Специфика самооценки старших дошкольников с разными типами темперамента
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Лошкарёва Елена Владимировна

 

Самооценкой называется представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто [47].

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии, изучалась многими отечественными и зарубежными исследователями (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, B.C. Мерлин, В.В. Столин, Л.И. Божович, В.С. Мухина, А.В. Захарова, Л.В. Бороздина, А.И. Липкина, М.И. Лисина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон, А. Адлер, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Роджерс, М. Розенберг и др.). Под самооценкой понимают чувственно окрашенное отношение, которое приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам, влияющее на его поведение, результаты деятельности, взаимоотношения с окружающими. Самооценка традиционно определяется по трем параметрам: высоте, устойчивости и адекватности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovayaoffice_word.docx135.45 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы самооценки старших дошкольников с разными типами темперамента…………………………….6

1.1.Содержание термина «самооценка» с точки зрения различных авторов………………………………………………………………………….6

1.2.Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста……..9

1.3.Взаимосвязь самооценки и типов темперамента в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………15

Выводы по главе I……………………………………………………………...19

Глава II. Экспериментальное исследование самооценки старших дошкольников с разными типами темперамента…………………………….21

2.1.Методика эмпирического исследования………………………………….21

2.2.Анализ результатов исследования………………………………………...25

2.3.Рекомендации для родителей и воспитателей по формированию адекватной  самооценки у старших дошкольников…………………………..36

Выводы по главе II …………………………………………………………….39

Заключение……………………………………………………………………..40

Список используемой литературы……………………………………………42

Приложение…………………………………………………………………….46

Введение

        Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. В дошкольном возрасте дети начинают  руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. Одной из центральных задач развития является формирование самосознания, понимания того, кто «я» и какое место занимаю в обществе. Осознание себя как индивидуальности, а также как участника социальных отношений является необходимым условием для того, чтобы ребенок стал ответственным членом общества.

Старший дошкольный возраст не случайно выбран для проведения нашего исследования. Данный возраст - начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи. В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Проблема развития самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И.Божович, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э. Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были исследованы Белобрыкиной О.А., Божович Л.И., Горбачевой В.А., Захаровой А.В., Липкиной А.И., Лисиной М.И., Мухиной В.С., Савонько Е.И., Уманец Л.И. и другие.

Проблема изучения типов темперамента занимает человечество не одно столетие. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. При одних и тех же внешних воздействиях люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, импульсивности, проявляемой энергии.

 Гиппократом была разработана гуморальная теория темперамента, Э. Кречмер и У. Шелдон исследовали связь соматических и темпераментальных характеристик человека, в 20-х г. ХХ в. И.П. Павлов совершил поворот в сторону изучения свойств и типа нервной системы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик).

С.Л. Рубинштейн утверждал, что психологическими компонентами темперамента являются импульсивность и впечатлительность. В.Д. Небылицын относил к темпераменту общую психическую активность, моторику и эмоциональность. У В.М. Русалова темперамент рассматривался как совокупность формально-динамических характеристик: эргичности, скорости, пластичности и эмоциональности.

В зарубежных странах исследованием темперамента одними из первых  занимались А. Томас и С. Чесс. Наиболее известно Нью-Йоркское лонгитюдное исследование.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Темперамент тесно связан с другими личностными проявлениями человека (самооценкой, характером, способностями и т.д.), выступая, как их динамическая основа.

Вместе с тем, взаимосвязь самооценки и типов темперамента в старшем дошкольном возрасте изучены не достаточно. Учитывая актуальность данной проблемы, была выбрана тема курсовой работы: «Специфика самооценки старших дошкольников с разными типами темперамента».

Цель данной работы заключается в выявлении специфики самооценки старших дошкольников с разными типами темперамента.

Гипотеза исследования. В основу исследования легло предположение о том, что самооценка зависит от типов темперамента и характера его проявлений: старшие дошкольники, обладающие сильным типом темперамента, чаще имеют адекватную или завышенную самооценку, а обладатели слабого темперамента - заниженную самооценку.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность понятия самооценка и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить взаимосвязь самооценки и типов темперамента в дошкольном возрасте

3. Подобрать и применить комплекс методик для исследования самооценки и типов темперамента у детей старшего дошкольного возраста.

4.Проанализировать полученные экспериментальные данные.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы исследования (Методика «Определение темперамента ребенка» Б.С. Волков и Н.В. Волкова, Методика «Рисую себя», Методика «Лесенка» Марцинковская Т.Д.).

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы самооценки  старших дошкольников с разными типами темперамента

1.1.Содержания термина «самооценка» с точки зрения различных авторов

Самооценкой называется представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто [47].

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии, изучалась многими отечественными и зарубежными исследователями (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, B.C. Мерлин, В.В. Столин, Л.И. Божович, В.С. Мухина, А.В. Захарова, Л.В. Бороздина, А.И. Липкина, М.И. Лисина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон, А. Адлер, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Роджерс, М. Розенберг и др.). Под самооценкой понимают чувственно окрашенное отношение, которое приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам, влияющее на его поведение, результаты деятельности, взаимоотношения с окружающими. Самооценка традиционно определяется по трем параметрам: высоте, устойчивости и адекватности [18].

По мнению А.В. Захаровой, самооценка является «центральным, ядерным образованием личности, через призму которого, преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, в том числе становление его личности и индивидуальности». Самооценка рассматривается как системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития, являющееся компонентом самосознания [12].

С.Л. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения. В концепции С.Л. Рубинштейна самосознание человека является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Самосознание связано с самооценкой, которая существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки [43].

По мнению А.И. Липкиной самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [27].

Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида [11].

И.И. Чеснокова под самооценкой понимала взаимодействия двух сфер: эмоционально-ценностного самоотношения и сферы самопознания, создавая особое образование самосознания личности - самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности. С помощью самооценки отражается уровень знания личностью себя и отношения к себе, что является, по мнению И.И.Чесноковой, необходимым внутренним психологическим условием тождественности личности, ее константности [48].

Первопроходцем в области изучения самооценки в зарубежной психологии считается У. Джемс, который начал изучать этот феномен еще в 1892 г. в рамках исследования самосознания. Он отмечал зависимость самооценки от характера взаимоотношений индивида с другими людьми [6]. У. Джемс вывел формулу самооценки, которую обозначил термином «самоуважение». Согласно У. Джемсу, самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь [6].

Р. Бернс рассматривает самооценку в структуре «Я-концепции», которая определяется им как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой [32].

Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведет к формированию неправильной самооценки, вследствие чего поведение личности становится неадекватным, – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.д. Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей [15].

Самооценка имеет две стороны – содержательную (знания) и  эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других или же с идеалом. Таким образом, самооценка – это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация своих особенностей, достигнутых результатов или имеющихся возможностей. Поэтому самооценка несводима к самопознанию. Последнее – необходимая предпосылка самооценки, но не более. В самооценке проявляется отношение к себе как к личности, уважение себя или недовольство собой, т.е. мнение о себе как о личности. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость, тщеславие, честолюбие ; себя можно уважать, презирать, ненавидеть, гордиться собой [9].

 Самооценка выполняет ряд функций :

Сравнительного познания себя (чего я стою, в том числе для общества).

Прогностическую (что я могу).

Регулятивную (что я должен делать, как себя вести, чтобы не потерять к себе самоуважение, иметь душевный комфорт).

Следовательно, самооценка объединяет как представления об уже достигнутом, так и «проект будущего» (чего я смогу достичь при моих способностях, личностных качествах) [17].

Самооценка динамична : она возникает, удерживается или исчезает [34].

        Самооценки могут быть адекватными (соответствуют имеющимися у человека качествам, возможностям) и неадекватными (завышенными или заниженными). Формирование адекватной самооценки – процесс сложный, так как мнение окружающих о человеке тоже может быть далеким от действительности [27].

Таким образом, в качестве понятия, которым мы будем руководствоваться в процессе нашего исследования, было взято определение А.И. Липкиной: «Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам».

1.2.Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста

 Старший дошкольный возраст – начальный период фактического склада черт личности, относительно устойчивых ее проявлений. В этом возрасте начинается формирование нового типа поведения, который определяется представлениями детей (пока еще элементарными и несколько поверхностными) о поведении и действиях взрослых людей. Развиваются мотивы поведения [33].

В работах, посвященных самооценке детей старшего дошкольного возраста, подчеркивается ее зависимость от уровня освоения ребенком той деятельности, в которой она проявляется (Н.Е. Анкундинова, А.М. Богуш, В.А. Горбачева, К.А. Архипова, Р.Б. Стеркина, Е.О. Смирнова, Г.Б. Тагиева) [31].

Понятие самооценка на взгляд М.И. Лисиной, является более узким, чем понятие образ самого себя. Отчетливая самооценка так же, как и самосознание возникает на более поздних этапах познания ребенком себя [22].

В работах показано, что самооценка выступает в качестве необходимой предпосылки формирования моральных чувств ребенка (Е.И. Кульчицкая, Р.Н. Ибрагимова, Р.Х. Шакуров) и развития его нравственной регуляции (Т.М. Титаренко) [35].

 Анализ литературы свидетельствует о том, что трудности ребенка старшего дошкольного возраста в игровом общении со сверстниками во многом обусловлены его высокой самооценкой и недооценкой партнеров по игре (Т.В. Антонова, К.Я. Больцис, А.А. Рояк, Т.А. Репина) [41].

Самооценка появляется во второй половине дошкольного возраста на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Старший дошкольник приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения [5].

        О моральных качествах ребенок судит, главным образом, по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка, поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего – оценкой близких взрослых  [7].

Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка [8].

Способность к самосознанию у ребенка старшего дошкольного возраста выходит за пределы настоящего времени и касается оценки как прежних, так и будущих деяний. Ребенок воспринимает и оценивает то, что с ним было в прошлом, пытается размышлять о том, что случится в будущем. Об этом свидетельствуют детские вопросы типа: «Каким я был, когда  я был маленьким?», «Каким я буду, когда вырасту?». Размышляя о будущем, дети старшего дошкольного возраста стремятся стать людьми, наделенными определенными ценными качествами: сильный, добрый, смелый, умный и т.п.[10].

Оценка старшим дошкольником себя происходит труднее, чем сверстника. К ровеснику он более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка старшего дошкольника очень эмоциональна, часто положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются очень редко [13].

        Оценивая практические умения, пятилетний ребенок преувеличивает свои достижения. К шести годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже в не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обоснование. К семи годам у большинства самооценка умений становится более адекватной [36].

Исполнение ребенком какой-либо роли в игре дает старшим дошкольникам возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании и осуществляется самопознание. Игра - это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника  [3].

В разных видах деятельности самооценка разная. В изобразительной деятельности ребенок оценивает чаще всего себя правильно, в грамоте - переоценивает, а в пении может недооценивать себя [14].

 Для формирования самооценки, важна та деятельность, в которую включен ребенок и оценки его достижений взрослыми и сверстниками [1].

В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой [11].

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи с быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться фоне других ребят, обратить на себя внимание [16].

 Если по каким-либо причинам они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству [16].

 К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью. Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них - быть в центре внимания взрослого. Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний (тот уровень достижений, который, по мнению ребенка, ему по силам) [16].

 Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху [16].

 Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый [16].

 Чем более значима для него деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее [16].

 Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети [16].

Считается, что завышенная самооценка дошкольника при наличии попыток анализа себя и своей деятельности несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представлении о себе в процессе деятельности [21].

Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей [24].

Огромное значение для развития личности имеет формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия [26].

Таким образом, рассмотрев особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что в определении различных типов самооценки старших дошкольников отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой. Для старших дошкольников чаще характерна завышенная самооценка, значительно реже встречается заниженная самооценка, которая основана не на критичном отношении к себе, а на не уверенности в своих силах. При проведении методик эмпирического исследования нами будут учтены особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста.

1.3.Взаимосвязь самооценки и типов темперамента в дошкольном возрасте

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту [32].

