"Люблю мой славный городок"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Каракина Марина Фирсовна

В содержании статьи говорится о достопримечательностях города Арзамаса на примере улицы Калинина, вызывая у детей интерес к людям, прославившим свой город.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karakina_m.f.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 50

Экскурсия по улице Калинина

с детьми подготовительной к школе группы  

номинация:  «Воспитаем патриотов – сохраним Россию»

Составила: воспитатель первой квалификационной категории

Каракина Марина Фирсовна        

педагогический стаж работы 19 лет.

Арзамас, 2010 г.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с историей своего города.

Вызвать у детей интерес к людям, прославившим свой город.

Развивать любознательность и творческий интерес к достопримечательностям города.

Воспитывать любовь к родному краю и желание жить в родном городе, чувство гордости за свой город и горожан.

Методические приемы: рассказ из истории г. Арзамаса, чтение отрывка из повести «Школа» А.П.Гайдара, вопросы экскурсовода к детям: «Почему был создан мемориал памяти?», «Как он называется?» и др., чтение стихов: А. Плотникова «Память горький оставила след», возложение цветов к мемориалу, рассказ жительницы г. Арзамаса.

Предварительная работа: беседы об Арзамасе, его истории, достопримечательностях, выдающихся людях, рассматривание альбома  «Городок наш Арзамас», чтение стихов о родном городе арзамасских поэтов.

«Человек является, прежде всего,

 сыном своей страны, гражданином своего Отечества, горячо принимающего к сердцу его интересы».

Белинский В.Г.

Ход экскурсии.

Воспитатель: Ребята, любите ли вы свой город? А за что вы его любите?

Дети: Наш город красивый, в нем много храмов, есть парк имени А.П.Гайдара и наш любимый детский сад «Золотая рыбка».

Воспитатель: Есть сотни маленьких городов в России. Никто даже толком не знает об их существовании. А вот Арзамасу повезло. Он вошел в народную поговорку: «Один глаз на нас, другой – на Арзамас». Небольшой провинциальный городок славен своим историческим прошлым. По его узким городским улицам бродил Александр Сергеевич Пушкин, был в ссылке Максим Горький, провел детство Аркадий Гайдар - замечательный советский писатель. Гайдар считал Арзамас своим родным городом и писал о нем в повести «Школа»: «Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок- скороспелок, терновника, красных пионов».

Воспитатель: Ребята, хотите узнать много нового и интересного о своем родном городе? Тогда нам надо отправиться в путешествие. Давайте продолжим знакомиться с улицами Арзамаса и пойдем на улицу Калинина.

Воспитатель, родители, дети идут на улицу Калинина, где их встречает Глебова Валентина Дмитриевна, житель дома № 1 ул. Калинина.

В.Д.: Здравствуйте ребята, сегодня я буду вашим экскурсоводом и расскажу вам о своей родной улице Калинина. Эта улица названа в честь выдающегося деятеля М.И.Калинина. В 1956 году здесь было всего три  многоэтажных дома, которые возвышались среди маленьких деревянных домиков, окруженных вишневыми садами. Дорога была выложена мелким гравием, камнями.

Сейчас улица Калинина – самая красивая улица в Арзамасе и длинная. Она застроена многоэтажными домами, магазинами, здесь находятся заводы, банк и очень много достопримечательностей. Посмотрите, сколько машин едет по широкой, асфальтированной дороге.

В.Д.(подойдя к водонапорной башне): Мы подошли с вами к первому историческому памятнику на этой улице - водонапорной башне.

Водонапорная башня является памятником человеку, который сделал немало доброго и полезного для горожан. Это - Федор Иванович Владимирский, арзамасский священник и общественный деятель, почетный гражданин г. Арзамаса. Много лет в своей жизни посвятил он строительству первого в Арзамасе водопровода.

Воспитатель: Ребята, посмотрите наверх, что вы там видите?

Дети: Герб города и дату основания Арзамаса.

Воспитатель: Действительно, 1578 год считают годом основания Арзамаса. Возникший на месте мордовского поселения, Арзамас развивался как оборонительная крепость. Вот почему на арзамасском гербе рядом с зеленым стропилом, означавшим мирное занятие жителей, начертано другое, красное стропило, свидетельствовавшее о военном предназначении города. Арзамас славен своим героическим прошлым. Он лежал на пути Ивана Грозного и Пугачева, Алены Арзамасской, его сыны отважно дрались против польских интервентов.

Ребята, сейчас наш город – это крупный промышленный и транспортный центр. В нем живут прекрасные люди. Они своим трудом приумножают славу древнего города. Под водонапорной башней находится доска почета, на которой каждый год вывешивают фотографии лучших арзамасцев. (Дети с воспитателем читают названия предприятий, арзамасцев, занесенных на доску почета).

В.Д.: А сейчас, ребята, мы подходим к мемориалу. Вы знаете, как он называется? Почему он был создан?

Дети: индивидуальные ответы.

Воспитатель: Да, он называется Мемориал Славы и Памяти арзамасцам, защитникам Отечества. Чаша Вечного огня и гранитная стела с изображением склоненных знамен напоминает каждому  имена тех, кто отстаивал свободу и независимость в 20 годы прошлого столетия и в годы Великой Отечественной войны. Этот мемориал был открыт в 1967 году. С правой стороны от Вечного огня - находятся бюсты Героев Советского Союза - арзамасцев. К этому священному месту всегда приходят люди: ветераны войны со своими внуками, участники митингов; здесь стоят в почетном карауле юнармейцы Поста№1. Стать юнармейцем очень почетно. Нужно хорошо учиться, быть сильным и смелым.

Воспитатель: Какой праздник совсем скоро мы будем отмечать?

Дети: 65- летие Победы в войне над фашизмом.

Воспитатель: Ребята, 9 Мая вы с родителями, бабушками, дедушками придете к Вечному огню и принесете цветы, почтив память героев - арзамасцев. Уважаемая Валентина Дмитриевна, послушайте стихотворение арзамасского поэта А. Плотникова «Память горький оставила след».

Ребенок читает стихотворение:

Память горький оставила след.

И тревожно молчат обелиски.

На граните не выцвели, нет,

Эти длинные, скорбные списки.

Шар земной все от взрывов дрожит.

Зреют драмы с кровавой развязкой.

Сколько их, убиенных лежит

В нашей древней земле арзамасской.

Я с судьбою поспорить готов,

Но мне ведома дней скоротечность.

Только здесь, среди звезд и крестов,

Уготована каждому вечность.

Дети возлагают цветы.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы перейдем улицу и подойдем еще к одному памятнику. Знаете ли, вы, как он называется?

Дети: памятник Воинам – интернационалистам.

Воспитатель: Посмотрите, здесь всегда у подножия лежат живые цветы. Так горожане чтят память солдат, погибших в Афганистане, Чеченской республике, «горячих точках». Дети возлагают цветы.

В.Д.: Ребята, посмотрите, какое красивое здание мы видим около Вечного огня. Это театр драмы и оперы, который ведет свою историю с 1919 года. В этом театре играли замечательные актеры т.к. М. М. Демиховский, А.А.Степанов, Е.Н.Судьина.

Далее, идя по улице, дети отмечают красоту зданий, обращают внимание на количество и разнообразие транспорта, городскую больницу имени М.Ф.Владимирского.

В.Д.: Ребята, мы пришли на площадь 1 Мая.  А что вы знаете об этой площади?

Дети: Это место любимое всеми арзамасцами. Здесь расположен фонтан, где горожане отдыхают семьями, много клумб с красивыми цветами.

Воспитатель: Также мы видим здание филиала Нижегородского технического университета. Когда вы подрастете, многие из вас пойдут учиться в это учебное заведение.

Воспитатель: Ребята, вот и подошла к концу наша экскурсия.  Вы  узнали сегодня много нового и интересного об улице Калинина, ее достопримечательностях, горожанах. Год от года растет и хорошеет наш любимый город. А когда вы подрастете, обязательно внесете свой вклад в историю Арзамаса. В заключение нашей экскурсии  Валентина Дмитриевна прочитает замечательное стихотворение «Песня о родном городе»:        

Тополей густые кроны,

Блеск огней в вечерний час.

Золотой он да зеленый.

Городок мой Арзамас.

И над ним в небесной сини

Самолетов мерный гуд.

И со всех концов России

Поезда к нему бегут.

Здесь я в счастье верю проще,

Здесь друзья мои живут.

Здесь в Березовую рощу

Соловьи меня зовут.

Воспитатель и дети благодарят Валентину Дмитриевну за экскурсию и дарят подарок:  «Календарь с видами города Арзамаса».

Придя в детский сад, дети делятся впечатлениями, рисуют достопримечательности улицы Калинина.      

Литература:

  1. Арзамас. Путеводитель. Горький, Волго-Вятское кн.изд-во,1978г
  2. Арзамас Центральное рекламно – информационное бюро «Турист», Москва- 1979год
  3. А.Плотников « Русское слово».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

50 способов сказать детям "Я тебя люблю!" 50 способов сказать ребенку «Я тебя люблю!»

1. Молодец!2. Хорошо!3. Удивительно!4. Гораздо лучше, чем я ожидала!5. Лучше, чем все кого я знаю!...

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».   Цель: закрепить знания детей о названии родного города, главные его достопримечательности; закрепить элементарные правила поведен...

Конспект занятия «Люблю свой город, край. Люблю его природу».

Цель: закрепить знания детей о названии родного города, главные его достопримечательности; закрепить элементарные правила поведения, этикет общения и приветствия; развивать речь, внимание, память; вос...

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Люблю тебя наш славный град, любимый Павловский Посад!»

Программное содержание:·        Познакомить с историей и технологией развития производства павловопосадских платков и их художественными особенностями.·...

Проект "Люблю тебя мой город славный"

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают ...