Тема: «Просвещение родителей, как одна из перспектив развития экологического образования».
статья на тему

Исаева Ольга Анатольевна

Доклад к педсовету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_2_doklad_k_pedsovetu.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Доклад к педсовету.

                                                                 Воспитателя :

                                                                 Исаевой О.А

Тема: «Просвещение родителей, как одна из перспектив развития экологического образования».

Ноябрь 2013 г.

                                                                                                         

                                                                                         

                                                                             «От того, как прошло детство,

                                                                                    кто вёл ребёнка за руку в детстве,

                                                                                    что вошло в его разум и сердце

                                                                                   из окружающего мира - от этого

                                                                                   в решающей степени зависит,

                                                                          каким человеком станет                     сегодняшний  малыш»

                                                                                                                                                      В.А. Сухомлинский.

 В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты ЗЕМЛЯ. Поскольку деятельность людей продолжает вносить изменения в окружающий мир, которые приводят к печальным последствиям, люди перестали «чувствовать» природу, забыли её законы, тем самым поставили под угрозу выживание человечества.  Всё это диктует необходимость усиления внимания человека к природе на самой ранней стадии формирования личности.

 В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе. С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке поведения в природе.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс  освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.  А так, так дети склоны копировать поведение взрослых, именно с них и нужно начинать экологическое воспитание.

Экологическое образование дошкольников тесно связано с процессом непрерывного экологического просвещения родителей, направленным на формирование экологической культуры всех членов семьи. Это крайне важный и, в то же время, один из наиболее сложных с позиции реализации, компонент системы экологического образования в дошкольном учреждении.

Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Во многих дошкольных учреждениях существуют стенды с подробной информацией о глобальных экологических проблемах. Эти же факты часто приводятся и на родительских собраниях. Но практика показала, что такой подход не привлекает внимания пап и мам, катастрофизм, зачастую пронизывающий информацию, вызывает ее неприятие. Подобное воздействие на родителей оказывает и прямая агитация в виде плакатов, призывов. С другой стороны, оригинально, красочно оформленная опосредованная информация вполне может изменить точку зрения родителей или хотя бы заставит задуматься.

В целом работа с родителями может быть представлена следующим образом: 

- экологическое просвещение – предоставление экологической информации, ее анализ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в быту, связь экологических проблем со здоровьем, экология жилища, правильное (сбалансированное) питание в семье, выращивание экологически безопасного урожая и т. п.;

Одной из возможных форм просвещения в детском саду являются папки-передвижки и ширмы в которых представлен материал на темы: « Экология - это интересно или нет?», « Природа - наш дом». Материал меняется по ходу реализации проекта. Нужно  подобрать  книги для мини-библиотеки, провести  «круглые столы» с обсуждением вопроса о экологическом  воспитании детей.

Следующим шагом к намеченной цели  должно стать родительские  собрания, с презентацией, на которых,  будут  озвучены цели и задачи экологического воспитания в ДОУ.  

Заинтересовать родителей и детей  можно путем создания и разработки:

 - макетов прогулочных участков,

- изготовление кормушек для птиц,

 - оформление выставок детских рисунков на темы: «Наши питомцы»,  «Жизнь в лесу», «Первоцветы».  Предложить сделать  совместные поделки, родителей и детей из  природного и бросового материала.

 -прослушивание  аудио  и видеотеки со звуками, и жизнью обитателей леса, экологическими проблемами (наводнение, пожары в лесах, задымление).

    Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, таким образом,  дети должны усваивать сведения не вербальным, а наглядным методом. Этот метод даёт возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов у ребёнка активизируются мыслительные процессы, развивается речь, обогащается память. Поэтому совместными усилиями, родителей и педагогов нужно  создать  лабораторию неживой  природы под названием «Хочу всё знать!»,  в которой  дети с удовольствием будут играть  в «исследователей». Узнают, что вода удивительное вещество (может быть и прозрачной и цветной, принимать форму того сосуда в котором находится), песок в сухом состоянии сыпучий, а из влажного можно лепить, камень тонет, лист дерева имеет прожилки и многое, многое другое, а родители пополняя  материал, будут  радоваться новым открытиям детей.

 Для создания атмосферы взаимопонимания, радости и веселья нужно провести досуги, развлечения с экологической тематикой.

Таким образом, проводимая работа позволит  повысить компетентность и заинтересованность родителей в вопросах:

 - экологии и экологического воспитания детей;

 - взаимоотношений детей и взрослых;

 - вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс с целью

 улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта.

Литература:

1. Под редакцией М.А. Васильевой «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы», «Мозаика синтез, Москва, 2010г.

 2. Т.А. Маркова «Детский сад и семья», «Просвещение», Москва, 1986г.;

 3. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду», «ВАКО», Москва, 2011г.;

 4. Л.И. Грехова «В союзе с природой», «Сервисшкола», Москва, 2003г.;

 5. А.М. Федотова « Экологическое воспитание дошкольников» ;

 6. С.Н. Николаева « Ознакомление дошкольников с неживой природой», «Педагогическое общество России», Москва, 2003г.;

7. О. М. Масленникова, А.А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду», «Учитель», Волгоград, 2011г.;

 8. Н.А. Рыжова, «Экологическое образование в детском саду», «Пед. университет 1 сентября», Москва, 2006г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Экологическая тропа как средство устойчивого развития экологического образования"

Основные характеристики экологической тропы Главной целью экологической тропы является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной э...

Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность – как одно из средств развития речи детей»

В ведущем виде деятельности – игре важное место занимают театрализованные игры. Здесь дети учатся активно расширять свой словарный запас, овладевать умением выполнять определённые роли. В старше...

Консультация для родителей на тему «Теневой театр как одно из средств развития речи детей»

Практический материал для родителей для создания домашнего теневого театра....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:-устойчивых знаний...

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое образование) с детьми старшей группы на тему: «Почему дует ветер?»

Образовательные задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.2.Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх &nda...

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) «Речевое развитие как одно из направлений развития и образования дошкольников»

Цель семинара - повышение компетентности родителей (законных представителей) по развитию речи дошкольников.Задачи семинара:обсудить содержание образовательной области «Речевое развитие» ре...