«Модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно– ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников»
статья по теме

Карташова Светлана Геннадьевна

Ребёнок — уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога — осознавать ценность развития личности ребёнка Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной  системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ребенка с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и т.д. Многочисленные наблюдения убеждают, что объектный подход, насильственный характер воспитательных средств противен природе ребенка, которому свойственно стремление к свободе. Направленное воспитательное воздействие всегда вызывает сопротивление личности. Ребенок не хочет быть объектом воспитания, он хочет быть субъектом жизни.

Индивидуально личностный подход исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала.

Необходимо искать новые модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно- ориентированного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modeli.doc81.5 КБ
Microsoft Office document icon modeli.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №1 Выборгского района  Санкт – Петербурга

 «Модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно – ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников»

                                            Автор – составитель: воспитатель

                                                                           Карташова С. Г.

2014

Ребёнок — уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога — осознавать ценность развития личности ребёнка Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной  системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ребенка с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и т.д. Многочисленные наблюдения убеждают, что объектный подход, насильственный характер воспитательных средств противен природе ребенка, которому свойственно стремление к свободе. Направленное воспитательное воздействие всегда вызывает сопротивление личности. Ребенок не хочет быть объектом воспитания, он хочет быть субъектом жизни.

Принцип личностно ориентированного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, что означает признание его активным субъектом воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом законы духовного и физического развития, процессы изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности, а результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели воспитания.

Индивидуально личностный подход исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала.

Необходимо искать новые модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно- ориентированного подхода

Модели организации образовательного процесса в рамках личностно – ориентированного подхода

В сегодняшних условиях намечается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, носит вариативный и коррекционный характер и более мотивирован. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми, являются личностно- ориентированные технологии

Какие же существуют личностно-ориентированные технологии?

  • Исследовательская (проблемно-поисковая)

    Характерной чертой этой технологии является реализация   педагогом модели "обучение через открытие"

  • Коммуникативная (дискуссионная)

    Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения

  • Имитационного моделирования (игровая)

    Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

  • Психологическая (самоопределенческая)

    Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.

  • Деятельностная

    Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом 

  • Рефлексивная

   Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

    Если особенности всех технологий объединить в одну, то получится интегральная технология. Ярким представителем интегральной технологии является проектная деятельность, в основе которой лежит проект.

 

Формы организации образовательного процесса в рамках личностно – ориентированного подхода

  • Основные формы жизнедеятельности детей:
  • Самостоятельная деятельность

    В ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщенна и психологически комфортна

  • Совместная деятельность со взрослыми и сверстниками

    Стимулируя интерес детей к совместной деятельности, взрослые могут придумывать и создавать яркие, насыщенные, дающие непредсказуемые впечатления, события, в ходе которых они помогают детям выстроить деловые, игровые, нравственные, мировозренческие отношения. В этой ситуации ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым

В совместной деятельности у обеих сторон гораздо больше свободы, чем например, на организованном взрослым занятии. В совместной деятельности взрослый должен более чутко и гибко реагировать на реакции- чувства. Слова, действия ребенка (детей). А у ребенка остается право на больший диапазон реакций, чем на организованном занятии, и даже право на досрочный выход из совместной деятельности.

  • Основные формы педагогических действий
  • Моделирование предметно развивающей среды

     Воспитателю необходимо сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении

  • Непосредственная образовательная деятельность в режимных моментах

     Воспитателю необходимо предусматривать решение программных образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов

  • Обучение в процессе совместной деятельности

    Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений. При этом педагог находится в партнерской позиции с ребенком

  • Педагогическая поддержка самостоятельной деятельности, в том числе в совместно выработанных и организованных совместными усилиями открытых учебных тематических проектах

Методы организации образовательного процесса в рамках личностно – ориентированного подхода

  • Метод реагирования – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации в партнерстве с другими своих идей

     Примером реализации обучения на основе метода реагирования является использование «модели трех вопросов»