В нашей работе мы постараемся определить взаимосвязь самооценки и типов темперамента дошкольников.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение [23].

Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность, уравновешенность. Исследования темперамента привели к выявлению следующего ряда его свойств: сензитивность (чувствительность), реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность, темп психических реакций[23].

Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного [19].

Дети отличаются друг от друга по темпераменту с момента рождения.

Ребенок сангвиник верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко, быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» – не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента [19].

Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Если расстроится, то плачет долго и горько. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Ребенок – меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких,  из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (приход в семью гостей, развод родителей и пр.), быстро утомляется. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания [19].

Холерик. Такой ребенок быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Холерик не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен [19].

Поведение во многом зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде не разборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. Увлекшись каким-либо занятием, заражает им других [19].

Флегматик. Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный, нередко  полненький. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде не разборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием выполняет уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается [19].

Темперамент, определяя внешнее выражение характера человека, накладывает своеобразный отпечаток  на те, или иные его проявления, влияет на направленность поведения, самооценку [23].

Так у ребенка- сангвиника, у которого преобладают такие черты характера, как подвижность, энергичность, уравновешенность, общительность самооценка или адекватна, или несколько завышена. Позитивная самооценка в сочетании со склонностью к лидерству дает сангвинику возможность добровольно, самостоятельно принимать на себя ответственность за решение групповых задач и проблем [19].

Ребёнок-холерик обидчив, болезненно воспринимает критику в свой адрес. Так как у ребёнка холерического темперамента процесс возбуждения недостаточно уравновешен торможением. В отношении к самому себе у холерика также наблюдается неустойчивость. При подъеме эмоционального состояния самооценка или адекватна, или заниженная. При спаде появляется излишняя самокритичность, желание пожаловаться, пострадать [19].

Ребёнку-меланхолику свойственна повышенная впечатлительность, лёгкая эмоциональная ранимость, склонность к переживаниям, мечтательность. Робкий и застенчивый, он легко теряется в новой обстановке, с трудом сходится с людьми, часто преувеличивает свои промахи и недостатки.

Самооценка такого ребенка, как правило, заниженная, что как бы блокирует реализацию имеющихся возможностей, отрицательно воздействует на их развитие. Заниженная самооценка служит причиной их внутреннего дискомфорта или внутреннего конфликта [19].

Флегматик — ребенок с медлительной сменой процессов возбуждения и торможения, уравновешенный и спокойный, со слабым внешним выражением душевных состояний, с устойчивыми интересами и стремлениями и более или менее постоянным настроением. Ребёнку-флегматику трудно соблюдать режим детского сада и выполнять многие требования родителей: быстрее одеваться, умываться, кушать и т. д. Самооценка  флегматика устойчивая, адекватная. Он точно оценивает свои умения, возможности, навыки; хорошо знает, какую работу он может выполнить. Он уверен в себе, надежен. В отношении к людям флегматик всегда ровен, в меру общителен, обязателен [19].

Таким образом, на основе теоретического анализа можно сказать, что самооценка зависит от типов темперамента и характера его проявлений: старшие дошкольники, обладающие сильным типом темперамента, чаще имеют адекватную или завышенную самооценку, а обладатели слабого темперамента – заниженную  самооценку.

Выводы по главе I

Подводя итоги первой главы можно сделать вывод, что  самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [А.И. Липкина]. Данным определением мы будем руководствоваться в процессе нашего исследования.

Рассмотрев особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что в определении различных типов самооценки старших дошкольников отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой. Для старших дошкольников чаще характерна завышенная самооценка, значительно реже встречается заниженная самооценка, которая основана не на критичном отношении к себе, а на не уверенности в своих силах. При проведении методик эмпирического исследования нами будут учтены особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

На основе теоретического анализа нами была выдвинута гипотеза о том, что самооценка зависит от типов темперамента и характера его проявлений: старшие дошкольники, обладающие сильным типом темперамента, чаще имеют адекватную или завышенную самооценку, а обладатели слабого темперамента – заниженную  самооценку.

Главе II. Экспериментальное исследование самооценки старших дошкольников с разными типами темперамента

2.1. Методика эмпирического исследования

В ходе теоретического изучения проблемы самооценки старших дошкольников с разными типами темперамента была выдвинута гипотеза о том, что самооценка зависит от типов темперамента и характера его проявлений: старшие дошкольники, обладающие сильным типом темперамента, чаще имеют адекватную или завышенную самооценку, а обладатели слабого темперамента - заниженную, не высокую самооценку.

Для ее подтверждения была организована и проведена исследовательская работа. Этапы проведения исследовательской работы:

1. Подбор и применение комплекса методик для исследования самооценки  детей старшего дошкольного возраста с разными типами темперамента;

2. Проведение эмпирического исследования;

3. Анализ результатов исследования.

В рамках данного исследования нами было обследовано 20 детей старшего дошкольного возраста. Исследование проходило на базе МБДОУ № 84  «Радуга» г. Ельца, старшей группы № 9.

Мы использовали следующие универсальные методики, позволившие нам оценить особенности самооценки  детей старшего дошкольного возраста с разными типами темперамента:

1) Методика «Определение темперамента ребенка » предложенная Б.С. Волковым и Н.В. Волковой. Позволяет определить тип темперамента и характер его проявлений.

2) Методика « Рисую себя » позволяющую изучить особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста.

 3) Методика « Лесенка » (Т.Д. Марцинковская), которая позволяет определить уровень самооценки старших дошкольников.

Исследование проводилось в индивидуально с каждым ребенком.

 Для определения темперамента каждого исследуемого ребенка была использована методика Б.С. и Н.В. Волковых «Определение темперамента ребенка» [28].

Воспитателю предлагают ответить на вопросы теста (представлены в приложение 1) , которые применяются к каждому из 20 исследуемых детей. В завершении тестирования делают выводы, какой тип темперамента преобладает у исследуемых дошкольников. Данные исследования заносятся в таблицу (см. Приложение 1).

Проективная методика «Рисую себя» [2].

Ребенку предоставлялся лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры на выбор и предлагалось нарисовать себя. Время работы не ограничивалось, дополнительных инструкций не следовало (рисунки представлены в приложении 3) проводилась по следующим параметрам:

- декорирование рисунка отражают внутреннее ощущение ребенком самого себя (оценивалось по 3 баллам);

- количество используемых цветов отображает эмоциональную окраску ребенка по отношению самого к себе (оценивалось по 3 баллам);

- расположение рисунка по высоте листа показывает занимаемое ребенком место: низкое, среднее, высокое (чем выше рисунок, тем больше балл, оценивалось по 3 баллам);

- размеры тела отображает самопроявление себя: маленький размер – ограниченность и т.д. (оценивалось по 3 баллам).

- общая сумма баллов по рисунку.

Выводы об уровне самооценки: 10 - 8 баллов — высокий, 7 - 5 баллов — средний, 4 - 1 балла — низкий.

Тест «Лесенка»(Т.Д. Марцинковская) [11].

 Изучение особенностей самооценки и соотношения реального и идеального «Я» проводили с помощью методики «Лесенка».

Инструкция: «Давайте нарисуем на листе бумаги небольшую лесенку всего из 7 ступенек. Вот такую: (лесенка демонстрируется детям, представлена в приложении 3). На самой низшей ее ступени стоят плохие (злые, завистливые) мальчики и девочки, которые живут в нашем городе, на второй — чуть- чуть получше, на третьей — еще чуть-чуть получше, а вот на самой верхней ступеньке стоят самые хорошие (добрые, умные) мальчики и девочки. Скажи, на какой ступеньке стоял бы ты. Нарисуй себя на этой ступеньке, или поставь «крестик», или «галочку».

Анализ результатов методики «Лесенка»

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным, отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети: не могут быть хорошими постоянно уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условия начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль приводят к сходным результатам. Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности; важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в, его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако если при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Ребенку была представлена нарисованная на бумаге лесенка с семью ступеньками («лесенка» представлена в приложении 2), где средняя ступенька имеет вид площадки, и объяснялось задание по следующей инструкции: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя и объясни почему.

 После того как ребенок сделал пометку, ему задавался следующий вопрос: «Ты такой на самом деле или ты хотел бы быть таким?», «Покажи, а на какой ступеньке ты сейчас». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама?»

В процессе обследования учитывалось, как ребенок выполняет задание: испытывает ли он колебания, раздумывает, как аргументирует свой выбор. Полученные результаты заносились в протокол. С детьми исследования проводились в индивидуальном порядке. Полученные результаты фиксировались в таблицу.

 Выводы об уровне самооценки: 10 - 8 баллов — высокий, 7 - 5 баллов — средний, 4 - 1 балла — низкий.

Таким образом, разработанная нами методика эмпирического исследования соответствует выдвинутым целям и задачам.

2.2.Анализ результатов исследования

 Полученные в исследовании результаты при обработке Теста – опросника (представлен в приложении 1) на определение типа темперамента у старших дошкольников были внесены в таблицу 1.

Таблица 1. Результаты определения темперамента ребенка (по методике Б.С. и Н.В. Волковых)

Фамилия имя ребенка

Варианты ответа

Тип темперамента

1.

 Аня. С.

1-В

2-В

3-А

4-В

Флегматик

2.

 Павел. Н.

1-Б

2-А

3-Б

4-Б

Холерический

3.

 Максим. Л.

1-Б

2-А

3-Б

4-Б

Холерический

4.

 Ваня. Т.

1-Г

2-Г

3-В

4-Г

Меланхолический

5.

 Никита. С.

1-Б

2-А

3-Б

4-Б

Холерический

6.

 Есения. В.

1-Б

2-В

3-А

4-В

Флегматический

7.

 Артем. Б.

1-Б

2-В

3-В

4-В

Флегматический

8.

 Стеша. Б.

1-В

2-В

3-В

4-В

Флегматический

9.

 Егор. Б.

1-Г

2-А

3-В

4-Г

Меланхолический

10.

 Лера. В.

1-Б

2-А

3-Б

4-Б

Холерический

11.

 Рома. З.

1-Г

2-В

3-В

4-В

Флегматический

12.

 Илья. Д.

1-В

2-В

3-В

4-В

Флегматический

13.

 Аня. Е.

1-А

2-А

3-А

4-Б

Сангвинический

14.

 Дима. Ш.

1-Г

2-Г

3-Г

4-Г

Меланхолический

15.

 Саша. К.

1-Б

2-А

3-Б

4-Г

Холерический

16.

 Ксения. К.

1-Б

2-Г

3-А

4-Г

Меланхолический

17.

 Варя. Ж.

1-Б

2-А

3-Б

4-Б

Холерический

18.

 Аня. Х.

1-В

2-Г

3-В

4-В

Флегматический

19.

 Юля. С.

1-Б

2-В

3-В

4-А

Флегматический

20.

 Маша. С.

1-Г

2-В

3-Г

4-Г

Меланхолический

Полученные данные по результатам определения типа темперамента дошкольников  наглядно представим в виде диаграммы:

Рис. 1 Показатели Определение темперамента ребенка

Таким образом, у детей данной группы выявлены следующие типы темперамента: сангвинический выявлен только у одного ребенка принимавшего участие в исследовании, что составляет 5% от всей группы, холерический выявлен у 6 детей, что составляет 30%, флегматический выявлен у 8 детей – 40% от группы. У остальных детей (5 чел.) выявлен меланхолический тип темперамента, что составляет  25% от группы.

С целью получения объективных данных относительно уровня самооценки старших дошкольников нами были использованы две методики: « Рисую себя», « Лесенка».

Методика « Рисую себя » [2].

Полученные данные анализа  рисунков (см. приложение 3) старших дошкольников  были занесены в таблицу 2.

Таблица 2. Результаты исследования самооценки старших дошкольников по тесту «Рисую себя»

Фамилия имя ребенка

Кол-во баллов

Самооценка

1.

 Аня. С.

 6

Средняя

2.

 Павел. Н.

