Главные вкладки

    Семинар для педагогов «ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА»
    методическая разработка

    Дорогова Марина Владимировна

    Слайд 1

    Цель: совершенствование у педагогов  представлений о типах темпераментов и особенностях взаимодействия с детьми с разными типами темперамента.

     

    Задачи:

    - активизировать знания педагогов о разных типах темперамента и  их особенностях;

    - познакомить с наиболее эффективными методами и приёмами педагогического взаимодействия с детьми с разными типами темперамента, определить не эффективные методы воспитания для тех или иных типов темперамента;

    - акцентировать внимание на положительных сторонах в каждом из типов темперамента.

     

    Материал: проектор, экран, колонки, презентация, ручки, листы бумаги.

     

    Ход

     

             Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговори о темпераменте.

    Слайд 2

    Темперамент - индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

    Слайд 3

    Нет лучших и худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование его достоинств в конкретной деятельности.

    Слайд 4

    Свойства темперамента:

    Сензитивность - какая наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции.  (сила воздействия)

    Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук).   (контролируемость)

    Активность -  насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

    Соотношение реактивности и активности -  от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений (произвольность и воля).

    Пластичность и ригидность -  насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность)(адаптация).

    Темп реакций - скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

    Экстраверсия, интроверсия - преимущественная зависимость реакции и деятельности - от внешних впечатлении в данный момент (экстраверт), от представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

     

    Мы с ребятами подготовительной группы записали для вас видеосюжеты, в которых дети помогли мне и продемонстрировали типичные для типов темперамента реакции на одну и ту же жизненную ситуацию. Посмотрите видеосюжет и определите какие типы темперамента продемонстрированы в том или ином сюжете.

    Слайд 5

    Сангвиник

     - преобладает хорошее настроение без перепадов (даже если расстроен, не будет падать на пол и бить ногами);

    - подвижен и энергичен, коммуникабелен (надо куда-то бежать и с кем-то взаимодействовать);

    - быстро и легко засыпает и просыпается;

    - хорошая самооценка;

    - фантазеры (хитрят, если не хотят что-то делать, заставить их практически не возможно, они сделают так, как хотят они); игрушки – как пример;

    - вынуждают идти у них на поводу (не верить на слово);

    Если не обращать на это должного внимания – вырастет вруном и аферистом (Остап Бендер – пример).

    Правила:

    - Спокойно и настойчиво настоять, чтобы ребенок сделал то и так как его об этом просят.

    - Добиваться от ребенка выполнения поставленной задачи.

    - Не перехваливать (будет «Звёздная болезнь).

    - Должна быть «зона роста» (сделал хорошо, а можно еще это и это сделать, для перспективы, чтобы тянулся выше).

    Слайд 6

    Меланхолик

    - восприимчивость, впечатлительность и чувствительность (легко расстроить, ранить, может замкнуться в себе);

    - требует к себе внимания;

    - сложность адаптации к новым условиям;

    - быстрая утомляемость;

    - испытывает стресс, находясь в большом коллективе;

    - склонны к суицидальному поведению;

    - творческий;

    - не уверен в себе, занижена самооценка;

    - сложно выполнять четкие задачи, быть скрупулезным.

    Правила:

    - Не кричать на него (это то же, что и избить, настолько ему больно).

    - Не наказывать за не успешность.

    - Создавать условия для творческого проявления.

    - Ставить простые задачи чётко и подробно.

    - Дать больше времени для выполнения поставленных задач.

    - Не делать замечаний при посторонних (как ты могла…).

    - Не сравнивать с другими.

    - необходима поддержка (у тебя все получиться, мы рядом, мы с тобой, мы за тебя).

    Слайд 7

    Флегматик

    - настойчивые, склонны достигать целей, доводить дело до конца;

    - планомерные;

    - медлительные, медленно говорят, долго спят;

    - мало эмоциональные;

    - малообщительный, может погрузиться в себя;

    - может долго заниматься одним делом даже не интересным;

    - не сразу реагирует, когда зовут.

    Правила:

     - Трудно объяснить на словах то, что надо сделать, действие – лучший способ объяснить (карандаши).

    - Показывать на личном примере, как надо поступать.

    - Подключать к активному времяпровождению.

    - Поощрять общение  с другими людьми и окружающим миром.

    - Целенаправленно развивать качества.

    - Не оставлять в одиночестве.

    - Не повышать голос (не встряхивать, не умывать холодной водой, т.к. можно травмировать).

    - Дать время, чтобы выйти из внутреннего мира.

    Слайд 8

    Халерик

    - в движении, куда-то надо бежать, что-то делать;

    - двигатели прогресса;

    - легко бросают начатое;

    - высоко эмоциональны, эмоции идут впереди желаний;

    - быстро и громко говорят;

    - тревожно спят;

    - проблема с засыпанием;

    - склонность к асоциальному поведению, мщению;

    - любит все контролировать;

     

    Правила:

    - Не проявлять по отношению к ним агрессию (т.к. для них – это вызов, последует ещё более бурная реакция в ответ).

    - По отношению к ребенку вести себя уравновешено (не возможно подавить).

    - В случае эмоционального взрыва, говорить с ребенком тихо, шепотом (он будет прислушиваться, т.к. не любит, когда информация проходит мимо него, дать понять, что готовы помочь, но когда он успокоится).

    - Договариваться (не просто сказать – нет, а что-то предлагать).

    - Не опекать! (будет много требовать, закатывать истерики, если не получат то, что хотят).

    - Не потакать

    - Устанавливать правила, которые действуют всегда и для всех (правила понятные и не в огромном количестве).

    Слайд 9

    Определите тип темперамента по описанию.

    А. Виктор Г.  медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последователь. На занятиях сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не поднимет, но на вопрос обычно отвечает правильно. Когда воспитатель спрашивает почему он не поднял руку, отвечает односложно: «да так ...». Его трудно рассмешить или рассердить . Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобив. Но для товарища лениться что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Перейдя в другой сад, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает прежнюю воспитательницу.

    Б. Борис Р. безгранично увлекающийся.Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы. Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Воспитателя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее и на дурное (на последнее теперь реже, так как с ним ведется большая педагогическая работа). Когда рассердится, еще не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать похвалу. Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания скорее его выполнить не дослушивает до конца.

     

    В. Саша Д. очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в шкафчике сандалии. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дела до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других.

    Г. Лена В. очень подвижная. На занятиях ни минуты не сидит спокойно, постоянно вертит что-либо в руках, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. Если хвалят, радостно объявляет об этом всем в доме. Не скрывает, если  наказывают, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так случайно…». Иногда огорчается, даже плачет, но ненадолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать. На интересных занятиях проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.

    Слайд 10

    Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного. Предлагаю вам один из тестов, для определения у ребенка дошкольного возраста преобладающего типа темперамента. Выберите одного из воспитанников вашей группы и протестируйте его. Поделитесь с коллегами какой из преобладающих типов темперамента выявился у ребенка.

     

    Анкета по определению типа темперамента ребенка дошкольного возраста.

    Цель: выявить темперамент ребенка дошкольника.

    Вопросы анкеты:

    1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

    а). Легко включается в работу.

    б). Активно действует.

    в). Действует спокойно без лишних слов.

    г). Действует робко, неуверенно.

    2. Как реагирует ребенок на замечания взрослого?

    а). Говорит, что дальше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое.

    б). Не выслушивает и поступает по-своему, бурно реагируя на замечания.

    в). Выслушивает молча.

    г). Молчит, обижен, переживает.

    3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

    а). Быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других.

    б). Быстро, со страстью, других не слушает.

    в). Медленно, спокойно, но уверенно.

    г). С большой неуверенностью.

    4. Как ведет себя в непривычной обстановке?

    а). Легко ориентируется, проявляет активность.

    б). Активен, проявляет повышенную возбудимость.

    в). Спокойно рассматривает окружающих.

    г). Робок, растерян.

    5. Какая речь у ребёнка?

    а). Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами.

    б). Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Не говорит, а тараторит, глотая слоги и слова.

    в). Речь медленная, невыразительная, без жестов, мимики и выплеск эмоций.

    г). Речь часто интонационно выразительна, но очень тихая и не уверенная. Не любит пользоваться крайними оценками, предпочитая выражения: «так себе», «по-разному».

    6. Как спит и засыпает ребёнок?

    а). Обычно засыпает быстро, спит хорошо и просыпается с улыбкой.

    б). Засыпает долго и с трудом. Спит беспокойно под впечатление событий дня. Просыпается с разным настроением.

    в). Засыпает сразу и спит спокойно, но после сна довольно долго ходит вялый, сонный, как будто не доспал.

    г). Обычно долго укладывается спать, но быстро засыпает и просыпается с улыбкой.

    7. Как ребёнок привыкал впервые к условиям детского сада?

    а). Адаптировался легко и быстро.

    б). Очень легко приспособился к новой обстановке детского сада и с трудом к его требованиям.

    в). Боялся нового, не хотел перемен, адаптировался очень долго.

    г). Адаптировался с трудом.

     

    Если больше ответов:

    А – ребенок-сангвиник;

    Б – ребенок-холерик;

    В – ребенок-флегматик;

    Г – ребенок-меланхолик.

     

    Слайд 11,12

     

    В обучении и воспитании необходимо опираться на знания об индивидуальных особенностях ребенка. Но, прежде чем познать ребенка, либо другого человека, нужно познать себя. С этой целью проведём экспресс-диагностику на определение вашего типа темперамента.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»

    Семинар для педагогов

    «ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА»

                                                       Педагог-психолог:

    Дорогова Марина Владимировна

    г. Лесосибирск  2019г

    Слайд 1

    Цель: совершенствование у педагогов  представлений о типах темпераментов и особенностях взаимодействия с детьми с разными типами темперамента.

    Задачи:

    - активизировать знания педагогов о разных типах темперамента и  их особенностях;

    - познакомить с наиболее эффективными методами и приёмами педагогического взаимодействия с детьми с разными типами темперамента, определить не эффективные методы воспитания для тех или иных типов темперамента;

    - акцентировать внимание на положительных сторонах в каждом из типов темперамента.

    Материал: проектор, экран, колонки, презентация, ручки, листы бумаги.

    Ход

            Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговори о темпераменте.

    Слайд 2

    Темперамент - индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

    Слайд 3

    Нет лучших и худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование его достоинств в конкретной деятельности.

    Слайд 4

    Свойства темперамента:

    Сензитивность - какая наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции.  (сила воздействия)

    Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук).   (контролируемость)

    Активность -  насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

    Соотношение реактивности и активности -  от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений (произвольность и воля).

    Пластичность и ригидность -  насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность)(адаптация).

    Темп реакций - скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

    Экстраверсия, интроверсия - преимущественная зависимость реакции и деятельности - от внешних впечатлении в данный момент (экстраверт), от представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

    Мы с ребятами подготовительной группы записали для вас видеосюжеты, в которых дети помогли мне и продемонстрировали типичные для типов темперамента реакции на одну и ту же жизненную ситуацию. Посмотрите видеосюжет и определите какие типы темперамента продемонстрированы в том или ином сюжете.

    Слайд 5

    Сангвиник

     - преобладает хорошее настроение без перепадов (даже если расстроен, не будет падать на пол и бить ногами);

    - подвижен и энергичен, коммуникабелен (надо куда-то бежать и с кем-то взаимодействовать);

    - быстро и легко засыпает и просыпается;

    - хорошая самооценка;

    - фантазеры (хитрят, если не хотят что-то делать, заставить их практически не возможно, они сделают так, как хотят они); игрушки – как пример;

    - вынуждают идти у них на поводу (не верить на слово);

    Если не обращать на это должного внимания – вырастет вруном и аферистом (Остап Бендер – пример).

    Правила:

    - Спокойно и настойчиво настоять, чтобы ребенок сделал то и так как его об этом просят.

    - Добиваться от ребенка выполнения поставленной задачи.

    - Не перехваливать (будет «Звёздная болезнь).

    - Должна быть «зона роста» (сделал хорошо, а можно еще это и это сделать, для перспективы, чтобы тянулся выше).

    Слайд 6

    Меланхолик

    - восприимчивость, впечатлительность и чувствительность (легко расстроить, ранить, может замкнуться в себе);

    - требует к себе внимания;

    - сложность адаптации к новым условиям;

    - быстрая утомляемость;

    - испытывает стресс, находясь в большом коллективе;

    - склонны к суицидальному поведению;

    - творческий;

    - не уверен в себе, занижена самооценка;

    - сложно выполнять четкие задачи, быть скрупулезным.

    Правила:

    - Не кричать на него (это то же, что и избить, настолько ему больно).

    - Не наказывать за не успешность.

    - Создавать условия для творческого проявления.

    - Ставить простые задачи чётко и подробно.

    - Дать больше времени для выполнения поставленных задач.

    - Не делать замечаний при посторонних (как ты могла…).

    - Не сравнивать с другими.

    - необходима поддержка (у тебя все получиться, мы рядом, мы с тобой, мы за тебя).

    Слайд 7

    Флегматик

    - настойчивые, склонны достигать целей, доводить дело до конца;

    - планомерные;

    - медлительные, медленно говорят, долго спят;

    - мало эмоциональные;

    - малообщительный, может погрузиться в себя;

    - может долго заниматься одним делом даже не интересным;

    - не сразу реагирует, когда зовут.

    Правила:

     - Трудно объяснить на словах то, что надо сделать, действие – лучший способ объяснить (карандаши).

    - Показывать на личном примере, как надо поступать.

    - Подключать к активному времяпровождению.

    - Поощрять общение  с другими людьми и окружающим миром.

    - Целенаправленно развивать качества.

    - Не оставлять в одиночестве.

    - Не повышать голос (не встряхивать, не умывать холодной водой, т.к. можно травмировать).

    - Дать время, чтобы выйти из внутреннего мира.

    Слайд 8

    Халерик

    - в движении, куда-то надо бежать, что-то делать;

    - двигатели прогресса;

    - легко бросают начатое;

    - высоко эмоциональны, эмоции идут впереди желаний;

    - быстро и громко говорят;

    - тревожно спят;

    - проблема с засыпанием;

    - склонность к асоциальному поведению, мщению;

    - любит все контролировать;

    Правила:

    - Не проявлять по отношению к ним агрессию (т.к. для них – это вызов, последует ещё более бурная реакция в ответ).

    - По отношению к ребенку вести себя уравновешено (не возможно подавить).

    - В случае эмоционального взрыва, говорить с ребенком тихо, шепотом (он будет прислушиваться, т.к. не любит, когда информация проходит мимо него, дать понять, что готовы помочь, но когда он успокоится).

    - Договариваться (не просто сказать – нет, а что-то предлагать).

    - Не опекать! (будет много требовать, закатывать истерики, если не получат то, что хотят).

    - Не потакать

    - Устанавливать правила, которые действуют всегда и для всех (правила понятные и не в огромном количестве).

    Слайд 9

    Определите тип темперамента по описанию.

    А. Виктор Г.  медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последователь. На занятиях сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не поднимет, но на вопрос обычно отвечает правильно. Когда воспитатель спрашивает почему он не поднял руку, отвечает односложно: «да так ...». Его трудно рассмешить или рассердить . Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобив. Но для товарища лениться что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Перейдя в другой сад, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает прежнюю воспитательницу.

    Б. Борис Р. безгранично увлекающийся.Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы. Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Воспитателя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее и на дурное (на последнее теперь реже, так как с ним ведется большая педагогическая работа). Когда рассердится, еще не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать похвалу. Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания скорее его выполнить не дослушивает до конца.

    В. Саша Д. очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в шкафчике сандалии. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дела до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других.

    Г. Лена В. очень подвижная. На занятиях ни минуты не сидит спокойно, постоянно вертит что-либо в руках, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. Если хвалят, радостно объявляет об этом всем в доме. Не скрывает, если  наказывают, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так случайно…». Иногда огорчается, даже плачет, но ненадолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать. На интересных занятиях проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.

    Слайд 10

    Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного. Предлагаю вам один из тестов, для определения у ребенка дошкольного возраста преобладающего типа темперамента. Выберите одного из воспитанников вашей группы и протестируйте его. Поделитесь с коллегами какой из преобладающих типов темперамента выявился у ребенка.

    Анкета по определению типа темперамента ребенка дошкольного возраста.

    Цель: выявить темперамент ребенка дошкольника.

    Вопросы анкеты:

    1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

    а). Легко включается в работу.

    б). Активно действует.

    в). Действует спокойно без лишних слов.

    г). Действует робко, неуверенно.

    2. Как реагирует ребенок на замечания взрослого?

    а). Говорит, что дальше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое.

    б). Не выслушивает и поступает по-своему, бурно реагируя на замечания.

    в). Выслушивает молча.

    г). Молчит, обижен, переживает.

    3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

    а). Быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других.

    б). Быстро, со страстью, других не слушает.

    в). Медленно, спокойно, но уверенно.

    г). С большой неуверенностью.

    4. Как ведет себя в непривычной обстановке?

    а). Легко ориентируется, проявляет активность.

    б). Активен, проявляет повышенную возбудимость.

    в). Спокойно рассматривает окружающих.

    г). Робок, растерян.

    5. Какая речь у ребёнка?

    а). Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами.

    б). Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Не говорит, а тараторит, глотая слоги и слова.

    в). Речь медленная, невыразительная, без жестов, мимики и выплеск эмоций.

    г). Речь часто интонационно выразительна, но очень тихая и не уверенная. Не любит пользоваться крайними оценками, предпочитая выражения: «так себе», «по-разному».

    6. Как спит и засыпает ребёнок?

    а). Обычно засыпает быстро, спит хорошо и просыпается с улыбкой.

    б). Засыпает долго и с трудом. Спит беспокойно под впечатление событий дня. Просыпается с разным настроением.

    в). Засыпает сразу и спит спокойно, но после сна довольно долго ходит вялый, сонный, как будто не доспал.

    г). Обычно долго укладывается спать, но быстро засыпает и просыпается с улыбкой.

    7. Как ребёнок привыкал впервые к условиям детского сада?

    а). Адаптировался легко и быстро.

    б). Очень легко приспособился к новой обстановке детского сада и с трудом к его требованиям.

    в). Боялся нового, не хотел перемен, адаптировался очень долго.

    г). Адаптировался с трудом.

    Если больше ответов:

    А – ребенок-сангвиник;

    Б – ребенок-холерик;

    В – ребенок-флегматик;

    Г – ребенок-меланхолик.

    Слайд 11,12

    В обучении и воспитании необходимо опираться на знания об индивидуальных особенностях ребенка. Но, прежде чем познать ребенка, либо другого человека, нужно познать себя. С этой целью проведём экспресс-диагностику на определение вашего типа темперамента.

    Посмотрите, и выберите один из рисунков не обдумывая.

     

                 Х                             С                           Ф                           М

    Слайд 13

    Тип темперамента — это потенциал сильных сторон личности человека. Если вы чувствительный меланхолик, значит, вы прекрасный друг и, как показывает статистика, чаще других способны на жертвенный, героический поступок; если вы флегматик, то за вами, «как за каменной стеной», могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны; если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути: вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну, а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже необходимо людям в нашей нелегкой жизни. И этих потенциалов личности, заложенных в любом типе темперамента.

    Помните о том, что нет плохого или хорошего типа темперамента! Спасибо всем за работу!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Воспитание дошкольников с разными типами темперамента п едагог-психолог Дорогова М.В.

    Слайд 2

    Темперамент - индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента .

    Слайд 3

    Нет лучших и худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование его достоинств в конкретной деятельности

    Слайд 4

    Свойства темперамента: Сензитивность - какая наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции. Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон — даже звук). Активность - насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания). Соотношение реактивности и активности - от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений. Пластичность и ригидность - насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям ( пластичность). Темп реакций - скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума . Экстраверсия , интроверсия - преимущественная зависимость реакции и деятельности - от внешних впечатлении в данный момент (экстраверт), от представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт ).

    Слайд 5

    Сангвиник - преобладает хорошее настроение без перепадов; - подвижен и энергичен, коммуникабелен; - быстро и легко засыпает и просыпается; - хорошая самооценка; - фантазеры - вынуждают идти у них на поводу; Правила : - Спокойно и настойчиво настоять, чтобы ребенок сделал то и так как его об этом просят. - Добиваться от ребенка выполнения поставленной задачи. - Не перехваливать. - Должна быть «зона роста ».

    Слайд 6

    Меланхолик - восприимчивость, впечатлительность и чувствительность; - требует к себе внимания; - сложность адаптации к новым условиям; - быстрая утомляемость; - испытывает стресс, находясь в большом коллективе; - склонны к суицидальному поведению; - творческий; - не уверен в себе, занижена самооценка; - сложно выполнять четкие задачи, быть скрупулезным. Правила: - Не кричать на него. - Не наказывать за не успешность. - Создавать условия для творческого проявления. - Ставить простые задачи чётко и подробно. - Дать больше времени для выполнения поставленных задач. - Не делать замечаний при посторонних. - Не сравнивать с другими. - необходима поддержка .

    Слайд 7

    Флегматик - настойчивые, склонны достигать целей, доводить дело до конца; - планомерные; - медлительные, медленно говорят, долго спят; - мало эмоциональные; - малообщительный, может погрузиться в себя; - может долго заниматься одним делом даже не интересным; - не сразу реагирует, когда зовут. Правила: - Трудно объяснить на словах то, что надо сделать, действие – лучший способ объяснить. - Показывать на личном примере, как надо поступать. - Подключать к активному времяпровождению. - Поощрять общение с другими людьми и окружающим миром. - Целенаправленно развивать качества. - Не оставлять в одиночестве. - Не повышать голос. - Дать время, чтобы выйти из внутреннего мира.

    Слайд 8

    Халерик - в движении, куда-то надо бежать, что-то делать; - двигатели прогресса; - легко бросают начатое; - высоко эмоциональны, эмоции идут впереди желаний; - быстро и громко говорят; - тревожно спят; - проблема с засыпанием; - склонность к асоциальному поведению, мщению; - любит все контролировать; Правила: - Не проявлять по отношению к ним агрессию. - По отношению к ребенку вести себя уравновешено. - В случае эмоционального взрыва, говорить с ребенком тихо, шепотом. - Договариваться. - Не опекать !. - Не потакать - Устанавливать правила, которые действуют всегда и для всех.

    Слайд 9

    Определите тип темперамента

    Слайд 10

    ТЕСТ НА ТЕМПЕРАМЕНТ: 1. Как ведет себя дошкольник, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать: а) легко включается в работу; б) активно действует; в) работает неторопливо, без липших слов; г) действует робко, неуверенно? 2 . Как реагирует дошкольник на замечания воспитателя: а) говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время опять делает то же самое; б) не слушает и поступает по-своему, бурно реагируя на замечания; в) молча принимает к сведению точку зрения взрослого; г) обиженно молчит, долго переживает? 3 . Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях: а) быстро, с жаром, прислушиваясь к высказываниям других; б) стремительно, страстно, никого не слушая; в) спокойно и уверенно; г) с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других? 4 . Как ведет себя в непривычной обстановке (в кабинете врача, заведующего): а) легко ориентируется, проявляет любопытство, активность; б) возбужден, иногда излишне, беспокоен; в) внимательно, обстоятельно рассматривает все вокруг; г) смущается, ведет себя застенчиво? Во всех случаях реакции типа "а" говорят о преобладании сангвинических черт темперамента, тип "б" свидетельствует о холерических чертах, тип "в" — о флегматическом складе, тип "г" — о меланхолическом темпераменте.

    Слайд 11

    Не обдумывая выбери один символ

    Слайд 13

    Тесты на определение темперамента - А . Белова . Формула темперамента. Тест на тип темперамента Ганса Айзенка . Тест-опросник Г. Шмишека .



    Предварительный просмотр:

    Педагог-психолог МБДОУ №9 «Сказка» Дорогова М.В.

    Особенности воспитания дошкольников

    с разными типами темперамента

                      http://images.myshared.ru/6/647958/slide_14.jpg

    ТЕСТ НА ТЕМПЕРАМЕНТ:

    1.  Как ведет себя дошкольник, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать:

    а)  легко включается в работу;

    б)  активно действует;

    в)  работает неторопливо, без липших слов;

    г)  действует робко, неуверенно?

    2.  Как реагирует дошкольник на замечания воспитателя:

    а)  говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

    б)  не слушает и поступает по-своему, бурно реагируя на замечания;

    в)  молча принимает к сведению точку зрения взрослого;

    г)  обиженно молчит, долго переживает?

    3.  Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях:

    а) быстро, с жаром, прислушиваясь к высказываниям других;

    б) стремительно, страстно, никого не слушая;

    в)  спокойно и уверенно;

    г)  с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других?

    4. Как ведет себя в непривычной обстановке (в кабинете врача, заведующего):

    а)  легко ориентируется, проявляет любопытство, активность;

    б)  возбужден, иногда излишне, беспокоен;

    в)  внимательно, обстоятельно рассматривает все вокруг;

    г)  смущается, ведет себя застенчиво?

    Во всех случаях реакции типа "а" говорят о преобладании сангвинических черт темперамента,

    тип "б" свидетельствует о холерических чертах,

    тип "в" — о флегматическом складе,

    тип "г" — о меланхолическом темпераменте.

    Помните, что чистые типы встречаются редко, гораздо чаще — промежуточные, переходные. К тому же в дошкольном детстве многие особенности темперамента маскируются возрастной импульсивностью, слабостью нервной системы, которая со временем может быть преодолена.

    Сангвиник

    - Спокойно и настойчиво настоять, чтобы ребенок сделал то и так как его об этом просят.

    - Добиваться от ребенка выполнения поставленной задачи.

    - Не перехваливать.

    - Должна быть «зона роста».

    Меланхолик

    - Не кричать на него.

    - Не наказывать за не успешность.

    - Создавать условия для творческого проявления.

    - Ставить простые задачи чётко и подробно.

    - Дать больше времени для выполнения поставленных задач.

    - Не делать замечаний при посторонних.

    - Не сравнивать с другими.

    - Необходима поддержка.

    Флегматик

    - Трудно объяснить на словах то, что надо сделать, действие – лучший способ объяснить.

    - Показывать на личном примере, как надо поступать.

    - Подключать к активному времяпровождению.

    - Поощрять общение  с другими людьми и окружающим миром.

    - Целенаправленно развивать качества.

    - Не оставлять в одиночестве.

    - Не повышать голос.

    - Дать время, чтобы выйти из внутреннего мира.

    Халерик

    - Не проявлять по отношению к ним агрессию.

    - По отношению к ребенку вести себя уравновешено.

    - В случае эмоционального взрыва, говорить с ребенком тихо, шепотом.

    - Договариваться.

    - Не опекать!

    - Не потакать

    - Устанавливать правила, которые действуют всегда и для всех.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Специфика самооценки старших дошкольников с разными типами темперамента

    Самооценкой называется представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или...

    Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента в НОД педагогов ДОУ.

    Каждый тип темперамента имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками. Соответственно педагогам и родителям необходимо выработать такие меры воздействия на ребен...

    Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента.

    Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее уст...

    Семинар для педагогов «Особенности взаимодействия взрослых и детей с разными типами темперамента»

    У родителей и педагогов часто возникают жалобы на плохое поведение детей. Поведенческие проблемы могут быть связаны с разными причинами: желанием привлечь внимание, местью, борьбой за власть. Каждый р...

    Семинар для педагогов "Особенности взаимодействия взрослых и детей с разными типами темперамента"

    Семинар для педагогов, раскрывающий характерные черты, которые свойственны детям-холерикам, детям-меланхоликам, детям-флегматикам, детям-сангвиникам. Знание особенностей поведения детей с различными т...

    Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию и обучению детей с разным типом темперамента

    Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию и обучению детей с разным типом темперамента...