Преемственность детского сада и школы в реализации программы духовно-нравственного воспитания И.А. Кузьмина "Истоки".
методическая разработка (средняя группа) по теме

Галаган Елена Александровна

Ресурсный круг как одна из форм интерактивного обучения раскрывает широкие возможности для решения задач социально-личностного развития дошкольников. Практические советы по выбору видов ресурсного круга и места его применения в зависимотси от этапа работы над задачей, а так же примеры основных и дополнительных вопросов для обсуждения с детьми помогут Вам при планировании работы по книгам для развития детей дошкольного возраста под редакцией И.А. Кузьмина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetsifika_resursnykh_krugov.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Ресурсный круг – одна из технологий интерактивного обучения, которая обеспечивает методическую преемственность работы детского сада и школы по программе «Социокультурные истоки».

Виды ресурсного круга в работе с дошкольниками.

По форме проведения.

  1. Ресурсный круг.
  2. Ресурсный круг с делегированием.

По образовательной направленности:

  1. Развивающий ресурсный круг как форма НОД проводится при первом знакомстве

детей с ключевым произведением темы (по тексту с Буквицей).

  1. Оценивающий ресурсный круг проводится как часть обобщающего активного занятия по пройденной теме.

     Отличие ресурсного круга от работы в круге: ресурсный круг включает три этапа.

Этапы работа

Длительность

Ресурсный круг

Ресурсный круг с делегированием

Оценочный ресурсный круг

Подготовительный

До 5 минут

Воспитатель заинтересовывает участников, раскрывая суть задания, рассказывая о предстоящей работе.

Основной

До 15-20 минут

(с учетом возраста детей)

Диалог воспитателя и детей по ключевому вопросу ресурсного круга с использованием дополнительных вопросов разного уровня сложности.  

Делегирование:

обсуждение ключевого вопроса детьми в малых группах по 3-5 человек, нахождение общего ответа и делегирование одному из участников малой группы права высказать совместное решение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Отличительной особенностью оценивающего ресурсного круга является то, что воспитатель задает один – основной вопрос по теме обсуждения, на который дети отвечают по очереди, последним в круге говорит воспитатель и подытоживает обсуждение проговариванием первоначального смысла нравственной категории.

Рефлексия

До 3-4 минут

Воспитатель, дети анализируют и оценивают результат, устанавливают обратную связь друг с другом, акцентируется важность совместной работы группы.

Воспитатель  обобщает высказывания детей с позиции соответствия первоначальному контексту обсуждаемой нравственной категории.

Допускаются оценивающие высказывания воспитателя по теме обсуждения, но не по высказываниям отдельных участников обсуждения.

Этапы ресурсного круга и методика их проведения.

Роль педагога в проведении ресурсного круга.

Этапы работа

Цель этапа

Методические приемы

Подготовительный

Создать атмосферу взаимоуважения, доверия и раскрыть значимость предстоящей деятельности для детей.

Обязательные приемы: все участники располагаются по кругу. Право высказаться передается слева направо прикосновением к предплечью рядом сидящего ребенка. Первым высказывается ребенок, сидящий слева от воспитателя.

Примечание: на начальных этапах обучения детей работе в ресурсном круге участие в обсуждении каждого не обязательно: могут высказываться желающие.

Дополнительные приемы:

Возможно использование предметов – клубочек, веточка с распустившимися листочками, кукла и т.п. Выбор предмета обусловлен ключевой темой обсуждения.

Возможно использование аудио ряда: музыка, записи пения птиц, природных звуков (шум ветра, шум моря и т.п.).

Использование дополнительных приемов повышают эффективность включения в общую деятельность детей с разным ведущим типом восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики)

Основной

Поддержать и стимулировать успех каждого, даже самый маленький, незначительный.

Ресурсный круг:

воспитатель задает общий вопрос по теме и предлагает высказаться каждому.

Ресурсный круг с делегированием:

воспитатель задает общий вопрос по теме и организует детей в микрогруппы для обсуждения. Предлагает высказаться делегату от каждой микрогруппы.

Воспитатель создает ситуацию успеха для каждого участника обсуждения:

  • формулирует основной вопрос с

учетом готовности группы к обсуждению на уровне воспроизведения содержания текста (низкий уровень); установления причинно-следственных связей (средний уровень); осмысления категорийных понятий (высокий уровень);

  • задает дополнительные вопросы с

вопросы по теме    учетом уровня подготовки ребенка (высокий, средний, низкий), поддерживает каждого доверием, взаимопониманием, словом, взглядом, жестом.

В ресурсном круге отсутствует отрицательная оценка мыслей, действий ребенка.

Педагогическая позиция: рядом во вне.

Рефлексия

Проговорить то, что запомнилось в совместном обсуждении.

1. Вопросы к детям:

- Что нового узнали?

- Что почувствовали во время разговора?

- Что запомнилось из того, что было сказано?

- Кого захотелось поблагодарить?

2. Тренинги единения группы, когда  все участники  берутся за руки для выполнения общего задания. Например: произносят девиз группы или, закрыв глаза, представляют всех тех, кто им помогал в достижении успеха, и пожатием руки передают благодарность друзьям - помощникам.

Рекомендации к формулировке вопросов для обсуждения в развивающем ресурсном кругу.

Основные правила: 

  1. Основной вопрос не должен предполагать конкретного и (или) однозначного ответа – в

отсутствие мнений и  обсуждать нечего.

  1. Основной вопрос должен соответствовать уровню литературного развития детей группы, т.е. учитывать готовность детей понять содержание текста.

       Основной вопрос может быть взят из рубрики «Поразмышляйте вместе с детьми» в конце текста по книгам для развития детей под редакцией И.А. Кузьмина.

Пример: р.н.с. «Крошечка-хаврошечка». Средняя группа. Социокультурная категория «Благодарное слово». Даны следующие вопросы для совместного размышления:

а) вопросы: «Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка в доме хозяйки?» и «Как вы понимаете фразу «на добро добром отвечать»? – могут использоваться в качестве основного, так как предполагают варианты ответов.

б) вопросы: «Как относилась Хаврошечка к коровушке?» и «Как была вознаграждена Крошечка-Хаврошечка?» – не могут использоваться в качестве основного вопроса, так как предполагают однозначный ответ по тексту.

      Основные вопросы делятся по уровням сложности.

 - «Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка в доме хозяйки?» - это основной вопрос для развивающего ресурсного круга в группе детей с общим средним и низким уровнем литературного развития;

- «Как вы понимаете фразу «на добро добром отвечать»?» - это  основной вопрос для развивающего ресурсного круга в группе с общим высоким уровнем литературного развития.

Дополнительные вопросы к ресурсному кругу.

Дополнительные вопросы задаются ребенку для уточнения глубины понимания им содержания текста (для детей низкого и среднего уровня литературного развития) и идеи произведения (для детей высокого уровня литературного развития).

При формулировке вопросов необходимо учитывать смысл осваиваемой нравственной категории (смотри «Слово к родителям»).

Уровни сложности дополнительных  вопросов следует соотносить с категориями вопросов по  О.В. Акуловой.

Уровни сложности по И.А. Кузьмину

Категории вопросов по О.В. Акуловой

1-й уровень: вопросы на воспроизведение информации

Вопросы, направленные на воспроизведение содержания.

Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям.

2-й уровень: вопросы на преобразование полученной информации (установление причинно-следственных связей, обобщение собственного чувственного опыта, обобщение информации)

Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему.

Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы, поступки персонажей.

3-й уровень: вопросы на преобразование имеющихся знаний, на творческий поиск.

Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности.

Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам.

Рекомендации по подготовке к проведению развивающего ресурсного круга.

  1. Определить идею произведения (исходя из содержания «Слово для родителей»).
  2. Выбрать основной вопрос с учетом уровня литературного развития группы.
  3. Сформулировать вопросы к  анализу литературного произведения по О.В. Акуловой – это будут дополнительные вопросы.
  4. Соотнести дополнительные вопросы по уровням сложности (по И.А. Кузьмину).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность детского сада и школы на примере программы «Информатика для дошколят»

Статья, в которой описывается линия приемственности между детским садом и школой на примере авторской программы...

Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС

Проект разработан с целью более эффективного взаимодействия педагогов школы и детского сада .Результат проекта - успешная адаптация будущих первоклассников....

Проект организации преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС

Проект призывает пересмотреть подход к рганизации мероприятий, направленных на преемственности детского сада и школы....

Доклад на августовский педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»

В связи с переходом детских садов и школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми, актуальными. Уже  более 10 лет все наши ДОУ работают по пр...

План реализации преемственности детского сада и школы

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования....

Методическая разработка "Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС"

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утве...