Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, через занятия оригами.
консультация

Пешкова Наталья Александровна

доклад по формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, через занятия оригами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад №53 «Рябинка» р.п. Чунский

                                                                  Воспитатель МДОБУ № 53 «Рябинка»

Пешкова Наталья Александровна  

Доклад

 Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, через занятия оригами.

Ввести ребенка в мир  человеческих отношений -

одна из важнейших задач воспитания

личности ребенка дошкольного возраста.

В.А. Сухомлинский

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире. Известно, что общение со сверстниками, с окружающими его взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Общение детей, педагогов, родителей всегда было и остаётся актуальным вопросом. Один из аспектов этого вопроса — поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как детям, так и взрослым (педагогам, родителям). Детям — для создания фундамента, на котором строится дальнейшее развитие личности. Родителям — для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребёнка. Педагогам — чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям.

Моя задача как педагога состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью и для каждого ребёнка выбрать такие методы и приёмы обучения, которые позволили бы каждому ребёнку проявить свою речевую активность, своё словотворчество. возникновению естественных потребностей в общении. А чтобы беседа получилась интересной, насыщенной, ребёнка надо заинтересовать. Для создания  данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. Изучив литературу, убедилась, что оригами не только доступно и интересно детям  дошкольного возраста, но и способствует развитию навыков общения со сверстниками и взрослыми. Обращение к  изготовлению поделок  в технике  оригами, как средству речевого развития дошкольников,  которое  являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников. Оригами помогает мне  развивать  творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.  Это, пожалуй, самый доступный материал. Иногда могут понадобиться ножницы, клей, карандаши или фломастеры, чтобы вырезать или приклеить, или дорисовать какую-нибудь мелкую деталь. Особенно моих воспитанников привлекает  возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировка. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

При организации работы с бумагой важно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних. При конструировании игрушек полезно использовать игровые приёмы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми.

Поэтому чтобы игрушки,  сделанные своими  руками не превратились просто в «очередную поделку», мы с ребятами делаем рукотворные книги, где иллюстрациями являются поделки детей.  Сначала мы придумываем историю, сказку, коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка.  Активно используя оригами в работе с детьми,  я отметила, что в этих условиях можно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.

 Вызывает тревогу  тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни. В этой связи я организовала работу кружка для родителей «Театр, своими руками», цели которого:        

дать родителям педагогические знания о значении театрализованной деятельности в жизни детей дошкольного возраста.

Заинтересовать родителей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами,

Объединить детей и родителей общей идеей создания домашнего театра кукол

 сохранение атмосферы творчества, доверия, взаимопомощи, радости;

 обеспечение всем участникам  возможности реализовать свои потребности в общении, самоутверждении, самопознании

Родители посещали мастер – классы по изготовлению игрушек в технике оригами, знакомились с разными видами театра: театр масок, театр кукол, теневой театр  и т.д.  Итоговым мероприятием был, конечно, драматизации сказки детям, которую сочинили сами родители. Кстати, хочется отметить, что посещение кружка сблизило родителей, они ближе познакомились, стали  больше общаться друг с другом, научились договариваться и слушать друг друга. И для меня ка для воспитателя их детей открылись со всех сторон. Таким образом, я  на практике убедилась в том, что только партнёрские отношения между детьми и взрослыми в процессе занятий оригами,  формируют предпосылки коммуникативной  деятельности.

 Подводя итог вышесказанному: хочу отметить, что опыт работы по использованию техники оригами в образовательном процессе предоставляет широкие возможности воспитывающим взрослым для формирования навыков общения у дошкольников, так как имеют большой развивающий и мотивационный потенциал речевой активности детей.    

                       

Задачи:

  1. Развивать навыки общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности.
  2. Формировать навыки разговорной речи, проявлять речевую активность.
  3. Развивать воображение, творческие способности.
  4. Воспитывать у детей толерантность, дружелюбие, чувство коллективизма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста»

Представлены доклады педагогов по теме круглого стола...

Консультация для педагогов "РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Сюжетно-ролевая игра развивает у ребенка умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями...

Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии

Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста с проблемами в интелектуальном развитии...

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме формирования культуры общения детей, в решении которой ведущую роль...

Сообщение на тему : «Система работы по формированию навыков общения у детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей младшего возраста при помощи игры является актуальной....

«Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

В настоящее время проблема развития навыков общения стоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками....