«Организация личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ дошкольного возраста в ДОУ и семье»
консультация

Максименко Ольга Павловна

В настоящее время опыт  инклюзивной деятельности в дошкольном учреждении  показал необходимость поиска  наиболее  эффективных условий для  педагогического и воспитательного воздействия на ребенка с особыми образовательными потребностями.

Современные требования к развитию  детей с ОВЗ дошкольного возраста  диктуют для педагога  определенные требования, необходимые не только для полноценного психолого-педагогического развития, но и для развития его личности в целом. Поэтому у каждого педагога, работающего с «особыми» детьми,  возникает множество вопросов, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Организация личностно - ориентированного подхода

в обучении и воспитании детей с ОВЗ дошкольного возраста в ДОУ  и семье»

Автор:

Учитель-логопед:

Максименко О.П.

В настоящее время опыт  инклюзивной деятельности в дошкольном учреждении  показал необходимость поиска  наиболее  эффективных условий для  педагогического и воспитательного воздействия на ребенка с особыми образовательными потребностями.

Современные требования к развитию  детей с ОВЗ дошкольного возраста  диктуют для педагога  определенные требования, необходимые не только для полноценного психолого-педагогического развития, но и для развития его личности в целом. Поэтому у каждого педагога, работающего с «особыми» детьми,  возникает множество вопросов, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким вопросам относятся ключевые, а именно:

-каким образом обеспечить приобретение воспитанником с ОВЗ социального опыта, а не просто определенного количества  знаний; 

-как обеспечить успешность  «особому» ребенку направленную  на преодоление трудностей в овладении им программными знаниями;

 -как сохранить и укрепить здоровье воспитанника с ОВЗ при организации его учебно-воспитательной деятельности.

В данном случае личностно - ориентированный подход считается самой современной методологической формой, связанной с организацией  процессов обучения и воспитания, которая  направлена конкретно на личностное развитие каждого «особого» ребенка индивидуально.

Личностно-ориентированное обучение  – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка.

Поэтому личностно-ориентированное обучение должно обеспечить каждому ребенку с ОВЗ условия для максимального развития его индивидуальных способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Главное в личностно-ориентированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья – это построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, обучить навыкам повседневной деятельности, развить его индивидуальность, а так же оказать помощь в его психологическом и социальном развитии.

Рекомендации в организация личностно - ориентированного подхода

Главным действующим лицом всего образовательного процесса в личностно-ориентированном обучении является – воспитанник.

 «Не рядом и не над, а вместе!» Воспитатель становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько помощником в развитии личности воспитанника, используя современные образовательные технологии.

Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка, а так же обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей:

-использование методов и приемов обучения с ориентацией на зону ближайшего развития, то есть создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка;

-восполнение пробелов развития детей путем организации предметно- практической деятельности;

-подбор заданий для создания «ситуации успеха» у дошкольников с ОВЗ;

-дифференцированный подход к детям;

-развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности.

Личностно-ориентированный подход в опыте выражается в следующих положениях:

-опора на положительные качества;

-подход к дошкольнику с ОВЗ с оптимизмом и доверием;

-просьбы, стимулирующие добрые дела;

-показ положительных примеров;

-проявление доброты, внимания, заботы;

-внушение уверенности;

-реализация потребностей в игре;

-удовлетворение потребности в самореализации;

-похвала, присуждение награды.

В работе с детьми ОВЗ выделяют  три аспекта при личностно-ориентированном взаимодействии (методы общения) - это понимание, принятие и признание личности ребенка.

Основные приемы в реализации личностно— ориентированных технологий в образовательном учреждении:

1.Оказание помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями речи;

2.Своевременная диагностика и включение ребенка в коллектив сверстников с целью коррекции речевого развития;

3.Реализация развивающего обучения, направленного на формирование у детей «жизненных» и «академических» компетенций;

4.Квалифицированная коррекция имеющихся нарушений психологического и речевого развития ребенка.

Использование личностно ориентированных технологий на занятиях с детьми с ОВЗ:

Во время обследования:

1.Во время обследования ребенку предлагаются разные наборы наглядного материала и он имеет возможность выбрать понравившейся ему.

2. Во время обследования – основная форма диалог.

3. Во время индивидуальных занятий учитываются все желания ребенка.

4.Задания для  коррекционных занятий подбираются в соответствии с нуждами и желаниями ребенка.

5.Индивидуальная тетрадь, альбом ребенка является полем его творчества. Ребенок заинтересован, в том, чтобы его тетрадь, альбом были самыми лучшими, самой аккуратной и красивой

6.Родителям даются индивидуальные консультации, помогающие грамотно организовать занятия с детьми дома.

На групповых занятиях:

1. Учитывать  уровень развития, темп развития каждого ребенка;

2.Создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка;

3.Стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

4.На занятии использовать различные сенсорные каналы при объяснении нового материала;

5.Поощрять стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;

6.Применять задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.

7.Создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;

8.Использовать парную или групповую работу для развития коммуникативных умений детей.

9.Проводить с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по –другому).

10.Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

Такой подход:

-повышает уровень «Я» - концепции: каждый ребенок проживал состояние удовлетворения собой, то есть испытывал на себе влияние ситуации успеха. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к деятельности. Ведь только в деятельности происходит становление его индивидуального «Я;

-реализуется желание слабых воспитанников быстрее и глубже продвигаться в образовании;

-появляется возможность более эффективно работать с воспитанниками, которым сложно дается обучение. Никто не чувствует себя обделенным, при этом сильные ученики развиваясь сами, помогают остальным.

Подготовка к праздникам и развлечениям:

Личностно-ориентированный подход также применяется и при подготовке к общешкольным праздникам. Например, для проведения общешкольного праздника можно распределить обязанности следующим образом: обычным по способностям учащимся читать стихи, петь песни, показывать сценки, даже быть ведущими, а «особым» учащимся помогать в оформлении зала. Участие этих детей в совместной деятельности приносит ребёнку большую радость, у них «загораются» глаза, появляется желание выйти на сцену ещё и ещё.

Организовать самодеятельность детей так, чтобы каждый ребенок проживал состояние удовлетворения собой, то есть испытывал на себе влияние ситуации успеха. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к деятельности. Ведь только в деятельности происходит становление его индивидуального «Я».

Что необходимо знать родителям в организации личностно - ориентированного подхода для успешной социализации детей с ОВЗ в условиях семьи

Один из самых старых постулатов педагогики гласит: «Самое трудное в работе с учениками это работа с их родителями». Эта истина с  двойной степенью подтверждается при работе с родителями особых детей. Все - таки большинство из них не могут реально, адекватно оценить ситуацию вокруг ребенка, либо принимают ее как должное, не пытаясь социализировать своих детей, тем самым, в таких семьях вырастают эгоисты, даже эгоцентристы, требуя от всех особого отношения к себе, и принимая его как должное. Даже если, нет никаких противопоказаний, дети не приучены, а, следовательно, не хотят выполнять задания, работу наряду с обычными детьми. Эмоционально – волевая сфера не развита. Поэтому родителям детей с ОВЗ особенно нужна помощь специалистов.

Рекомендации родителям

1.У детей дома должны быть постоянные обязанности по уходу за внешним видом, помещением. Умываться и чистить зубы по утрам, приводить волосы в порядок и застилать постель, уметь делать влажную уборку и пылесосить – это достигается путем многократного повторения каждого действия вместе с взрослыми, а затем с помощью вербальных инструкций.

2.Гуляя по улице, обратите внимание ребенка на ее проезжую часть, тротуар. Особое внимание следует уделить мерам безопасности.

3.Обучение детей с особыми потребностями в семье должно строиться таким образом, чтобы они могли преодолевать определенные трудности, умели справляться с ними.

4.Ребенок учится лишь у тех, кого любит, кому доверяет, кого не боится. А это значит, что родители, являются его самыми лучшими учителями.

5.Дети должны жить заботами своего дома, вместе с вами устранять непорядок в одежде, пришивать пуговицы, вешалки.

6.Обучая детей стирке мелких вещей (чулок, носок, носовых платков), нужно обращать внимание на рассортировку вещей по цвету, чтобы не окрашивалась одна вещь от другой.

7.Предоставляйте ребенку возможность делать самому все, что он может сделать, ставьте его в ситуацию, когда он должен приложить волевое усилие, проявить волевые качества.

8.Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду).

9.Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если мама постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность.

Задача родителей и специалистов состоит в создания условий для адекватного развития и формирования личности детей.

Составила:

учитель-логопед:

Максименко О.П.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Личностно-ориентированный подход в обучении дошкольников с ЗПР»

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной педагогической деяте...

«Модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно– ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников»

Ребёнок — уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога — осознавать ценность развития личност...

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Разные дети по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладае...

Реализация личностно-ориентированного подхода с целью успешной самореализации детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности

Со вступлением в силу ФГОС ДО педагоги для того, чтобы достичь в своей работе требуемых результатов, должны пересмотреть свои методы и приемы в работе с детьми и уделить особое внимание такой современ...

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

«Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.»

Обучение детей хореографии  – это совместный труд педагога и детей, где результат зависит не только от мастерства и педагогического таланта хореографа, но и от старания, целеустремле...