3

Низкая

3.

 Максим. Л.

6

Средняя

4.

 Ваня. Т.

5

Средняя

5.

 Никита. С.

5

Средняя

6.

 Есения. В.

5

Средняя

7.

 Артем. Б.

9

Высокая

8.

 Стеша. Б.

9

Высокая

9.

 Егор. Б.

5

Средняя

10.

 Лера. В.

6

Средняя

11.

 Рома. З.

5

Средняя

12.

 Илья. Д.

4

Низкая

13.

 Аня. Е.

9

Высокая

14.

 Дима. Ш.

4

Низкая

15.

 Саша. К.

5

Средняя

16.

 Ксения. К.

5

Средняя

17.

 Варя. Ж.

5

Средняя

18.

 Аня. Х.

6

Средняя

19.

 Юля. С.

4

Низкая

20.

  Маша. С.

4

Низкая

Полученные данные по результатам исследования самооценки старших дошкольников по тесту «Рисую себя» наглядно представим в виде диаграммы:

Рис. 2 Показатели уровня самооценки старших дошкольников по тесту «Рисую себя»

Таким образом, при обработке теста «Рисую себя» получены результаты: высокий уровень самооценки выявлен у 3 опрошенных детей, что составляет 15% от группы, средний уровень - у 12 детей, 60% от группы, низкий уровень самооценки выявлен у 5 опрошенных, 25% от группы детей.

При обработке результатов методики «Лесенка» мы получили следующие данные ( описание методики см. стр. 23):

Таблица 3. Результаты исследования самооценки по тесту «Лесенка»

Фамилия имя ребенка

Кол-во баллов

Самооценка

1.

 Аня. С.

 7

Средняя

2.

 Павел. Н.

7

Средняя

3.

 Максим. Л.

7

Средняя

4.

 Ваня. Т.

6

Средняя

5.

 Никита. С.

6

Средняя

6.

 Есения. В.

7

Средняя

7.

 Артем. Б.

9

Высокая

8.

 Стеша. Б.

8

Высокая

9.

 Егор. Б.

7

Средняя

10.

 Лера. В.

8

Высокая

11.

 Рома. З.

7

Средняя

12.

 Илья. Д.

6

Средняя

13.

 Аня. Е.

9

Высокая

14.

 Дима. Ш.

6

Средняя

15.

 Саша. К.

7

Средняя

16.

 Ксения. К.

7

Средняя

17.

 Варя. Ж.

7

Средняя

18.

 Аня. Х.

7

Средняя

19.

 Юля. Ю.

7

Средняя

20.

 Маша. С.

4

Низкая

Полученные данные по результатам исследования самооценки старших дошкольников по тесту «Лесенка» наглядно представим в виде диаграммы:

Рис. 3 Показатели уровня самооценки старших дошкольников по тесту «Лесенка»

Таким образом, при обработке теста «Лесенка» получены следующие результаты: высокий уровень самооценки выявлен у 4 опрошенных детей, что составляет 20% от группы, средний уровень - у 15 детей, 75% от группы, низкий уровень самооценки выявлен только у 1ребенка из опрошенных, что составляет 25% от группы детей.

Соотнесем результаты  второй и третьей методики и составим сводную таблицу.

Таблица 4. Сводная таблица «Уровень самооценки  старших дошкольников»

Фамилия, имя детей

Методика 2

Методика 3

Итоговый уровень развития самооценки

1

 Аня. С.

Средняя

Средняя

Средняя

2

Павел. Н.

Низкая

Средняя

Ниже среднего

3

Максим. Л.

Средняя

Средняя

Средняя

4

 Ваня. Т.

Средняя

Средняя

Средняя

5

 Никита. С.

Средняя

Средняя

Средняя

6

 Есения. В.

Средняя

Средняя

Средняя

7

Артем. Б.

Высокая

Высокая

Высокая

8

Стеша. Б.

Высокая

Высокая

Высокая

9

Егор. Б.

Средняя

Средняя

Средняя

10

Лера. В.

Средняя

Высокая

Выше среднего

11

Рома. З.

Средняя

Средняя

Средняя

12

Илья. Д.

Низкая

Средняя

Ниже среднего

13

 Аня. Е.

Высокая

Высокая

Высокая

14

Дима. Ш.

Низкая

Средняя

Ниже среднего

15

Саша. К.

Средняя

Средняя

Средняя

16

Ксения. К.

Средняя

Средняя

Средняя

17

Варя. Ж.

Средняя

Средняя

Средняя

18

Аня. Х.

Средняя

Средняя

Средняя

19

 Юля. С.

Низкая

Средняя

Ниже среднего

20

Маша. С.

Низкая

Низкая

Низкая

   

Полученные данные по результатам сводной таблицы наглядно представим в виде диаграммы:

Рис. 4 Итоговые показатели уровня развития самооценки старших дошкольников

Таким образом, при подведении итогов исследования получены следующие результаты: из опрошенной группы детей 1 дошкольник – сангвиник имеет высокий уровень самооценки, что составляет 5% от группы;         дошкольники – холерики имеют следующие уровни самооценки: выше среднего 1 ребенок (5%), средний уровень 4 ребенка (20%), ниже среднего 1ребенок (5%); дошкольники -  флегматики показали высокий уровень 2 ребенка (10%), средний уровень 4 ребенка (20%), ниже среднего 2 ребенка (20%) от группы детей; дошкольники – меланхолики имеют средний уровень самооценки 3 ребенка (15%), ниже среднего 1ребенок (5%), низкий 1ребенок (5%) от группы опрошенных детей.

По результатам проведенного исследования по определению уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста с разными типами темперамента можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтверждена частично т.к. у детей – меланхоликов, для которых обычно характерна заниженная самооценка в большей степени преобладает средний уровень самооценки. Дети - флегматики показали высокий уровень самооценки, у детей – холериков преобладает средний уровень самооценки, у дошкольника – сангвиника высокий уровень самооценки.

2.3.Рекомендации для родителей и воспитателей по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников

Рекомендации для родителей

В старшем дошкольном возрасте очень значимо формирование адекватной самооценки. Адекватная самооценка играет важнейшую роль  в формировании личности ребенка. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду [30].

      Стоит отметить необходимость согласованности действий детского сада и семьи в формировании адекватной самооценки дошкольников. Родители должны помнить об основных правилах в воспитании:

Давая оценку действиям ребенка, родители часто делают ошибку говоря: «Ты не умеешь строить, рисовать… подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует неадекватную заниженную самооценку.

Очень важна интонация, эмоциональность высказывания, обращенного  к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, такие сравнения формируют негативизм, эгоизм, зависть.

Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.

В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко - отрицательным, от наказующего тона к ласковому.

Для  формирования у дошкольника положительного осознания себя, уверенности в себе необходимо обеспечить такого малыша теплым отношением взрослых. Ему нужно знать, что его любят именно таким, какой он есть.

Соблюдение родителями вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит наиболее благоприятное формирование адекватной самооценки.

Рекомендации для воспитателей

   Дошкольники с заниженным уровнем самооценки нуждаются в ее коррекции. Дети с низкой самооценкой отличаются неуверенностью в себе, стеснительностью, робостью. Часто они замкнуты, у них низкий социометрический статус. Они нерешительны и несамостоятельны [50].

Чтобы помочь такому ребенку, взрослый должен действовать очень осторожно, чтобы не травмировать его. Для начала воспитатель может, понаблюдав за ребенком, заняться вместе с ним тем, что он любит делать, что у него получается.

За малейшие достижения ребенка нужно хвалить, акцентировать его внимание на успехе. Нужно дать дошкольнику пережить то, чего он лишен в детском коллективе – ситуацию успеха, победы. Воспитатель может проигрывать. Но говоря ребенку, что он выиграл, необходимо отметить, почему это удалось ему. Это поможет ребенку увидеть причинно-следственную связь: он выиграл не потому, что он хороший, а потому что он приложил усилия, удачно выбрал позицию, хорошо прицелился и т.п.

Как правило, у детей с заниженным уровнем самооценки низкий социальный статус, их не принимают в игры другие дошкольники, т.к. считают, что они «ничего не умеют». Поэтому очень эффективно, когда такой ребенок добьется какого-либо успеха, привлекать к положительной оценке других детей. Например: «Дети посмотрите, какой красивый рисунок! Его Маша нарисовала.  Правда, молодец? Видно, что она очень старалась».  

Для повышения статусного положения дошкольника с низким уровнем самооценки необходимо постоянно включать ребенка в игровую деятельность, давать ему поручения (как правило, такие дети очень исполнительны), постепенно давать главные роли в спектаклях, сценках.

Таким образом, у дошкольника появится уверенность в себе, своих способностях, он станет более смелым, решительным, общительным. Недопустимо, чтобы в детском саду воспитатели стремились помочь ребенку повысить самооценку и статусное положение, а дома родители или старшие братья, сёстры сводили эти усилия к нулю. Поэтому  необходимо проводить обучающие семинары, с целью ознакомления родителей с обязательными правилами воспитания, соблюдая которые, родители будут помогать своему ребенку полноценно, гармонично развиваться психически.

Выводы по главе II

В ходе нашего исследования нами были подобраны и проведены методики, направленные на выявление типа темперамента  детей, уровня самооценки старших дошкольников с разными типами темперамента.

При обработке Теста – опросника (см. приложение 1) на определение типа темперамента у старших дошкольников мы получили следующие результаты: сангвинический тип темперамента выявлен только у одного ребенка принимавшего участие в исследовании, что составляет 5% от всей группы, холерический выявлен у 6 детей, что составляет 30%, флегматический выявлен у 8 детей – 40% от группы. У остальных детей (5 чел.) выявлен меланхолический тип темперамента, что составляет  25% от группы.

По результатам анализа  методики «Рисую себя» (см. приложение 3) нами получены следующие данные:  высокий уровень самооценки выявлен у 3 опрошенных детей, что составляет 15% от группы, средний уровень - у 12 детей, 60% от группы, низкий уровень самооценки выявлен у 5 опрошенных, 25% от группы детей.

При обработке результатов методики «Лесенка» (описание см. стр. 23) мы получили следующие данные: высокий уровень самооценки выявлен у 4 опрошенных детей, что составляет 20% от группы, средний уровень - у 15 детей, 75% от группы, низкий уровень самооценки выявлен только у 1ребенка из опрошенных, что составляет 25% от группы детей.

Для подведения итогов нашего исследования мы соотнесли данные второй и третьей методики и составили сводную таблицу (см. стр. 32).

По данным сводной таблицы получены следующие результаты: из опрошенной группы детей 1 дошкольник – сангвиник имеет высокий уровень самооценки, что составляет 5% от группы;         дошкольники – холерики имеют следующие уровни самооценки: выше среднего 1 ребенок (5%), средний уровень 4 ребенка (20%), ниже среднего 1ребенок (5%); дошкольники -  флегматики показали высокий уровень 2 ребенка (10%), средний уровень 4 ребенка (20%), ниже среднего 2 ребенка (20%) от группы детей; дошкольники – меланхолики имеют средний уровень самооценки 3 ребенка (15%), ниже среднего 1ребенок (5%), низкий 1ребенок (5%) от группы опрошенных детей.

По результатам нашего исследования по определению уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста с разными типами темперамента можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтверждена частично т.к. у детей – меланхоликов, для которых обычно характерна заниженная самооценка в большей степени преобладает средний уровень самооценки. Дети - флегматики показали высокий уровень самооценки, у детей – холериков преобладает средний уровень самооценки, у дошкольника – сангвиника высокий уровень самооценки.

Для формирования адекватной самооценки старших дошкольников нами были даны рекомендации родителям и воспитателям исследуемой группы.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

«Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам».       ( А.И. Липкина)

Рассмотрев особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что для старших дошкольников чаще характерна завышенная самооценка, значительно реже встречается заниженная самооценка, которая основана не на критичном отношении к себе, а на не уверенности в своих силах. При проведении методик эмпирического исследования данные особенности нами были учтены.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

В ходе исследования нами были выявлены дети четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

В исследовании были задействованы дети старшего дошкольного возраста. В эксперименте участвовало 20 дошкольников. Целью исследования - выступило выявление самооценки  детей старшего дошкольного возраста с разными типами темперамента. В ходе экспериментального исследования была решена задача - выявить взаимосвязь самооценки и типов темперамента в старшем  дошкольном возрасте.

Для выявления особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста с разными типами темперамента применялись методики:

  1. Методика  «Определение темперамента ребенка»  Волков Б.С. и Н.В. Волкова [28]
  2.  Методика «Рисую себя» [2]
  3.  Методика «Лесенка»  Марцинковская Т.Д. [11]

В группе детей, принимавших участие в исследовании особенностей самооценки старших дошкольников с разными типами темперамента, наибольший показатель развития самооценки пришелся на средний уровень; выявлены также показатели высокого уровня;  выше среднего; ниже среднего и низкого уровня самооценки.

Анализируя полученные в ходе исследования результаты можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования о том, что самооценка зависит от типов темперамента и характера его проявлений: старшие дошкольники, обладающие сильным типом темперамента, чаще имеют адекватную или завышенную самооценку, а обладатели слабого темперамента - заниженную самооценку, подтверждена частично, т.к. у детей – меланхоликов, для которых обычно характерна заниженная самооценка в большей степени преобладает средний уровень самооценки. Дети - флегматики показали высокий уровень самооценки, у детей – холериков преобладает средний уровень самооценки, у дошкольника – сангвиника высокий уровень самооценки.

По результатам диагностики сделан вывод о том, что дети с низким уровнем самооценки и уровнем ниже среднего нуждаются в коррекционной программе по повышению уровня самооценки. В данном аспекте важно отметить, что игра – одно из эффективных средств развития самооценки. В сюжетно-ролевой игре детям можно постепенно давать главные роли, помогать взаимодействию с другими детьми. Самым главным в формировании адекватной самооценки дошкольников является согласованность действий детского сада и семьи, поэтому мы дали рекомендации для родителей и воспитателей  старших дошкольников исследуемой группы.


Список литературы

  1. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой [Текст] / Ю.А.Афонькина, Г.А.Урунтаева. - М., Владос, 2005. - 52 с.
  2. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / Анастази А., Урбина С. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.
  3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение,1987. – 144с.
  4. Богословский, В.В. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов [Текст] / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2000.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

          6. Белоус В.В. Темперамент и деятельность, учебное пособие. Пятигорск, 1990.

          7. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка [Текст] /   Е.А.Бондаренко. – Минск: Народная асвета, 1974. – 128с.

     8.  Выготский Л. С. Проблемы возраста. - М., 2004. – 396 с.

9. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В.       Петровского. –М.: Просвещение,1979. – 279с.

        10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С.Выготский.- СПб.: Питер, 2007.

         11.Детская практическая психология  [Текст] / Под ред. Т.И.Марцинковской.- М.,2001

  1.  Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – Минск, 22

         13.Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Юнити, 2004.

        14. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.

  1.  Ильин Е.П. Психология. – СПб., 2004.

         16. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я.Л. Коломинский,  Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 1988. – 190с.

         17. Крутецкий В.А. Психология [Текст] / В.А.Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. – 352с.

  1. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст]    /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1994.

          19. Кречмер Э. Теория темпераментов [Текст] // Психология индивидуальных различий.

           20. Крутиков В.А., Немов Р.С. Психология. М., 1994.

  1.  Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., 2001.

          22. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 2004. – 399 с.

           23. Лукинов А.Г. Что такое темперамент? Буклет. Львов, 1989.

  1.   Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности         ребенка в дошкольном возрасте [Текст] // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 2005. – 289 с.

            25. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды [Текст] Т.1 / А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика,1983. – 392с.

           26. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1972. – 256с.

  1.  Липкина А.И. Самооценка [Текст] // Большая Советская Энциклопедия. – М., 2004. – 698 с.

       28.  Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы [Текст] / Волков Б.С., Волкова Н.В. - 4–е издание, переработанное»: Питер; СПб.; 2009    

       29. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456с.

  1.  Мухина В.С. Психология дошкольника [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1975. – 245с

         31. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М., 2000.

         32.  Мерлин В.С. Очерк теории темперамента, М., 2001

  1.  Немов Р.С. Психология. Учебник. Т.1. М., 1995.

         34. Немов, Р.С. Психология. Кн.3: Экспериментальная и педагогическая психология и психодиагностика [Текст] / Р.С.Немов. - М.: Просвещение; Владос, 2005.

         35. Обухова А.Ф. Детская психология [Текст] / А.Ф.Обухова. – М.: Владос, 1996.

  1.  Особенности психического развития детей  6-7-летнего возраста [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988. - 136с.

         37. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Н.Н.Палагина.- М.: Московский психолого- социальный институт, 2005.

         38. Психология детства [Текст] / Под ред. А.А. Реана. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 350с.

         39. Психология дошкольника. Хрестоматия для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст]. - М.: Академия, 2005.

         40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1996. – 529с.

  1.  Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 2005. – 438 с.

  42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.

   43. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие [Текст] / Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 2007.

  1.  Урунтаева, Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 2007.

    45. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Под ред. Г.А. Урунтаевой [Текст] / Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. - М.: Просвещение: Владос, 2005.

    46. Фесюкова, Л.Б. от 3-х до 7-ми. Книга для пап, мам, дедушек и бабушек [Текст] / Л.Б.Фесюкова. - Харьков, Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.

  1. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977.

     48. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений [Текст] / О.А.Шаграева.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

     49.  Эльконин Д.Б.Психология игры [Текст] / Д.Б.Эльконин. – М.: Просвещение, 1978. – 356с.

     50.  Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника  [Текст ]// Психология личности и деятельности дошкольника [Текст]  / Под ред. А.В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М., 2004. – 384 с.

Приложения

Приложение 1

Методика «Определение темперамента ребенка» (описание см. стр. 22)

Тестовый материал

 1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

 А. Легко включается в работу.

 Б. Активно действует.

