Преемственность детского сада и школы на примере программы «Информатика для дошколят»
статья по теме

Курицына Мария Сергеевна

Статья, в которой описывается линия приемственности между детским садом и школой на примере авторской программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность детского сада и школы на примере программы «Информатика для дошколят»

Преемственность в системе образования – это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения различных задач обучения, воспитания и социализации детей.

Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается еще в большей мере в связи со значительно возросшей ролью дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание - первое звено единой системы народного образования. Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, экспериментирования, создания нестандартных ситуаций в процессе непосредственно организованной деятельности, а также в свободной деятельности детей.

В сегодняшних условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с компьютером и прочими разновидностями вычислительной техники не только как с игровыми предметами, но и как с обучающими, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе[a]. В связи с этим знакомство с компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.

Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером. Именно поэтому одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

Более конкретнее преемственность между детским садом и школой можно рассмотреть на примере составленной мной программы обучения информатики дошкольников «Информатика для дошколят», предназначенной для детей 4 – 7 лет. Она согласуется с программой по информатике для дошкольников «Все по полочкам» и с программой по информатике для начальной школы «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячева, рекомендованной Министерством образования РФ и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках Образовательной программы «Школа 2100» под руководством А.В.Горячева.

Программа «Информатика для дошколят» реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в утренние и вечерние часы используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.

Схема организации деятельности по реализации программы:

         В основе лежит дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности.

  • Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений).
  •          Затруднение в игровой ситуации. В ходе игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
  • Открытие нового знания или умения.
  • С помощью диалога на основе предметной деятельности детей подвести к обучению нового материала. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
  • Повторение и развивающие задания.
  • Итог занятия. Дети фиксируют в речи, что нового узнали.

Во время занятий используется работа с прописями, в которых отражена тематика занятия, а также дети работают с настольными тренажерами, установленными на компьютерах, но в дошкольных учреждениях это не является обязательным элементом обучения, так как время пребывания ребенка за компьютером в данном возрасте должно составлять не более пяти минут. Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся как за столами, компьютерами, в свободном игровом пространстве, так и с помощью применения мультимедийных технологий, таких как проектор. Так же рекомендуется применять физминутки и гимнастику для глаз, которые снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.

Программа «Информатика для дошколят» представляет собой систему занятий и совместной деятельности с детьми 4 – 7 лет по формированию умений и навыков работы на компьютере с использованием новых информационных технологий и это является важнейшим элементом преемственности между детским садом и школой.

Список литературы

  1. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. -  Москва,2004.
  2. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. -  Москва,1998.
  3. Журнал «Детский сад от А до Я»  №1/2003.
  4. Интернет – ресурсы www.botik.ru/robot; kurs@robotland.botik.ru
  5. Исследования ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания  Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца
  6. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Под редакцией Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 192 с.
  7. Статьи Гурьева Сергея Владимировича «Компьютер в жизни ребенка» (кандидата педагогических наук, Российского государственного университета).

[a]надя:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...

Преемственность детского сада и школы в реализации программы духовно-нравственного воспитания И.А. Кузьмина "Истоки".

Ресурсный круг как одна из форм интерактивного обучения раскрывает широкие возможности для решения задач социально-личностного развития дошкольников. Практические советы по выбору видов ресурсного кру...

проект образовательной программы, обеспечивающей преемственность детского сада и школы.

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка и определяется степенью его готовности самостоят...

Проект по преемственности детского сада и школы «Дети, в школу собирайтесь!»

обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования...

Преемственность детского сада и школы - образовательная деятельность на тему: « Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)

Преемственность детского сада и школы - образовательная   деятельность на тему:« Береги свой шар земной» (подготовительная к школе группа, 1 класс)...

Проект по преемственности детского сада и школы "Дети, в школу собирайтесь!"

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, на оборот, - учёт учителем достигнутого общег...

Презентация выступления "Преемственность в работе детского сада и школы на примере подготовительной группы"

Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода....