Главные вкладки

    Консультация для педагогов "РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
    консультация

    Лапина Наталья Владимировна

    Сюжетно-ролевая игра развивает у ребенка умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsi_dlya_vospitateley.docx20.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

    имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика

    муниципального района Волжский Самарской области

    структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

    РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ

    У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (консультация для родителей)

            

    Воспитатель:

    высшей квалификационной

    категории Лапина Н.В.

    2019 год

    РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В настоящее время наблюдаются у детей  проблемы во взаимоотношении со своими сверстниками. Но как известно общение со взрослыми и сверстниками имеет большое значение для психического развития ребенка. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.

    Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У ребенка формируется отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

    Потребность в общении со сверстниками развивается, прежде всего, на основе совместной деятельности детей в игре, а также по поводу игры. Становление общения со сверстниками предполагает у ребенка специфического варианта общей коммуникативной потребности, выражающейся в стремлении ребенка к самопознанию и самооценке посредством окружающих людей.

    Именно в условиях общения ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности непрерывно возникают ситуации, требующие согласования детей, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения.

    Огромное значение в развитии ребенка принадлежит игре. Игра является важнейшим видом детской деятельности,  но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Так сюжетно-ролевая игра развивает умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого. И это – не только овладение навыками общения, но и формирование важной стороны мышления: способность рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу рождается из обсуждения их с другими людьми, которое показывает ребенку, что по каждому вопросу могут быть разные мнения, побуждает его понимать и учитывать возможную точку зрения другого.

    В ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей.

    Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, т.е. разыгрываемые отношения персонажей.

    Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределение ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность.

    Общение такого рода серьезно помогает становлению самосознания, и формирования основ личности – позволяет ребенку увидеть свои возможности. Ситуативно – деловая форма общения возникает к 4-5 годам. Это связано с развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов. В этот период сюжетно – ролевая игра становится по – настоящему коллективной. Одному ребенку теперь не справиться с драматизацией замысла, требуется участие других детей. В ходе контактов со сверстниками в рамках ситуативно – деловой формы общения дошкольники стремятся наладить деловое сотрудничество. Это стремление и составляет основное содержание их коммуникативной потребности. Если при эмоционально – практической форме общения процесс совместных действий заключается в совместном участии, соучастии, а не вместе, то при ситуативно – деловом общении дети заняты общим делом, и, хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели.

    Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игры. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся разнообразнее. Усложнение содержания игры ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий. На шестом году жизни интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными. Детей объединяет  в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски. Развитие коллективного игрового творчества приводит к более сложным взаимоотношениям детей. Содержание игр требует проявления дружеских чувств, внимания к окружающим. Игру недаром называют школой реальных отношений, так как в процессе игрового общения у детей возникают общие цели, переживания и интересы, развивается чувство ответственности за общее дело.

    Таким образом,  обогащенная (амплифицированная) сюжетно – ролевая игра способствует развитию навыков общения у детей дошкольного возраста, а именно:

    - формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;

    - обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;

    - развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками;

    - развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;

    - развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки;

    - освоение моделей социального поведения в сюжетно – ролевой игре.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения для развития эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста.

    Подборка игр и упражнений в помощь музыкальным руководителям и воспитателям. ...

    Сюжетно-ролевая игра, как средство развития общения у детей дошкольного возраста

    Социальное развитие – это активное вхождение ребёнка в социум, умение строить социальные отношения с окружающими, актуализировать личностный потенциал во взаимодействии со значимыми людьми ближайшего ...

    Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"

    Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"...

    Формирование навыков общения у детей раннего возраста с синдромом Дауна

    «Общение – понятие, гораздо более широкое, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в...

    Круглый стол «Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста»

    Представлены доклады педагогов по теме круглого стола...

    Консультация для педагогов Сюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

    Консультация для педагогов Сюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возрастаДвижение под музыку - неотъемлемая часть пластической культуры человека,...

    Консультация для родителей "Развитие коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста"

    Проблема коммуникативных навыков находится в центре внимания в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и твори...