«Иванушка в гостях у ребят - дошколят».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Феллер Евгения Игоревна

Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan.docx413.68 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад  № 29

г. Яровое, Алтайский край

                                   

   

Конспект

доминантного музыкального занятия

 с элементами театрализации
Тема: «Иванушка в гостях у ребят - дошколят».

Старшая группа

 

                                                                                                          Музыкальный руководитель:

                                                                              Феллер Е.И.

2011 г.

Конспект доминантного музыкального занятия

с элементами театрализации.

Тема:  «Иванушка в гостях у ребят - дошколят».

Возраст детей: старшая группа (5 – 6 лет).

Цель: формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению.

Задачи:

  • обучать дошкольников простейшим элементам музыкального языка;
  • обучать элементам певческих навыков, используя артикуляционные, фонопедические, логоритмические и дыхательные упражнения;
  • развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направленность движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);
  • развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное «гудение» у низко и неточно поющих детей;
  • помогать проявлять творческую способность самостоятельно исполнять знакомые песни в играх, самостоятельной деятельности;
  • воспитывать у детей интерес к пению;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа с детьми, коллегами и родителями:

  • разучивание песен;
  • разучивание музыкально-дидактических игр: «Цветные нотки»;

     «Музыкальные цветы»;

  • разучивание ролей детьми;
  • изготовление воспитателем куклы бибабо Иванушки и разучивание роли;
  • изготовление костюмов для Аленушки и Иванушки;
  • проведение консультации для родителей «Голос как средство самовыражения детей»

Используемая литература:

  • Роот З.Я.“Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста”, М., “Айрис Пресс”, 2004 г .;
  • Абелян Л.И.“Как Рыжик научился петь”, М.,1989 г.;
  • журнал “Музыкальная палитра” №1.2008 г.;
  • кассета “77 караоке для детей”, выпуск 1;
  • журнал “Музыкальная палитра” №3.2005 г..

Материал и оборудование.

Демонстрационный:

Раздаточный:

презентация к занятию «Цветные нотки»;

цветы определенной окраски, обозначающие конкретную ноту.

музыкальные лесенки;

магнитофон с дисками;

игрушка бибабо «Иванушка»;

театральные костюмы, атрибуты;

детские музыкальные инструменты – барабан, свистулька, погремушка, ксилофон;

компьютер.

Репертуар:

  • дыхательная гимнастика: «Насос», «Мягкие ладошки», «Лошадка»;
  • артикуляционное  упражнение «ма, мэ, ми, мо, му» (далее звук «м» заменяется другими согласными;
  • фонопедическое  упражнение «Лягушки»;
  • презентация «Цветные нотки»;
  • музыкально - дидактическая игра «Музыкальные цветы»;
  • песня «До, ре, ми, фа, соль…»  музыка А. Островского, слова З. Петровой;
  • песня «Звуки музыки» музыка  И. Костала из фильма «Звуки музыки»;
  • песня «Я хочу услышать музыку» музыка Г. Струве, слова И. Исакова.

Дидактическая музыкальная игра «Музыкальные цветы».

Описание музыкальной дидактической игры «Музыкальные цветы».

Задачи:

  • развивать музыкальный слух;
  • учить различать правильное и неправильное пение, высоту звуков,  направленность движения мелодии;
  • учить слышать себя во время пения.

1-ый этап игры. Музыкальный руководитель раздает детям цветы на резиночке разного цвета (цвет цветка соответствует цвету ноты). Дети надевают резиночку с цветком на руку и присаживаются на корточки врассыпную.

2-ой этап игры.  Педагог играет на ксилофоне ноту «до», дети, у которых на руке зеленый цветок медленно встают, поднимают руку вверх (цветок вырастает) и поют ноту «до».  Затем педагог играет ноту «ре», встают дети с коричневым цветком и поют ноту «ре» и т. д.  

3-ий этап игры. После того,  как все семь нот пропеты в восходящем движении (все цветочки распустились), педагог играет весёлую музыку, а дети танцуют произвольный танец. Когда музыка останавливается, дети замирают стоя, подняв руку с цветком вверх. Далее игра продолжается в обратном движении. Педагог играет звуки гаммы до мажор в нисходящем движении, а дети поют свою ноту и присаживаются.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Актуализация чувственного опыта и опорных знаний.

Мотивационная основа деятельности.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Под весёлую музыку дети заходят в зал и выстраиваются в полукруг

Девочки садятся на стулья,

мальчики садятся на стулья.

Дети поют.                                            

Здравствуйте!

Дети предлагают варианты, как научить Иванушку правильно петь.

Музыкальный руководитель.

Есть город цветочный, в нём много цветов!

Ромашек, фиалок, гвоздик, васильков.

И в городе этом живут детишки,

 Вот эти девчонки

 Вот эти мальчишки

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель поет.

Здравствуйте, ребята!

Иванушка «поёт» (кривляясь). Здравствуйте, ребята! (Смотрит на детей.)                                              Здравствуйте! (Смотрит на музыкального руководителя.)

Музыкальный руководитель.

Здравствуй, Иванушка! Мы очень рады тебя видеть, а вот пение твоё нам не понравилось!

Иванушка. А почему это?

Музыкальный руководитель. Потому, что ты спел неправильно, не точно повторил мелодию!

Иванушка. А как петь правильно? Я хочу научиться!

Музыкальный руководитель. Иванушка, тебе повезло, ты попал на музыкальное занятие, и если будешь внимательно слушать и повторять, то научишься чисто петь.

Воспитатель,  исполняя роль Иванушки,  управляет куклой бибабо.

Основная часть

Повторение и систематизация приобретенных детьми знаний под руководством воспитателя.

Дети проговаривают правила пения:

  • петь светлым полётным звуком;
  • не кричать;
  • вовремя брать дыхание;
  • петь с хорошей артикуляцией;
  • широко открывать рот.

Алёнушка. Ребята, вы меня узнали?

Алёнушкой  меня назвали.

Сама пою, сама играю,

 Хором детским управляю!

Алёнушка играет на ксилофоне звуки.

Выходит Иванушка.

Иванушка. Ой, я  настоящий мальчик, я умею широко открывать рот,  и теперь научусь петь, как все малыши и малышки звонко и красиво.

Иванушка открывает широко рот и громко поёт. Все закрывают уши.

Иванушка. А у меня его нет!

Алёнушка. Повторяй за нами, и оно у тебя появится!

Дети выполняют упражнения совместно с персонажами.

  • 1 этап  – дыхательная гимнастика: «Насос», «Мягкие ладошки», «Лошадка» (каждое упражнение выполняется 4 раза);
  • 2 этап  – артикуляционное  упражнение «ма, мэ, ми, мо, му» (далее звук «м» заменяется другими согласными;
  • 3 этап  – фонопедическое  упражнение «Лягушки».

Иванушка. Это очень интересно!

Дети в стихотворной форме комментируют слайды.

«До» зеленый часовой,

 Носит стульчик приставной.

«Ре» коричневая кепка,

 Зацепилась за прищепку.

 Нота «Ми»  на первой снизу

 Синей бусинкой нанизана.

Между первой и второй

«Фа» одета в голубой.

На линеечке второй

Веселится нота  «Соль».

«Ля» в окошке зажелтела,

Стать как солнышко хотела.

 А оранжевая «Си»,

Словно спелый апельсин,

В самом центре нотоносца

На линейке номер три.

«До» зелёный часовой,

От него считать изволь.

Дети  поют гамму  до мажор.

Дети встают со стульчиков, рассаживаются на ковре.

Иванушка. Ура! Я научился петь: дыханием владею, ноты знаю!

Дети (стоя) исполняют песню

 «До, ре, ми, фа, соль…»  музыка

 А. Островского, слова З. Петровой.

Иванушка хлопает в ладоши.

Дети, стоя в кругу исполняют песню «Звуки музыки» музыка  

И Костала из фильма «Звуки музыки», сопровождая ее логоритмическими движениями.

Иванушка. Спасибо дети, вы научили меня петь. Теперь научите меня играть на музыкальных инструментах!

Иванушка  подходит, берёт музыкальные инструменты, гремит, комментируя.

Иванушка.

 (Берёт барабан) слишком громко, (погремушку) слишком тихо!

(Берёт свистульку, дует) а вот эта музыка мне нравится! (Сильно дует.)

Дети.  Прекрати, уши болят!

Иванушка.  Да, но мне хочется побыстрее понять, что такое музыка! Я хочу услышать музыку!  Я хочу увидеть музыку!

Песня «Я хочу услышать музыку» музыка Г. Струве, слова И. Исакова.

