Консультация для педагогов. "Использование песочной терапии в развитии дошкольников"
консультация по теме

Дубоделова Любовь  Васильевна

В консультации раскрывается терапевтический эффект игры с песком. Рассказывается как создать песочную терапию, что для этого понадобится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Использование песочной терапии в развитии дошкольников.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Если  видите, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Игры с песком:

  развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

  снимают мышечную напряжённость;

  помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

  развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

  стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

  позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

  преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

  развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

  совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

  способствуют расширению словарного запаса;

  помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

  позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

  способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

  помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в дет саду, в логопедическом кабинете.

Общие условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

  люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;

  наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

  летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

  обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

  жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

  домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

  деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

  объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

  транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

  объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

  объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

  аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

  естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

  фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

  злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных нет детей в стране — 
Ведь не место им в песке! 
Здесь нельзя кусаться, драться 
И в глаза песком кидаться! 
Стран чужих не разорять! 
Песок — мирная страна. 
Можно строить и чудить, 
Можно много сотворить: 
Горы, реки и моря, 
Чтобы жизнь вокруг была. 
Дети, поняли меня? 
Или надо повторить?! 
Чтоб запомнить и дружить!

 Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.

  Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.

  Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

  Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение песочной терапии в развитии дошкольников.

Песочная терапия позволяет решить задачи развития мелкой моторик, развития фонематического слуха, успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, развития  коррекции речи, позволя...

Консультация для педагогов "Использование Су-Джок терапии в речевом развитии"

Консультация для педагогов "Использование Су-Джок терапии в речевом развитии"...

Консультация для педагогов " Использование интерактивной доски в познавательном развитии дошкольников"

Данный материал в помощь педагогам при освоении интерактивной доски , использование её на практике....

Консультация для педагогов "Использование элементов песочной терапии в профилактике дисграфии у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"

Помимо навыков устной речи, в дошкольном возрасте закладываются навыки письменной речи. Для овладения письмом важна степень сформированности всех сторон речи. При незрелости различных отделов гол...

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников».

laquo;Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психо...