Проект организации преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС
проект (подготовительная группа) по теме

Боязитова Светлана Иосифовна

Проект призывает пересмотреть подход к рганизации мероприятий, направленных на преемственности детского сада и школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_preemstvennost_mdou_65.docx45.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №65»

Проект

«Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»

Чита 2016

Паспорт проекта

Наименование

Проект «Организация преемственности  детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»

Дата принятия решения о разработке и утверждения

Решение совместного круглого стола МБДОУ №65 и СОШ №36 «Преемственность в работе школы и ДОУ над формированием метапредметных УУД» от 18.012016 года

Заказчик

  • Основанием Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года №1155 Введение ФГОС ДО, а именно необходимость сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;
  • Запросы и потребности участников образовательных отношений со стороны детского сада и школы.

Разработчики

заместитель заведующей по воспитательно-методической работе Сивова А.С., воспитатель Боязитова С.И, воспитатель Филатова Т.Ю., логопед Гроцкая Г.Г., муз. руководитель Лужанская Н.А.

Цели

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи

  • скорректировать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС;
  • создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством организации единой образовательной среды  для воспитанников ДОУ и учеников начальной школы;
  • разработать единую систему взаимодействия с родителями в соответствии с запросами социума;
  • обеспечить условия для развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ и СОШ;

Сроки, этапы

Проект планируется реализовать в период с 1.02.2016 по 1.09.2017

1 этап: подготовительный – 1.02.2016-1.09.2016

2 этап: основной – 1.09.2016. – 1.05.2017

3 этап: аналитический – 1.05.2017. – 1.11.2017

Перечень мероприятий

  1. Организация образовательной деятельности с детьми в старших и подготовительных группах с использованием современных педагогических технологий, обеспечивающих социализацию и условия для успешной адаптации детей в школе (мотивационные карты, портфолио и самопрезентация, детская проектная деятельность, интегрированные мероприятия «День в стенах школы»,  ИКТ и др.)
  2. Создание единой системы сопровождения семьи посредством интерактивных форм, таких как Родительский клуб «За руку с  семьёй»,  Родительский журнал «Дневник будущего первоклассника», дни открытых дверей в ДОУ и СОШ и т.д.
  3. Организация постоянно действующего семинара-практикума совместно для педагогов ДОУ и СОШ
  4. Создание условий для формирования у детей творческих способностей, инициативности и самостоятельности в РППС как предпосылок универсальных учебных действий.

Финансирование

Осуществляется за счёт бюджетных и внебюджетных средств

Ожидаемые результаты

  • Достигнуто единство целей задач в соответствии с ФГОС НОО и ДО.
  • Разработана взаимосвязанная система перехода детей от игровой деятельности к учебной, способствующая росту школьной адаптации.
  • Существует эффективная модель взаимодействия с социумом, реализующая задачи преемственности ДОУ и СОШ.
  • Усовершенствована совместная деятельность педагогов ОУ.
  • Созданы условия для повышения качества образовательной деятельности посредством развитой материально-технической базы и РППС

Управление

Заведующая МБДОУ №65, зам. зав. По ВМР МБДОУ №65, зам. дир. УВР СОШ №36

Пояснительная записка

Актуальность.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Реализация новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным  этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Но гораздо в большей степени успешная адаптация будущего первоклассника зависит от сформированных личностных качеств, навыков конструктивного общения. Иными словами, от развитых предпосылок социализации. Такие качества возможно сформировать только в условиях взаимодействия двух сред: детской школьной и детской дошкольной. При чём, передача социального опыта от взрослого к ребёнку здесь будет не так важна, как опыт  межличностного взаимодействия  школьников и дошкольников.

Традиционные формы организации преемственности (взаимные просмотры занятий, экскурсии в школу) не обеспечивают вышеуказанных требований или делают это частично.

В то же время, необходимо создать такую среду для ребёнка, которая представляла бы единое поле развития не только  в детском саду, но и в семье.

Таким образом, цель - обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Соответственно, задачи:

–        скорректировать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС;

–        создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством организации единой образовательной среды  для воспитанников ДОУ и учеников начальной школы;

–        разработать единую систему взаимодействия с родителями в соответствии с запросами социума;

–        обеспечить условия для развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ и СОШ.

Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • ребёнок уверен в своих силах,  открыт внешнему миру,  положительно относится  к себе  и  к  другим,  обладает  чувством  собственного  достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
  • ребёнок обладает развитым воображением, фантазией,    творчеством и т.д.
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
  • ребёнок   способен   к   волевым   усилиям   в   разных   видах   деятельности, может следовать социальным нормам
  • ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной  оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Поэтому в данном случае мы оцениваем только условия, способствующие достижению целевых ориентиров.

Проект планируется реализовать в период с 1.02.2016 по 1.09.2017

Этапы проекта

1 этап: подготовительный – 1.02.2016-1.09.2016. На этом этапе планируется осуществить изучение сложившейся системы организации преемственности школы и детского сада, обнаружить проблемные поля. Подобрать инструментарий для осуществления мероприятий по решению поставленных задач, ознакомить с содержанием проекта необходимых участников образовательной деятельности.

2 этап: основной – 1.09.2016. – 1.05.2017. Включает весь перечень мероприятий с детьми школы и детского сада, их родителями и педагогами.

3 этап: аналитический – 1.05.2017. – 1.11.2017. Определяет проблемы и перспективы данного проекта, степень достижения результата, удовлетворённость участников образовательных отношений.

Этапы проекта предполагают действия и мероприятия по следующим направлениям:

1.        Организация образовательной деятельности с детьми в старших и подготовительных группах с использованием современных педагогических технологий, обеспечивающих социализацию и условия для успешной адаптации детей в школе (мотивационные карты, портфолио и самопрезентация, детская проектная деятельность, интегрированные мероприятия «День в стенах школы»,  ИКТ и др.)

2.        Создание единой системы сопровождения семьи посредством интерактивных форм, таких как Родительский клуб «За руку с  семьёй»,  Родительский журнал «Дневник будущего первоклассника», дни открытых дверей в ДОУ и СОШ и т.д.

3.        Организация постоянно действующего семинара-практикума совместно для педагогов ДОУ и СОШ и других

4.        Создание условий для формирования у детей творческих способностей, инициативности и самостоятельности в РППС как предпосылок универсальных учебных действий.

Данные мероприятия  могут осуществляться за счёт бюджетных и внебюджетных средств.

Ожидаемыми результатами проекта предполагается следующее:

–        Достигнуто единство целей задач в соответствии с ФГОС НОО и ДО.

–        Разработана взаимосвязанная система перехода детей от игровой деятельности к учебной, способствующая росту школьной адаптации.

–        Существует эффективная модель взаимодействия с социумом, реализующая задачи преемственности ДОУ и СОШ.

–        Усовершенствована совместная деятельность педагогов ОУ.

–        Созданы условия для повышения качества образовательной деятельности посредством развитой материально-технической базы и РППС

Контроль за ходом реализации проекта осуществляют: заведующая МБДОУ №65, зам. зав. По ВМР МБДОУ №65, зам. дир. УВР СОШ №36.

Условия реализации проекта.

1. Штат специалистов.

Наличие в штате опытных специалистов (директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заведующая ДОУ, заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, воспитатели, учителя начальной школы, медицинская сестра,  педагог-психолог, логопед, музыкальные руководители).

2. Материальная база.

Наличие двух зданий – детского сада и школы.

Оборудование: компьютеры стационарные, ноутбуки, мультимедийный проектор, экраны, магнитофоны  и пр. – созданы и реализуются  условия для очного и дистанционного взаимодействия педагогов, родителей.

3. Развивающая предметно-пространственная среда.

В групповых организованы физкультурные уголки, уголки уединения, центры речевого и математического развития, театрализованной и игровой деятельности, краеведения,  природные уголки, что способствует развитию творческих способностей и сенсорики у детей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно положительно влияет на  развитие личности ребенка. Имеется инструментарий для организации всех мероприятий проекта. В школе: актовый зал, спортивный зал, кабинет информатики, ритмики, музей, библиотека.

4. Здоровьесберегающая среда:

  • соблюдение рационального режима дня, построенного с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности. Рациональное построение режима дня создает комфортные условия пребывания детей в детском саду, а также природосообразный ритм жизни рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью.
  • обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для преобладания положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня. При оптимизации санитарно-гигиенических условий отмечается улучшение состояния здоровья воспитанников. В детском саду поддерживается соответствующий требованиям СанПиНа воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, рационально используется детская мебель, режим воспитательно-образовательного процесса. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов обеспечивает безопасное экологическое пространство дошкольников.
  • лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в ДОУ, включают в себя проведение коррекционных упражнений в комплексах утренней гимнастики и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп.
  • оптимальный двигательный режим, основанный на рациональном соотношении разных видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.
  • включение ребенка в систему коррекционных мероприятий с помощью средств музыки, что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребенка конкретные дефекты речи, общедвигательного развития, психоэмоциональной сферы.

Новизна проекта заключается в особой интегрированной форме проведения образовательной деятельности с детьми в разновозрастных группах дошкольников и учеников, в которой центр смещён с результата и продукта деятельности на сам процесс.

Приведём пример: дети школы и детского сада участвуют в организации выставки рисунков и поделок: «Я и школа». Для этого не нужно собрать рисунки, нарисованные заранее и разместить на выставке, необходимо организовать совместное рисование с обсуждением детьми смысла и содержания картин, целей такой работы. Когда выставка уже создана, обсуждения проводятся одновременно в разновозрастной группе непосредственно во время совместной экскурсии к созданной галерее картин. В такую группу включается не только первоклассники, что принято традиционно, но и более старшие дети начальной школы. Это необходимо потому, как не у всех учеников 1 класса школьная адаптация проходит успешно. Это означает, что они не могут в достаточной мере передавать свой социальный опыт дошкольникам, а сами нуждаются в поддержке и сопровождении. Вместе с тем, по уровню развития дети из первых классов близки воспитанникам детского сада, поэтому в работу включаются и они, и более старшие дети начальной школы.

Также, от большинства подобных проектов, данный проект отличается тем, что вся образовательная деятельность с детьми имеет отражение в системе работы с родителями воспитанников детского сада и первых классов. Так, продолжая пример с выставкой, можно сказать, что с родителями не просто проводится беседа с просьбой принести рисунки – им необходимо присутствовать при создании картин, обсуждать их назначение, помогать детям эстетично разместить рисунки на выставке и показывать детям пример общения со старшими детьми начальной школы, педагогами.

В результате такой работы формируется коммуникативное пространство для участников образовательной деятельности. При этом мы не только готовим к школе воспитанников детского сада, но и детей и педагогов начальной школы их принять.

Таким образом, реализуется главный принцип развития детей – принцип деятельностного подхода, позволяющего не только познакомиться, посмотреть со стороны на школу, но и окунуться в её социальную среду (учить общаться, находить новых друзей, постигать смысл совместной работы и т.д.)

В настоящее время проект находится на подготовительном этапе: совместно с учителями начальной школы осуществляется поиск приемлемых форм организации образовательной деятельности, ведётся просветительская работа с родителями. Так же были апробированы некоторые новые формы работы с детьми: силами учеников начальной школы был показан спектакль для дошкольников, после которого была организована совместная творческая гостиная для всех детей. Также были проведены спортивные соревнования между школьниками и дошкольниками, в.  которых приняли участие нетрадиционные смешанные команды, в каждой из которых были и дошкольники, и первоклассники. Так детям удалось получить массу положительных эмоций от совместного общения, учиться достигать общую цель. Разработка мероприятий основного этапа ведётся таким образом, чтобы охватить все виды детской деятельности и образовательные области согласно ФГОС. По окончании реализации проекта будет создана методическая база (литература, планы и разработки мероприятий, конспекты консультаций, практикумов, образовательной деятельности с детьми и др.), наработан новый опыт по организации преемственности ДОУ и СОШ. Всё это будет представлено педагогической общественности в рамках методического совета «Педагогический поиск» в 2017 году.

По результатам проекта планируется осуществить сравнительный мониторинг. Все мероприятия будут задействовать только одну из двух подготовительных групп. Вторая же остаётся контрольной, в ней мероприятия по преемственности организуются традиционно. На аналитическом этапе  следует сравнить результаты школьной адаптации у детей этих групп.


Перечень основных мероприятий

мероприятие

ответственные

сроки

Подготовительная работа

Изучение литературы и интернет-ресурсов, анализ сходных проектов и программ

зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ, педагоги

февраль - март 2016

Разработка и заполнение индивидуальных карт развития ребёнка, в которых прослеживаются предпосылки формирования УУД

зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ

Февраль - май 2016

Составление плана мероприятий на основном этапе

зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ

март-апрель 2016

Просветительская деятельность с родителями дошкольников и учеников начальной школы

Педагоги ДОУ и СОШ

февраль – август 2016

Разработка и корректировка конспектов конкретных мероприятий

зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ, педагоги

февраль 2016 – май 2017

Разработка инструментария для проведения сравнительного мониторинга

зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ

февраль-сентябрь 2016

Образовательная деятельность с детьми

Цикл экскурсий в школу дошкольников с детьми-волонтёрами из начальной школы

педагоги ДОУ и СОШ

сентябрь-ноябрь 2016

Логовикторина по сказкам для смешанных команд ДОУ И СОШ в школьном музее/библиотеке

логопеды ДОУ и СОШ, библиотекарь

октябрь 2016

Творческие гостиные: «В гостях у дошколят» , «День в стенах школы»-  знакомство и взаимодействие дошкольников и их родителей с учителями и учениками начальной школы;

родители и педагоги ДОУ и СОШ

декабрь 2016

Цикл тренингов «Вот такая школа!» - участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, отработка конструктивного общения в разновозрастных группах на базе СОШ

психологи ДОУ и СОШ

1 раз в 2 месяца с сентября 2016 по май 2017

Выставка рисунков и поделок «Я и школа» - создание поля для общения и достижения общей цели у детей ДОУ, СОШ, их родителей

родители и педагоги ДОУ и СОШ

январь 2017

Неделя «Я талантлив!» - встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада

родители и педагоги ДОУ и СОШ

сентябрь 2016

Совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников (не менее пяти)

педагоги и узкие специалисты ДОУ и СОШ

сентябрь 2016 – июнь 2017

Спектакли «Дюймовочка», «Теремок на новый лад» и др. участие в театрализованной деятельности и творческие вечера детей ДОУ, СОШ, их родителей;

родители и педагоги ДОУ и СОШ

февраль – май 2017

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

педагоги СОШ

январь – август 2017

Месяц проектов  - совместная познавательно-исследовательская деятельность первоклассников и воспитанников ДОУ

зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ, педагоги

октябрь 2016 и октябрь 2017

Создание единой системы сопровождения семьи

«Родительский клуб» за руку с семьёй  с участием родителей первоклассников

педагоги ДОУ и СОШ

1 раз в 2 месяца с сентября 2016 по май 2017

Акция «Письма из школы» - пожелания и рекомендации от родителей учеников начальной школы родителям дошкольников.

родители учеников СОШ, педагоги СОШ

сентябрь 2016 и май 2017

Родительский журнал «Дневник будущего первоклассника»

родители детей подготовительных к школе групп, педагоги ДОУ

ежемесячно

Участие родителей во всех мероприятиях с детьми

педагоги ДОУ и СОШ

в течение реализации проекта

Родительская конференция с педагогами ДОУ и школы;

родители, педагоги ДОУ и СОШ

январь 2017

Дискуссионная встреча родителей дошкольников и первоклассников с узкими специалистами

узкие специалисты ДОУ И СОШ

февраль 2017

Индивидуальные консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

педагоги ДОУ и СОШ

по запросу

дни открытых дверей в ДОУ и СОШ

педагоги ДОУ И СОШ

март 2017

анкетирование, тестирование родителей «Родительская «готовность» к школе»

психологи ДОУ и СОШ

октябрь 2016 и май 2017

образовательно - игровые и психологические тренинги и практикумы для родителей

узкие специалисты ДОУ и СОШ

1 раз в 2 месяца с сентября 2016 по май 2017

Создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ и СОШ

А

Семинар-практикум «Преемственность ДОУ и СОШ в условиях реализации ФГОС» с темами:

зам. зав. по ВМР ДОУ и зам. дир. по УВР СОШ

ежемесячно с сентября 2016 по май 2017

- Педагогическая диагностика как инструмент планирования образовательной деятельности (ОД)

- ОД в разновозрастных группах

- Формирование УУД (4 мероприятия с отработкой практических методов и форм работы с детьми в соответствии с классификацией УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные)

- Компетентный родитель – условие успешной адаптации ребёнка к школе

- Сотрудничество с узкими специалистами в рамках организации преемственности ДОУ и СОШ

- открытые просмотры ОД в ДОУ, с привлечением ассистентов-родителей

-открытые просмотры уроков в СОШ с привлечением ассистентов родителей

-Организация совместной культурно-досуговой деятельности с детьми и родителями

Обеспечение преемственности учебно-методических комплектов за счёт части ООП, формируемой сотрудниками организации

Б

Участие во всех мероприятиях проекта

в ходе реализации проекта

Аналитическая деятельность

Сравнительный мониторинг по результатам школьной адаптации

зам. зав. по ВМР ДОУ и зам. дир. по УВР СОШ

октябрь 2017

Изучение итогов анкетирования родителей

май 2017

Оценка достижения ожидаемых результатов с выявлением недостатков и трудностей реализации

октябрь-ноябрь 2017

Подведение итогов

ноябрь 2017

Корректировка с целью создания программы


План мероприятий

Сроки

Название

Ответственные

Сентябрь

Спортивные соревнования между детьми подготовительных групп и первоклассниками

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы в условиях модернизации образования

В статье расскрываются актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы....

Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС

Проект разработан с целью более эффективного взаимодействия педагогов школы и детского сада .Результат проекта - успешная адаптация будущих первоклассников....

Доклад на августовский педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»

В связи с переходом детских садов и школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми, актуальными. Уже  более 10 лет все наши ДОУ работают по пр...

Проект «Обеспечение преемственности детского сада и школы как часть успешной адаптации ребенка в условиях ФГОС ДО и ФГОС НОО».

Данный проект актуален и полезен образовательным организациям осуществляющим работу в условиях ФГОС ДО и ФГОС НОО....

Методическая разработка "Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС"

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утве...

Доклад на педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»

Доклад на педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»...