Театрализованная деятельность.
рабочая программа по теме

Фомичёва Наталья Борисовна

Примерная программа к  театрализованной деятельности в детском саду выделенной в отдельные досуговые занятия (для среднего и страшего возраста). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannaya_deyatelnost.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                        Пояснительная записка.  

    Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как развитие творческих способностей, приобщение к художественной деятельности, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и др.. Особая роль в эстетическом воспитании отводится театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность – это один из самых распространенных видов детского творчества. Он близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой и самовыражением. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления;  настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.     Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, взаимодействия между детьми.  Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.

      Правильный подход к театральной деятельности должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов,  любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности  детей, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, помогает продемонстрировать свои умения, знания, фантазию.

      Упражнения на развитие речи, дыхания, голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично; тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

     

                                     Цель программы

        Развивать интерес к эстетической стороне действительности, формирование эстетических интересов,  эстетического вкуса; развивать инициативность и самостоятельность, потребность детей  в творческом самовыражении. Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.

                                      Задачи программы

1.        образовательная  задача: приобщать детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Совершенствование артистических навыков, работа над речью, интонацией; работа над коллективным взаимодействием.

2.        воспитательная задача: воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; способствовать гармоничному развитию личности каждого ребенка, где важна не театрализованная деятельность сама по себе, а  как воспитательное средство. Дети учатся видеть и слышать окружающий мир, развивая свою эмоциональную отзывчивость, приучаются к целенаправленной работе, занимаются творческой деятельностью. Способствовать расширению художественно-эстетического кругозора  детей через знакомство с театральной  культурой,  развитию художественного вкуса. Также способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.

                                               Возраст

    Данная программа рассчитана на средний и старший  возраст.

                                                Формы работы

1.Текущие занятия.

2. Показ инсценировок или спектакля на утренниках, праздниках или вечерах  развлечений  (ноябрь, март).

3. Итоговый концерт по пройденному  за год (апрель-май).

                        Формы занятий и основные направления

                                             работы с детьми

Занятия  будут проходить  в игровой и  наглядной  формах.

      Игра для детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества, личной активности. Игра - путь к познанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить, считал А.М. Горький. В играх познаются разнообразные свойства предметов, разнообразные свойства жизни. В играх заложена огромная информация о различных знаниях и сведениях. Ребенок получает их свободно, без нажима и насилия. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе, на удовольствии.

      Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству, воспитывать нравственно-эстетические качества.

       Музыкальное воспитание – где дети учатся слышать в музыке разные эмоциональные состояния, дающие возможность более полно оценить и понять характер героя или сюжетную ситуацию.

Задачи.  Слушать музыку к очередному спектаклю, отмечая её разнохарактерное содержание, учить детей эмоционально передавать настроение, отраженное в музыке с помощью движений , жестов , мимики.

       Развитие и техника речи (риторика) – объединяет  игры и упражнения, направленные на улучшение формулирования фраз и предложений, на развитие дикции, дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основными чувства; пополнять словарный запас.

Ритмика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей ребенка, свободы и выразительности телодвижений, обретения чувства гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Работа над спектаклем – включает в себя знакомство с художественной литературой на которой базируется спектакль;  знакомство с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля или отдельных его персонажей,  знакомство с природными явлениями, явлениями окружающей жизни, перекликающимися с сюжетной линией будущего спектакля; а также непосредственно работу над самим спектаклем – от театрализованных игр и упражнений, этюдов до самого спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, стихам и художественным произведениям, развивать навыки действия с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния; пополнять словарный запас, образный строй речи.

                                          Структура занятий

     Занятия театрализованной деятельностью будут проходить 2 раза в неделю  во вторую половину дня. Продолжительность занятия 30 мин. Общее количество учебных занятий в год – 62.

                             Материально-техническое оснащение

  1. Фортепиано
  2. Музыкальный центр
  3. СД, МП3, нотная, методическая литература, пособия ( художественные произведения, являющиеся основой спектаклей  или инсценировок; наглядные тематические пособия – репродукции, иллюстрации; различные тематические игры (подвижные, настольные, образовательные и т.д.); музыкальный материал (хрестоматии и методические пособия, ноты))
  4. Детские музыкальные инструменты
  5. Детские и взрослые театральные костюмы, маски
  6. Декорации
  7. Ширмы

Все занятия будут проходить в музыкальном зале, в знакомой и комфортной для детей обстановке.

                        Механизм оценки получаемых результатов

   Оценкой получаемых результатов является спектакль или инсценировка художественного произведения в ноябре и марте месяце. Так же механизмом оценки получаемых результатов является и педагогический анализ знаний и умений (диагностика).

   Диагностика как процесс, позволяет выявить динамику развития творческих и артистических способностей ребенка, а также динамику развития применения полученных знаний и умений. Наиболее ярко уровень развития способностей ребенка можно выявить в процессе различных  игр, направленных на развитие музыкальности, пластики, речи, создания образов. Педагогический анализ проводится 2 раза в год: вводный в сентябре, итоговый – в мае.

     

                                   Взаимодействие с родителями

1.        Собрания общие и групповые

2.        Консультации в форме индивидуальных бесед

3.        Итоговые спектакли

4.        Выставки ("Театр в жизни ребенка", "Дошкольная театрализованная деятельность", "Театр дома" и т.д.)

5.      Возможна совместная творческая деятельность детей и родителей, что позволяет преодолеть традиционный подход к детской театрализации. Такая организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения, создаются доверительные отношения между взрослыми и детьми.

                                         Работа с кадрами

1.        Тематические консультации

2.        Организация утренников, праздников и вечеров развлечений, включающая в себя инсценировки или спектакли.

3.      Совместная подготовка и помощь к проведению спектакля.

 Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

     Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

 

Список использованной литературы:

  1. С.Д. Сажина «Составление рабочих и учебных программ для ДОУ»  М. 2006 г.
  2. А.В. Щеткин  «Театральная деятельность в детском саду» М. 2007г. «Мозаика-синтез»
  3. А.И. Буренина «Театр всевозможного» выпуск 1 СПб 2002г.
  4. Е.в. Горшкова «От жеста к танцу» методика и конспекты занятий  М. 2002 г. Издательство «Гном и Д»
  5. М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений М 2004 г. «Сфера»
  6. В.А. Ильев «Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока» М. 1993 г.
  7. «Эмоциональное развитие дошкольника» М. 1985 Просвещение
  8. Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в детском саду» М 2000г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...