Описание педагогического опыта по формированию навыков общения у детей через театральную деятельность с использованием краеведческого компонента.
статья (старшая группа) на тему

Киселёва Елена Александровна

Дети старшего дошкольного возраста не могут связанно составить рассказ, следовательно, плохо готовы к обучению в школе.

Поэтому, я считаю, наиболее результативной формой является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

Для достижения данной цели я поставила перед собой следующие Задачи:

•         1.Пробудить интерес детей к театру.

•         2.Привить детям первичные навыки в области театрального искусств (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).

•         3.Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас,

•         формировать правильное звукопроизношение.

•         4. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение  преодолевать комплексы.

•         5. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми

•         6. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx955.1 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта по формированию навыков общения у детей через театральную деятельность с использованием краеведческого компонента.

Киселёва Елена Александровна

Воспитатель I квалификационной категории.

МДОУ «Детский сад №23» комбинированного  вида г. Шуя Ивановской области.

Из всех…знаний и умений самым

важным, самым необходимым

для жизненной деятельности является,

конечно, умение ясно, понятно,

красиво говорить на своём языке.

В.И. Чернышёв

Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.  Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Наши дети общаются с помощью рубленых фраз, обиходного словаря. Дети старшего дошкольного возраста не могут связанно составить рассказ, следовательно, плохо готовы к обучению в школе.

Поэтому, я считаю, наиболее результативной формой является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

 Опыт моей работы показывает, что в процессе занятий над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Развитие речи является центральной задачей воспитания детей. Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сензитивно к ее усвоению. Поэтому, проблема речевого развития – одна из важных проблем воспитания детей дошкольного возраста. На это ориентирует нас  и ФГОС, выделяя речевое развитие  в отдельную образовательную область.

Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, дети очень любят наряжаться  и это будоражит их воображение. С помощью игры и участвуя в спектаклях, дети развивают речь и активизируют словарь. А вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, перестают стесняться. Из застенчивых  ребят получаются очень не плохие актёры. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыки, и костюмы, и декорации, а главное слово. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимет скованность, ускорит процесс овладения навыками публичных выступлений.

Второй год мы с детьми работаем над проектом «Наш маленький ситцевый край». Где мы с детьми узнаем все о своей малой Родине. Так как мы живём в маленьком текстильном крае, я театральную деятельность решила совместить с краеведением. Цель моей работы это формирование речи через театральную деятельность и ознакомление с родным краем.

Для достижения данной цели я поставила перед собой следующие Задачи:

  • 1.Пробудить интерес детей к театру.
  • 2.Привить детям первичные навыки в области театрального искусств (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).
  • 3.Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас,
  • формировать правильное звукопроизношение.
  • 4. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение  преодолевать комплексы.
  • 5. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми
  • 6. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

 В своей работе я широко использую произведения наших земляков:  А. Крупиной, М. Миловской, К. Бальмонта. Дети с большим удовольствием инсценируют произведения этих авторов, создают этюды.

 На первом этапе работы мы  с детьми и родителями создали  условия для театральной деятельности: изготовили  ширму(чехол на ширму у нас сшит из лоскутков Шуйского  ситца.) , с детьми изготовлили куклы – мотанки. Приобретены  наборы различных кукол, что дает возможность, каждому ребенку принять участие в театральной деятельности. Кроме этого я привлекла родителей к изготовлению кукол, что помогает построить прочный контакт с семьями. Также с детьми клеили аппликации, родители пополнили гардероб в театральном уголке  костюмами, сшитыми своими руками …

 

Театрализация является благоприятной средой для творческого развития детей. Эта деятельность помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, подводит детей к приобщению и участию в театрализованной деятельности, обобщает и углубляет знания о театре. Соответственно расширяет словарный запас детей по данной теме, формирует познавательный интерес.

 В рамках проекта мы  разучиваем с детьми чистоговорки, инсценируем песни, сказочные этюды, проводим спектакли в совместной деятельности. А так же раз в неделю провожу непосредственно образовательную деятельность по своему проекту. Им очень нравится, получать роли, учить текст, участвовать в спектаклях.

