Проект "Колыбельной песни добрый свет"
проект (подготовительная группа) по теме

Воронцова Елена Ивановна

Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. Современные мамы редко поют колыбельные. Между тем хоть и изменился наш быт, нравственные устои не потеряли своего значения. И поэтическое слово по-прежнему способно воздействовать на ребенка. Колыбельные внушают чувство уверенности, защищенность от беды, ребенок купается в ласке. Хлеб насущный и колыбель стоят рядом.
Хлеб питает тело человека, а колыбель - душу.

Проект реализуется на базе МДОУ Вахтанский детский сад « Одуванчик» Участниками проекта являются дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители. В ходе проекта дети, педагоги, родители включаются в активную творческую работу по сбору информации о колыбельных песнях, разучивают их, готовят рисунки для выставки, слушают и рисуют колыбельные песни, готовят драматизацию для показа младшим детям, изготавливают игрушки, пособия, играют, поют. Проект охватывает следующие образовательные области: «Познание»,  «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», « Труд», «Художественное творчество», « Физическая культура», « Здоровье».

Заключительным этапом проекта является совместный с родителями досуг « Колыбельной песни добрый свет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kolybelnoy_pesni_dobryy_svet.docx66.77 КБ

Предварительный просмотр:

                 Контактная информация автора:

Воронцова Елена Ивановна - старший воспитатель и руководитель кружка «Горница»  МБДОУ Вахтанский детский сад « Одуванчик», г Шахунья, рабочий поселок  Вахтан, Нижегородской области.

Русова  Наталья  Анатольевна – музыкальный руководитель МБДОУ Вахтанский детский сад « Одуванчик», г Шахунья, рабочий поселок  Вахтан, Нижегородской области.

Зорьева Е.С.- воспитатель подготовительной группы МБДОУ Вахтанский детский сад « Одуванчик», г Шахунья, рабочий поселок  Вахтан, Нижегородской области.

Адрес: 606 900 ,Нижегородская область, город Шахунья, рабочий посёлок Вахтан, улица Карповская, дом11.

Тел. (83152)43373, факс (83152)43969

e-mail vachtan.odyvanchek@mail.ru

                                                   

                      Проект « Колыбельной песни добрый свет».

Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. Современные мамы редко поют колыбельные. Между тем хоть и изменился наш быт, нравственные устои не потеряли своего значения. И поэтическое слово по-прежнему способно воздействовать на ребенка. Колыбельные внушают чувство уверенности, защищенность от беды, ребенок купается в ласке. Хлеб насущный и колыбель стоят рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбель - душу.

Первой встретить ребенка в этом мире, призвана колыбельная песня - удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени. Древние ведь не зря говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Если мама в период беременности много поет своему еще не родившемуся малышу, после рождения он скорее, чем другие дети начинает реагировать на мамин голос и тоже пытаться издавать мелодичные звуки. В колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его "Я" в этом мире - самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной. Нежность, ласку, сердечность, задушевность, расслабление, успокоение несут колыбельные песни, они снимают тревожность, возбуждение. Колыбельная - это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, недопускающие проникновения зла.
От того какие песни пела ребенку мать, и пела ли вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.
Наукой доказано, что дети, которым не пели колыбельных песен, вырастают более эгоистичными и злыми, менее успешными и подвержены психическим расстройствам.
На Востоке даже есть такая поговорка про злого человека:" Видно, ему мама в детстве не пела колыбельных песен".

Осознавая важность этой темы, мы обратились к ней в нашем детском саду.

При проведения занятия в кружке « Горница» по теме « Колыбельные песни» выяснилось, что дети подготовительной группы не знают колыбельных песен, только два ребенка сказали, что им поют колыбельные песни. Но вместе с тем эта тема им была очень интересна, дети высказали  желание выучить и научиться петь колыбельные песни. После этого решено было провести опрос среди родителей. Результаты: В опросе приняли участие 19 мам детей подготовительной к школе группы; часто поют колыбельные песни 2 мамы- 10,5%; иногда-3- 15,8%, не поют- 14-73,7 %.

Стало ясно, что эта тема очень актуальна для нас.

Так появился проект «Колыбельной песни добрый свет».

Цель: Развитие познавательного интереса к колыбельным песням, традициям использования их в быту.

Задачи:

-Расширять представления о жанре колыбельных песен и различных их видах (народные, авторские)

- Способствовать развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, эмоционального отклика на музыку.

- Помочь осознать детям и родителям важность колыбельных песен в современной жизни.

-Способствовать заинтересованности детей и родителей в сохранении народных традиций в пении колыбельных песен.

-Формировать у детей потребность получать новые знания, используя различные источники информации ( книги, Интернет, беседы со взрослыми…)

-  Активно вовлекать родителей в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

- Способствовать гармонизации детско- родительских отношений.

Сроки реализации проекта : 21.01.2013г.- 12.03.2013г.

Реализация проекта началась со сбора информации по данной теме: мы изучили опубликованные фольклорные источники, литературу по теме, материал из Интернета проанализировали их основные положения.

