Оптимизация воспитательно-образовательного процесса посредством использования личностно-ориентированного подхода
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Коваль Наталия Викторовна

Обобщение психолого-педагогического опыта работы в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannyy_podkhod.docx72.72 КБ

Предварительный просмотр:

Оптимизация воспитательно-образовательного процесса посредством

использования личностно-ориентированного подхода в ДОУ

         В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №.655 от 23 ноября 2009 года) изменён подход, структура и формы проектирования и планирования образовательной деятельности.

В связи с этим в нашем дошкольном учреждении стала актуальной проблема внесения изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в части реализации личностно-ориентированного подхода, предполагающего не просто учёт индивидуальных особенностей детей, а принципиально иную стратегию организации воспитания и развития детей.

Цель нового подхода заключается в том, чтобы идти в образовательно-воспитательной системе не от непосредственной образовательной деятельности к детям, а от детей к воспитанию и обучению с учетом психофизиологии. Идти от тех возможностей, которыми располагают воспитанники. Развивать детей с учётом их потенциальных возможностей, которые нужно совершенствовать и обогащать. Использовать способы педагогического взаимодействия с дошкольниками, как понимание, признание и принятие личности ребенка.

Необходимо понимать, что осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности воспитанника.

Для реализации поставленной цели необходимо провести психолого-педагогическую диагностику дошкольников по следующим критериям:

  • познавательная сфера (восприятие, память, внимание, мышление);
  • различия детей по доминанте функциональной асимметрии полушарий головного мозга;
  • эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, агрессии);
  • различия детей по темпераменту;

Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, принимается во внимание:

  • динамика физического развития (анамнез);
  • психофизиологические особенности возраста ребёнка;
  • состояние слуха, зрения;
  • особенности развития двигательной сферы;
  • нарушение общей моторики;
  • особенности работоспособности.

По результатам диагностики составляется карта психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста.    

п/п

Ф.И.

ребёнка

Уровень развития познавательной сферы

Уровень развития эмоционально-волевой сферы

вни-ман.

па-мять

мыш-лен.

воспр.

асим.

полуш.

 тревож.

агрессия

 темпе-      рамент

1

……. Алина

высок

высок.

элем.

логич.

визуал

левоп.

низкий

низкий

сангвин

2

…..Виолетта

высок

средн.

элем.

логич.

кинест

правоп.

средн.

средний

холерик

3

……….Алсу

средн

средн.

нагляд.

образн.

визуал

правоп

высокий

высокий

сангвиник

4

…….. Вадим

низк

средн.

элем.

логич.

аудиал

левоп.

низкий

низкий

флегматик

5

……Георгий

низк

средн.

элем.

логич.

аудиал

левоп.

высок.

средний

холерик

6

……...Арген

средн

низкий

нагляд.

образн.

кинест

равноп.

средн.

высокий

меланхолик

7

…….. Мария

высок

средн.

элем.

логич.

визуал

левоп.

средн.

низкий

сангвиник

8

………Настя

высок

высок

элем.

логич.

визуал

равноп.

высок

средний

холерик

       

         Итого

в-20%

с-60%

н-20%

В-

С-

Н-

н/о-41%

э/л-59%

А-20%

В-65%

К-15%

Л-60%

П-20%

Р-20%

В-20%

С-60%

Н-20%

В-20%

С-40%

Н-40%

С-40%

Х-15%

М-15%

Ф-30%

Таким образом, имея перед собой карту психолого-педагогических особенностей воспитанников, педагоги могут подбирать техники и методики обучения индивидуально на каждого ребёнка.

Необходимо помнить: если у педагогов отсутствуют результаты диагностики индивидуальных особенностей детей группы, то все разговоры о дифференциации и индивидуализации обучения являются неискренними.

Не секрет, что все дети априори разные. У них разные типы темперамента, разные умственные способности: не могут все одинаково справляться с требованиями, предъявляемыми взрослыми. Поэтому, при обучении и воспитании детей принимается во внимание такая психофизиологическая особенность детей как темперамент.

Холерикам в образовательной деятельности нужен быстрый темп работы, полярная активность, эмоциональность в представлении результата. Необходимо чередовать виды деятельности. Чаще проводить публичный опрос. Устный опрос возможен на любом этапе занятия. Применять разумное сочетание поощрения и наказания, желательно отрицательные оценки давать «с глазу на глаз». Держать в поле зрения в течение всей работы. Необходима четкая организация занятия, планирование индивидуальных дополнительных заданий. Для выполнения задания должны быть очерчены временные промежутки и дисциплинарные требования. Необходим пошаговый контроль. Работу их стимулирует указание на ошибки.

В совместной деятельности холерики лучше всего работают с флегматиками, хуже с меланхоликами и холериками, частичная совместимость у них идёт с сангвиниками.

Флегматикам нужен спокойный темп работы. Невыраженная активность, эмоциональность. Исключить одновременное выполнение нескольких заданий. Они могут длительное время работать над конкретным заданием. Необходим настрой на работу, работоспособность высокая в середине и в конце занятия. Не следует торопить и ограничивать во времени. Допустимо снижение объема задания. Чаще обучать самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям и рациональному использованию времени при выполнении задания. Не спрашивать в начале занятия, давать время на ориентацию, обдумывание, не отвлекать, им нужен индивидуальный темп работы.

Классическая посадка в совместной деятельности – лучше всего с холериками, хуже с сангвиниками, частичная совместимость с меланхоликами.

Сангвиникам возможны устные опросы на любом этапе занятия. Они легко справляются с одновременным выполнением нескольких заданий. Публично могут быть отмечены недостатки, сделаны замечания. Быстро включаются в работу в любой части занятия. Особое внимание уделять на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания решается правильно, то у ребёнка появляется упорство, умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ребёнку не интересно. Необходим пошаговый контроль. Стимулирование результата за счет оценки.

В совместной деятельности лучше всего работают с сангвиниками и меланхоликами, хуже с флегматиками, частичная совместимость с холериками.

Меланхоликам  присущий медленный темп, слабая активность. Они имеют ярко выраженную сверхчувствительность к воздействиям окружающей среды, зависимость от социального статуса в коллективе. Возможна монотонная работа по шаблону, алгоритму в течение небольшого промежутка времени. Трудно переключаются на новые виды деятельности. При устных ответах необходимо подбадривание, создание ситуации успеха. Не следует сразу спрашивать по новому материалу. К концу занятия работоспособность снижается. Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Необходимо осуществлять подбадривающий контроль, т.е. в первую очередь оценивать успехи. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно.

Классическая посадка в совместной деятельности – лучше всего с сангвиниками, хуже с холериками, частичная совместимость с флегматиками.

В целях активизации образовательного процесса принимается во внимание такая психофизиологическая особенность воспитанников как доминанта функциональной асиммертии полушарий головного мозга.

Хорошо известно, что мозг состоит из двух частей: левой и правой. У одних лучше функционирует левая часть, у других -  правая, а у самых счастливых детей - обе.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Для правополушарных, склонных к описаниям, интуиции и развитию творческих навыков, педагоги предусматривают методы обучения объяснительно-иллюстративного и проективно-творческого характера.

Для левополушарных, которым соприродна логика мышления, рациональное познание, исследовательская деятельность, педагоги предлагают палитру эвристических и проблемных методов обучения.

Однако единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой. Разработанная система кинезиологических упражнений, направленная на гармонизацию полушарий головного мозга, успешно применяется педагогами в образовательном процессе.

Основным правилом является соблюдение важных моментов в проведении подобных упражнений:

  • Во время образовательной деятельности проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
  • Если же предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект. После выполнения упражнений дети становятся внимательнее, спокойнее, в целом улучшается их успеваемость.

При обучении учитывается и уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, и мыслительных способностей. Известным фактом является то, что сензитивный период развития психических процессов происходит в дошкольном возрасте. Если в этот период использовать личностные особенности ребёнка не в полной мере, то позднее будет сложно наверстать упущенное. Вместе с тем, попытки слишком забегать вперёд, не учитывая при этом индивидуальные особенности ребёнка, могут не дать ожидаемого педагогом результата.

Наконец, все дети имеют разные типы восприятия информации. Они условно разделяются на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Известно, что традиционная форма обучения в основном направлена на аудиалов и визуалов. Другими словами говоря, на детей воспринимающими информацию посредством органов зрения и слуха. Таким образом, дети воспринимающие информацию с помощью тактильных ощущений часто отстают в обучении не потому, что имеют проблемы в развитии, а потому что педагоги не могут правильно до них донести информацию.

Известно, что разные каналы восприятия информации у воспитанников – требуют от педагогов достаточно разных техник обучения: визуалу и кинестетику не подходят долгие и эмоциональные повествования, но аудиалу именно они дадут максимум эффекта. Кинестетику и аудиалу бессмысленно что-либо предъявлять в виде сложных схем, но визуалу подобная методика легка и приятна. Визуалу и аудиалу с трудом даются работы с объёмными макетами, а кинестетик только в них и может получить наиболее адекватное для него понимание информации.

В результате учёта психофизиологических особенностей детей в воспитательно-образовательном процессе, педагоги исключают акценты на недостатки ребёнка. У воспитателей появляется понимание причины детского незнания, неправильного поведения и устранение их, не нанося ущерба достоинству, Я – концепции ребёнка. Коллектив педагогов даёт возможность воспитанникам понять: «Все дети талантливы!»

          В целях коррекции тревожности и агрессии педагоги большое внимание уделяют «специальным» дидактическим играм. В основе их применения воспитанники решают различные психологические проблемные ситуации.

Для того чтобы проектировать «специальную»  игру, нужно знать законы игры:

                                                        Схема игры:

Пример:

1. Тема игры: «Больница»

2. Проблема: «страх перед человеком в белом халате, ребенок боится идти к врачу»

3 Цель: формирование жизненного опыта в общении с врачами;

4. Средства:  все необходимые атрибуты;

5. Форма игры: ролевая;

6. Основные правила игры: вежливо обращаться за помощью, соблюдать очередность и т.д.

7. Механизм игры: что сначала, что потом, создаем ситуации: в кабинете у стоматолога, хирурга и т.д.

8. Результат:  педагог дает оценку деятельности детей, подводит итог.

Вывод: именно в ходе игры у ребенка формируется уникальный личностно-субъективный опыт, который запоминается на всю жизнь. Он также характеризуется психотерапевтической направленностью и имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка.

Для развития индивидуальных способностей детей воспитателями в групповых комнатах создаётся развивающая среда, которая служит удовлетворению потребностей и интересов воспитанников, способствует индивидуальному развитию личности  на ступени дошкольного детства. Групповые комнаты оснащаются центрами:

  •  сюжетно-ролевой игры;
  • грамотности, куда входит книжный уголок и все игры для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма;
  • науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования;
  • центр строительно-конструктивных игр;
  • центр математики с различными математическими играми;
  •  центр эстетики, в нём размещены материалы по ознакомлению с искусством, материалы и оборудование для детской изобразительной, музыкальной, театральной деятельностей;
  • спортивный центр.

В групповых комнатах воспитанникам создаётся ситуация успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности педагогами.

Не секрет, что личностно-ориентированное обучение с учётом психофизиологии является на порядок выше традиционного по качеству насыщения материалом и уровню его подачи воспитанникам. Результатом подобной образовательной системы является расширенная реализация возможностей детей.

Важным аспектом в системе личностно-ориентированного подхода является постепенная и непрерывная методика взаимодействия с родителями. С первого дня пребывания в детском саду родители должны понимать, что в них видят равноправных членов педагогического коллектива, готовых к конструктивному взаимодействию, что к их мнению будут прислушиваться, и его будут уважать. Педагоги убеждают родителей, что их воспитательные функции в семье сложны, многообразны и должны опираться на современные  психолого-педагогические знания о ребенке. Контакт с родителями осуществляется поэтапно.

I - этап

Трансляция родителям положительного образа ребенка. Установка доброжелательных отношений, сотрудничество. Часто в повседневной жизни родители упускают положительные черты личности ребенка, сосредотачиваясь на негативных проявлениях.

II - этап

Трансляция родителям знаний ребенка, общения его со сверстниками, учебная деятельность. Для этого родители приглашаются на занятие, КВН, праздники др. мероприятия.

III - этап

Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка (анкетирование, беседы). Позиция педагога здесь партнерская (общение на равных).

IV - этап

Совместное формирование личности ребенка.

Совместная деятельность сплачивает воспитателей и  родителей. Родители вместе с педагогами изучают индивидуальное и интеллектуальное развитие детей.

Было бы ошибочным полагать, что педагог-психолог в одиночку решает проблемы развития детей. Это общая задача для всех участников учебно-воспитательного процесса.

Модель взаимодействия педагога-психолога

с участниками воспитательно-образовательного процесса

Систематическое отслеживание результатов диагностики позволяет  увидеть динамику изменения, с положительной точки зрения, личностных характеристик воспитанников. Проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, помогает оценить успешность проводимых мероприятий. Подтверждением того, что было выбрано правильное направление в воспитательно-образовательном процессе, станет положительная динамика личностного развития воспитанников.

Такой подход к воспитательно-образовательному процессу возможен в каждом дошкольном учреждении, где есть штатный профессиональный педагог-психолог. Знание педагогами  психолого-педагогических особенностей воспитанников помогает сделать процесс обучения более эффективным и доступным.

Необходимо помнить: ребёнок в данном возрасте беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – правильно выбранный подход в воспитательно-образовательном процессе, от которого зависит не только психологическое здоровье, но и здоровье воспитанников в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Оптимизация воспитательно - образовательного процесса в ДОУ с использованием «Психологических уголков»

Цель:  Проанализировать деятельность педагогического коллектива по оформлению и грамотному использованию материалов уголков психологической разгрузки для полноценного психофизического...

Семинар - практикум для педагогов «Педагогические ситуации» (в рамках работы творческой группы по использованию личностно-ориентированного подхода)

   Цель семинара – практикума: повышение уровня педагогической культуры педагогов, формирование педагогических установок и рефлексии развивающего взаимодействия с детьми и родителями....

«Модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно– ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников»

Ребёнок — уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога — осознавать ценность развития личност...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ»

Семинар для педагогов содержит в себе теоретическую часть освещающую проблемц воприятия детей с ограниченными возможностями здоровья и практическу. часть, позволяющую выработать гуманистическую позици...

Использование личностно-ориентированного подхода при проведении коррекционного занятия в группе комбинированной направленности.

     На данный момент, одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями, – это задача обеспечения качества образования. В современной педагогической нау...

Тема самообразования:  « Развитие творческой одарённости на занятиях журналистики и хореографии через использование личностно ориентированных подходов в дополнительном образовании». 

laquo;Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились,сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов»....