 В. Действует спокойно, без лишних слов.

 Г. Действует робко, неуверенно.

 2. Как реагирует ребенок на замечания воспитателя?

 А. Говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое. Б. Не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует

 В. Выслушивает молча.

 Г. Молчит, обижен, переживает.

 3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

 А. Быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других.

 Б. Быстро, со страстью, других не слушает.

 В. Медленно, спокойно, но уверенно.

 Г. С большой неуверенностью.

 4. Как ведет себя в непривычной обстановке (в кабинете врача, заведующего и др.)?

 А. Легко ориентируется, проявляет активность.

 Б. Активен, проявляет повышенную возбудимость.

 В. Спокойно рассматривает окружающее.

 Г. Робок, растерян.

Ключ

Если преобладают ответы «А», вы имеете дело с сангвиническим типом;

если «Б» — с холерическим;

 если «В» — с флегматическим;

если «Г» — с меланхолическим типом темперамента.

Приложение 2

Тест «Лесенка» (описание см. стр. 23)

Приложение 3

Методика «Рисую себя» (описание см. стр. 22)

Анализ рисунков старших дошкольников

Стеша Б. 6 лет

Рисунок отличается большим размером фигуры, хорошо прорисованными деталями, фигура на листе расположена высоко. На лице хорошо прорисованы глаза, рот, нос.

Артем Б. 6 лет

Фигура на листе расположена высоко, отличается большим размером, пропорциональностью. На  лице хорошо прорисованы глаза, нос, рот, уши.

Аня Е. 6 лет

Рисунок отличается очень крупным размером фигуры. Фигура расположена на весь лист. На лице хорошо прорисованы глаза, нос, рот. В ушах изображены серьги. Фигура яркая, пропорциональная.

Егор Б. 5 лет

Рисунок  отличается средним размером фигуры, пропорциональность соблюдена, на лице хорошо прорисованы глаза, нос, рот, уши отсутствуют.

Максим Л. 5 лет

Фигура на листе расположена очень высоко, среднего размера. На лице хорошо прорисованы глаза, рот и уши. Пропорциональность не соблюдена. Руки и ноги плохо прорисованы.

Паша Н. 5 лет

Фигура на листе расположена очень низко, пропорциональность не соблюдена. На  лице изображены глаза, нос, рот, но плохо прорисованы. Туловище отсутствует.

Ваня Т. 5 лет

Фигура на листе расположена посередине. На лице хорошо прорисованы глаза, нос, рот, уши слабо прорисованы. Пропорциональность соблюдена. Размер фигуры средний.

Юля С. 5 лет

Рисунок отличается маленьким размером фигуры. На лице хорошо прорисованы глаза, нос, рот. Фигура на листе расположена посередине.

Аня С. 5 лет

Фигура на листе расположена высоко. Рисунок яркий, среднего размера. Детали прорисованы плохо. Пропорциональность не соблюдена. На лице отсутствуют нос и уши.

Лера В. 5 лет

Рисунок отличается маленьким размером фигуры, пропорциональностью. На лице хорошо прорисованы глаза и рот, нос и уши отсутствуют. Фигура расположена высоко, яркая.

Есения В. 5 лет

На рисунке изображен портрет девочки. Размер фигуры достаточно большой. На лице хорошо прорисованы глаза, нос, рот.

Саша К. 5 лет

На рисунке фигура расположена посередине. Размер фигуры средний, пропорциональность нарушена. На лице хорошо прорисованы глаза, нос, рот, уши. Плохо прорисованы руки и ноги.

Дима Ш. 5 лет

На рисунке фигура расположена низко. Размер фигуры средний. Пропорциональность нарушена. На лице хорошо прорисованы глаза, нос, рот, уши. Руки и ноги прорисованы плохо.

Рома З. 5 лет

На рисунке фигура расположена посередине. Размер фигуры средний. Пропорциональность нарушена. На лице хорошо прорисованы глаза, брови, рот, уши, нос отсутствует. Руки прорисованы плохо.

Илья Д. 5 лет

На рисунке фигура расположена низко, небольшого размера. Пропорциональность нарушена. На лице хорошо прорисованы глаза, нос, рот, уши. Руки прорисованы плохо.

Никита С. 5 лет

На рисунке фигура расположена посередине. Голова не пропорциональна туловищу. На лице хорошо прорисованы глаза, нос, уши, рот. Размер фигуры средний.

Аня Х. 5 лет

Фигура на рисунке расположена посередине. Размер фигуры средний, детали прорисованы хорошо. Пропорциональность нарушена. Рисунок яркий.

Ксюша К. 5 лет

Фигура на рисунке расположена посередине. Размер фигуры средний. Пропорциональность нарушена. На лице хорошо прорисованы глаза, нос, рот, уши отсутствуют.

Маша С. 5 лет

Фигура на листе расположена низко, небольшого размера. Детали прорисованы плохо, отсутствуют руки. На лице не прорисованы уши и нос. Пропорциональность отсутствует.

Варя Ж. 5 лет

На рисунке девочка изобразила свой портрет. Фигура расположена посередине, среднего размера. На лице хорошо прорисованы глаза, нос, рот, уши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента"

Краткое описание каждого типа темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми....

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Все люди разные, и дети не исключение. Как подобрать ключик к каждому ребёнку? В этом нам поможет игра!...

Консультация для воспитателей на тему "Индивидуальный подход к детям с разным типом темперамента"

Темперамент (лат. – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темпераме...

Мы все такие разные... Типы темперамента.

Все дети уникальны. Мы видим это с рождения. Кто-то любит быть в центре внимания, не может усидеть на месте, ревнует и обижается, если на него не обращают внимания, а кто-то, наоборот, может часами са...

Дети с разными типами темперамента

«В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни — меланхоликом, относительно впечатлений,— холериком и, наконец, в исполнении принятых решений — флегматиком»....

Семинар для педагогов «ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА»

Слайд 1Цель: совершенствование у педагогов  представлений о типах темпераментов и особенностях взаимодействия с детьми с разными типами темперамента. Задачи:- активизировать знания педагогов...