Перспективное планирование исследовательской деятельности на прогулке
методическая разработка (младшая группа) по теме

Смолина Лариса Николаевна

Представлен практический материал по познавательно-исселедовательской деятельности дошкольников от 3-7 лет в условиях прогулки, основанный на многолетнем опыте работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

исследовательской деятельности на прогулке

во 2 младшей группе

                                       

ЦЕЛЬ: способствовать проявлению у детей избирательных интересов и потребностей.

1 квартал

Ознакомление с окружающим

Предметно – игровая среда

Передача игрового опыта

● знакомство со свойствами сухого и влажного песка

● определение пригодности песка на ощупь, по цвету

● наблюдение за насекомыми /муравьями/

● сказка:

В.Бианки «Лис и мышонок»

● «Спасем мышат»

● «Вкусная кашка» /вода + песок/

● Побродим по листьям /листья под ногами шуршат/. Слышите, как они шуршат

● наблюдение за следами:

― обувь человека

― следы птиц

― следы животных /кошки, собаки/

― след дождя

● «Великан – гора»

● оборудование:

― совки

― ведерки

― формочки

● основа:

― холмик /с помощью воспитателя/

● вырезывание ― вход в домик /совком с помощью воспитателя/

● обыгрывание с внесением игрушек – животных

● основа ― ровная поверхность

● обыгрывание с помощью внесения яркой игрушки

● формирование кучи - формы

● обучение:

― правилам засыпания песка в емкость /от воспитателя/

― уплотнение песка в формы различной емкости /ведерки, формочки/

― показ приема украшения холмика различным природным материалом /шишка, камушки и др./

― научить выкладывать узор, соблюдая равное расстояние

― учить детей насыпать небольшие кучки песка, сгребая его с помощью совков, утрамбовывать

― научить по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны

― поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения /как машинки, змейки, санки/

― пройтись ладошками по проложенным трасам, оставляя на них свои следы

― создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира /ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик/

― пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после одновременно

― наблюдение загадочных следов. Чьи они?

― упражнять в формировании и уплотнении кучки песка с помощью совков и лопаток. Учить набивать мелкие формочки песком, утрамбовывать и переворачивать

2 квартал

● Игры с вертушками:

― игра – соревнование «Чья вертушка дольше провертится?»

● Разноцветные льдинки.

Цель: показать, что цветная вода на морозе превратилась в цветной лед /твердый, холодный, блестящий, не льется, имеет форму той посуды, в которой замерзла; хрупкий при падении может расколоться на куски/. Цветные льдинки красивые, блестящие, сверкают, в них можно играть.

● Снег /свойства/:

― подбросить снег, какой он? /сыпучий, сухой, лепить нельзя/

― в оттепель мокрый, липкий /можно лепить снеговика, пирожки, снежки/

● Снежинка:

― какая? /легкая, пушистая, белая, …/

― села на ладошку и пропала. Куда?

● Сосульки.

   Какие? /длинные – короткие, тонкие – толстые/. Под лучами солнца тают и поют свою песенку:        кап – кап! /подставить пустое ведро/

● Выкладывание снега на асфальт.

   Наблюдение за превращением снега в лужицу с ручейками. Ручейки можно перешагнуть.

   Наблюдение за движением воды. Использование природного материала.

 

3 квартал

● игры с круглыми предметами /шары, мячи, колечки/

● чтение сказки:

― В.Сутеева «Разные колеса»

● «Кошкин дом» С. Маршак

● рассматривание различных угощений

● сюжетно – дидактическая игра «Мы печем, печем, печем»

● чтение сказки:

― «Круть и Верть»

● вспомнить песенку:

― «Я пеку…»

● стихотворение:

― А.Белая «Чаепитие»

● Игры с мыльными пузырями.