Музыкальный руководитель.

Сейчас мы с ребятами назовём основные правила, которые надо знать и выполнять в пении.

Иванушка. Ой, я не умею широко открывать рот, ведь я же кукла!

Музыкальный руководитель. А я сейчас попрошу Алёнушку выйти к нам и  с помощью волшебных звуков превратить тебя в маленького мальчика, который непременно усвоит все наши правила пения.

Музыкальный руководитель.

Подожди, Иванушка, чтобы красиво петь, мало открывать широко рот.  Прежде всего,  тебе нужно научиться пользоваться певческим дыханием.

Музыкальный руководитель. Правильно дышать ты уже научился, а теперь тебе нужно познакомиться с нотами.

Музыкальный руководитель представляет презентацию «Цветные нотки».

Мелодия состоит из звуков, которые записываются нотами, сейчас мы с вами их вспомним и научим Иванушку.

Музыкальный руководитель.

А сейчас мы поиграем в музыкально – дидактическую игру, которая называется «Музыкальные цветы». Сейчас Иванушка ты услышишь, что ноты бывают высокими и низкими.

Музыкальный руководитель. Чтоб выучиться пению, иметь надо  терпение!

Музыкальный руководитель.

Ребята, мы с вами научили Иванушку пользоваться певческим дыханием, чисто петь звуки, называя ноты, а сейчас мы научим его петь с хорошей артикуляцией и с отличным настроением.

Музыкальный руководитель.

Иванушка, петь ты немного научился, а вот владеть музыкальными инструментами мы научим тебя на следующем занятии. Ведь музыка – это огромная  волшебная страна, которую нельзя познать сразу!

Девочка старшей группы в роли Аленушки.

Мальчик старшей группы в роли Иванушки.

Показ слайда № 1

Показ слайда № 2

Показ слайда № 3

Показ слайда № 4

Показ слайда № 5

Показ слайда № 6

Показ слайда № 7

Показ слайда № 8

Показ слайда № 9

Показ слайда № 10

Проводится музыкально – дидактическая игра

Заключительная часть.

Ответы детей и Иванушки

Дети (поют).

До свидания, Иванушка!

Алёнушка и Иванушка (поют вместе). 

До свидания, ребята! (Уходят)

Под песню «Звуки музыки» музыка

 И.  Костала из фильма «Звуки музыки» дети уходят из зала.

Музыкальный руководитель.

Ребята, мы сегодня вместе с Иванушкой совершили путешествие в музыкальную страну. Вам понравилось это путешествие?

А тебе, Иванушка, понравилось?

Вы показали, как  владеете своими голосами! Они звучали так красиво и легко! Вы сегодня так старались! Молодцы!

Музыкальный руководитель (поёт). До свидания, Алёнушка!

Дается общая и  индивидуальная оценка всем участникам занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к Дню защиты детей "Мальвина и Буратино в гостях у ребят-дошколят"

В гости к ребятам приходит Буратино, которому ребята рассказывают про праздник День защиты детей. В ходе праздника дети танцуют, поют песни, соревнуются....

Английский язык для ребят-дошколят"

В материале представлена игровая методика по вопросам раннего обучения детей дошкольного возраста английскому языку....

Военные частушки для ребят -дошколят /авт.Лебедева Г.Р./

Частушки предназначены автором для детей дошкольного возраста, но могут быть  применены  исполнителями любых возрастов. Количество частушек при исполнении может варьироваться от желания испо...

Конспект образовательной деятельности с использованием ЭОР ОО" Познавательное развитие"( ФЭМП)Тема:"Незнайка в гостях у ребят- дошколят" в средней группе.

Интересный конспект образовательной деятельности с использованием ЭОР"Познавательное развитие" ( ФЭМП), в средней группе....

Физкультурный праздник " Доктор Айболит в гостях у ребят - дошколят"

Физкультурный праздник " Доктор Айболит в гостях у ребят - дошколят"...

Конспект занятия по аппликации «Солнышко в гостях у ребят» во второй младшей группе Название работы: «Солнышко в гостях у ребят».

Конспект занятия по аппликации «Солнышко в гостях у ребят» во второй младшей группеНазвание работы: «Солнышко в гостях у ребят»....

Занятие в средней группе по ПДД "Фиксик в гостях у ребят-дошколят"

Занятие закрепляет знания детей о правилах поведения дорожного движения...