Методические рекомендации
материал на тему

Мажаева Марина Павловна

музейная педагогика

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Причины роста популярности музейной педагогики – самые разные. Во-первых, большинство российских музеев из-за экономических трудностей в стране «потеряли» туристов, основную категорию своих посетителей. Во-вторых, канули в лету привычные мероприятия, на которых держались все без исключения музеи страны. В итоге в практику стали внедряться музейно- педагогические программы, рассчитанные в основном на детскую и школьную аудитории, интерактивные экскурсии, музейные праздники и фестивали для местных жителей. Безусловно, музейная педагогика – смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Под музейной педагогикой понимается область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

 - учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

 - формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

 - развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

 - вызывать уважение к другим культурам;

 - развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов. На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

     Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

     Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

 Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

 Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Организация музейной комнаты в детском саду

    В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

      Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

        Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

    Этап 1. Постановка целей и задач перед коллективом, родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

 - совет педагогов;

 - совет администрации;

 - педагогический совет;

 - консультации;

 - производственное собрание.

     Этап 2. Предварительная работа с родителями. В этот период проводятся родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы.

      Этап 3. Разработка положения о мини-музее и издание приказа об его организации. На этом этапе рекомендуется назначить ответственного организатора – руководителя мини- музея.

      Этап 4. Выбор помещения.  Под краеведческую комнату может быть определён:

 - уголок в групповой комнате, раздевалке;

 - часть музыкального зала;

 - часть педагогического кабинета;

 - уголок в кабинете по изобразительной деятельности;

 - отдельное помещение.

 Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

     Этап 5. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

     Этап 6. Оформление краеведческой комнаты, которое требует соблюдения ряда условий:

 - получение соответствующих консультаций у сотрудников местных музеев;

 - оформление комнаты с учётом эстетических норм;

 - наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

 - соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

      Этап 7. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

      Этап 8. Разработка перспективно-тематического плана работы , в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей и педагогов, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики.

     Этап 9. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

     Этап 10. Торжественное открытие мини- музея с приглашением сотрудников, детей и их родителей, представителей общественности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...