Развитие музыкальных способностей во всех видах музыкальной деятельности
статья по теме

Осокина Ирина Евгеньевна

Различны и многообразны области культурного наследия, с которым знакомятся дети с первых шагов своей жизни. И огромное значение в этом имеет музыка. Она открывает перед ребёнком безграничный мир ощущений, переживаний, позволяет в самой доступной форме знакомиться с окружающими явлениями.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие   музыкальных способностей во всех видах музыкальной деятельности

     Основа культуры человека закладывается с раннего детства. В.А.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.»

Различны и многообразны области культурного наследия, с которым знакомятся дети с первых шагов своей жизни. Огромное значение в воспитании ребенка имеет музыка. Она открывает перед ним безграничный мир ощущений, переживаний, позволяет в самой доступной форме знакомиться с окружающими явлениями. И очень важно, чтобы это знакомство было правильным. Ориентиром тут должно быть два основных принципа: художественность произведения и его доступность для понимания. Несомненно, что эти принципы в той или иной степени выдерживаются при организации музыкального воспитания в детском саду. А дома? Закрепляются ли полученные знания и навыки в домашней обстановке или домашняя атмосфера настраивает ребенка на иной лад?

    Родители многое могут сделать в развитии у ребенка интереса в музыке.

На музыкальных занятиях дети овладевают навыками и умениями в разных видах музыкальной деятельности. Это четыре основных вида: пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность, игра на музыкальных инструментах.

Пение – наиболее доступный и потому ведущий вид музыкальной деятельности ребенка. Дети знакомятся с песнями различного содержания, обучаются певческим навыкам и умениям. Происходит развитие координации слуха и голоса. Малыши приучаются правильно воспроизводить звуки мелодии без помощи взрослого и инструмента. В процессе обучения ставятся задачи, соответствующие каждому данному возрасту ребят. При определении указанных задач учитываются возможности детей и их психофизиологические особенности. В результате реализации этих задач формируются способности ребенка, происходит развитие его голосового аппарата.

    Развивать музыкальный вкус ребенка призван такой вид деятельности, как слушание музыки. По преимуществу происходит это также на музыкальном занятии. Дети слушают те произведения, которые не могут исполнить сами. Они знакомятся с вокальными инструментальными произведениями. Наиболее просты для восприятия вокальные произведения, где взаимодействие слова и музыки помогает детям осознать содержание.

    Инструментальные произведения воздействуют на малышей своим эмоциональным характером. Но и здесь в ряде случаев воспитатель раскрывает музыкальный образ через содержание. Такое содержание называется программой, а сами музыкальные произведения программными. Таковы «Болезнь куклы» П.И.Чайковского, «Дедушкин рассказ» Н.Любарского и другие. Правильно понятая музыка раскрывает перед детьми безграничный мир переживаний и ощущений, обогащая их духовно.

Важным дополнением к прослушанному в детском саду материалу может явиться знакомство с музыкой дома.

Знакомство с музыкальными произведениями продолжается и в процессе музыкально-ритмической деятельности. Но главное заключается в том, что на этих занятиях детей учат согласовывать движения с характером музыки, развивают чувство ритма, а также художественно-творческие способности. Очень важно, чтобы характер движения соответствовал характеру музыки. Поэтому нужно, чтобы дети не только чувствовали характер музыки, но и имели ряд двигательных навыков. Эти навыки формируются во время разучивания игр и плясок. Основным средством движения под музыку являются музыкальные игры. Они очень разнообразны по сюжету, задачам, форме. В этих играх дети отражают окружающую их действительность, осваивают новые движения. Но ведущее место все, же принадлежит музыке, так как она определяет характер образов и влияет на ход игры.

    Дети также любят играть на музыкальных инструментах. Инструменты, с которыми дети знакомятся на разных возрастных ступенях, различны. В раннем возрасте – это музыкальные игрушки, ярко и красиво оформленные, изображающие животных и птиц. Позднее дети знакомятся с уже более сложными по устройству и звучанию инструментами. Это цитры, металлофоны, саксофоны, пианино, балалайки, баяны и т.д. Очень важно, чтобы дети, знакомясь с инструментами, закрепляли приобретенные навыки дома. Разумеется, не обязательно дома иметь абсолютно все инструменты, используемые в детском саду. Но более доступные из них (металлофон, барабан и некоторые другие) обычно имеются во многих семьях.

    Все вышеперечисленные виды деятельности способствуют развитию такого необходимого качества личности ребенка, как музыкальность. На музыкальном занятии это развитие происходит под руководством музыкального руководителя.

Дома ребенок получает обилие музыкальных впечатлений по радио, телевидению, в кино, в театре, слушая магнитофонные записи. Важно, чтобы ребенок не перегружался музыкальными впечатлениями. Родителям нужно делать строгий отбор музыкальных произведений, доступных для детского восприятия.

    Следует предоставлять малышам возможность больше слушать детские музыкальные передачи. Перед слушанием ребенку нужно рассказать о содержании передачи и предложить пересказывать содержание прослушанного произведения.

Важно побуждать малышей к самостоятельным музыкальным действиям в домашней обстановке и тем самым способствовать проявлениям детского творчества. При этом не стоит отмечать при детях его несовершенство. Малыши могут сочинять музыку во время творческих игр и очень хорошо, если родители поощряют эту деятельность.

Совместные усилия музыкального руководителя, воспитателя и родителей, несомненно, положительно скажутся на воспитании музыкальной культуры дошкольников.

 

Музыкальный руководитель Осокина И.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы « Развитие творческих способностей во всех видах музыкальной деятельности»

  В этой работе раскрыты новейшие технологии, направленные на развитие каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности. Одним из направлений является личностное развитие ребёнка...

Развитие творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у ...

Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"

laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...

Музыкальные игры "Развитие музыкальных способностей во всех возрастных группах"

quot;Развитие музыкальных способностей во всех возрастных группах...

Статья. Развитие музыкальных и творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности.

Развитие музыкальных и творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности....

Семинар "Инновационные формы и методы работы по художественной деятельности с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности".

Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности -это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать , экспериментировать и выражать свои мысли в продуктах деятельности....

Семинар "Инновационные формы и методы работы по художественной деятельности с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности".

Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности -это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать , экспериментировать и выражать свои мысли в продуктах деятельности....