"Развитие эмоциональной сферы - основа патриотического воспитания"
презентация к уроку по теме

Комиссарова Татьяна Григорьевна

        Раннее развитие эмоциональной сферы и последовательная работа, позволяет зародить зерна добра и любви, начиная от мамы до Родины.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Патриотизм в самом общем своем значении является одним из высших человеческих чувств. Традиционно патриотическим чувством является любовь к своему отечеству и соотечественникам.

Само слово «патриотизм» ведет свое происхождение от греческих слов patriotes – соотечественники patris – родина, отечество.

       В современных науках, философии, социологии, психологии, педагогике, патриотизм рассматривается как сложное психологическое явление и представляет собой характеристику личности, имеющую генетические корни, отражающую историческую связь, «человек – среда обитания и развития.

       Для патриотического воспитания развитие эмоциональной сферы личности имеет решающее значение.

       В своем развитии,  патриотические чувства  проходят длительный путь. Истоками их можно считать простейшие формы эмоций.

Эмоции (от лат. Emovere – потрясаю,  волную) – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе.

       Музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоции человека, вызывая у него целую гамму разнообразных чувств. Многие психологи утверждают, что формирование эмоций является важнейшим условием развития его как личности.

       Наличие элементарных эмоциональных ощущений, в период внутриутробного развития, позволяет говорить о возможности формирования у плода предпосылок социального доверия к внешнему миру. В решении этой задачи, существенную роль играет эмоциональное благополучие матери, социальный и психологический климат, окружающий ее.

       В древние времена на Востоке, каждая девушка к свадьбе, должна была соткать ковер.

Мудрый обычай готовил ее к многотрудной семейной жизни. Перенимая эстафету от древних, автор метода «Сонатал», Михаил Львович Лазарев, предложил новый обычай: «Каждая женщина за время беременности, должна соткать душу ребенка из музыкальных нитей своего голоса».

Метод «Сонатал» (от sonus – лат. – звук, natal, лат. – рожденный, музыка рождения), направлен на обучение беременных женщин навыкам общения с ребенком до его рождения.

Известно, что уже в 14 недель,  плод начинает реагировать на звук. Выявлено, что дети способны внутриутробно, воспринимать речевые структуры и определенным образом реагировать на них. Музыка материнского голоса становится началом социальной активности ребенка.

      В течение 4 лет я проводила занятия в группе «Сонатал». На занятиях я предлагала будущим мамам вспомнить, и должным образом, эмоционально окрасить ежедневные ритуалы, такие как: пробуждение ребенка, купание, кормление, засыпание, и сопровождать их пением коротких песенок – попевок, чтение различных стихов. Так, будущие мамы, прошедшие занятия в группе «Сонатал», отмечают близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций.  

2

Патриотизм – очень личное, почти интимное чувство, связанное с переживаниями раннего детства. Все в первые дни и месяцы жизни ребенка имеет значение: эмоциональный отклик на голос матери, колыбельные песни, вид из окна.

       В период - от рождения до двух лет – формируются разнообразные эмоции. Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был музыкальным, чувствующим и знающим родное слово, поэзию, любил и понимал окружающую природу, был крепким и здоровым. Все родители, желают видеть своих детей такими, но подчас не знают, какими средствами этого достигнуть.

       В нашем детском саду, мы предлагаем родителям продолжить занятия с малышами в группах дополнительного образования – «Музыкально – ритмические занятия», для детей от 6 месяцев до 3х лет. Эти занятия часто посещают самые близкие ребенку люди – бабушки, дедушки, старшие братья и сестры. Несомненно, важную роль в этих занятиях играет психологический фактор взаимодействия ребенка и родителей, особенно мамы. Материнская роль, чувства, поступки всегда передаются ребенку, влияя на становление его характера.

       Наша задача заключается не только в том, чтобы научить маму общению с ребенком, но и помогает:

  •  установлению эмоционального контакта с ним;
  •  созданию атмосферы любви и ласки;
  •  научить родителей испытывать радость общения с малышом;
  •  вовлечению ребенка в происходящие вокруг него события;
  •  созданию положительного эмоционального настроя к группе детей и взрослых;
  •  формированию умения ребенка общаться с детьми и взрослыми;
  •  приобщению к фольклору.

       

     Особую роль на этих занятиях мы уделяем значению колыбельных песен в жизни ребенка.

Я объясняю мамам, что через них, на подсознательном уровне передается положительная информация, хорошо усваивается, превращаясь в бесценную кладовую знаний. В наше время наблюдается разрыв традиционных эмоционально – духовных связей, которые очень важны в жизни человека. Выявляется интересная зависимость возникновения человеческой привязанности друг к другу. Например, одна бабушка, не могла объяснить причину не полного душевного контакта со своим первым внуком, имея прекрасное взаимопонимание со вторым, пока не вспомнила, что до и после рождения второго внука, у нее было свободное время, и она часто пела ему колыбельные песни.

