Игры с песком
опыты и эксперименты по теме

Конощук Наталья Викторовна

Игры с песком. Пескотерапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peskoterapiya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры  с песком. Пескотерапия»

Практикум.

Тематический план занятий с песком.
1. «Знакомство с песком»
Песок сухой и мокрый. Что можно делать с сухим и мокрым песком? (Копать, лепить, пересыпать). На этом занятии ребенок быстро раскрепощается, т.к. вид песочницы в помещении его удивляет и одновременно с тем радует.
2. «Отпечатки наших рук»
На влажном песке ребенок делает отпечатки своих  ладошек, по показу взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т.п. Как правило, это занятие вызывает у ребенка огромный интерес. Сначала у него возникает желание потрогать отпечаток руки взрослого, а потом он позволяет прикасаться взрослому к своим отпечаткам пальцев.
3. «Волшебные секреты».  
Приготовить разноцветные камешки, неострые кусочки стекла, искусственные листья, цветочки и т.п. Если ребенок затрудняется или не решает начать игру, взрослый сам начинает подбирать «секретики», зарывать их в песок и отыскивать, комментируя свои действия: «Вот какой красивый блестящий камешек. Нравиться? Положу в эту маленькую ямку и зарою. Ой, где же мой секретик? Помоги мне его найти!».
4. «Домики для животных».
Ребенку предлагается построить домики для  любимых животных, фигурки которых он сам выбирает из коробки или с полки, Можно использовать пластиковые геометрические фигуры для построек, а можно  строить  пещерки и песка. Главное, не навязывать свои варианты, а просто подавать ребенку идеи, если он затрудняется. Во время игры взрослый перечисляет  животных, называя их детенышей в единственном и множественном числе и т.п. Если ребенок еще напряжен, не следует увлекаться дидактикой, т.к. основная цель занятий -это коррекция эмоционально- волевой сферы.
5. «Озеро-река».
Работа с рыбками и птицами. На этом занятии лучше использовать поддоны для воды разной формы, которые устанавливаются на песке в местах по желанию ребенка. В этих озерах и речках по общим правилам проводятся игры с водой и фигурками плавающих птиц.
6. «Транспорт»
Любимое занятие для мальчиков, хотя и многие девочки с большим интересом играют с машинками. Можно построить дорогу, мостики, гаражи. Машины следует подбирать по цвету, размеру, форме, находить для них подходящих пассажиров.
Количество игрушек постоянно увеличивается, и ребенок встает перед выбором, заполнить все пространство песочницы (рекомендуемый размер 70х50 см) игрушками ,  либо оставить местечко и для передвижений машинок по песку. К тому же малыш уже знает, что  в конце игры нужно будет убрать игрушки на место.
Очень хорошо на песке проходит инсценировка сказок. Сказки выбираются по возрасту и интересу ребенка. Как правило,  используются следующие произведения:
-«Репка»;
 -«Курочка- Ряба»;
-«Зайкина избушка»

                  
Опыты с песком и глиной.
Опыт  1. 
Возьмем стакан с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? Песок. Поэтому и говорят, что песок- «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Первый вывод –песок -рыхлый, в отличии от глины.
Опыт  2.
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек- песчинок). Как выглядят песчинки? ОНИ очень маленькие, круглые. Полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Одни дети могут ответить, что песчинки похожи, другие – нет, и не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрите таким же образом комочки глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине- слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина- из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт  3.
Во время этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза и нос. Поэтому можно проводить опыты в 3-х литровых банках. Положите банку на бок, насыпьте тонким слоем глину или песок, закройте полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделайте отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать воздух в банку. Один конец трубки в банке, в другой конец- обычная резиновая груша. Можно даже попробовать сдувать в трубку воздушный шарик.
Создайте в банке сильный поток воздуха – игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются.
Затем подуем на комочки глины. Они сдуваются труднее или вообще не сдуваются.
Опыт 4.
Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчик с песком и глиной.
Представим, что мы сажаем маленькое дерево. Во что легче его поместить. Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держаться друг за друга» и поэтому ее воткнуть легче. Песок рыхлый.
Опыт 5. 
Аккуратно нальем воду в стаканчик с песком. Потрогаем его. Каким он стал. Влажным, мокрым. А куда исчезла вода?  Она «забралась» в песок и устроилась между песчинками. « Посадим» палочку в мокрый песок. Она легче входит в сухой песок.
Затем нальем немного воды в стакан с глиной. Водичка впитывается: быстро или медленно?
Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху на глине. Сажаем «деревце» во влажную глину.  Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.
Также во влажную землю легче сажать растения.   

Опыт 6.
Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затем попробуем создать таких же червяков и шарики из влажного песка. Из песка колбаску слепить нельзя, а шарики- непрочные. Если шарики получились- то сложим на дощечку высыхать. Высохнут - распадутся. А глиняные станут сухими и крепкими.
        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно заполняя всю ёмко...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

ldquo;Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить&rdq...

«МАГИЯ ПЕСКА» (игры с песком – это вид деятельности, который дарит детям радость)

Песок, по мнению психотерапевтов – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь» как вода. Кроме того, песок – это некоторая &laq...

Игры с песком и на песке

Картотека игр с песком....

Методическая разработка по комплексу игр с песком. Игры с песком - полезное занятие

Методическая разработка по комплексу игр с песком.Игры с песком - полезное занятие...

Картотека "Игры с песком и на песке"

Игры для детей дошкольного возраста...