Колыбельная песня – исторический жанр. Об этом пишут авторы Аникин В.П.,

Бахтин В.С.

 Отчего же песню назвали колыбельной? Чтобы разобраться с термином «колыбель» мы использовали «Толковый словарь русского языка» Даля В.И. Слово «колыбель» происходит от глагола колыбать (качать,  зыбать,  колыхать),  т.е. заставлять раскачиваться взад и вперёд.  Издавна было подмечено, что при определённом ритме покачивания младенец быстро успокаивался и засыпал. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания – колыбели.

Исследователи колыбельных песен дали определение этого жанра: колыбельная – это песня, адресованная малышу, находящемуся в состоянии перехода от бодрствования ко сну.

Чаще всего колыбельная песня имеет музыкальный размер 4/4, который восходит к звуковому порядку, самым естественным образом накладывающемуся на биение спокойного сердца (ритм 68-72 удара в минуту). Благодаря четкому, равномерному музыкальному рисунку происходит гармонизация биоритмов матери и ребенка.  Доказано также, что уникальная ритмика колыбельной песни может служить профилактическим средством двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, моторных стереотипов

В колыбельных песнях рисуются словесные картины, которые понятны ребенку и которые легко представить средствами изобразительного искусства (нарисовать). Среди них, как правило, наиболее частотны тексты с преобладанием ассоциаций сиреневого, голубого, синего и зеленого цветов, имеющих, как уверяют специалисты, оздоровительный психотерапевтический эффект.

В содержании колыбельной песни больше всего существительных и глаголов, поскольку они отражают предмет и действие. Часто используются повторы звуковых сочетаний, слогов, отдельных слов. Это помогает развивать память ребенка. Так и появилось классическое « баю-, баюшки, баю». Отсюда идет и звуковой ряд колыбельных, в котором преобладают шипящие (ш, щ) и гласные звуки (у, ю, а). Это отражено в колыбельных на всех языках мира.

Казалось бы все колыбельные одинаковы, они служат для того, чтобы усыпить ребенка.

Однако это не совсем точно. Изучив литературные источники мы пришли к выводу, что все колыбельные можно разделить на три большие группы:

-фольклорные колыбельные- народные, те которые передавались из поколения в поколение;

-классические- музыка, написанная композиторами;

- современные, литературные, придуманные конкретными авторами.

В своей работе мы решили обратиться ко всем трем группам колыбельных.

Затем мы занялись поиском текстов и музыки колыбельных песен- использовали интернет-ресурсы, детскую литературу. Собрав весь необходимый материал, мы приступили к планированию и практическому этапу проекта.

 

Перспективный план работы по проекту « Колыбельной песни добрый свет»

Образовательная область

 Мероприятие

 Сроки

 Ответственные

Познавательная деятельность

Беседа « Ходит сон близ окон»

Рассматривание иллюстраций.

6.02.13

Воронцова Е.И

 Социально- коммуникативная деятельность.

Сюжетно- ролевая игра «Дочки- матери»

Сюжетно- ролевая игра «Семья»

Игры с макетом « Русская изба»

Театрализованные игры.

 Этическая беседа о матери

4.02.13-1.03.13

Воронцова Е.И.

Зорьева Е.С.

Чтение художественной литературы

Чтение и заучивание колыбельных песен

Знакомство с пословицами, потешками, прибаутками по теме, заучивание.

4.02.13-1.03.13

Воронцова Е.И

Русова Н.А.

Развитие речи

Дидактические игры – словесные:

« Назови ласково»

« Подбери признак»

« Подбери действие»

 « Большой- маленький» и др.

Показ театрализованной деятельности в младшей и средней группе

4.02.13-1.03.13

19.02.13

Воронцова Е.И

Русова Н.А.

Воронцова Е.И.

 Труд

Ручной труд:

« Изготовление куклы- закрутки»,

«Пригласительные билеты для мам»

20.02.13

27.02.13

Воронцова Е.И.

Русова Н.А.

Художественное творчество

Цикл музыкально творческих игр «Музыка в красках»

Рисование

«Мамина колыбельная»

4.02.13-1.03.13

15.02.13

Воронцова Е.И

Русова Н.А.

Зорьева Е.С.

Физическая культура

Пластические упражнения и этюды.

Игра малой подвижности «Ходит сон близ окон»

Пальчиковая гимнастика «Дрема».

4.02.13-1.03.13

Воронцова Е.И

Русова Н.А.

Зорьева Е.С.

Музыка

Слушанье разных видов колыбельных.

Пенье колыбельных песен.

Музыкально- ритмические движения под музыку различного характера.

Интегрированное занятие «Музыка в красках» (по миниатюре « Кикимора» А.К. Лядова.

4.02.13-1.03.13

12.02.13

Воронцова Е.И

Русова Н.А.

Зорьева Е.С.

Русова Н.А.

 Здоровье

Музыкотерапия ( перед сном)

4.02.13-1.03.13

Русова Н.А.

Зорьева Е.С.

Взаимодействие с родителями

Итоговое мероприятие.

Опрос- анкетирование.

Поиск информации по теме.

Создание презентаций.

Консультация для родительского уголка «Хлеб насущный  и колыбель рядышком стоят, хлеб питает тело, а колыбель- душу!»

Изготовление памяток для родителей.

Выставка совместных работ «Колыбельной песни добрый свет»

Досуг « Колыбельной песни добрый свет»

4.02.13-1.03.13

28.02.13

1.-3.13

Воронцова Е.И

Русова Н.А.

Зорьева Е.С.

В ходе реализации проекта дети, педагоги, родители включились в активную творческую работу по сбору информации о колыбельных песнях, разучивали их, готовили рисунки для выставки, слушали  и рисовали колыбельные песни, готовили драматизацию для показа младшим детям, изготавливали игрушки, пособия, играли, пели. Большинство занятий и игр проводились с участием знакомого детям персонажа хозяйки русской избы – бабушки Арины ( руководитель кружка « Горница»), что способствовало поддержанию интереса к данной теме.

Заключительным этапом практической части проекта стал совместный с родителями досуг « Колыбельной песни добрый свет».

В ходе аналитического этапа для определения результативности работы по проекту был проведен повторный опрос родителей. Ситуация изменилась в корне. Все из опрошенных мам, отметили, что в ходе проекта они узнали много нового о колыбельных песнях и начали их петь своим детям.

В ходе викторины с детьми мы отследили уровень знаний полученных детьми. Результаты нас порадовали. Дети получили знания о происхождении и значении колыбельных песен, много песен выучили наизусть, узнавали на слух знакомые мелодии. Воспитатели подготовительной группы отметили, что дети использовали пение колыбельных песен в сюжетно- ролевых играх. У детей формировались различные навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Работа над проектом помогла в решении задач из разных образовательных областей:

- творческие задания на копирование и пластику движений, подвижные игры,  пальчиковая гимнастика, ручной труд, психогимнастика, тренинги , музыкотерапия способствовали охране и укреплению здоровья детей.

-  поиск информации в различных источниках, беседы, чтение,  моделирование, использование ИКТ развивали любознательность и активность, предпосылки учебной деятельности

- беседы нравственного характера, чтение, просмотр  мультфильмов, рассматривание картин, слушанье колыбельных , игры (сюжетно- ролевые ,дидактические), труд  способствовали развитию эмоций детей, социально- коммуникативных навыков.

Проект помог организовать активную творческую деятельность, которая  способствовала гармонизации отношений : педагог- дети, родители- дети, педагог – родители.

В ходе реализации проекта были накоплены методические материалы : комплект дисков с колыбельными песнями, конспекты занятий, сценарий досуга ( см. Приложение).

Диски с колыбельными песнями были записаны всем желающим родителям. Воспитатели других групп заинтересовались слушаньем колыбельных песен перед сном и стали использовать это в своей деятельности, что вылилось впоследствии в проект « Фоновая музыка в жизни детского сада».

Материалы проектной деятельности были представлены на районном конкурсе «Калейдоскоп методических идей», организованном Шахунским ИДЦ.

Приложение 1:

Беседа « Ходит сон близь окон»

Задачи:

- знакомить детей с жанром народного творчества - колыбельной песней;

- формировать интерес и любовь к песенному народному творчеству;

- развивать эмоциональный отклик на музыку.

- Вызывать доброжелательное отношение к людям и к животным; желание и умение  успокоить младенца, убаюкать его.

  Дети приходят в музыкальный зал, оформленный в стиле русской избы. Воспитатель в народном костюме  (бабушка Арина) встречает  детей  с куклой младенцем.

Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие, как я вам рада! Проходите в избу! Добрый гость всегда впору.

( дети здороваются рассаживаются по лавкам).

Воспитатель: А я внучку свою Машеньку спать укладываю

 (качает куклу и тихонько напевает колыбельную песенку.)

-Уж ты, котенька, коток,

 Котик - серенький лобок,

Приходи -ка ночевать,

Мою деточку качать.

 Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

 Дам кусок пирога

И кувшин молока,

Лапки вызолочу,

Хвостик высеребрю, Баю бай. – (Кукла «засыпает».)

 Воспитатель: Давным - давно, так давно, что и представить себе трудно, мамы, укладывая своих малышей спать, стали петь им песенки. Кто знает, как они называются?

Дети: Колыбельные песни.

Воспитатель: Правильно, колыбельные песни.

 Колыбельные песни, как вы знаете, появились очень давно, в глубокой древности. Это народные песни, сочиненные не композитором, а в народе. Баюкает мама дитятко (Бабушка Арина вновь качает куклу) и напевает свою колыбельную. Если получалась красивая мелодия, понравились слова песни, мама запоминала и повторяла их. Другая мама пела по – своему. Самые красивые песни продолжали жить, а кто их сочинил, уж никто не помнил. Было лишь известно, что кто – то из народа. Поэтому они и получили название –народные. Услышит дочка от мамы колыбельную песню, запомнит, а потом споет ее младшим в семье детям...

Ребята, а вам пели колыбельные? Кто пел? Вам нравилось их слушать?

(Ответы детей)

Воспитатель: А кто может спеть колыбельную песню? Что-то Машенька моя опять не спит!

(Дети по желанию поют колыбельные, качают Машеньку, укладывают её в колыбель)

Воспитатель: Колыбельные песни бывают разные:

К первой группе относятся песни, которые содержат обращения к ребенку с пожеланиями  сна, благополучия, счастья, достатка... Вот такая, например:

Баю, баю, баиньки, скатаем Маше валенки,

 Полушубочек сошьем, Машу  к бабушке пошлем.
Будет бабушка встречать, Машу кашкой угощать,

 Даст  тепленький блинок и румяный пирожок.

-  Какая эта песня по характеру?

Дети: Светлая, приветливая, спокойная…

 
Воспитатель: Во вторую группу  песен входят образы животных и птиц.
 Баю, баю, баю бай,

Ты собаченька не лай,

  Белолапа не скули,

  Мою Машу не буди!

Что можно сказать про эту колыбельную? Какая она? О чем заботиться мама?

(Ответы детей).

Воспитатель: К третьей группе относят колыбельные с мифологическими (сказочными, выдуманными, ненастоящими) образами Сна, Дремы, Угомона.
Уж как сон ходил по лавке, Дрема по полу брела.
 Дрема по полу брела, к Маше в спаленку зашла.
Да в кроватку забрела, на подушечку легла.
  На подушечку легла, Машу ручкой обняла.

-Ребята, что вы можете сказать о характере этой песни?

Дети: Характер плавный, спокойный, напевный…

Воспитатель: Правильно, мелодия здесь мягкая, успокаивающая, завораживающая. Придает колыбельной умиротворенный характер.
 К последней четвертой группе колыбельных относятся песни, в которых, слегла, устрашают, запугивают непослушных детей.

Баю, баюшки – баю, не ложися на краю.
 Придет серенький волчок, и ухватит за бочок,
 И утащит во лесок, под ракитовый кусток!


-Эту колыбельную знают все. Давайте ее вместе споем. Будем петь напевно, протяжно, негромко, точно пропевать мелодию.

Я вам сейчас ее напомню (поет). Вспомнили? А теперь споем вместе (поют). 

Воспитатель: Молодцы ребята, а давайте мы поиграем пока моя Машенька заснула.

     Проводится русская народная игра « Ходит сон близ окон».


Считалкой выбирают Дрему (водящего):
Спят игрушки, спят зверята, солнце спит, трава, цветы...
 Зубки чистите, ребята, спать идите, первый – ты!


 Дети идут по кругу, взявшись за руки, Дрема в кругу. Дрема движется противоходом, поет вместе с детьми:
Ходит сон близ окон... Все ли спят? Все ли спят?
 Бродит Дрема возле дома и глядит на ребят.


  На вторую часть музыки дети останавливаются, поднимают сцепленные руки. Дрема выходит через «воротца» из круга и вновь заходит, выходит через другие «воротца» и опять заходит и т.д. Дрема  говорит тихо, спокойно: 
  -  Закрывайте глазки, пусть приснятся сказки!..
     Дети закрывают глаза. Водящий выбегает из круга, бежит за кругом и незаметно до кого – нибудь дотрагивается (это остается в тайне) и становится вместе с детьми.
     Звучит вступление, дети вновь идут по кругу и поют. После слов «бродит Дрема возле дома и глядит на ребят», ребенок, до которого дотронулась Дрема, делает шаг вперед (в круг). Дети пытаются его задержать.  Игра продолжается. 

 
Воспитатель:
   Тише, тише!.. Машеньку  разбудите. Подойдите, пожалуйста, к колыбельке.. Смотрите, улыбается малыш во сне, значит, все хорошо. – Спи, Машенька, набирайся силушки... А мы тебе споем, прощаясь, «Баю-бай, баю-бай...»

- Понравились вам дети колыбельные песни? Что вы сегодня узнали нового, интересного?

( Ответы детей).

Ну а я Вам на прощанье дам домашнее задание:

Спросите, пожалуйста, своих бабушек и мам, какие они знают колыбельные песни и разучите их с ними.

Дети прощаются с бабушкой Ариной  и уходят.



Приложение 2

Ручной труд « Сделаем сами куклу- пеленашку»

Задачи:

- Познакомить детей с приемами изготовления простой куклы из ткани.

- Продолжить знакомство детей  с традиционной русской колыбельной песней.

- Способствовать формированию у детей потребности получать новые знания об истории народного быта.

- Развивать мелкую моторику.

- Содействовать воспитанию навыков пестования маленьких детей (пеленания, пения колыбельных песен, укачивания, бережного ухода).

Оборудование: Образцы кукол -пеленашек, схема алгоритма работы

Материалы: Полоса белой ткани 15х50см, лоскуты цветных тканей размером 10х10см и 20х20 см, нитки-мулине, ленточки шириной 0,5-1 см.

Занятие проводится с девочками- психологи доказали, что постоянное нежное общение девочек с рукотворными мягкими куклами, пение им колыбельных песен – это базовая ступень в привитии материнских чувств.

Девочки  приходят в музыкальный зал, оформленный в стиле русской избы их встречает воспитатель в народном костюме (бабушка Арина), она укачивает куклу- пеленашку внучку Машеньку. «Бабушка Арина»  встает, кладет куклу в колыбельку. Кланяется русским поклоном.

- Здравствуйте всем! В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: “От скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни посуду из глины лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. То песню затянут, то шуткой перебросятся. А матери, у которых были дети малые и работали и колыбель качали, да колыбельные пели. И ваши мамы умеют рукодельничать.

Дети: Да. Умеют.

Воспитатель: (берет в руки корзинку). Ответьте на вопрос: “Когда мама  берет в руки нитку с иголкой, как это ремесло называется?” (Достает из корзинки и показывает.)

Дети: Шитье!

Воспитатель: А, что же бабушка делает, когда у нее в руках пяльца, иголка и цветные нитки? (Достает из корзинки и показывает.)

Дети: Вышивает!

Воспитатель: Молодцы! А вот когда такие предметы ручного труда в руках оказываются: клубок ниток, крючок, спицы, это что за ремесло?

Дети: Вязание!

Воспитатель:

Становись, честной народ!
Будем мы сейчас играть!
Свои ножки разминать!
Я – иголочка тоненька!
А вы – ниточка длинненька!
Куда иголочка – туда и ниточка!

Проводится подвижная игра “Нитка – иголка” под русскую народную мелодию “Калинка”. Дети по залу двигаются змейкой за «бабушкой Ариной». Затем – садятся на места.

Дети садятся на места. Звучит фонограмма детского плача.

Воспитатель: Вы слыхали? Вы слыхали?  

Воспитатель (бабушка Арина) берет в руки куклу -пеленашку:  Внученьку Машеньку разбудили!

 Девочки подруженьки, помогите Машеньку пестовать да укачивать.

( дети поют колыбельные песни по желанию)

Воспитатель: Уснула  моя Машенька! Ай-да складная песня колыбельная ваша. С хорошей доброй песней любое дело спориться. Так и в старину мамы колыбели качали да делом занимались. А вы, дети, хотите потрудиться?

Дети: Да!

Воспитатель: С любым делом готовы справиться?

Дети: Да!

Воспитатель: Хочется мне, чтобы на память о нашей встрече у каждого из вас осталось вот такая кукла – пеленашка – Машенька. Сделаем мы ее своими руками.

Дети  рассаживаются за столы, на которых расположены светлые лоскутки льняной или хлопчатобумажной ткани, много пестрых лоскутков, белые суровые нитки, ножницы. Звучит тихая инструментальная народная музыка.

Воспитатель: Нет радости краше усталости! И так круглый год в работе крестьянской. С богом начинают – руками заканчивают! А чтоб дело спорилось, потренируем наши пальчики.    

  Поводится пальчиковая игра «Дрема»
Наши пальчики играли,
                 («играют» пальцами обеих рук)
Наши пальчики устали.                 (Пальцы  медленно собираются в кулачки)
Хватит прыгать и скакать,            (пальцы резко выпрямляются и сжимаются)

 Вам пора, ребята, спать.               (Ладошка к ладошке, руки под щечку)
 Вы поспите, отдохнете,                (Ладошки перенести под другую щеку)
И опять играть начнете,               (разъединяют ладошки, шевелят пальцами)
Прыгать, бегать и скакать,          (сжимают пальцы в кулаки и разжимают)
Веселиться и мечтать!       

 (На слово «веселиться» - руки «уголком». Одна рука горизонтальна, другая вертикальна. «Играют» пальцы руки, расположенной вертикально. Повторить, поменяв руки. На слово «мечтать»  поднимают руки вверх и разводят их в стороны).

Воспитатель: ( показывает куклу) Куколка-пеленашка на вид очень простая куколка - младенчик в платочке, запеленатый в пеленку и обвитый свивальником. В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие младенцу – оберегать его.

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Пеленашка или кукла-младенчик служила оберегом, т.е. оберегала младенца от всего плохого, злого. Так же давали куклу в ручку ребенка в качестве естественного массажера.

В изготовлении пеленашка проста.

(воспитатель показывает этапы изготовления куклы, сопровождая действия рассказом, девочки выполняют работу поэтапно вместе с воспитателем)

Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани.  А ношеная ткань - тонкая, поэтому скатывается он довольно долго. Помните, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы. Ткань плотно скручиваем в скатку, перетягиваем посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей. Завязываем узел, символизирующий пупок  - центр жизненной силы. Потом обозначаем голову. Для этого перетягиваем  скатку нитями, выделяя треть длины.

Повязываем платочек, запеленываем плотно в пеленку и обертываем ленточкой. Кукла готова.


– Дети, а почему же наша Машенька зовется кукла- пеленашка или кукла- закрутка?

Понравилось вам самим мастерить куклу?

Хотите научиться делать других кукол?

(Звучат ответы детей.)

Воспитатель: Теперь у каждой деточки по куколке! Радость, то какая! Будете песни колыбельные петь да меня вспоминать.

Дети качают своих куколок, поют им колыбельные песни.

Приложение 3.

Интегрированное занятие« Музыка в красках» (по сказочной миниатюре А.К. Лядова « Кикимора»

Задачи:

-познакомить со сказочной миниатюрой  А.К.Лядова «Кикимора»;

-помочь разобраться в музыкальной драматургии произведения,

-побуждать создавать изображения в соответствии с музыкальными впечатлениями;

-развивать умение раскрывать образ с помощью музыки;

-способствовать развитию творческого воображения и фантазии;

-воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на классические музыкальные произведения.

Музыкальный руководитель:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки?

 Дети: Да!
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

Музыкальный руководитель: Вы любите путешествовать?

Дети: Да. Любим.

Музыкальный руководитель: Я сегодня вас приглашаю в музыкальное сказочное путешествие.
«Сказка – складка, песня – быль», - гласит пословица. В этом народном изречении метко схвачена сущность сказок: в них рассказывается о том, чего в жизни не было и не могло быть. Вспомните, какой персонаж обычно рассказывает сказки и поет песни.

Дети: Ученый кот, кот Баюн.

Музыкальный руководитель: ( Показ иллюстрации)Много знает он сказок. Сказочные герои в них отважны, смелы, бескорыстны, настойчивы в достижении цели, добры и отзывчивы к чужому горю. В сказках есть добрые силы, которые помогают человеку, но есть и злые силы. Назовите их.

Дети: Баба Яга, Змей Горыныч, Кащей, Кикимора…

Музыкальный руководитель: В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить...»

 Давайте вслушаемся в звучание самого слова «кикимора».

      ки

Ки    мора . Повторите.

 Дети: Ки-ки -мора .

Музыкальный руководитель: Как оно звучит?

Дети: высоко, тонко, резко….

- Как вы думаете, как выглядит Кикимора?

( Предположения детей)

( Показ иллюстрации)

Музыкальный руководитель: Давайте послушаем, какой нарисовал кикимору в своей музыке  Анатолий Константинович Лядов.

Звучит миниатюра  «Кикимора» А. Лядова.

- Как вы думаете, где происходит действие?

Дети: возможно в лесу, в горах…

 Музыкальный руководитель: Вы слышали колыбельную?

Дети: Да

Музыкальный руководитель: Это Кот Баюн пел колыбельную для Кикиморы.

 А еще какая музыка звучала?  

Дети: вредная», злая….

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, почему Кот-Баюн может петь такую красивую и добрую музыку злобному и коварному существу?

Дети: Послушав эту песню, Кикимора обязательно исправится.

 Музыкальный руководитель: Эпиграфом к симфонической картине А. Лядова служит небольшой эпизод из «Сказаний русского народа» И. Сахарова. Послушайте:

   «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн – говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

А давайте мы с вами изобразим,   так как вам подсказывает музыка Кикимору и Кота-Баюна

Звучат темы Кикиморы и  Кота Баюна.

Дети под музыку изображают, как двигается Кикимора и Кот Баюн.

Музыкальный руководитель: Ребята я предлагаю вам нарисовать свои впечатления о прослушанной сказке А. К. Лядова. Какими вы представляете себе Кикимору или Кота Баюна.

 

( во время рисования снова звучит музыкальная миниатюра).

( При анализе получившихся рисунков обращаем внимание на использованные цвета для изображения кота Баюна и Кикиморы. Дети выбирают самую злую Кикимору, самую веселую…., самого доброго кота, самого умного и т.д)

Приложение 4.

Сценарий совместного с родителями досуга « Колыбельной песни добрый свет»

Досуг является итоговым мероприятием в рамках проекта « Колыбельной песни добрый свет».

Цель досуга:

-Закрепить у детей и родителей представление о жанре колыбельной песни  и её разновидностях через развитие речи, пение,  активное слуховое восприятие, изобразительную деятельность, музыкально- ритмические движения.

- Проанализировать эффективность выполнения задач проекта.

- Поддерживать интерес родителей к активной творческой деятельности в ходе образовательного процесса в ДОУ.

                                            Ход досуга.

Дети входят в музыкальный зал с мамами , рассаживаются на свои места. (мама рядом с ребенком).

Ведущий: Сегодня мы собрались в нашем уютном зале, чтобы поговорить о колыбельной песне. А провести этот разговор мы  решили в виде устного журнала.

Итак, страница 1: «Вводная»

"Песня матери - главная песня в мире; начало всех человеческих песен" говорил Расул Гамзатов. Действительно значение колыбельной песни  огромно. Колыбельная - это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, недопускающие проникновения зла.

Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.

Звучит музыка « Добрая сказка» А. Пахмутова, Н. Добронравов , девочки танцуют танец « В небе я синие звезды зажгу…»

Ведущий: Страница 2- Фольклорная

Колыбельные песни, как вы знаете, появились очень давно, в глубокой древности. Это народные песни, сочиненные не композитором, а в народе. Баюкает мама дитятко  и напевает свою колыбельную. Если получалась красивая мелодия, понравились слова песни, мама запоминала и повторяла их. Другая мама пела по – своему. Самые красивые песни продолжали жить, а кто их сочинил, уж никто не помнил. Было лишь известно, что кто – то из народа. Поэтому они и получили название –народные.

Драматизация « Баю – баюшки- баю…»

Бабушка Арина качает внука Ванечку напевает колыбельную:

Баю, баю, баиньки,

Купим Ване валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке,

Будет Ванечка ходить

 Новы Валенки носить!

(вздыхает) Не засыпает мой внучек! Позову- ка я на помощь кота Ваську.

Кис- кис- кис.

(Приходит ребенок в костюме кота)

Мур-мур- мур…

Бабушка Арина:

Уж ты ты, котенька – коток,

Котя- серенький хвосток,

Приди ,котя, ночевать,

Нашу детоньку качать!

Уж как я тебе коту

За работу заплачу,

Дам кувшин молока,

да кусок пирога!

Котик Васенька, покачай Ванечку!

Кот:

(качает и поет)

Баю-бай, баю-бай,
И у ночи будет край.
А покуда детвора
Спит в кроватках до утра.
И котенок рядом с кошкой
Спит за печкою в лукошке.
Спит осока у реки,
Спят сомы и окуньки.

Бабушка Арина: Уснул?

(кот качает головой)

(раздается лай собаки).

Бабушка Арина: Жучка, иди сюда!

(выходит ребенок в костюме собачки).

Бабушка Арина: Баю, баю, баю-бай...
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа, не скули,
Мово Ваню не буди.
Темна ноченька - не спится,
Мой Ванюшенька боится...,
Ты, собаченька, не лай,
Мово Ваню не пугай!

Жучка, умница, покачай Ванечку!

Жучка ( качает и поет)

Баю-баюшки-бай-бай -
Ваня, Ваня, засыпай.
Ночь пришла, темно вокруг.
Рыбка спит и спит петух.
Спит коровка, спит щенок.
Засыпай и ты, сынок.

Бабушка Арина: Уснул?

(Жучка  качает головой).

Бабушка Арина:

Баю-баю, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Ванюшкиных  ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не мешайте баиньки?

(«скачут» два «зайца»- дети в костюмах»)

Зайчики- мальчики, покачайте Ванечку!

Зайки: (качают и поют)

1 реб: Баюшки, баюшки,
Скакали заюшки,
Прискакали к колыбели -
На Ванюшу поглядели.

Стали зайки говорить:
"Чем нам Ваню накормить?"


2 реб: Мы накормим кашкой,
Сладкой простоквашкой

Напоим Молочком
Да с румяным пирожком.

Бабушка Арина:

Люли-люли-люленьки!
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.
( «прилетают» два ребенка- «гуленьки»)

Гуленьки, пташки, покачайте Ванечку!

1 реб: Люли-люли-люли,
Прилетели гули.
Сели на воротах
В красных чеботах.
Стали гули говорить,
Чем нам Ваню накормить?


2 реб:Сахарком и медком,
Сладким пряником.
Коровку подоим –
Молочком напоим.
Стали гули ворковать –
Стал наш Ваня засыпать.

Бабушка Арина: Уснул?

«Гули»: Уснул!

Все герои шепотом говорят : « Уснул!»

Ведущий: Страница 3- Классическая  

 Мир музыки огромен. Многие композиторы обращались в своем творчестве к колыбельной песне. Мы с вами слушаем такую музыку перед сном в детском саду. Нравится она вам? Вот и сегодня мы послушаем такую авторскую музыку. А потом со своими мамами попробуйте  нарисовать, что вы  представили под эту чудесную мелодию. ( выбираются  три команды).

Итак сегодня мы слушаем Петр Ильич Чайковский колыбельная « Сладкие грезы»

( Звучит музыка, команды начинают работу)

     А у меня для вас есть сюрприз! Посмотрите! (Показывает необычный красочный мешочек с большим вопросом снаружи). Это – чудо- мешочек! Как вы думаете, что там внутри? (Ответы детей). А я думаю, что там интересные вопросы, потому что снаружи мешочка есть знак вопроса, вот он (показывает). Ну что ж, давайте заглянем в него.
     Мои пальцы никак не могут развязать этот чудесный мешочек с вопросами. Что же делать? (Дети предлагают свои варианты. Ведущий пробует открыть, но ничего не получается). Ребята! Я знаю, как можно потренировать пальцы! Проведем пальчиковую игру .


     Поводится пальчиковая игра «Дрема»
Наши пальчики играли,                 («играют» пальцами обеих рук)
Наши пальчики устали.                 (Пальцы  медленно собираются в кулачки)
Хватит прыгать и скакать,            (пальцы резко выпрямляются и сжимаются)
     Вам пора, ребята, спать.               (Ладошка к ладошке, руки под щечку)
     Вы поспите, отдохнете,                (Ладошки перенести под другую щеку)
И опять играть начнете,               (разъединяют ладошки, шевелят пальцами)
Прыгать, бегать и скакать,          (сжимают пальцы в кулаки и разжимают)
Веселиться и мечтать!        (На слово «веселиться» - руки «уголком». Одна рука горизонтальна, другая вертикальна. «Играют» пальцы руки, расположенной вертикально. Повторить, поменяв руки. На слово «мечтать»  поднимают руки вверх и разводят их в стороны).
Ведущий развязывает чудесный мешочек.

Наш мешок  чуть – чуть подрос! Вновь прибавился вопрос.
 Выбирай скорей любой
!.. (Подходит к любому ребенку. Тот опускает руку в мешочек и вынимает красочную карточку с изображением зевающего младенца, например. Варианты могут быть разные. Дети должны быть заинтересованы и с желанием вынимать карточки).     
Так!.. Вопрос у нас такой!..
     Проводится викторина на тему «Народная колыбельная песня».  
Вопросы:
 

 Почему колыбельная песня получила такое название? (Потому что ребенок спал в кроватке, которую в древности назвали «колыбелькой», от слова «колебать». «Колебать», значит,  качать.)

 Вспомни другое название колыбельной песни? («Байки», значит баюкать, качать. «Баять» - говорить шепотом, «скатывать», усыплять).

Для чего нужны колыбельные? (Для того, чтобы ребенок успокоился, уснул).

 Почему колыбельные песни называются народными? (Значит, они сочиненные не композитором, а в народе).

Кроме народных колыбельных песен, какие еще бывают колыбельные?  (Авторские, которые сочинили композиторы.).            

Одинаковы ли колыбельные песни по характеру? (Нет, одни веселые, светлые; другие грустные, жалобные, плавные, мягкие).

 Вспомни и расскажи пословицы, поговорки и потешки про сон.

1-й ребенок.       Сон лучше всякого лекарства!
2-й ребенок.       Сон милей родного брата!
3-й ребенок.       Спишь, спишь, а отдохнуть некогда.
4-й ребенок.       – Эй, Фома! Зачем ты ложишься спать с большой ложкой?
5-й ребенок.       – Да прошлой ночью я во сне нашел горшок с медом. Вдруг сегодня
                            найду? 
6-й ребенок.       –Егор, ты спишь?
7-й ребенок.       –Нет!
6-й ребенок.        – Иди во двор, дров принеси.
7-й ребенок.       – Засыпаю.  

А теперь давайте посмотрим, какие картины получились у наших команд.

( команды презентуют картины)

Ведущий: Страница 4- Современная  (Слайд 6)

Много колыбельных песен создается и в наше время, современные колыбельные песни- авторские, у них есть и авторы стихов и музыки. Эти песни мы слышим и на телевидении, и по радио, в фильмах, мультфильмах… и сейчас вы услышите такую песню.

Звучит песня « Спи мой сыночек» М. Блантер, М. Исаковский.

А теперь мы узнаем, как хорошо  мы знаем современные колыбельные песни. Игра «Угадай мелодию».

( звучит минусовка, после того как песня угадана, все поют эту песню- текст песни на слайдах презентации).

Ведущий: Страница 5- Эпилог

 Колыбельная для мамы

Ребенок: Мама долго хлопотала:
Все дела, дела, дела...
Мама за день так устала,
На диване прилегла.
Я ее не буду трогать,
Только возле постою.
Пусть поспит она немного -
Я ей песенку спою.
К маме стану я поближе -
Очень я ее люблю!
Жалко только, что не слышит
Мама песенку мою.
Нету песенки чудесней.
Может, петь погромче мне,
Чтобы маме эту песню
Слышно было и во сне?..

В исполнении детей звучит песня: «Колыбельная для мамы»

Ведущий: А в заключении мы Вам хотим пожелать:

«Творите Вашего ребенка, как творят волшебники и маги.

Пойте ему колыбельные песни, наполненные любовью и нежностью.

Они обязательно помогут малышам стать сильными, умными, красивыми и удачливыми!».

 А в память о нашем вечере мы дарим вам памятки с текстами колыбельных песен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Колыбельной песни добрый свет»

Ознаколмение с фольклорными  формами народного творчества....

Колыбельной песни добрый свет.

Колыбельные песни - широкий пласт народного искусства. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного назначения успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетич...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы "Колыбельной песни добрый свет"

Данный материал позволит вам познакомить детей с песенным творчеством русского народа. Желаю успехов!!!...

интегрированное занятие для детей средней группы " Колыбельной песне - добрый свет"

Приобщить детей к русской старине, к колыбельной песне....

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры на тему: «Колыбельной песни добрый свет» (с использованием игрушки Домовёнок Кузя)

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры на тему: «Колыбельной песни добрый свет»(с использованием игрушки Домовёнок Кузя)...

«Колыбельной песни добрый свет» сценарий праздника в младшей группе

Цель: приобщить детей к истокам русского народного творчества....