Так выбрав вместе с детьми тему «Насекомые», воспитатели провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают, хотят узнать, предполагают, что можно узнать

  • Метод обеспечения взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности

     Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети

Факт того, что несколько детей находится в одном месте и заняты одним видом деятельности, не означает одинаковости их действий. У каждого ребенка есть возможность выбора материала, последовательности действий, как будет выглядеть конечный результат

  • Метод отбора материалов

     Большинство игрушек и пособий, используемых при создании развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности

Например, у пазлов только один способ использования деталей – складывание. Таким образом, пазлы относятся к менее гибким материалам.

  • Спонтанная индивидуализация

     Индивидуализированное обучение происходит экспромтом, спонтанно

  • Метод «строительных лесов»

     В основе этого метода – идеи Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» - границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что может осуществить только с посторонней помощью. Для того чтобы использовать этот метод и помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослому нужно не задавать этот уровень, а увидеть его приближение через наблюдение

Например, наблюдая за действиями двухлетнего ребенка, который горизонтально выкладывает кубики на столе (заборчик), но не использует их для того, чтобы, двигая цепочку кубиков, изобразить паровозик или же поднять цепочку кубиков вертикально вверх и сделать башенку, педагог может задать вопрос «А если сделать вот так?» или просто в параллельном действии выполнить другую конструкцию, другое действие. Дальше выбор за ребенком: попробовать или проигнорировать.  

  • Иррадиирующее обучение (распространение, увеличение)

  Основан на признании различий в интересах, мотивах, динамике продвижения

Предлагая интересное дело тем детям, кто хочет, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий:

  1. Предъявление нового через презентацию предмета
  2. Рассказы детей научившихся действию другим детям (Вы сегодня узнали, научились, давайте расскажем об этом другим ребятам)
  3. Направляем детей за знаниями к детям усвоившим действие (Если вы хотите узнать, научиться, можете обратиться к …)

Таким образом задача, стоящая перед воспитателем, состоит в том, чтобы, используя данные принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка. Тем самым достигается искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированной дидактики.



Предварительный просмотр:

 «Модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно – ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников»

                                            Автор – составитель: воспитатель

                                                                           Карташова С. Г.

2014

Ребёнок — уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога — осознавать ценность развития личности ребёнка Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной  системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ребенка с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и т.д. Многочисленные наблюдения убеждают, что объектный подход, насильственный характер воспитательных средств противен природе ребенка, которому свойственно стремление к свободе. Направленное воспитательное воздействие всегда вызывает сопротивление личности. Ребенок не хочет быть объектом воспитания, он хочет быть субъектом жизни.

Принцип личностно ориентированного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, что означает признание его активным субъектом воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом законы духовного и физического развития, процессы изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности, а результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели воспитания.

Индивидуально личностный подход исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала.

Необходимо искать новые модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно- ориентированного подхода

Модели организации образовательного процесса в рамках личностно – ориентированного подхода

В сегодняшних условиях намечается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, носит вариативный и коррекционный характер и более мотивирован. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми, являются личностно- ориентированные технологии

Какие же существуют личностно-ориентированные технологии?

  • Исследовательская (проблемно-поисковая)

    Характерной чертой этой технологии является реализация   педагогом модели "обучение через открытие"

  • Коммуникативная (дискуссионная)

    Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения

  • Имитационного моделирования (игровая)

    Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

  • Психологическая (самоопределенческая)

    Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.

  • Деятельностная

    Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом 

  • Рефлексивная

   Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

    Если особенности всех технологий объединить в одну, то получится интегральная технология. Ярким представителем интегральной технологии является проектная деятельность, в основе которой лежит проект.

 

Формы организации образовательного процесса в рамках личностно – ориентированного подхода

  • Основные формы жизнедеятельности детей:
  • Самостоятельная деятельность

    В ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщенна и психологически комфортна

  • Совместная деятельность со взрослыми и сверстниками

    Стимулируя интерес детей к совместной деятельности, взрослые могут придумывать и создавать яркие, насыщенные, дающие непредсказуемые впечатления, события, в ходе которых они помогают детям выстроить деловые, игровые, нравственные, мировозренческие отношения. В этой ситуации ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым

В совместной деятельности у обеих сторон гораздо больше свободы, чем например, на организованном взрослым занятии. В совместной деятельности взрослый должен более чутко и гибко реагировать на реакции- чувства. Слова, действия ребенка (детей). А у ребенка остается право на больший диапазон реакций, чем на организованном занятии, и даже право на досрочный выход из совместной деятельности.

  • Основные формы педагогических действий
  • Моделирование предметно развивающей среды

     Воспитателю необходимо сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении

  • Непосредственная образовательная деятельность в режимных моментах

     Воспитателю необходимо предусматривать решение программных образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов

  • Обучение в процессе совместной деятельности

    Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений. При этом педагог находится в партнерской позиции с ребенком

  • Педагогическая поддержка самостоятельной деятельности, в том числе в совместно выработанных и организованных совместными усилиями открытых учебных тематических проектах

Методы организации образовательного процесса в рамках личностно – ориентированного подхода

  • Метод реагирования – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации в партнерстве с другими своих идей

     Примером реализации обучения на основе метода реагирования является использование «модели трех вопросов»

Так выбрав вместе с детьми тему «Насекомые», воспитатели провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают, хотят узнать, предполагают, что можно узнать

  • Метод обеспечения взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности

     Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети

Факт того, что несколько детей находится в одном месте и заняты одним видом деятельности, не означает одинаковости их действий. У каждого ребенка есть возможность выбора материала, последовательности действий, как будет выглядеть конечный результат

  • Метод отбора материалов

     Большинство игрушек и пособий, используемых при создании развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности

Например, у пазлов только один способ использования деталей – складывание. Таким образом, пазлы относятся к менее гибким материалам.

  • Спонтанная индивидуализация

     Индивидуализированное обучение происходит экспромтом, спонтанно

  • Метод «строительных лесов»

     В основе этого метода – идеи Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» - границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что может осуществить только с посторонней помощью. Для того чтобы использовать этот метод и помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослому нужно не задавать этот уровень, а увидеть его приближение через наблюдение

Например, наблюдая за действиями двухлетнего ребенка, который горизонтально выкладывает кубики на столе (заборчик), но не использует их для того, чтобы, двигая цепочку кубиков, изобразить паровозик или же поднять цепочку кубиков вертикально вверх и сделать башенку, педагог может задать вопрос «А если сделать вот так?» или просто в параллельном действии выполнить другую конструкцию, другое действие. Дальше выбор за ребенком: попробовать или проигнорировать.  

  • Иррадиирующее обучение (распространение, увеличение)

  Основан на признании различий в интересах, мотивах, динамике продвижения

Предлагая интересное дело тем детям, кто хочет, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий:

  1. Предъявление нового через презентацию предмета
  2. Рассказы детей научившихся действию другим детям (Вы сегодня узнали, научились, давайте расскажем об этом другим ребятам)
  3. Направляем детей за знаниями к детям усвоившим действие (Если вы хотите узнать, научиться, можете обратиться к …)

Таким образом задача, стоящая перед воспитателем, состоит в том, чтобы, используя данные принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка. Тем самым достигается искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированной дидактики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Личностно-ориентированный подход в обучении дошкольников с ЗПР»

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной педагогической деяте...

Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников.

Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников....

«Системно-деятельный подход как основа организации образовательных процессов в рамках ФГОС»

Организация образовательных процессов с учетом возрастных особенностей...

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

«Организация личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ дошкольного возраста в ДОУ и семье»

В настоящее время опыт  инклюзивной деятельности в дошкольном учреждении  показал необходимость поиска  наиболее  эффективных условий для  педагогического и воспитательного во...