Основные направления:

  • общение;
  • речевой этикет;
  • речевая деятельность;
  • культура и техника речи;
  • основы театральной культуры;

С помощью общения,  я старалась  расширять и закреплять словарный запас, формировать и совершенствовать грамматический строй речи, формировать  и развивать правильное речевое дыхание, темп и ритм речи, её выразительность, закреплять правильное произношение звуков, развивать связанную речь и речевое общение (уметь вслушиваться  в обращённую речь и понимать её содержание, отвечать на вопросы кратко и полно, вести диалоги; учиться составлять рассказы-описания, связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картине; пересказывать хорошо знакомые сказки и тексты).

О речевом этикете в разных ситуациях общения (формы приветствия, спасибо, пожалуйста…). Говорим о том, зачем быть вежливым, как обратиться к человеку, говорим об этикете и общей культуре дошкольника, о формах речевого этикета, о вербальных и не вербальных средствах общения.

Речевая деятельность:

Для формирования  речи, я предлагаю детям  использовать  игры на развитие логики, фантазии, внимания, наблюдательности, памяти. К примеру: «Угадай: что я делаю?», «Превращение предмета», «Что мы делаем не скажем, но зато мы вам покажем»…

Развития техники речи:

Для чёткого произношения звуков, разучиваем игры - чистоговорки такие как; «Летний день», «В лесу», «В зоопарк…

Используем для этого консультации логопедов, с помощью артикуляционной гимнастики ( для губ, языка), с помощью чистоговорок, стихов, считалок,  мы учимся чётко и правильно произносить звуки. Используем игры- скороговорки. Например: «фраза по кругу», Змейка с воротцами», «Испорченный  телефончик»…

Используем  игры на развитие мелкой моторики:

  1. Пазлы
  2. Игры-шнуровки
  3. Игры с палочками Кюизенера
  4. Пальчиковая гимнастика

Так же мы знакомимся с основами театральной культуры, театральным искусством, профессиями (режиссёр, кукловод и т.д.), видами театров (кукольный, драматический, театр балета и оперы.).

Разными видами кукол:

  1. Би – ба - бо
  2. Пальчиковый
  3. Настольный
  4. Напольный
  5. Ростовые куклы

На достигнутом мы не останавливаемся, стараемся с детьми участвовать в  мероприятиях, которые проводятся у нас в детском саду, такие как: «Колядки», театральный фестиваль под названием  «Театральные встречи с провинцией» …  Мои ребята с удовольствием показывают театральные этюды ребятам младших групп. Активными зрителями являются и наши родители.

Считаю что, в результате театральной деятельности, многие дети научились:

  • владеть выразительной речью, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
  •  передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
  • проявлять интерес, желание к театральному искусству;
  • передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
  • взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
  • последовательно высказывать свои мысли;
  • знают пять-шесть артикуляционных упражнений, одну – две пальчиковую гимнастику;
  • умеют произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  • выразительно читать стихотворный текст;
  • умеют владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией

Список литературы и интернет ресурсов

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.

3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

4.Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.

5.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

6.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

7.Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

8.Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.

9.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2004. - 102 с.

10.Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение 2003. – 136 с.

11.Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2005. – 312 с.

12.Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.

13.Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

14.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с.

15.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485 с.

16.Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.

17.Мигунова Е.В.  Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

18.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2004.

19.Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети.- М.: МИОО, 1995.

20.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159  Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.

21.Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

C:\Users\Мой\Pictures\моя группа\DSCN4927.JPG

C:\Users\Мой\Pictures\моя группа\DSCN4920.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»

Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....

Развитие речи детей через театральную деятельность с использованием исследовательской технологии «Коллекционирование

2 слайдТеатр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, форм...

Развитие коммуникативных навыков детей через театральную деятельность

Материал по самообразованию. Тема: «Развитие коммуникативных навыков детей  через театральную деятельность» Котлярова Мария Анатольевна   Дошкольный возраст ...

Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста.

laquo;Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста»Педагогическими условиями формирования навыков общения у детей раннего возраста в условиях ДОУ являются:Реализ...

Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, через занятия оригами.

доклад по формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, через занятия оригами....

Сообщение для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста

Сообщение для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста...

«Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

В настоящее время проблема развития навыков общения стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками....