Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента в НОД педагогов ДОУ.
консультация на тему

Малик Надежда Михайловна

Каждый тип темперамента имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками. Соответственно педагогам и родителям необходимо выработать такие меры воздействия на ребенка, которые не «ломали» бы его природные качества, а развивали положительные, сильные стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и специалистов ДОУ

 «Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента в НОД педагогов ДОУ»

Учение Павлова о типах  нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической  основы темперамента. Правильное его  использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а "темперамент – это понятие  психофизиологическое и выражается он не только в моторике, в характере  реакций, их силе, скорости и т.д., но также и во впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.п.
Итак, под темпераментом  следует понимать индивидуально  своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:
1. регулируют динамику психической деятельности в целом;
2. характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
3. имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
4. находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
5. однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Пользуясь определенными  признаками, можно с достаточной  определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности. [9] 
У темперамента (в его обычных психологических характеристиках) отсутствует единое содержание и единая система внешних проявлений. Поэтому попытки анализа его структуры приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Активность – пассивность: проявления деятельности во всех сферах жизни, а также манера выполнять задания немедленно или откладывать на потом.
Эмоциональность – безэмоциональность: частота и сила эмоциональных реакций в ответ на ситуации – стимулы.
Первичная – вторичная функция: темпорально – энергетическая характеристика реакций человека. Люди с развитой первичной функцией импульсивны, но эффект быстро угасает. Преобладание вторичной функции, говорит о слабом реагировании на событие, но затем сила реагирования нарастает и эффект сохраняется надолго.
 
Каждый тип темперамента имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками. Соответственно педагогам и родителям необходимо выработать такие меры воздействия на ребенка, которые не «ломали» бы его природные качества, а развивали положительные, сильные стороны.

Для взрослого очень важно учитывать индивидуально-типологические особенности саморегуляции деятельности и поведения детей. Свойства темперамента, присущие ребенку, влияют на отбор малышом соответствующих раздражителей. Одни ребята стремятся к новым впечатлениям, усиливают стимуляцию, другие избегают ее. Так, одни дети любят озвученные игрушки, другие отказываются от них. Одни с удовольствием включаются в подвижные игры, другие предпочитают спокойные, настольно-печатные. Задача воспитателя увидеть первоначальный уровень саморегуляции ребенка, вычленить ее положительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность, способствовать осознанию ребенком этих положительных сторон, то есть формировать у него произвольную саморегуляцию. Она позволит малышу самому преодолевать недостатки и усиливать положительные стороны свойств своего темперамента.

Подчеркнем, что главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.

Характеристика типа темперамента и особенности в осуществлении индивидуального подхода.

Тип темперамента        

«Безудержный»  холерик

Тип нервной системы

Имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения.

Краткая характеристика

Все реакции ребёнка-холерика носят ярко выраженный характер.                         Ребёнок не просто смеётся, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость.

У детей этого типа выразительная мимика лица, резкие, порывистые жесты, быстрая, громкая речь, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Уровень тревожности – средний. Очень легко приспосабливается к новой обстановке детского сада, но с трудом – к требованиям, установленным в учреждении.

Интересы и стремления относительно устойчивы, испытывает трудности переключения внимания.

Не замечает очень слабые звуковые и световые раздражители: вспыльчив, нетерпелив, ребёнок стремится воздействовать на то, что видит,  переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорству. В общении ему всегда нужны сподвижники и зрители. Особенности познавательной деятельности ребенка-холерика – все схватывает на лету и так же быстро забывает. Предпочитает делать только то, что ему интересно.

В коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.

Особенность развития внимания

Устойчивость и сосредоточенность внимания зависит от степени осознания им необходимости какой-либо деятельности, от потребности её выполнения. Чем более ребёнок заинтересован в ней, тем более длительное время его внимание может быть сосредоточенным и устойчивым. Возможны лишь затруднения в скорости сосредоточения, то есть ребёнок в начале деятельности может часто отвлекаться. Для повышения сосредоточенности и устойчивости внимания в младших и средних группах можно играть в игру “Что изменилось?”, распределяя большее количество цветных полосок по цвету, считать кружки разных цветов; в старшей группе –  в игру “Что получилось?”, раскладывать геометрические фигуры по цвету и форме. Если задание им не интересно, /например монотонная работа/ они не будут его выполнять.

Вообще холерикам свойственно равномерное распределение внимания: например, при раскладывании кружков разного цвета на группы большинство детей фиксируют внимание лишь на одном свойстве. С возрастом устойчивость и сосредоточенность внимания увеличивается, а время необходимое на сосредоточение сокращается, но зависимость свойств внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется.

Сильные стороны

Всё, что требует проявления активности, легко удаётся детям этого типа. Легко приспосабливается к новой обстановке.

Активен, энергичен, эмоционально выразителен.

Слабые стороны

Несдержанный, резкий, склонный к постоянным «взрывам». Ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают  чувство протеста. Трудности в принятии правил, конфликтен.

Рекомендации

-при нарастании эмоционального напряжения ребенка можно применять отвлекающие приемы                                                                                                                                                   - чаще наблюдать  за поведенческими проявлениями детей и воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлиться                                                                                                                     -прибегать к добродушному юмору, создание дружелюбной атмосферы

- когда ребенок разозлился, можно использовать прием «тайм-аут» (небольшая передышка). Ребенка уводят в спокойное место, где ему можно сделать легкий массаж, спокойно, ласково, без лишних эмоций поговорить или даже просто помолчать, пока не наступит ощущение покоя.

- взрослым следует учиться контролировать свои эмоции. Прежде чем сказать что-либо в порыве страсти или гнева, рекомендуется остановиться, сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вдохов, или просто задуматься над тем, помогут ли окрики и нотации.

-с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка

- говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров

- целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и т.д.) - всё должно быть в меру

- необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – всё что требует усидчивости

- воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами). Где он будет подчиняться.

- приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать

- необходимо строго соблюдать режим дня.

Игры, упражнения

Холерикам сложно заниматься видами игровой деятельности, требующими усидчивости – т. е. собиранием пазлов, конструктора, рисованием и т. д. Но именно эти занятия в детском саду должны активно поощряться.

Для холериков подходят интеллектуальные игры в спокойном ритме: когда ребёнка просят перечислить названия каких-либо предметов, игры «в слова», «в города» и т.д.

Обязательно чередуйте спокойную игровую деятельность с подвижной, но не давайте детям слишком сильно шуметь и много бегать: пусть активная игра будет лишь передышкой между спокойными играми.

Полезны игры с эмоционально-развивающим смыслом: участие в театрализованных постановках, игры с элементами актёрской игры, игры, требующие копирования или воспроизведения эмоций, т.к. холерики часто имеют проблемы с эмоциональной сферой.

Игры с кеглями.

Игра «Кенгуру»

Цель: развитие способности действовать согласованно с другими детьми, эмпатии. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - «кенгуру» - стоит, второй «кенгуренок» - сначала встает к нему спиной, затем приседает. Дети берутся за руки. Их задача - не расцепляя рук, пройти в таком положении до домика.

Игра «Покажи нос».

Цель: развитие внимания, саморегуляции.

 Все играющие стоят напротив педагога, который говорит им:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте,

И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу, при этом покажу

Далее воспитатель называет вслух какую-либо часть лица, тела:

Уши-уши - все показывают уши. Глазки-глазки - все показывают глазки. Ручки-ручки - все показывают ручки.

Тип темперамента        

«Слабый» меланхолик

Тип  нервной системы

Слабый, неуравновешенный, инертный или подвижный

Краткая характеристика

 Основные черты :  робость, застенчивость, замкнутость, нерешительность, мнительность, тревожность, обидчивость,  ранимость, чувствительность и впечатлительность. Для таких детей характерен высокий уровень тревожности. Слабость нервных процессов не обозначает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения. О нем котором говорят, что его «не видно и не слышно». Он громко не кричит, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно смотрит на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения.

Ребёнок говорит тихо, нерешительно, запинается.

Движения неуверенные, неточные, суетливые.

Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют.

Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждение.

 Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, дети быстро устают – от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажим ещё более усиливает усталость.

Резкий тон, принуждения подавляют и без того малую активность меланхолика. Дети с большими трудностями входят в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий, бывает, что вообще длительное время не отвечают на вопросы взрослых и детей в детском саду.

Особенность развития внимания

 Внимание  неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание. Причина? Неуверенности в себе. Меланхоликам не просто выполнить сложное или коллективное задание. Им больше подходит простая монотонная работа или индивидуальное задание.                                    Многое в поведении меланхоликов зависит то отношения к ним педагога, здесь не допустимы резкость, иронии, повышенный тон.                                          Необходимо отмечать положительные черты ребёнка-меланхолика, давая ему высказаться, поощрять за инициативу.

Сильные стороны

Чуткость, отзывчивость, устойчивость интересов, привязанностей, привычек.

Всё что у них удаётся сформировать, отличается прочностью, надёжностью, устойчивостью и не требует дополнительного контроля.

Слабые стороны

Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность.                            С трудом формируются навыки, долго не складываются привычки.

Рекомендации

- нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку

- нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки

- целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо

- ребёнку полезно заниматься спортом

- необходимо разнообразить жизнь ребёнка

- надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми

- важно развивать у него общительность

необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость

Игры, упражнения

– не перегружайте ребёнка новой информацией,

- дайте ему время освоиться, адаптироваться и привыкнуть к новым играм

-  если сначала он не хочет участвовать, а хочет лишь смотреть, как играют другие, не принуждайте его насильно становиться участником игры. Пусть побудет в роли наблюдателя, пока у него не проснётся интерес.

Рекомендуемые игры:

  • Игра с лентами под медленную спокойную музыку;
  • конструкторы;
  • настольные игры;
  • игра с большим мячом; игры с водой; экспериментирование с красками.

                              Игра "Незнайка"(с 4 лет)                                                                                                          Цель: развитие эмоциональной выразительности при помощи жестов.    Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т.д.                                                                                                                                                Игра"Закончи предложение"  (с 5 лет)                                                                                                                                                                                                                                                                  Цель: развитие уверенности в себе, осознанности своих чувств , желаний.                                                                                                                                                           Предложите ребенку посочинять, закончив  фразу (Я хочу... Я умею... Я смог).                                                                                                                                Любые сюжетные игры (с 6 лет)                                                                                                               Игра «Сиамские близнецы» (от 6  лет)                                                                                                                                                  Цель игры: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.                                                                                                Участники делятся на пары. Пары играющих становятся друг к другу боком и обнимаются одной рукой за плечи. Получается так, что у того, кто справа, свободна только правая рука, а у того, кто слева - только левая. Вместе они и есть "сиамский близнец". И этому "сиамскому близнецу" надо сделать что-нибудь (например, завязать шнурки на ботинках, вырезать кружок из бумаги, расчесаться).                                                                                                                                          Игра «Угадай ка» (от 4х лет)                                                                                                                                     Цель: развитие воображения и навыков общения.                                                                           Водящий загадывает предмет, а игроки должны отгадать , что это за предмет, задавая вопросы, на которые водящий отвечает да или нет. Выбирается ведущий с помощью считалки или жребия. Обговаривается тематика загадываемых предметов (например: животные, предметы в комнате, общие знакомые и т.п.). Ведущий загадывает предмет из данной темы.  Игроки по очереди задают вопрос ведущему, на который тот отвечает да или нет.                                                                                    Если какой-то игрок догадался что это за предмет, то он поднимает руку и говорит что это. Если ответ верный, то игрок становится ведущим, иначе игра продолжается.

Тип темперамента        

«Спокойный» флегматик

Тип  нервной системы

Сильный, уравновешенный, инертный

Краткая характеристика

 Все реакции таких детей имеют нечёткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена.

Нет лишних движений, жестов, мимика и движения бедные;

Речь тоже особая –  медленная, невыразительная, без жестов и мимики неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами.

Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребёнку и его ответом следует пауза.

 Обладает высокой работоспособностью. Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к делу, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот прекратить то, что он начал, ему трудно,  особенно в тех случаях, когда ему предстоит заниматься новым, незнакомым делом.

Поведение ребёнка-флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя.

Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными.

Всё новое, непривычное для ребёнка воспринимается не сразу.

Неуютно себя чувствуют в гостях, неохотно знакомятся с новыми детьми. Предпочитает одиночество. Неавторитетен среди сверстников. В привычной обстановке ребёнок без принуждения выполняет правила поведения, справляется с незнакомой работой, любое дело выполняют тщательно и аккуратно.  Уровень тревожности – низкий. Любит спокойные и тихие игры. К дошкольному учреждению такие дети адаптируются очень долго.

Особенность развития внимания

Внимание сосредотачивает медленно; с трудом переключается, но, сохраняют устойчивое, сосредоточенное внимание до завершения любой деятельности.                                                                                                                      Их не страшит  монотонная работа.                                                                                          Им необходимо длительное время для того, чтобы сосредоточиться, из-за этого иногда может показаться, что ребёнок не слышал или не понял речь, обращённую к нему. Кроме того флегматики испытывают определённые трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, медленнее выполняют задания.

Сильные стороны

Стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надёжности, во всех проявлениях.  Медленно запоминает, но схватывает целое.              Хорошо развита долговременная память.

Слабые стороны

Вялость, низкая активность, замедленный темп действий.

Рекомендации

- нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка

- не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий

- следует чаще хвалить детей за их быстрые действия

- необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера

- следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег)

- побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его

- нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности

привлекать ребёнка к деятельности в коллективе

Игры, упражнения

Нельзя оставить флегматика сидеть за любимыми пазлами, конструктором или мозаикой – его нужно включать и в другие виды игр.

Избегайте игр, в которых ребёнок может проиграть – это может нанести серьёзный удар по самооценке. Нельзя торопить и тормошить, даже если они всё делают медленно – оттого, что его будут постоянно  подгонять, флегматик становится всё более медлительным. Поэтому игры на скорость – всегда проигрышный вариант для флегматика.

Если вы включаете флегматика в активные и спортивные игры, всегда будьте начеку. Если вы заметите, что его действия начинают раздражать других детей, и они готовы начать смеяться над флегматиком или проявляют по отношению к нему злобу, потребуется всё ваше педагогическое мастерство и такт для того, чтобы адаптировать флегматика в глазах других детей и в его собственных глазах. Поэтому включать детей с этим типом темперамента в командные игры достаточно сложно. Идеально  подходят большие кубики (или иные подобные игры) – с одной стороны, это спокойная игра, с другой стороны она требует двигательной активности.

Рекомендуются сюжетно-ролевые игры и игры с эмоциональной составляющей. Флегматик часто выступает в роли ведомого, охотно подчиняется другим детям, поэтому ваша цель – давать ему самые главные роли, заставить его командовать другими.

Завести питомца: они учатся ответственности, умению сопереживать. Или, пусть проявляет ответственность и заботу  по отношению к растениям или к игрушкам. Поэтому рекомендуется игра в куклы, в «дочки-матери» и т.д.

Рекомендуемые игры:

  • лепка, рисование,
  • ролевые игры,
  • моделирующие ситуации;
  • игры-эксперименты;
  • телесно- ориентированные игры и упражнения.
  • игры-пазлы

Игра «Помоги Тане» (с 3 лет)

Цель: Воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.

 Взрослый говорит, что у девочки Тани случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не во что играть. Детям показывают несколько заранее подобранных старых игрушек, каждая из которых разделена на две части. Например, шляпка гриба и ножка гриба, две части одной матрешки и др. Для более старших детей каждую игрушку можно разделить не на две, а уже на три-четыре части.

Полученные детали раздают детям — каждому ребенку по одной — и просят их помочь Тане починить ее игрушки.

Задача малышей — найти отдельные части игрушки и соединить их.

С совсем маленькими детьми или «особыми» детьми на первых порах можно играть в эту игру вдвоем: ребенок и взрослый.

Игра «Добрый бегемотик» (с 5 лет)

Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие сплоченности.

 Дети встают в шеренгу. Взрослый говорит, что все вместе они — маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впередистоящего.

Взрослый просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке...

Затем взрослый просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу-малу», ко всеобщему удовольствию всех участников.

Тип темперамента        

«Живой» сангвиник

Тип  нервной системы

Сильный, уравновешенный, подвижный

Краткая характеристика

Ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам.

Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами.

Слабые звуковые и световые раздражители не замечает, энергичен, работоспособность высокая,

Особенность сангвиников – их лёгкая приспособляемость к любым условиям. Ребёнок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причём могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на всё что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями.

Общительность, покладистость, жизнерадостность детей располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут скрываться первые проявления не очень-то привлекательных черт характера. Из-за того что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен переключаться с одного занятия на другое. У ребёнка разнообразные интересы, но постоянно расширяясь, они становятся поверхностными. Ребёнок берётся за любое дело, но стремится быстрее завершить его, чтобы взяться за другое, более интересное. Сангвиник быстро устаёт от однообразия, а оно присутствует в любой деятельности, ребёнок сразу же стремиться его завершить.

Уровень тревожности – средний.

Особенность адаптации ребенка-сангвиника к дошкольному учреждению – легкая и быстрая.

Особенность развития внимания

Устойчивость и сосредоточенность внимания детей зависит от того, насколько предлагаемая деятельность интересна им. Однако даже при наличии интереса дети-сангвиники, в отличие от холериков, не могут длительное время быть сосредоточенными на чём-то одном – они либо часто отвлекаются, либо вообще меняют вид деятельности. Сангвиники отличаются быстрым сосредоточением, а также равномерным и быстрым распределением внимания. Перед ними как можно чаще следует ставить новые, по возможности всё более трудные задачи, которые требовали бы от них максимального сосредоточения. Включая детей сангвиников в какую-либо активную деятельность, необходимо предупредить их, что нас интересует его мнение об этой деятельности, которое он должен будет высказать.

Сильные стороны

Легко и быстро усваивает новое, быстро приспосабливается к новым условиям. Общительность, жизнерадостность.

Имеет, как правило, хорошую долговременную и кратковременную память.

Слабые стороны

Ребёнок меняет одну за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного близкого друга, за всё берётся, но ничего не доводит до конца. Основное свойство данного сангвиника – неустойчивость (поведения, интересов, привязанностей). У ребёнка быстро формируются привычки, навыки,  но столь же быстро они разрушаются.

Рекомендации

важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку. Контролировать его действия и поступки

- обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки)

- необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое)

- целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, показать ребёнку конечный результат добросовестных действий

- важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности

-учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения

Игры, упражнения

Для сангвиников очень полезны игры с социальной составляющей: когда действовать нужно в команде или в паре. Ставьте сангвиников на роль ведущих, используйте те игры, где ребёнок должен проявить своё творчество и свою личную позицию – у сангвиников часто могут быть проблемы с формированием собственного мнения. Рекомендуемые игры:

  • Рвать бумагу и играть с ней; хороводы; игры с водой, песком; игры с подушками.
  • Любые нескучные игры, познавательные фильмы, головоломки.

Игра «Колокольчик» (с 5 лет)

Цель: Развитие координации движений, умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.

 Все дети сидят в кругу на стульчиках. Стулья должны стоять как можно плотнее друг к другу. Один из детей встает в центр круга — он водящий. Дети, сидящие в кругу, передают друг другу колокольчик (он должен быть со звонким, отчетливым звуком). Задача водящего — дотронуться до того ребенка, у которого в руках колокольчик. Как только ему это удастся, он садится на стул, а место водящего занимает тот, кого «поймали» с колокольчиком в руках.

Игра «Лягушки»

Цель: Развитие умения подчиняться словесной инструкции, формирование чувства ритма, развитие координации движений, снятие излишней двигательной активности, сплочение группы.

 Все дети сидят на маленьких подушечках - думочках.

Затем они начинают передвигаться на этих подушках по ковру и приговаривают все вместе:

Две лягушечки с утра съесть хотели комара.

Далее взрослый говорит:

Комары все улетели,

И лягушки их не съели.

Дети встают с подушек и все вместе пляшут, взявшись за руки и припевая:

Тара-ра, тара-ра,

Веселиться всем пора.

Игра «Самолет по летит по небу»

Цель: Развитие воображения, слухового внимания, способности быстро реагировать на инструкцию.

 Дети стоят в кругу. Взрослый говорит:

- Самолет летит по небу,

 В самолете я лечу.

Дети изображают руками крылья самолета, гудят.

Взрослый говорит:

- На машине я поеду,

  Если только захочу.

Дети изображают, как они едут в машине, держаться за руль, рычат, подражая звуку мотора.

Взрослый выполняет движения вместе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента"

Краткое описание каждого типа темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми....

Консультация для воспитателей на тему "Индивидуальный подход к детям с разным типом темперамента"

Темперамент (лат. – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темпераме...

Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента

Данный материаал будет интересен как воспиателям, так и родителям дошкольников....

Консультация «Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента»

У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Так, темперамент определяет активность дошкольника, темп и интенсивность его деятельности ...

Консультация "Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента"

С рождения дети отличаются друг от друга своим поведением. И всё, потому что у каждого малыша свой темперамент – врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возра...

Консультация для педагогов. Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента.

У каждого ребенка есть качества и свойства, помогающие ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость.  Так, темперамент определяет активность дошкольника, темп и интенсивность его дея...