Главные вкладки

    Презентация "Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений.Алгоритм действия педагога при наблюдении.".
    презентация к уроку по теме

    Фисан Елена Григорьевна

    Презентация подготовлена мною для выступления перед слушателями курсов повышения квалификации и подробно знакомит с одним из методов мониторинга - с методом наблюдения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya_nablyudenie_5555555.pptx2.63 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Наблюдение – как метод проведения образовательного мониторинга в детском саду». Презентацию подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №34 Красногвардейского района г.СПб Фисан Елена Григорьевна

    Слайд 2

    Вопросы. Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений. Алгоритм действия педагога при наблюдении. Способы фиксации наблюдений. Принципы на которые опираются при использовании метода наблюдения. Преимущества и недостатки метода наблюдения.

    Слайд 3

    1.Что такое наблюдение? Наблюдение – это целенаправленное, преднамеренное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путём создания специальных условий . Наблюдение – это метод сбора данных с целью последующего анализа. Наблюдение – ведущий метод проведения мониторинга в детском саду.

    Слайд 4

    2.Виды наблюдений. НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЁННОЕ ОПОСРЕДОВАННОЕ ЗАКРЫТОЕ НЕВКЛЮЧЁННОЕ ДИСКРЕТНОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОТКРЫТОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ

    Слайд 5

    Что обозначает каждый вид наблюдения? 1. Непосредственное наблюдение – это наблюдение, когда педагог сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления. Опосредованное (косвенное) наблюдение – это наблюдение, когда к его проведению привлекаются другие лица (студенты, другие педагоги и др.). Методика проведения таких наблюдений должна быть заблаговременно отработана теми, кто будет их вести. 2. Включённое наблюдение – это наблюдение, когда педагог включён в процесс взаимодействия с теми за кем наблюдает. Оно может быть открытым и закрытым. При открытом наблюдении дети знают, что за ними ведётся наблюдение. Если же участники не осведомлены, что они в поле зрения наблюдателя, то речь идёт о закрытом наблюдении. При закрытом наблюдении применяется записывающая аппаратура: видио камера, фотоаппарат, диктофон. Не включённое наблюдение – это наблюдение со стороны. 3. Непрерывное (сплошное) наблюдение – это наблюдение, которое предполагает фиксацию всех наблюдаемых факторов, проявлений, качеств, реакций и т. д. от начала до конца какого-либо процесса. Дискретное (выборочное) наблюдение – это наблюдение по определённым параметрам. Чаще всего педагогами используется метод открытого включённого наблюдения.

    Слайд 6

    3. Алгоритм действия при наблюдении. Определение цели и задач Определение объекта наблюдения Определение ситуации наблюдения Способ фиксации результатов наблюдения

    Слайд 7

    4. Действия педагога . 1. Определелить цель и задачи наблюдения. Например: выявить особенности освоения ребёнком способов познания, изучить поведение ребёнка в ситуации совместной деятельности и т. д.. 2. Определить объект наблюдения. Например: определить группу от 3 до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течении дня, каждый день мы меняем детей и в течении 2-3 недель все дети смогут попасть в поле зрения педагога. 3. Выбрать ситуацию наблюдения , когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребёнка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса. 4. Выбрать способ фиксации результатов наблюдения.

    Слайд 8

    5. Способы фиксации наблюдений. Регистрация эпизодов . Эпизоды - это короткие описания конкретных случаев. Они дают фактическую информацию о том, что случилось, когда, где, что послужило толчком, какова реакция ребёнка, чем закончилось действие. Описание должно быть кратким и не оценочным, может быть единичным и серийным. Для записи наблюдений используется блокнот или тетрадь. Повествовательные или дневниковые заметки . Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они используются при многодневных наблюдениях. Дневник ведётся в тетради с пронумерованными листами и большими полями для последующей обработки записей. Карта наблюдения . Карта даёт основу для систематического сбора данных относительно развития ребёнка в различных видах деятельности. Обычно в ней перечисляются навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карты обеспечивают информацией о развитии интегративных качеств и о том, что ребёнок может и чего не может в каждой из областей развития. Видиозапись, фотографирование и аудиозапись .

    Слайд 9

    Карта наблюдения №1. Цель: изучение особенностей проявления интегративного качества «Любознательный, активный» в разных видах деятельности. Объект наблюдения: Иванов Петя, 5 лет 9 месяцев. Процедура организации и проведения: наблюдение в свободной деятельности и НОД. Виды деятельности. Активность Самостоятельность Инициативность Ответственность Нестандартность, оригинальность Упорство в достижении результатов Любознательность Сензитивность к новым стимулам, избирательность. Познавательный компонент Диагностическая ситуация «Путешествие в пустыне» стр.340 «Мониторинг в детском саду» «Детство-Пресс» 2011 Дидактическая игра «Кто где живёт» лото «Животные» Наблюдение на прогулке «Три состояния воды». Трудовое поручение в уголке природы «Поливка растений» Интерактивная игра с математическим содержанием «Дом для поросят» … и т. д..

    Слайд 10

    Карта наблюдения №2. Цель: изучение особенностей проявления интегративного качества «Любознательный, активный» в познавательной деятельности. Объект наблюдения: дети подготовительной группы в количестве 20 человек. Процедура организации и проведения: наблюдение проводится в естественных условиях. Фамилия, имя ребёнка Проявляет интерес к новым предметам, событиям, явлениям, которые непосредственно не наблюдает. Задаёт вопросы об известных ему предметах, событиях, явлениях для получения новой, неизвестной информации Самостоятельно исследует предметы, если их свойства и использование не известны Интересуется прошлым и будущим взрослых и сверстников Проявляет интерес к различным областям знаний Активно участвует в организованных формах образовательной деятельности, задаёт вопросы, обращает внимание на ошибки сверстников и свои ошибки, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи и прочее Инициирует общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, самостоятельно предлагает способы позитивного общения и взаимодействия Сочетает, интегртрует различные усвоенные движения и действия в зависимости от особенностей ситуации и своих целей 1.Иванов Петя 2. … 3. … 4. … 5. … и т. д.. 20. Петров Егор

    Слайд 11

    4 Наблюдение должно проводиться в течении не менее двух недель. 6.Принципы наблюдения.

    Слайд 12

    7. Преимущества метода наблюдения. Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества конкретного ребёнка. Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение нескольких детей по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субьектов. Оперативность получения информации. Относительная дешевизна метода.

    Слайд 13

    8. Недостатки метода наблюдения. На результаты наблюдений могут повлиять: настроение наблюдателя; его предубеждение ( искажение восприятия тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу); его усталость (в результате чего наблюдатель перестаёт замечать важные изменения, делает ошибки при записях ); адаптированность наблюдателя к происходящему.

    Слайд 14

    9. Наблюдения в разных видах деятельности: в ситуациях применения детьми культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; в ситуациях игровой деятельности; на прогулке; в образовательной ситуации; при экспериментировании; в уголке природы; в НОД; при выполнении поручений; во время проведения детских праздников; при общении детей с родителями. и т.д.

    Слайд 15

    Наблюдение в режимном моменте. Наблюдение в игре.

    Слайд 16

    Наблюдение на прогулке. Наблюдение в образовательной ситуации.

    Слайд 17

    Наблюдение в уголке природы. Наблюдение в уголке экспериментирования.

    Слайд 18

    Наблюдение в НОД. Наблюдение во время проведения праздника.

    Слайд 19

    Наблюдение при выполнении поручений. Наблюдение в бассейне.

    Слайд 20

    Наблюдение в проблемной ситуации. Наблюдение при общении с родителями.

    Слайд 21

    Метод наблюдения относится к малоформализованным методам мониторинга. Эти методы дают очень ценные сведения о ребёнке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например: ценностные ориентации, отношение ребёнка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию ( динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоёмки. Только наличие высокого уровня культуры проведения наблюдения помогает избегать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования. Спасибо за внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду".

    Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду....

    План действия педагога Халюковой Ии Юрьевны по реализации программы развития образовательного учреждения

    План действия педагога отражает мероприятия, направленные на реализацию программы развития образовательного учреждения....

    План действий педагога по реализации "Программы развития МБДОУ ДСКВ № 46 "Кот в сапогах"

    Данный план - это модель по выстраиванию индивидуальных траекториц саморазвития, алгоритм работы на ближайшие 3 года...

    Тренинг с педагогическим коллективом по отработке действий педагогов в конфликтных ситуациях

    Цель тренинга - умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов....

    Педагогическая поддержка развития художественно-эстетической деятельности с с описанием ситуации и действий педагога

    Педагогическая поддержка развития художественно-эстетической деятельности с с описанием ситуации и действий педагога...

    План действий педагога в рамках реализации педагогического проекта «Кинетический песок как универсальное средство в работе с детьми для родителей и педагогов»

    Цель:создание оптимальных условий с использованием игр в кинетической песочнице для всестороннего развития ребенка: эстетического развития, развития творческих способностей, мышлен...

    Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

    Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....