       Если спросить современную маму, какие колыбельные она знает, перечень будет не велик. Многие  из народных колыбельных забыты и утеряны. При этом нарушается связь поколений. Пение колыбельных песен детям поможет восстановить эту связь.

       При благоприятном, доброжелательном отношении родителей, родных и близких, у ребенка создается позитивное отношение к информации, ее накоплению, осмыслению, что способствует к нормальному или опережающему темпу развития.

       Многолетний опыт работы в группе дополнительного образования «Музыкально – ритмические занятия» позволяет:

  • сделать стабильным эмоциональное состояние детей в период адаптации к детскому саду;
  • помочь родителям пройти путь от взаимодействия с ребенком к содружеству с ним.

Приоритетным направлением детского сада является социально – эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Дальнейшая работа по реализации этих чувств, осуществляется по разработанному нами перспективному плану «Социально – эмоциональное развитие детей». Этот план включает в себя следующие темы:

3

  • «Я и мои друзья»
  • «Мой детский сад»
  • «Моя семья»
  • «Мой город»
  • «Мой край - Урал»
  • «Моя страна - Россия»

       В которых заложен музыкальный репертуар по всем разделам музыкального развития детей, по всем возрастным группам.

       Результатом реализации этого плана являются детско – родительские праздники, многие из них стали традиционными в детском саду:

  • «День рождения детского сада»
  • «Новоселье»
  • «Мы теперь уже большие»
  • «Выпуск в школу»
  • «День матери»
  • «Мы с папой большие друзья»
  • «Поэзия народного искусства»
  • Фольклорные праздники с участием ансамбля «Горенка»
  • «День открытых дверей»

       Совместные праздники помогают установлению эмоциональных контактов с родителями, сверстниками, другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия и других переживаний.

        Одно из важных качеств – проявление любви и уважения к матери, мы наблюдаем на празднике «День матери», в момент, когда дети подготовительной группы исполняют своим мамам песню «Глажу маму любимую, мою нежную, милую. И слова не расскажут, как я ласково глажу, рук теплом тебя грею, как люблю и жалею», гладя ее и прижимаясь к ней. А какое чувство гордости испытывают дети за своих пап, старших братьев и дедушек, на развлечении «Мы с папой большие друзья».

       В детском саду, посвящая «Году семьи», мы провели вечера: «Рядышком с бабушкой» - бабушки, качая своих внучат, исполняли колыбельные песни, вспоминали игры своего детства, играли с детьми, звучали песни в исполнении всех присутствующих, и все это проходило в теплой дружеской атмосфере, наполненной любовью и радостью.

       Вечер «Творческая семья», открыл для нас новые талантливые и творческие семьи.

Покорил всех присутствующих эмоциональностью, игрой на различных музыкальных инструментах. Артистизмом, художественными способностями. Сколько радости и положительных эмоций получили зрители. Эти вечера сплотили родителей и детей в единый дружный коллектив, объединенный душевными человеческими взаимоотношениями. А сколько гордости испытали дети от совместных выступлений.

       Чрезвычайно важно, чтобы в дошкольном возрасте, у ребенка были сформированы чувства сопричастности, любви, ответственности, прежде всего, по отношению к своим родным и близким, своей малой Родине, народной культуре, исторической памяти.

        Раннее развитие эмоциональной сферы и последовательная работа, позволяет зародить зерна добра и любви, начиная от мамы до Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....

Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкального воспитания

В статье рассматривается такое понятие как эмоциональная сфера, какие факторы будут способствовать  успешному развитию эмоциональной сферы дошкольников, а так же  даны рекомендации музыкальн...

Развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет на основе технологии эмоционального погружения

Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок трудно найти. Л.С. Выготский.Эмоции влияют на содержание и динамику развития...

Эмоциональное раскрепощение и развитие чувственной сферы в физическом воспитании

Эмоциональное раскрепощение и развитие чувственной сферы в физическом воспитании...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на основе использования релаксационных технологий и методов арт-терапии

В  данной  методической  разработке  представлены   различные  варианты  технологий   с импользованием  методов  арт-терапии для  ...

Духовно-нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания

В статье представлен опыт работы детского сада №81 "Мальвина" города Сургута ХМАО - Югры в рамках реализации задач патриотического воспитания дошкольников....

Информация о реализации проекта "Духовно-нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания"

https://radost19uray.ru/o-nas/innovacionnaja-i-jeksperimentalnaja-dejatelnost/duhovno-nravstvennoe-razvitie-doshkolnikov-kak-osnova-patrioticheskogo-vospitanija/...