Экспериментирование в детском саду.
статья по теме

Пахтусова Наталья Борисовна

В статье говорится о том, как экспериментирование влияет на развитие детей, об условиях организации эксперимента,его структуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Познание мира осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами или объектами.  В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам общения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами.

В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключения, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность,способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознанания детьми причинно-следственных связей.

Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребёнок, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, постучать им. Подрастая, многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и т.д. Эксперименты, самостоятельно проводимые ребёнком, позволяют ему создать модель естественно  - научного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы.

Ценность реального эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности, в процессе экспериментирования развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определённую систему, в которую включены:

-демонстрационные опыты, осуществляемые воспитателем

-наблюдения, лабораторные опыты, выполняемые детьми самостоятельно (например опыты с водой, магнитом и т.д)

 Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении экспериментов. В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а сам процесс, который соединяет интеллектуальную активность, познавательную культуру и целостное отношение к реальному миру.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении воспитателем двух важных условий:

-стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем;

-включиться в реальный, фактически осуществляемый ребёнку эксперимент.

Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия - таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определённым эталонам и образцам. Именно такое познание способствует обретению ребёнком творчески парадоксального видения мира, творческого, созидательного отношения к нему.

Чтобы создать условия для формирования основ целостного мировоззрения ребёнка, необходимо решить следующие задачи:

-расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира;

-знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, вязкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость и т.д);

-знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

-развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света).

Помочь ребёнку узнать всё это и помогают игры-экспериментирования, которые организуются в совместной деятельности с детьми.

При работе с детьми необходимо использовать принцип «от простого к сложному», ведь для детей экспериментирование-сложный способ познания, требующий большой предварительной подготовки, и поэтому очень важны правильные условия организации эксперимента:

  1. Положительное, ответственное отношение со стороны взрослых и детей, такие как: наличие заинтересованность, использование правил техники безопасности.
  2.  Равенство условий для всех участников экспериментирования (достаточная оснащённость  необходимым оборудованием).
  3. Чёткие инструкции перед опытом, понятные всем и каждому.
  4.  Стимулирование высказываний, суждений, выводов, первичных обобщений по результатам эксперимента.

В группе целесообразно создать мини-лабораторию, которая будет оснащена необходимым оборудованием и материалами для работы.

При проведении игры-экспериментирования можно придерживаться следующей структуры:

-постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

-выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

-проверка гипотез;

-подведение итогов, вывод;

-фиксация результатов;

-вопросы детей.

Для положительной мотивации использоваться следующие стимулы:

-внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

-тайна, сюрприз;

-мотив помощи;

-познавательный мотив (почему так?);

-ситуация выбора.

После проведения эксперимента у детей возникает множество вопросов, и я считаю, что не всегда необходимо сразу давать на них ответ, а надо способствовать тому, чтобы дети находили его самостоятельно. Часто детские вопросы становятся темой для следующего эксперимента.

Такая работа находит отражение и в творческой деятельности детей. Дети зарисовывают опыты, наблюдения, сочиняют рассказы про объекты, за которыми наблюдают. Из всего этого мы создаём библиотеку с книжками-самоделками с рассказами и рисунками детей.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать  атмосферу творческого единодушия, рождающего радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

                                   

        

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.Х...

Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

«Детское экспериментирование в детском саду и в семье».

Показать родителям значение опытнической деятельности и экспериментирования в развитии ребенка, углублении его представлений о живой и неживой природе....

Детское экспериментирование в детском саду

Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома. И сегодня я приглашаю вас в нашу ...

Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»

laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...

Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"

Консультация для родителей старшей группы на тему "Детское экспериментирование в детском саду и дома"...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...