок и механизмов воздействия. Так, например, перед посещением комнаты родителям ребёнка рекомендуется посещение невролога. После его разрешения, а именно с отметкой «здоров», ребёнок может посещать комнату в обычном режиме. Для детей с особенностями развития нервной системы, должен быть прописан режим занятия и особенности его организации.

Для посещения сенсорной комнаты есть противопоказания: соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.

Наблюдение за детьми в процессе занятий в сенсорной комнате позволяет сделать вывод о том, что эти условия способствуют познавательному и эмоционально-волевому развитию детей с учетом их возрастных особенностей, а также позволяют находиться в тесном сотрудничестве с индивидуальностью ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционное комплексное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Прогулка по лесу»

Сенсорное развитие ребёнка было и остаётся моментом, определяющим темп и динамику всего познавательного развития на всех последующих этапах его детства. Это удивительный источник обогащения детского с...

Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...

Сенсорная комната в развитии детей дошкольного возраста.

Сенсорная комната в развитии детей дошкольного возраста.В нашем детском саду в 2014 году стараниями педагогов была создана замечательная сенсорная комната. Что же это за комната и для чего она нужна?С...

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста.Дидактическая игра явление непростое, однако, в ней четко выражаются компоненты –главные элементы, определ...

Консультация для родителей "Роль сенсорной комнаты в развитии детей дошкольного возраста"

Цель:- улучшение эмоционального состояния;- снижение беспокойства и агрессивности;- снятие нервного возбуждения и тревожности;- активизация мозговой деятельности....

«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

.,    Своевременное     сенсорное    образование    в   период  дошкольного     детства   -...

Буклет: "Межполушарное взаимодействие и сенсорная интеграция в развитии детей дошкольного возраста".

Предложенные Вашему вниманию упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, что в свою очередь, способствует развитие тех структур головного мозга, которые отвечают за пространствен...