Воспитание навыков саморегуляции у детей в театральной деятельности
статья по теме

Крупенина Инна Юрьевна

Широкие возможности в овладении  детьми навыками психосаморегуляции я для себя открыла в театральной деятельности и театре как синтетическом виде искусства, обладающим громадными ресурсами эмоционального воздействия  музыкой, драматургией, визуальным рядом.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc60.5 КБ
Office presentation icon визуализация к статье67.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Воспитание навыков саморегуляции  у детей в театральной деятельности»

Выступление на областном семинаре «Оздоровительные технологии в музыкально-театрализованной деятельности ребёнка-дошкольника»

 Воспитатель  Крупенина И.Ю.

Эмоции – это ветры, надувающие паруса корабля, они его иногда топят,

 но без них он не может плавать. (Вольтер)

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всех своих переживаний,  а для ребенка трудно правильно понять даже простые эмоции, тем более ему трудно осознать те разнообразные переживания, возникающие по мере расширения связей с окружающим миром.Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы, поведение и здоровье.

Дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении. В своей работе я стараюсь помочь детям сформируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние своё  и других людей, развивается произвольность поведения.

Контролировать подобные порывы эмоций  помогают приемы эмоциональной регуляции,

Широкие возможности в овладении  детьми навыками психосаморегуляции я для себя открыла в театральной деятельности и театре как синтетическом виде искусства, обладающим громадными ресурсами эмоционального воздействия  музыкой, драматургией, визуальным рядом.    

В ходе театрализованных игр у детей воспитывается уверенность в самих себе и своих возможностях, обогащаются знания о собственном теле,  развивается активность, инициативность, самостоятельность. Дети через сказочные истории усваивают правила поведения и секреты человеческих взаимоотношений.

Восприятие человека изменится, если он переоденется, загримируется, наденет или снимет очки, улыбнётся или нахмурится. Экспериментируя с масками, гримом, головными уборами и одеждой, а также с различными деталями внешности, ребёнок поймёт, что внешность человека может меняться, открывая неожиданные черты характера. Всё это способствует развитию фантазии детей, творческого воображения, мышления, наблюдательности, знакомить ребёнка с языком эмоций, учит его выражать свои чувства, как с помощью слов, так и мимики, жестов, а также понимать эмоции другого.

Задачи  оздоровления детей в театрализованной игре мне представляются в развитии умений:

умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;

умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т.д.);

умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

Свою работу я направляю на :

- формирование умения принимать самого себя и других, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

- формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков.

- в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.

- формирование произвольной регуляции поведения.

С помощью релаксационных упражнений, они приобретают первые навыки эмоциональной саморегуляции.

Для эффективности я использую как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от задач и  потребностей психологического здоровья детей    

В занятиях использую такие методические средства как:

ролевые игры  - Дошкольники  начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий (походить как кошечки, зайцы и т.п.);

введение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок и т.п.);

 пальчиковые игры (пальчиками походить как зайцы, медведи и т.п.).

Для старших дошкольников используются

ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка и т.п.),

сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Бабы Яги, Ивана - царевича и т.п.),

социальных и семейных ролей (учителя, мамы и т.п.),

неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины и т.п.).

 Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается.

психогимнастические игры

  • коммуникативные игры направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»

Играм данной группы должно уделяться особое внимание, так как обычно человек склонен фиксировать свое внимание, прежде всего, на недостатках другого.

  • игры и задания, направленные на развитие произвольности . Важно, чтобы формирование произвольности осуществлялось достаточно осознанно, поэтому дошкольникам вводятся такие понятия, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
  • игры, направленные на развитие воображения Игры вербальные - придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, или коллективное сочинение сказок, или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову.

Невербальные игры - изображение детьми «как можно интереснее», по-своему, того или иного живого существа или неживого предмета.

  • «Мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (например, тема дружбы) или, помимо звукового, добавляется кинестетический раздражитель (детям дают подержать пушистый хвостик или кусочек мрамора и т.п.). Мысленная картинка может «оживляться». Автор картинки выбирает детей на роли героев и предметов своей картинки, объясняет им, где стоять, как двигаться, что говорить. По команде «раз, два, три, картинка оживи» герои, и предметы картинки начинают двигаться, затем все дети хлопают автору и актерам картинки.

  • задания с использованием «терапевтических» метафор Главная особенность саморазвития – это то, что личность берет на себя ответственность за свое развитие. Для этого необходимо, чтобы у человека присутствовало знание о своих ресурсах и был доступ к ним, что возможно благодаря использованию терапевтических метафор, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам.

компоненты терапевтической метафоры:

 метафорический конфликт- появление ситуации, в которой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов и т.п.);

метафорический кризис – наступление невыполняемой для героя ситуации, несущей символику смерти;

поиск и нахождение ресурсов внутри себя – открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;

торжество и праздник – приход ситуации успеха, признание со стороны окружающих.

Чаще всего метафоры соответствуют той или иной трудной для ребенка (детей) ситуации.

Предъявление детям метафор привело к:

  • усвоению детьми основной идеи: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри себя, и это обязательно приведет к успеху, к победе над трудностями.
  •  у ребенка формируется «механизм самопомощи».

  • релаксационные методы построены как антипод стресса , включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела и дыхательные техники, используется глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой.

  • использование эмоционально-символических методов - превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения  рассказов и стихов, лепки, способствует личностной интеграции.

 Мною использовались две основных модификации эмоционально-символических методов (предложенных Дж. Аланом):

Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса( используются детские рисунки, выполненные на темы чувств).

Направленное рисование- рисование на определенные темы. Я использую рисование при прослушивании терапевтических метафор. Детям предлагалось рисовать все, что навевается метафорой.

Метод наглядности я считаю наиболее значимым в решении задач формирования эмоциональной сферы детей. Он имеет свои особенности, т .к. эмоции беспредметны. Радость, печаль, грусть, удивление, возможно, изобразить лишь символически. Поэтому, метод наглядности, здесь – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других персонажей пьесы, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отмечают на этот эмоциональный посыл, но бессознательно, копируют.

Нельзя в  практической работе обойтись без игры с зеркалом. Каждый ребенок может, изобразив ту или иную эмоцию, посмотреть на себя в зеркало. Веселые глазки, уголки рта вверх - радость. Глаза большие, рот приоткрыт - удивление Брови нахмурены, рот сжат - гнев.

В театрализованной деятельности я работаю тесно с музыкальным руководителем Лапухиной Л.П. .Использование музыки в режимных моментах в других видах деятельности, на занятиях обогащает эмоциональный мир ребёнка, вырабатывает у детей навыки использования музыки как инструмента коррекции своего настроения.

Вслушиваясь в слова и музыку песен и хороводов, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами. Она оказывает огромное влияние на формирование внутреннего мира малыша, действуя через подсознание, открытое в этом возрасте. Порой, нет необходимости объяснять детям содержание музыкального произведения. Они поймут его по-своему, что важнее. Именно поэтому, для того чтобы помочь ребёнку успешнее справиться с образом того или иного героя, наши спектакли музыкальные, наполнены музыкальным содержанием, а  у героев  выведены сольные партии.

Декоративно-прикладное сопровождение  театральной деятельности также способствует вхождению ребёнка в то .или иное эмоциональное состояние в процессе спектакля, а в конечном счете выработки навыков саморегуляции и контроля за своим эмоциональным состоянием.

Стараюсь сделать декоративно- прикладное сопровождение театрализованной деятельности ребенка как можно более эмоционально насыщенной и соответствующей по форме и содержанию. Использую для этого цветовую гамму, создание предметных образов, атрибуты, костюмы,  отражающие настроение и впечатления  ребенка от персонажа и его действий и переживаний.

 Конечно, нельзя в работе обойтись без мониторинга эмоциональной сферы детей. Мною используются методы диагностики эмоционального развития дошкольников,  выявления эмоциональных состояний ребёнка и его здоровья разработанные в нашем ДОУ на принципах психофизического единства . Это пакет психологического  индивидуального сопровождения включающий в себя: карту эмоционального состояния, эмоциональный экран,  журнал взаимодействия специалистов с воспитателем, наблюдения в уголке уединения. Чтобы проследить динамику самоощущения ребенка, проводится мониторинг, направленный на изучение того, на сколько продвинулось социально-эмоциональное состояние ребенка в результате воспитательных воздействий.

После проведения блока занятий, где дети узнавали разные эмоции (робость, радость, страх, удивление, самодовольство, злость, стыд, отвращение, брезгливость), я провожу завершающее занятие в Творческой мастерской. Занятие

 в Творческой мастерской  могут быть индивидуальными и групповыми.

Их цель – закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоции художественными средствами, использовать приемы саморегуляции.

Решение в театральной деятельности наряду с творческими задач по овладению и практическому использованию детьми навыков соморегуляции  в результате выявило у детей:

Умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения;

Умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, удивительно и т.д.);

Умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

 Ребенок стали психологически здоровым, т.е. веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим; у каждого ребенка был сформирован опыт борьбы, увенчавшийся успехом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правовое воспитание и образование дошкольников средствами театральной деятельности"

Слайд 1(эпиграф)Защита прав и свобод детей – особая общемировая проблема, но решаться она должна не только на высоком государственном уровне, но и  нутрии каждого маленького коллектива.Идея выбор...

Проектная деятельность.Тема:" Развитие речи детей средствами театральной деятельности".

Повысить уровень развития речи детей через театральную деятельность....

Описание педагогического опыта по формированию навыков общения у детей через театральную деятельность с использованием краеведческого компонента.

Дети старшего дошкольного возраста не могут связанно составить рассказ, следовательно, плохо готовы к обучению в школе.Поэтому, я считаю, наиболее результативной формой является театрализованная деяте...

Воспитание и развитие детей в театральной деятельности.

перспективный план по театральной деятельности , возраст 3-4 года...

Развитие коммуникативных навыков детей через театральную деятельность

Материал по самообразованию. Тема: «Развитие коммуникативных навыков детей  через театральную деятельность» Котлярова Мария Анатольевна   Дошкольный возраст ...

Педагогический проект "Воспитание любви к книге через театральную деятельность"

Проблема сохранения интереса к книге, чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Как научить ребенка «добывать» самостоятельно из книг необходимую и...

Анализ деятельности по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связ...