Колыбельной песни добрый свет.
статья (младшая группа) по теме

Кучерявенко Марина Владимировна.

Колыбельные песни - широкий пласт народного искусства. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного назначения успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции развития ребенка.Из колыбельных песен малыш черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью, вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах и поступках - любви к родному человеку, доброте, честности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolybelnoy_pesni_dobryy_svet.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Колыбельной  песни  добрый  свет.


Дети требуют как можно  больше общения со взрослыми. Именно общаясь, ребенок познает

окружающий мир. Взрослые должны стремиться вовлечь малышей в это общение, задавая им вопросы, на которые они должны будут дать ответ. Нужно сделать так, чтобы общение  взрослого с ребенком стало постоянным и необходимым.

          Именно в детские годы закладываются черты характера, привычки, ответственность за близких людей, желание помочь и поддержать даже незнакомого человека. Недаром народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Сеять нужно доброе, вечное, чтобы потом  не было стыдно и мучительно больно за слова, поступки, действия своих детей.

          Нужно учить детей уважать чувства и желания другого человека. Конечно, 2-х летнему ребенку очень сложно все это  объяснить  словами, лучше всего показать на собственном примере, относясь к самим детям  по-доброму, меньше используя нравоучений и наказаний. Такую доброжелательность дети  воспримут  сердцем и будут поступать так же, как поступают  с ними, ведь  дети  во всем подражают взрослым. По поведению ребенка  можно судить о микроклимате в семье. Там, где царит любовь и взаимоуважение, там меньше погрешностей в воспитании. В такой атмосфере дети растут добрыми и ласковыми, легко идут на контакт со сверстниками и взрослыми.

          «Баю-баюшки-баю, баю милую мою, баю славную мою…». Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя! Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку!

            Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается с магической силой, потому, что исходит  от самого родного, самого дорогого человека – матери.

            Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении. При такой внутренней настройке слова  образы песни проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям,     ребенок начинает  различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

             В некоторых колыбельных песнях содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно  стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго, как он будет этот мир осваивать сам. Особое значение в песнях уделено колыбели – первому собственному месту ребенка в этом мире.

                                                    Висит колыбель на высоком крюку,

                                                  Крюк золотой, ремни бархатные,

                                                 Колечки витые, крюки золотые.

             В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития  ребенку важно утвердиться  в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире – самое хорошее, его мама – самая лучшая, а дом – самый родной. Кроме осознания собственного «Я»  колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира. Сначала это пространство выстраивается вокруг ребенка, как бы противопоставляя теплоту, защищенность дома опасностям внешнего мира. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она (граница) обозначается понятием «край»:

                                              Баю, баюшки- баю,

                                             Не ложися на краю,

                                             Придет серенький волчок,

                                            И ухватит за бочок,

                                            И потащит во лесок,

                                           И положит под кусток.

               Когда ребенок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи. Это уже не магическая грань, к  которой нельзя приближаться, а граница, которую  когда- нибудь  придется пересечь, чтобы выйти в мир взрослой жизни. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретает семью, будет работать и растить собственных детей. Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.

               Но самое важное в колыбельной песне – это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо – ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищенности, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам. Как неоценимо  важна такая уверенность для ребенка, который войдет в наш сложный, противоречивый мир!  А как важна привычка постоянного общения с матерью! Прекрасно, если она сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается  глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают в  моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит в детский сад, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймет, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо.

              Пойте детям колыбельные перед сном, пойте, как можете, на любой мотив, удобный для вас, главное – с любовью. Хорошо, если ваши дети тоже выучат колыбельные песни и будут петь своим куклам, наверняка они запомнят, и это им очень пригодится, когда они сами будут мамами и папами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Колыбельной песни добрый свет»

Ознаколмение с фольклорными  формами народного творчества....

Проект "Колыбельной песни добрый свет"

Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. Современные мамы редко поют колыбельные. Между тем хоть и изменился наш быт, нравственные устои не потеряли своего значения. И поэтическое слово...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы "Колыбельной песни добрый свет"

Данный материал позволит вам познакомить детей с песенным творчеством русского народа. Желаю успехов!!!...

интегрированное занятие для детей средней группы " Колыбельной песне - добрый свет"

Приобщить детей к русской старине, к колыбельной песне....

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры на тему: «Колыбельной песни добрый свет» (с использованием игрушки Домовёнок Кузя)

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры на тему: «Колыбельной песни добрый свет»(с использованием игрушки Домовёнок Кузя)...

«Колыбельной песни добрый свет» сценарий праздника в младшей группе

Цель: приобщить детей к истокам русского народного творчества....