Консультация для воспитателей «Комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса».
консультация по теме

Криушенкова  Екатерина Викторовна

Краткая консультация о принципах построения образовательного процесса в ДОУ. Примерное тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematich_plan.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

  Консультация для воспитателей

 «Комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса».

        В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса:

- учебный;

- предметно – средовой;

- комплексно – тематический;

       На сегодняшний день доминирует  учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса. Эта модель является наиболее распространённой и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, и другим «предметам». Несмотря на включение игровых методов и приёмов, более свободной организации детей сущность учебной модели не изменилась. Организация специальных занятий по  «предметам» - не тождественна организации различных видов детской деятельности, а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях - не является совместной деятельностью взрослого и детей, т. к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребёнка, а главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие, сотрудничество. Учебная модель организации образовательного процесса не является адекватной для детей дошкольного возраста, что доказывают труды классиков отечественной психологии (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

     Таким образом, учебная модель построения образовательного процесса противоречит теоретико - методологическим принципам ФГТ.

     В предметно – средовом принципе  построения образовательного процесса главной составляющей является дидактический материал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развивает ребёнка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль, опосредованная в зависимости от направленности дидактического материала.    

    Практика показывает, что в «чистом виде», как доминирующий основной принцип организации образовательного процесса, в современном ДО этот принцип применяться не может, т. к. не осуществляется освоение социального опыта и культуры, недооценивается значение общения и взаимодействия ребёнка со взрослым.

   Однако предметно – средовой принцип применим к организации самостоятельной деятельности детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно - развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

               Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. В логопедических группах в течение года изучается несколько лексических тем, это является наиболее эффективным способом преодоления лексической недостаточности детей имеющих тяжёлые нарушения речи. Комплексно – тематический принцип в данном случае реализуется не в «чистом виде», а в совокупности с учебной моделью: занятия продолжают оставаться основной формой организации образовательного процесса, построенного по предметному принципу.

        Учитывая специфику коррекционно - образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья не правомерно поднимать вопрос о переносе существующей комплексно – тематической модели из специализированных групп в массовые. То, что хорошо для одной категории детей, неприемлемо для другой.

       Примерами построения образовательного процесса по комплексно – тематическому принципу служат вариативные программы:

- программа  «Золотой ключик» - где образовательный процесс, строится по сюжетно - событийному принципу;

- программа «Сообщество» - где образовательный процесс представляет собой реализацию ряда проектов, каждый проект-это тема, которой объединены все виды  детской деятельности.

      По комплексно – тематическому принципу построена Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», где основой организации образовательной деятельности является примерный календарь праздников, тематика которых  ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать вывод:

- доминирующая на сегодняшний день учебная модель построения образовательного процесса противоречит теоретико-методологическим принципам ФГОС;

- в основе должен лежать комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Принцип комплексно – тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм,  различных видов детской деятельности;

- учебный блок в прежнем его понимании не может и не должен присутствовать в практике ДО. Проведение занятий как основной формы организации образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет.

      Однако из данных положений вовсе не следует, что процесс обучения отменяется. Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием.

Примерное тематическое планирование на 1 квартал

Период

Тема

1 младшая

2 младшая

средняя

старшая

Комбинир. Направл.

Сентябрь 1-я нед.

Наш детский сад

Малыши пришли в сад

Наша группа

Мой любимый детский  сад

Мы снова вместе.

Детский сад моя вторая семья

День знаний

Традиции детского сада

2-я неделя

Игры и игрушки

В гости к кукле Дашеньке

Игры и игрушки

Веселые игрушки

Русские народные игрушки.

Русские народные промыслы.

Народные игры.

Народные игрушки

3-я неделя

Дружный хоровод

Папа, мама, я – дружная семья!

Друзья

Мама, папа, я – вместе дружная семья!

Мои друзья.

Взрослые и дети.

Дружат дети всей земли

4-я неделя

Люди труда

Кто работает в детском саду

Кто заботится о детях в детском саду

В поле, в школе, на заводе

Профессии

Трудом славен человек

Октябрь 1-я нед.

Здравствуй, осень!

Листопад, листопад

Осень

Улетай, наше лето!

Осеннее настроение.

Приметы осени.

«Есть в осени первоначальной….»

2-я неделя

Фруктовый сад

Вкусные дары осени- фрукты

Месяц полных кладовых

(фрукты)

Осень-запасиха

(Фрукты)

Витаминная корзинка

Витаминная корзинка

3-я неделя

Осенние хлопоты

Овощи

Месяц полных кладовых

(Овощи)

Осень- запасиха

(Овощи)

Здоровье на грядке.

Хлеб всему голова

Здоровье на грядке.

Как выращивают хлеб

4-я неделя

Осенний лес

Деревья нашего участка: рябина

Деревья осенью

Путешествие в осенний лес. Грибы

Осень в природе.

Осень в природе.

Деревья. Грибы

Ноябрь 1-я неделя

В мире природы

Зайка маленький, зайка беленький

Дикие животные

Дикие животные и их детеныши

Дикие животные наших лесов.

Красная книга.

Животные холодных стран. Животные жарких стран

2-я неделя

В мире животных

У меня есть кошка Мурка…

Домашние животные

Домашние животные и их детеныши

Домашние животные

Мой домашний любимец

Домашние животные

Уход за домашними животными

3-я неделя

Перелетные птицы

Серенький воробышек – прыг да прыг!

Птицы

Улетают, улетели…

Перелетные птицы

Как мы птичкам помогаем

4-я неделя

Птичий двор

Вышла курочка гулять…

Домашние питомцы

Домашние птицы и их детеныши

Домашние птицы и их детеныши

Примерное тематическое планирование на 2 квартал

Период

Тема

1 младшая

2 младшая

средняя

старшая

Комбинир. направл.

Декабрь1-я нед.

Зимушка-Зима

Зимушка-Зима

Зима

Здравствуй, Зимушка-Зима

Зимушка-Зима.

Зимующие птицы

Зима. Обитатели зимнего леса.

2-я неделя

В мире вещей

Знакомство с понятием «Одежда»

Идет Маша на прогулку

Одежда, обувь

Такая разная одежда и обувь. Для чего нужны ткани

Классификация одежды.

Знакомство с трудом работников швейной промышленности

3-я неделя

В мире вещей

Знакомство с понятием «Мебель»

Квартира

Мебель

Мебельная фабрика.

Техника наша помощница.

Предметы, которые нас окружают.

Умные машины, живущие в доме.

4-я неделя

Скоро новый год

В лесу родилась елочка…

Новый год

Новогодняя песенка

Новогодние хлопоты

В гостях у Деда Мороза

Январь 1-я нед.

Зимние забавы

Катаемся на санках

Зимние развлечения

А мы саночки возьмем и на улицу пойдем

Зимние забавы.

Спорт это здоровье

Зимние виды спорта

2-я неделя

Здоровье – главная ценность

В гости к доктору Айболиту

Здоровье

Кто крепок телом тот богат и здоровьем и делом

Витамины укрепляют организм.

Сохрани свое здоровье сам.

Полезные продукты.

Личная гигиена.

3-я неделя

Книжкина неделя

Козочка рогатая, козочка бодатая…

По страницам детских книг

Испокон века книга растит человека

Книги, которые нас учат. Экскурсия в библиотеку

Откуда пришла книга. Экскурсия в библиотеку

4-я неделя

Школа добрых волшебников

Будем добрыми

Наши добрые дела

Наши добрые дела

Учимся играть и работать дружно.

Давайте говорить друг другу комплименты.

Я и мое настроение.

Счастливое детство.

Февраль1-я неделя

Мы все такие разные

Мальчики и девочки

Семья

Какие мы разные

Общаемся друг с другом. Наши имена и фамилии.

Мужчины и женщины в семье.

2-я неделя

Искусство

Играй музыка, играй

Игрушки

Эмоции

Музыка и живопись украшают нашу жизнь. Русские народные праздники.

Что такое музей?

Культура и традиции русского народа

3-я неделя

Защитники Отечества

Кто такие защитники Отечества

Папа

Мой папа самый лучший

Кто служит в армии

День защитника Отечества.

Знакомство

со службой пограничника

4-я неделя

Комнатные растения

Комнатные растения

Цветы

Как помочь растению

Комнатные растения

Как узнать растение

Комнатные растения

Как растет растение

Примерное тематическое планирование на 3 квартал

Период

Тема

1 младшая

2 младшая

средняя

старшая

Комбинир. направл.

Март 1-я нед.

Мамин праздник

Милую мамочку очень я люблю

Мама

Мамин день

Мамин праздник

О маме

2-я неделя

Вещи вокруг нас

К милой бабушке на длины да оладышки

Посуда.

 Труд повара.

К счастью, помогает всюду нам различная посуда.

Посуда. Продукты питания. Столовый этикет.

Классификация посуды. Знакомство со свойствами стекла и пластмассы.

3-я неделя

Весна-красна

Тает снежок, оживает лужок

Весна

Здравствуй, Матушка Весна!

Весна-красна.

Просыпается природа.

О весне. Труд людей весной.

4-я неделя

Край родной

Мой дом

Мое село

Наш район очень красивый

Я люблю тебя Россия. Москва – столица нашего Отечества.

Страна в которой мы живем. Символика страны – герб,  Флаг, гимн.

Апрель 1-я нед.

Рыбы

Аквариумная рыбка

Рыбы

Шустрых рыбок рой пляшет под водой

Животный мир морей и океанов.

Животный мир морей и океанов.

2-я неделя

Космос

Самолет построим сами

Солнечный круг

Земля и солнце

Этот загадочный мир. Освоение космоса.

День Космонавтики.

Планеты солнечной системы.

3-я неделя

Транспорт

Машина

Транспорт.

Дорожная безопасность

Мы поедем, мы помчимся…

Безопасность на дороге.

Осторожно улица!

Классификация транспорта.

Знакомство с дорожными знаками

4-я неделя

Безопасность дома и на улице

Автобус

Пожарная безопасность.

Бытовые приборы.

Огонь – друг или враг?

Будь осторожен с огнем!

Опасные предметы дома.

Осторожно – электроприборы!

Пожарный – герой, с огнем вступает в бой

Май1-я неделя

День Победы

Березонька красавица

Вместе весело шагать

День Победы

День Победы.

Мир на всей планете.

Мы победители

2-я неделя

Береги свою планету!

На нашей полянке расцвел одуванчик

Водичка-водичка

Береги свою планету!

Наша земля.

Невидимка воздух. Волшебница вода.

Красота русской природы.

Свойства воды.

3-я неделя

Насекомые

Насекомые

Насекомые. Цветы на лугу.

Букашечки-таракашечки. Полевые и садовые цветы.

Цветущие растения, леса, сада, луга.

Безопасность на природе.

Насекомые

4-я неделя

Здравствуй лето!

Игры с песком и водой.

Труд взрослых

Времена года (обобщение)

Встречаем лето.

Встречаем лето.

Ядовитые грибы и ягоды

Экскурсия в школьную библиотеку. Прощай детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГТ.

"Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями" Аннотация ØПланирование воспитательно-образовательной...

Консультация для педагогов "О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании"

Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа. Основой данного принципа является тематическое планирование – это особая фор...

Презентация "Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ"

Презентация содержит информация , как реализовать комплексно-тематический принцип при организации образовательного процесса в ДОУ: планировании, через проектную деятельность....

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ и реализация системно - деятельностного подхода к развитию ребенка.

В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требов...

«Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ»

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса должен включать темы, которые будут:·         решать образовательные задачи;·...

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса

Невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья име...