   Мыльные пузыри легкие, прозрачные, все переливаются. Очень хрупкие и быстро лопаются

● Опыт:

― что гладкое /камешек/

― что шероховатое /ракушка/

― что колется /шишка/

● Пух и перья. Определить не глядя, к какой части тела прикоснулись легкой пушинкой; подуть на пушинку, как можно дольше удерживать ее в воздухе; проводя пушинкой по ушку, послушать, как она шуршит.

● Игры с мыльными пузырями

― « У кого получится самый большой пузырик», «Чей пузырик поднимется выше всех»

● оборудование:

― формочки

― пластмассовые игрушки с четкой формой

● учить выемке

● оборудование:

― формочки

― баночки

― крышечки

― украшения /косточки, семена, крупа, мелкие камешки, ракушки/

● научить правильно располагать форму или игрушку для получения четкого отпечатка

● дополнить и обыграть работу

● показ приемов лепки

● рассматривание различных по высоте, форме пирожков

● обучение способам украшения готовых изделий, их чередование

● поощрять самостоятельность детей



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

исследовательской деятельности на прогулке

в средней группе

ЦЕЛЬ: продолжать учить делать различные постройки из песка, знакомить с его свойствами.

1 квартал

Ознакомление с окружающим

Предметно – игровая среда

Передача игрового опыта

● наблюдение:

― за жучками

― за пчелами

― за муравьями

● чтение:

― котята

― щенята

― мышата

● сказки:

― В.Бианки «Лис и мышонок»

― В.Сутеев «Кто сказал «Мяу»

― С.Маршак «Глупый мышонок»

― Пляцковский «Разноцветные зверята»

● рассматривание камней различной формы

● игры с круглыми предметами:

― мяч /всех видов/

― шарики

― кольца

● наблюдение за следами:

― обувь человека

― следы животных

― следы птиц

● рассматривание узора в круге, квадрате, прямоугольнике

● оборудование:

― совки

― лопаты

― формы от пластмассовых бутылок

● основа:

куча /самостоятельно/

● дополнение с помощью форм /ограждение, маленькие домики, будка, муравейник и т.п./

● вырезывание – вход в домик /совком, с помощью воспитателя/

● обыгрывание с внесением игрушек – животных

● оборудование:

― формочки

― донышки бутылок сложной формы

― пластмассовые игрушки с четким профилем

● основа:

― ровная поверхность

● лепка с детьми старшей группы

● показ приема дополнения кучи куличками

● научить выкладывать узор, соблюдая простой ритм ОоОо

● научить правильно располагать форму или игрушку для получения четкого отпечатка

● дополнить и обыграть работу

● использовать внесение красивой игрушки, картинки, украшения

2 квартал

● Ветер /игры/:

― шуршат ленточки на ветру. Почему шуршат ленточки?

― вертушки;

― качаются деревья;

― подбросить и посмотреть, как кружатся и летят листья;

― послушать, как подвывает ветер и подражание ему: « Ввв! Ууу!» /развитие артикуляционного аппарата/.

● Разноцветные резинки:

― натягивать резинки на различные предметы /кубики, кирпичики/;

― подвешивать к резинкам грузики разной тяжести, смотреть, как они растягиваются;

― извлекать звук из растянутой резинки, растягивать их – «играть на гармошке».

● Лед /свойства/:

― потрогать. Какой он? /холодный, твердый, скользкий/. Для кукол сделать горку, полить водой;

― бросить о землю. Вывод.

― подержать в руке. Что случилось?

― что холоднее. Мяч или лед?

― что тяжелее: ведро снега или льда?

Игры с цветными льдинками /рассмотреть их, украсить постройки из снега/.

● Снег:

― измерить глубину снега с помощью мерки /палочки с деления/;

― набрать снег в ведерко, принести в группу. Что случилось со снегом? Почему вода грязная?

― свойства снега /легкий/;

― игры:

◘ сдуть с веточки;

◘ сдуть с варежки;

◘ сдуть со скамейки;

◘ сдуть с заборчика;

◘ покружиться как снежинка, полетать.

● холодный

― подержать снег в руке.

● пластичный /лепка из снега снеговика, зайчика, пирожков/

● Снежинки:

― рассмотреть форму;

― сравнение друг с другом;

― посмотреть через лупу /на черном листке/.

● Следы:

― Куда ведут следы?

― Сравнить след воспитателя и ребенка;

― Рассмотреть след /разный рисунок/;

― Определить большие и маленькие следы путем наложения и приложения;

― Чьи следы нашли дети? /машины, птиц, собаки/;

● Использованная фотопленка:

― сворачивать фотопленку в рулон и отпускать;

― рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.

3 квартал

● Сосульки:

― Как они образуются?

― Из чего?

― Какая она? /скользкая, холодная, тает в руке/.

◘ Опыт: принести в группу, что произошло?

◘ Опыт: вынести воду на улицу. Что произошло? Когда вода быстрее замерзнет в морозный день или в оттепель?

◘ Опыт: рассматривание снега через цветные стеклышки.

◘ Рисование цветной водой на снегу. Украшение сугробов и снежных построек.

● Потепление

◘ Опыт: потрогать предметы, нагретые лучами солнца:

― скамейка;                    

― одежду;

― домик;                  

― подставить лицо солнечным лучам;

― здание детского сада;

― дерево.

― Что почувствовали? Почему?

● Таяние снега

― слепить и оставить на скамейке снежные фигурки. Что произойдет?

● Игры с ветром:

― с султанчиками;

― с вертушками;

― с ленточками;

― с полиэтиленовыми пакетами.

● Игры с ручейками:

― соединение;

― строительство запруды;

― пускание лодочек из бумаги, коры дерева, ореховых скорлупок;

― тонет – плавает, плавает – застревает.

● Лужи:

― рассматривание;

― в луже отражаются: небо, облака, разные предметы;

― что случится, если бросить камень?

― измерение с помощью палочки.

● рассматривание угощений, выпечки, оформление блюд /книги и открытки по кулинарии/

● сюжетно – дидактическая игра:

― «Готовим обед»

― «Заварим чай»

● чтение:

― Д.Хармс «Самовар»

● стихотворение «Щи»

● сказка «Круть и Верть»

● стихотворение:

― А.Белая «Пироги и плюшки»

● оборудование:

― формочки

― украшения /пробки, косточки, пластмассовые кружочки и т.п., камешки/

― крышки от ведер /для заполнения влажным песком/

● панно: «Праздничный стол»

● мотив:

― «Праздник для гостей»

― «День рождения»

● приемы:

― вдавливание, чередование узора

● показ вариантов использования различных украшений, возможности чередования

● рассматривание готовых работ /воспитатель, старшие дети, более опытные ребята/

● поощрять проявление фантазии, творчества

● поддерживать желание играть друг с другом /совместная игра/

● учить радоваться успехам товарища, восхищаться его работой



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

исследовательской деятельности на прогулке

в старшей группе

                                                 

ЦЕЛЬ: учить детей усложнять постройки. Обогащать сенсорный опыт. Воспитывать уважение к труду сверстника, к результату работы.

1 квартал

Ознакомление с окружающим

Предметно – игровая среда

Передача игрового опыта

● рассматривание различных: ― дорог на улице

― иллюстрациях

― видов мостов, их  использование

● подвижные игры:

― «Пойдем в гости» /ходьба/

― «Проползи по мостику»

― «Не задень» /ползание/

● темы по изобразительному искусству:

― «Помоги мышонку добраться до норки» /рисование дорожки/

― «Поможем Ежонку перебраться на другой берег»

● чтение:

― стихотворение Н.Пикулевой «Лисий хвостик»

― стихотворение Д.Хармс «Упрямые козлы»

― стихотворение А.Белая «Дорожка»

Исследования:

● Что такое песок?

Цель: познакомить детей с качествами и свойствами песка; изменением его свойств от степени влажности посредством наблюдения и экспериментирования.

√ Наблюдение «Какой песок»

√ Опыт 1  «Свойства песка»

√ Опыт 2 « Какой песок тяжелее?»

√ Рисование цветным песком на картоне /бумаге, дощечке/, покрытом клеем.

● Глина ― природный материал.

Цель: познакомить детей с глиной, ее особенностями. Обогащать сенсорный опыт. Учить бережно обращаться с предметами из глины.

√ Сравнительное наблюдение песка и глины

√ Обследование глиняного теста

● «Что такое камень?»

√ Обследование камней /лупа/

√ Выявление свойств камня /величина, окраска, плотность/  

● оборудование:

― пластины /деревянные и пластиковые/

― дополнительный материал для украшений:

√ флажки

√ колпачки для заборчика, ограждений, бортиков

● панно «Улица игрушечного города»

● приемы:

― лопаткой 

                               }дорожки

― ладонью

― укладывание

     пластин через

     канавку

                                } мостик

― изогнутая

     пластина  

● совместная игра от опытного ребенка → к малоактивному

● совместные постройки со взрослым

● поощрять проявление фантазии, творчества

● учить радоваться успехам товарища, восхищаться его работой

2 квартал

● Ветровые бумажные бабочки, которые машут крыльями на ветру, подвешиваются в разных местах

● Игра с солнечным зайчиком. Ловля солнечного луча.

● Снег разного цвета /в зависимости от погоды, через очки с цветными стеклами/

● Цветные ледяные гирлянды

● Зимние следы на снегу /следы животных, ветки, ягод/

● Печатание на снегу /формы/

● Город снежных человечков

● Подкрашивание снега красками

● Опыты с шариком:

― надуть

― отпустить

― что произошло?

● «Как появляются мыльные пузыри» ― опыт

 

3 квартал

● «Секрет пекаря» /формы, усложнения/

Цель: учить «печь» пироги с начинкой, придумывать различную начинку.

● «Песочная башня» /куча, вырезывание/

Цель: упражнять в формировании кучи песка определенной формы

● «Забавные фигурки» /полые формы/

Цель: учить наполнять полую форму песком и осторожно вынимать ее. Упражнять в украшении поделок.

● «Мишка – топтыжка» /работа с крупными формами/

Цель: учить делать мордочку медвежонка с помощью крупной формы. Набивать форму песком достаточной влажности.

● «Проложим железнодорожный мост»

Цель: закрепить умение строить дорогу. Учить делать насыпи для моста.

● «Горка для кукол»

Цель: учить придумывать расположение построек, лестниц, заборчиков. Передавать особенности  горки /высокая, крутая, с перилами/

● «Подземная дорога» /выемка песка/

Цель: учить детей усложнять дорогу дополнительными постройками /автобусная остановка, подъем, спуск, мост, заборчики вдоль дороги, фонари, дома/. Учить делать насыпь.

● «Замок волшебника» /куча, лестница/

Цель: учить придавать куче форму замка. Учить строить лестницу, размещая пластины на определенном расстоянии друг от друга.

● «Заюшкина избушка»

Цель: учить заполнять крупную полую форму, хорошо утрамбовывать песок и аккуратно снимать форму.

● «Строим город из песка»

Цель: учить строить дома  различной высоты и формы с помощью полых форм. Планировать улицу города, украшать постройки и обыгрывать с фигурками человечков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Перспективное планирование организованной деятельности на прогулке 1-ой мл.гр. «Теремок»

МесяцНаблюдениеИгровая деятельностьЖивая природаНеживая природаДидактические   игрыПодвижные игрысентябрьРассматривание цветов на клумбе. Познакомить с названиями  отдельных растений, у...

Перспективное планирование исследовательской деятельности

Перспективное планирование исследовательской деятельности в старшей группе...

Перспективное планирование по физкультуре на прогулке в средней группе

Перспективное планирование по физкультуре на прогулке...

Перспективное планирование исследовательской деятельности

Ежемесячный план работы по организации исследовательской деятельности....