Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
материал

Карасёва Надежда Ивановна

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).

Многие современные дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми в целом – это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Сюжетно-ролевая игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Работа по формированию навыков общения дошкольников посредством использования сюжетно-ролевых игр включает в себя формирование навыков игрового взаимодействия и усвоение (овладение) ими в процессе игр социальных норм и правил жизни в обществе.

Для успешного построения взаимоотношений при общении с окружающей действительностью необходимо уметь контролировать свое поведения, уметь понимать то, что чувствует твой партнер по деятельности, уметь доверять, уметь сотрудничать, уметь сочувствовать и сопереживать собеседнику, иметь личностную активность и стремление к достижению успеха – всему этому можно научить, или, по крайней мере, способствовать формированию вышеперечисленных качеств полноценной личности, именно посредством хорошо «продуманной», со стороны воспитателя, сюжетно-ролевой игрой, используя при этом, всё разнообразие средств социально-нравственного воспитания.

В работе с детьми по формированию навыков общения со сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры воспитателю необходимо следовать следующим принципам организации сюжетной игры:

  1. Первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, занять позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть».
  2. Второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. Третий принцип – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику. воспитания.

Для возникновения сюжетно-ролевой игры, предполагающей устойчивую увлеченность детей ее темой, игра, в процессе которой усложняются действия и взаимоотношения между участниками, необходимо воспитывать интерес к ней, помочь детям получить радость и удовольствие от игры, пробудить стремление играть большим коллективом, сочетая свои интересы с интересами товарищей.

Для успешной работы по проведению сюжетно-ролевых игр необходимы определенные условия:

Разумная организация непосредственно образовательной деятельности в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом на основе сопереживания и самой ситуации и ее участникам.

Необходима совместная деятельность детей и взрослых. Вхождение взрослого в игру на правах участника способствует расширению круга общения, помогает создать доверительные отношения между взрослыми и детьми.

При проведении игр необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. В каждом коллективе можно встретить детей самого различного поведения, характера и темперамента. Поэтому игровую деятельность нужно строить таким образом, чтобы у нерешительных детей воспитывать уверенность в себе, смелость, а детей импульсивных, невыдержанных приучать считаться с мнением коллектива.

Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры возможно, если:

– ввести в работу с детьми комплекс специально подобранных сюжетно-ролевых игр;

– проводить работу по формированию навыков общения у детей целенаправленно, планомерно и систематически.

Соблюдая принципы, условия организации сюжетно-ролевой игры по формированию навыков общения дошкольников со сверстниками, поможет сформировать у детей умения общаться и взаимодействовать друг с другом в процессе игровой деятельности, находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами морали.

Анализируя теоретические разработки, трудов психологов и педагогов-практиков позволили мне сделать следующие выводы:

  1. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
  2. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.
  3. Задача сюжетно-ролевой игры всегда направлена на три аспекта: развивающий, познавательный и воспитательный.
  4. Специфика сюжетно-ролевой игры такова, что позволяет использовать её как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...

Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово “игра” ассоциируется с чем-то неповторимы...

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....

"Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"

Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Игровая деятельность – ведущая деяте...

Консультация для педагогов "РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Сюжетно-ролевая игра развивает у ребенка умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями...

Формирование лидерских качеств у застенчивых детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика.З...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Авторы приводят примеры из собственного опыта по использованию сюжетно-ролевых игр к...